Ирина ТОБОЛКИНА: развитие одаренности в ребенке — залог будущего страны


Текст | Наталья ВАСИЛЬЕВА

МОУ «Академический лицей г. Томска» — специализированное учреждение для одаренных детей, многолетняя инновационная образовательная деятельность которого известна по всей стране. Своим
видением реализации ПНП «Образование» и места, которое должно
отводиться в нем инновационным учебным заведениям, с нашим
корреспондентом поделилась директор лицея, кандидат педагогических наук, почетный работник общего и профессионального образования РФ, отличник народного просвещения Ирина Тоболкина.

— Ирина Николаевна, достаточное ли внимание, на ваш
взгляд, в национальном проекте
«Образование» уделяется работе
с одаренными детьми, которой
вы посвятили всю свою педагогическую и научную карьеру?

— Национальный проект «Образование» стартовал два года назад.

Первым победителем в проводившемся в рамках проекта конкурсе среди
общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы, в Томской области стал наш Академический лицей.

Проект в целом ориентирован на стимулирование инновационных процессов в конкретных образовательных учреждениях, что соответственно должно способствовать развитию всей системы образования страны.

Проблема работы с одаренными
детьми в нацпроекте особо не акцентирована, вместе с тем она может
быть рассмотрена в контексте элитного образования, подготовки специалистов-лидеров, потенциального обеспечения отраслевых структур руководящими кадрами. В последнем руководство понимается мною широко,
как подготовка кадров — носителей
идей, способных организовать их реализацию, то есть довести идею до конечного продукта. Эти две составляющие национального проекта, на мой
взгляд, сегодня не соединены.

Всероссийская программа «Дети
России», стартовавшая в 1996 году,
стала по своей сути предтечей сегодняшнему национальному приоритетному проекту «Образование». В рамках этой программы одаренные дети
России рассматривались как стратегический ресурс государства. Еще
тогда была разработана математическая модель развития общества на
долгосрочную перспективу. Согласно
этой модели от того, какие идеальные требования мы будем принимать
за основу, зависит ближайшее и отдаленное будущее России: какой
страной мы станем — сырьевой или
с доминированием инновационной
составляющей. А последнее напрямую обусловлено тем, какое место
государство определит образованию
и насколько педагоги и руководители этой сферы поймут выбранную
стратегию государства.

В связи с национальным проектом самый главный вопрос, который
мы должны себе задать: «Кого мы
планируем получить по окончании
школы — функционера, исполнителя или же деятельного специалиста?». Интеллектуальное и социальное развитие личности — вот две
доминанты в формировании личности одаренного ребенка, на которые
должны опираться педагоги. Ведь
в конечном счете вопрос развития
одаренности в ребенке — вопрос
будущего страны. Сейчас образование априори развивается благодаря
энтузиастам. Эти педагоги стремятся
к формированию элитного образования, что чрезвычайно важно, поскольку разработка и реализация
элитного образования сегодня, в том
числе и с одаренными детьми, —
это техники и технологии массового
образования завтра.

— В какой мере в России может быть использован международный опыт в подготовке одаренных детей?
— Сегодня развитие одаренности
стало модным в нашей стране. И, как
любая модная тенденция, это имеет
плюсы и минусы, что, в частности,
касается заимствований опыта коллег из-за рубежа. У нас уникальный
исторический опыт по развитию одаренности, истоки которого находятся
еще в царской России. Но только в
1980-х годах отечественная наука и
практика вновь обратили внимание
на данный вопрос столь массово и
на государственном уровне. К этому
времени зарубежные страны во многом ушли вперед. И сегодня мы активно используем иностранные диагностики, методики, технологии,
идеи которых, кстати, были представлены в первые десятилетия советской власти отечественными учеными и практиками. Зарубежные
школы значительно продвинулись в
области междисциплинарного обучения. Акцентирую: не межпредметного, а именно междисциплинарного,
базирующегося на соединении дисциплин на уровне научного, методологического и философского осмысления целостности мира и процессов
в нем. Например, технология изучения иностранного языка. Меня поразили уроки литературы в обычной
французской школе, где тексты
В. Шаламова использовались для
анализа языковых особенностей русской речи, то есть в основу образовательной специфики там изначально
положены исследовательские аспекты, что чрезвычайно важно для развития интеллекта личности.

Пришла пора и нам систематизировать собственный опыт, когда мы не
просто используем наработанные знания, а применяем их комплексно для
развития не только интеллекта, но и
накопления витагенного социального
опыта личности. Например, метод
проектов не должен использоваться
«в стол», на перспективу, вырабатывая у учеников только навыки написания текстов, он должен доводиться до
логического конца — от разработки
до реализации и анализа проделанной работы, системно, а не спонтанно.

Одаренные дети — это явление
цивилизационное, и, конечно, данной проблемой занимаются педагоги
и ученые не только России, но и всего мира. Мы обязательно должны
учитывать международный опыт, но
не просто калькировать его, а адаптировать к нашей ментальности, национальной и государственной специфике, учитывая также перспективы развития государства.

— Как вы в целом оцениваете концепцию и реализацию национального проекта
«Образование»? Какие аспекты
в нем вы бы усилили?

— Что мы получили в качестве
первых итогов этого проекта? Те учреждения, которые уже накопили
большой опыт инновационной практики, оказались победителями конкурсного отбора первого года реализации национального проекта. На
второй год победителями стали в основном те, кто имел значительный
задел в данном направлении.

На недавно открывшийся конкурсный отбор третьего года вновь заявили себя школы-победительницы
прошлых лет. Другие учреждения —
участники проекта пока еще нельзя
назвать лидерами образования. Новых педагогических идей нет, а
предлагаются варианты реализации
государственной политики в области
образования. На мой взгляд, сегодня необходимо использовать новый
механизм реализации приоритетного
национального проекта. Это, например, введение институтов школ-партнеров и школ-спутников, когда школа-победитель становится куратором
инноваций в других учреждениях образования. Это станет и дополнительной внешней экспертизой нововведений, и элементом повышения
ответственности за разработку и
внедрение инноваций в образовательный процесс.

— Как строятся отношения лицея с муниципалитетом? Какое
участие он принимает в социальном развитии Томска и
Томской области, развитии сельской школы?

— Еще в 1992 году Академический лицей г. Томска был назван
газетой «Первое сентября» одним
из первых общеобразовательных
учреждений России, занимающихся
проблемами одаренности детей.

К слову: официальная регистрация
таких учреждений началась в нашей
стране лишь в 1993 году, а в
1996 году была разработана и принята федеральная программа «Одаренные дети». Сегодня наш лицей
является областным научно-практическим центром «Дарование», его
учредитель — Департамент общего
образования Томской области. Основное назначение центра — демонстрация практического опыта
внедрения образовательных практик
работы с одаренными детьми, консультирование и сопровождение инновационной деятельности в данном
направлении с учетом теории развития одаренности и практики внедрения научных разработок.

Но накопленный за десятилетия
опыт региону не очень нужен, Администрация Томской области находится в постоянном поиске интересов за
пределами своей территории. Возможно, потому что не выполнила ряда обязательств, тем самым подтолкнула инновационные школы к
регрессивному развитию: от элитарного к массовому. Такова судьба гуманитарного лицея, такова и наша
история: одно здание специализированного учреждения находится пять
лет в условиях капитального ремонта, другое при строительстве перепрофилировано под жилой дом.

Многие школы так и не имеют спортивных площадок и сооружений.

И все-таки отношения лицея и
власти продолжают строиться на
стратегической основе, и у них есть
большие перспективы. Сегодня Томская область реализует комплексный
проект по формированию содержания образования области, идет концентрация всех сил — и научных, и
педагогических — по определению
направлений его развития. При этом
важно решать не мелкие проблемы,
главная наша цель — развитие
инфраструктуры кадров для непрерывного инновационного образования. В ходе определения конкретных
путей важно осознать, чьи интересы
будут реализовываться: государства,
региона, области и т. д. Нужно, чтобы реализация новых образовательных проектов способствовала изменению системы образования, в частности Томской области.

— Какова специфика менеджмента в образовательной организации, внедряющей инновационные программы?
Расскажите, пожалуйста, о ваших знаменитых управленческих ноу-хау.

— Инновационная образовательная деятельность априори предполагает изменения и в управленческой
сфере. Само понятие менеджмента в
образовании появилось не так давно.

Кстати, именно в Томске в 1998 году
состоялся первый выпуск менеджеров сферы образования в России.

Сегодня же можно говорить об альтернативном менеджменте в образовании. Альтернативность здесь проявляется в том, что каждый педагог
приходит в образовательное учреждение, чтобы внести свою лепту в
общее дело, он мотивирован на позитивную деятельность, и эту мотивацию нужно использовать как можно более полно.

А управленческие ноу-хау — это
организация собственного видения
системы педагогического труда.

У нас это и локальная система повышения квалификации педагогов по
работе с одаренными детьми, и разработанные в лицее модельные требования не только к обучающемуся
на каждой ступени образования, но
и к педагогу, к любому другому сотруднику каждого подразделения лицея. В Академическом лицее г. Томска много лет работала уникальная
кафедра культурной политики как
управленческая кадровая структура,
основной задачей которой было
формирование культуры учреждения.

Эту задачу кафедра выполнила, а
затем в связи с изменением требований нашего учреждения (когда к
лицею была присоединена общеобразовательная школа) ее преобразовали в кафедру репродуцирования и
развития. Теперь ее цель — воспроизводство образовательных технологий и их удержание, адаптация педагогов присоединенного учреждения
к нашим требованиям, поднятие их
профессионализма на уровень, обеспечивающий их вхождение в активную инновационную образовательную практику лицея.

Среди особенностей менеджмента
в нашем образовательном учреждении и организация уровневого построения содержания образования,
и инновационные формы реализации деятельности попечительского
совета, и многое другое. Кроме того,
наш лицей одним из первых в России ушел от методических объединений, например, педагогов начальных
классов: специалисты входят в состав кафедр, что меняет их видение
преподаваемых дисциплин, учителя
начальных классов также имеют узкую специализацию.

— Лицей известен тем, что сумел
наладить эффективные отношения с бизнес-структурами…

— Сегодняшние доверительные
отношения с бизнес-структурами у
лицея складывались постепенно в
течение многих лет. Когда-то финансовое участие в деятельности
учреждений социальной сферы давало бизнес-структурам определенные налоговые льготы. Мы это использовали при решении своих локальных задач: для получения материально-технического обеспечения, повышения квалификации педагогов, расширения образовательных возможностей. Сегодня Академический лицей г. Томска — самодостаточное образовательное учреждение, и мы иначе сотрудничаем с бизнес-структурами: предлагаем им принять участие в проектах,
конкретных делах, значимых и перспективных для общества. В течение 15 лет в нашем лицее реализуются среднесрочные и долгосрочные программы, которые мы могли
бы реализовать и своими силами,
но без поддержки со стороны
властных и бизнес-структур они
были бы менее эффективны.

— В советское время в коллегиях министерств без отрыва от
своей основной деятельности
работали знаменитые профессионалы. Не кажется ли вам, что
сегодня коллегию Минобрнауки
тоже желательно пополнить такими профессионалами?

— Сегодня приходится сожалеть,
что хорошие идеи государственного
значения становятся искаженными,
нежизнеспособными на местном
уровне, тогда, когда они доходят до
потребителя (возможно, не хватает
смелости и последовательности в их
реализации). Не хватает теоретикам
практического опыта, знания реальных событий и ситуаций, тем более
региональных.

Поэтому, несомненно, было бы
очень хорошо ввести профессионалов
в коллегию Минобрнауки, более того,
такова катастрофическая необходимость сегодняшнего времени. Во-первых, потому, что сейчас многие решения, принимающиеся наверху, находятся весьма далеко от реальных требований и запросов общества. Во-вторых, введение профессионалов во
власть будет способствовать демонстрации инноваций в той ситуации, когда они не были заявлены государством, что стимулирует более качественную разработку федеральных программ и более эффективную их реализацию. В-третьих, такой шаг поможет наладить более тесную взаимосвязь науки и образования. При этом
важно не согласительное участие авторитетных педагогов-представителей
образовательных учреждений, а их
работа в данных органах управления в
качестве равноправных сотрудников.