Елена БОРИСКИНА: важно использовать потенциал туристической отрасли для развития экономики


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Компания речного
туризма Волжского
пароходства «Волга-
Флот-Тур» (офисы в
Нижнем Новгороде и
Самаре) сегодня ведущая в сфере внутреннего и въездного круизного туризма в Поволжье. Ее генеральный
директор Елена Борискина рассказывает
о своей модели ведения
бизнеса и, на правах
одного из лидеров круизной подотрасли, комментирует программу
развития этого направления.

Круизы социального значения

— Елена Геннадьевна, наверное, самым
известным проектом, в котором участвовала ваша компания, было проведение
саммита «Россия — Евросоюз» в прошлом
году?

— Безусловно. Как вы помните, в этом саммите, прошедшем под Самарой, приняли
участие президент России Владимир Владимирович Путин, федеральный канцлер ФРГ
Ангела Меркель (тогда Германия была страной — председательницей Евросоюза), председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу. В рамках
саммита мы размещали на своем прекрасном
четырехпалубном теплоходе «Александр Пушкин», одном из самых больших и, несомненно,
самом комфортабельном на Волге, сотрудников аппаратов глав государств, принявших в
нем участие. По итогам события компания
получила благодарность президента России.

Наше участие в таком солидном проекте
было подготовлено всей предыдущей деятельностью компании «Волга-Флот-Тур». И до, и
после саммита мы проводили мероприятия
очень высокого ранга, международного уровня: саммит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России, международную конференцию «Международные деловые
встречи “Интер-Волга”», выездное совещание
руководства Сбербанка России и др. ВФТ принимала участие в праздновании 1000-летия
Казани, 1000-летия Елабуги…

Это проекты в сфере делового туризма, который занимает большое место в нашей работе.

Но главное направление компании все же
крупные круизные программы, как мы их
называем, круизы-акции.


— Такие, как «Волга православная»?

— Да, это одна из ключевых наших программ,
она проводится ежегодно. Разработчики — я и
председатель правления Самарской областной
организации Российского фонда милосердия и
здоровья Евгения Павловна Богдан. Это наша
с ней совместная интеллектуальная собственность; подготовили мы концепцию программы
еще в середине 90-х годов. Впервые она была
реализована в моей собственной компании
«Рен-тур» в 1995 году, а с 2000 года я осуществляю ее в «Волга-Флот-Туре».

На Волге расположены города, входящие в
Золотое кольцо России, — средоточие российской культуры, неотделимой от православия.

Кроме того, в ходе круиза его участники
посещают жемчужины русского православия,
такие как Желтоводский Троицкий Макарьев
монастырь, Вознесенский Печерский мужской монастырь, Свято-Троицкий СерафимоДивеевский монастырь в Нижнем Новгороде,
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в
Костроме, Ростовский Борисоглебский монастырь в Ярославле и другие.

При этом «Волга православная» — не
столько религиозная, сколько культурно-просветительская акция. В ее рамках проходят
конференции по истории России и истокам
российского самосознания, читаются лекции,
проводятся вечера русской поэзии, русских
романсов, вечера для ветеранов Великой Отечественной войны. В акции принимают участие
и православные, и иноверцы, и атеисты. Мы
стараемся делать этот круиз доступным людям
разного достатка: и бизнесменам, и госслужащим, и сотрудникам предприятий, и пенсионерам, ветеранам… В чем компании очень
помогают спонсоры, содействуют самарская
и нижегородская областные администрации,
организации Фонда милосердия и здоровья,
советы ветеранов обеих областей.

Эту акцию мы приурочивали к самым разным событиям: к 55-летию, а затем 60-летию
Победы в Великой Отечественной войне,
60-летию Сталинградской битвы, 2000-летию
христианства, 150-летию Самарской губернии,
Году молодежи, другим значимым для страны
и российского общества событиям, с акцентом
на их тематику. За 12 лет в программе приняли
участие 150 тыс. человек!
Большое значение в нашей деятельности
имеют и другие просветительские туры — по
городам Поволжья, Центральной, Северо-Западной России, с изучением культуры народов
России, проживающих в этих регионах. Самый
длительный — 18-дневный наш круиз от Самары до Санкт-Петербурга и обратно. Хотя сейчас
только весна, но на нынешнюю навигацию все
места уже проданы. Ведь это интереснейшая
поездка — с заходом в Казань, Космодемьянск,
Чебоксары, Нижний Новгород, Кострому, Плес,
Углич, Москву, Санкт-Петербург, Валаам, Кижи
и Петрозаводск.

Очень популярен пятидневный круиз по
маршруту Нижний Новгород — Самара —
Нижний Новгород. За пять дней происходит
знакомство с интереснейшими национальными традициями, историей многонационального Поволжья. Туристы посещают столицу
Татарстана Казань, Республику Марий Эл, столицу Чувашии Чебоксары. Причем круизы
можно совершать как из Нижнего Новгорода,
так и из Самары.

Есть среди наших туров и «арбузный», как
мы его называем, круиз — в Астрахань, к
Каспийскому морю.

Речные круизы — это очень увлекательно:
каждый день — новый, яркий, самобытный
город, который имеет не только свое лицо, но
и свой воздух, свой запах…


— Свою энергетику, как сейчас говорят.

— Именно так. Только приходит теплоход
на причал — и ты чувствуешь эту энергетику,
эту особость.

На берегах Волги стоит сама история, здесь
соприкасаешься с вечностью. Вечером выходишь на палубу одного из восьми наших прекрасных теплоходов и смотришь на небо, на
воду… Ночь, блики — в эти минуты хочется писать стихи, сочинять мелодии… В такие
мгновения каждый что-то переосмысливает
в своей жизни. За эти несколько дней ты так
обновляешься, как будто месяц был в отпуске.

Во время всех круизов проходят вечера
романсов, концерты классических и джазовых
музыкантов. Такой набор концертов в течение
столь короткого времени вы вряд ли посетите«на берегу» — просто потому что некогда. Проводятся дискотеки для молодежи, ретросалоны
для людей в возрасте…
Мы организуем множество детских, подростковых туров, как просветительских, так
и благотворительных — в рамках соответствующих программ самарской и нижегородской областных администраций. В 2002 году
«Волга-Флот-Тур» приняла участие в проведении акции-круиза «Волга против наркотиков!».

Подобное мероприятие прошло тогда впервые
в стране — эта тема в начале 2000-х отнюдь не
была такой, как сейчас, «раскрученной». Проблему по большей части предпочитали стыдливо замалчивать.

Инициаторами акции-круиза выступили
наша компания и администрация Самарской
области, для ее проведения была создана специальная структура — АНО «Волга против
наркотиков». Цель проведения акции — пропаганда здорового образа жизни. Наше начинание поддержали Госнаркоконтроль России,
Минобразования страны, Минздрав России,
Госкомспорт РФ, Комитет Государственной
думы по делам женщин, семьи и молодежи,
Правительство Москвы, губернаторы целого
ряда регионов, общественные и коммерческие структуры. Круг наших партнеров со
стороны как государственных, так и общественных организаций, бизнес-структур только расширяется.

Когда я выступила с инициативой такого проекта, руководствовалась вот какими
соображениями: я не врач и не могу лечить
людей, которые попали в наркотическую зависимость. Но я могу помочь создать другую
духовную атмосферу, что и стараюсь делать
всеми силами. Моя цель — содействовать созданию физически и духовно здоровой молодежной среды.

Если у ребенка проблемы в школе, конфликты со сверстниками, а мы его оставили один
на один с этими проблемами — все, мы его
потеряли. Потому что найдется какой-нибудь
юный «благодетель», который скажет: «Уколись, и все твои проблемы уйдут». Так вот,
мы предлагаем подросткам, студентам иное
решение их проблем: общение с ровесниками
летом на прекрасном круизном теплоходе,
идущем от Астрахани до Москвы, общение с
ребятами в каждом из городов, в который мы
заходим. Выявление общих интересов, дружба,
первая любовь…
Мы показываем жизнь во всем богатстве ее
проявлений, даем возможность понять, почувствовать ее ценность. Возвращаем подростков
к полноценной жизни. Если парень или девушка поймут, как интересно жить на этой земле,
как интересна жизнь, их никто и никогда не
собьет с пути истинного.

— То есть у вашего туристического контента, прежде всего, не развлекательная, а
просветительская направленность?
— Совершенно верно. Только за навигацию
2007 года мы показали Россию более чем
100 тыс. человек. При этом 70% туристов, один раз побывав в наших турах, возвращаются снова и снова. Наши круизы не просто отдельные турпродукты, а единая система,
стремящаяся охватить все слои населения:
детей, молодежь, взрослых, по мере сил создать атмосферу духовности и красоты… И это
направление обусловлено моей философией
туристического бизнеса, сформировавшейся
за годы работы в нем.

Хобби стало профессией

— А давно вы работаете в туристической
сфере?

— Я стала заниматься турпоездками еще
учась в Куйбышевском политехническом
институте, а потом работая инженером на
одном из куйбышевских предприятий. Это
было мое, можно сказать, хобби — самой страну посмотреть и другим показать.

В 80-х годах я возила тургруппы по всему
СССР: и в Прибалтику, и в Молдавию, и в
Среднюю Азию… Плюс в выходные дни я на
нашем Куйбышевском речном вокзале принимала теплоходные группы и проводила экскурсии по городу, обзорные и тематические, в
том числе по храмам — из них потом и вышла
программа «Волга православная».

Старалась заниматься своим увлечением
серьезно: окончила все, какие были при бюро
путешествий, при нашем совете по туризму и
экскурсиям, курсы — экскурсоводов, руководителей тургрупп…


— То есть вы готовили себя к профессиональному занятию туризмом?

— Вы знаете, у меня была другая мечта: я
хотела стать психологом. Пошла учиться на
факультет психологии Куйбышевского университета. Но начались 90-е годы, и с мечтой
об этой профессии — профессии будущего
мне пришлось расстаться. Но я не жалею, что
получила вторую специальность: она помогла
мне в очень трудных ситуациях, помогает и
теперь. Вообще, в каждой компании чрезвычайно важно присутствие профессионального
психолога: он обеспечивает сохранение баланса в отношениях между сотрудниками…


— А как на вас сказались 90-е?

— Наступил 1992 год, распался Советский
Союз, распалась вся прежняя система отношений в экономике и обществе, для тысяч
людей исчезли их прежние источники дохода.

Столкнулась с материальными трудностями и
моя семья. Тогда как грибы после дождя появлялись самые разные коммерческие фирмы.

И я решила использовать свои связи и навыки
в туристической сфере для создания собственного туристического бизнеса.

На первых порах мне в моей фирме «Рентур» приходилось заниматься буквально всем.

Но я не жаловалась: я предложила рынку продукт, совершенно отличный от того, что предлагали другие, была уверена в его перспективах
и все силы прикладывала к его продвижению.

Я понимала, что в эпоху всеобщего раздрая в обществе нужно во что бы то ни стало
сохранить духовность, мораль, причастность к
национальной культуре. А для этого надо показывать людям их страну: знакомить с памятниками, рассказывать об истории, традициях…
Многие наши сограждане, особенно бизнесмены, банкиры, к тому времени уже успели
съездить за границу: в Турцию, Египет, Европу… А в Петербурге, например, ни разу не
были. Просветительское путешествие по России — это было для многих внове. Я приходила
в крупные организации, банки и говорила:
«Возьмите круиз по Волге до Питера — это и
развлечение, и просвещение, и отдохновение
души». Сначала такое предложение вызывало
по большей части удивление и недоумение. Но
постепенно мой турпродукт стал пользоваться
большим спросом в Самаре.


— А теплоходы для поездок вы тогда
брали в аренду?

— Да, причем у Волжского пароходства, в
системе которого сейчас работаю.

Это было, кстати, с моей стороны весьма
рискованное предприятие — аренда огромного теплохода. Окупить ее мне, к счастью,
удалось с первого раза.

Сначала моя компания брала небольшие
трехпалубные теплоходы, потом постепенно
стала использовать теплоходы более высокого
класса, четырехпалубные. И в один прекрасный день новый глава пароходства, решивший
создать дочернюю операторскую компанию
по круизному флоту «Волга-Флот-Тур», предложил мне возглавить Самарский филиал этой
новой структуры.


— То есть предложил оставить положение хозяйки собственного бизнеса и перейти в наемные менеджеры?

— Да. Я, конечно, некоторое время раздумывала, но в конце концов согласилась. Потому
что понимала: хозяйка-то я хозяйка, но завтра,
может статься, мне не у кого окажется арендовать флот, если деятельность операторской
компании развернется по-настоящему, на профессиональной основе. Речные круизы — это
ведь очень привлекательный, как говорится,
вечный бизнес: люди ездили и будут ездить
в них несмотря ни на что, ни на какие катаклизмы. Поскольку я лучше всего умела делать
именно бизнес на речных круизах, любила его,
мне не захотелось круто менять свою жизнь.


— Наверное, одним из плюсов новой
работы стало отсутствие страха прогореть?

— Знаете, как раз наоборот: ответственность
усилилась. Ответственность за большое дело,
гораздо большее, чем было в моей собственной
компании. Если бы я прогорела в своей фирме,
это было бы мое личное дело, а здесь — нет.

Крупнейшее в России пароходство, крупнейшая в регионе и одна из крупнейших в стране
круизных компаний — шутка ли!

Волга против бездуховности

— Что главное в вашей сегодняшней
работе?

— Прежде всего преодолеть наследие 90-х
годов — бездуховность, пренебрежение к культуре, к родной стране. В советское время с
младых лет к нашим услугам были и музыкальные, и спортивные школы, и кружки, и дома
пионеров… О взрослом периоде я и не говорю:
общество «Знание», театры, музеи, музыкальные вечера, вечера поэзии, прозы…
В 90-х все это разом исчезло. Дети оказались
предоставлены сами себе, остались наедине со
своими проблемами, взрослые — тоже. Хорошо еще, что некоторые потянулись к церкви: очень многие только с ее помощью без
глубоких душевных травм смогли дожить до
«теплых дней». Театры закрывались или переставали ставить классику, музеи влачили жалкое существование. Что не фильм, то кровавая
бойня. Книги нормальные вообще исчезли:
появились детективы, где описывалась эта новая жизнь с убийствами и воровством в
крупных размерах.

Я по мере сил пытаюсь менять ситуацию —
рассказывать, что у нас великое прошлое, великие предки, наследие, которое нужно изучать,
традиции, которые необходимо продолжать…
Что надо быть патриотами своей страны.

Патриотизм в моем понимании — это в первую очередь любовь к своей малой родине.

А любить ее по-настоящему человек сможет
только тогда, когда будет знать ее историю и
день сегодняшний.

Россия — совершенно самобытная страна, у
нее свой менталитет, она не похожа на другие.

Она никогда не будет развиваться так же, как
другие государства. И наша задача, чтобы народ
российский видел, понимал, любил ценности
своей страны.

Если мы будем правильно, на этих ценностях, воспитывать своих детей, есть надежда
на возрождение России. Никакие негативные
информационные воздействия им не смогут
помешать, сбить с пути истинного…
— Глобальный у вас замысел!
— А начался он с очень локального и утилитарного. У меня всегда превалировала не
забота обо всем человечестве, а забота о своем
собственном ребенке — наверное, это такая
чисто женская черта.

Меня прежде всего беспокоил вопрос: как
моя дочка будет жить в формирующемся
обществе? Кем она вырастет? И именно эти
размышления подвигли меня на многие социальные проекты. Например, послужили основой для возрождения нами детского и подросткового экскурсионного, а затем и круизного
направления в Самаре.

Мы ходили по школам, предлагали экскурсии — и на основе тех, что раньше были в
городском бюро путешествий, и новые. Постепенно они стали пользоваться в городе большой популярностью.


— Кроме того, большое место в вашей
деятельности занимает благотворительность…

— Притом я сторонница благотворительности со смыслом, с практической пользой. Да,
можно купить в детский дом телевизор. Но
лучше дать детям нечто, что разовьет их душу.

Я организую бесплатные круизы для детских домов и домов инвалидов. Представьте:
ребенок-инвалид, в коляске — он в жизни
своей никогда не видел ничего, кроме четырех
белых стен и окна. А тут — интересное, богатое впечатлениями путешествие. Это наверняка будет одним из самых ярких событий его
детства.

ВФТ не стесняется возить на круизных теплоходах детей из неблагополучных семей, из так
называемой группы риска, ребят, чьи родители
были лишены родительских прав, состоящих
на учете в детской комнате милиции. Первый раз, когда мы отправляли в круиз таких
детей, сопровождающий от милиции, который
поехал вместе с ними, говорил нам перед обедом в ресторане: «Немедленно уберите вилки
и ножи, мы у себя в столовой все это убираем.

А то мало ли что — порежут скатерти, друг друга
поранят…» Мы с директором ресторана посидели, подумали и решили: не будем ничего убирать — у нас не казарма! И оказались правы.

Эти самые «невоспитанные» дети, когда
вошли в прекрасный ресторан, увидели фарфоровую и хрустальную посуду, кружевные скатерти и салфетки, вкусную еду, даже внешне
изменились…

Еще большее изменение произошло в Волгограде, куда мы их повезли показать мемориал Сталинградской битвы. Там эти «оторванные» дети, малолетние бандиты, как нам представляла их милиция, плакали, когда на воду
спускали венки в память о погибших в той
страшной битве.

В этой атмосфере в детях открылось что-то
такое, о чем они и сами не подозревали, и тем
более не подозревали их воспитатели. Не знаю,
смогут ли ребята изменить благодаря нашему
туру свою судьбу, ведь из яркой, полноценной
жизни, которую мы им показали, они вновь вернулись в унылую действительность. Но у детей
благодаря нашему круизу изменилась душа, а
значит, есть шанс, что они смогут вырваться.

Я работаю в круизном бизнесе в соответствии вот с каким принципом: когда один
человек стал добрее и лучше, он поможет стать
такими же людям вокруг. Только так мы сможем сделать общество более здоровым, более
нравственным.


— Этот ваш подход тоже очень женский…

— Наверное, и мне кажется, именно он и
привел меня к успеху в собственном бизнесе, привел к успеху компанию «Волга-ФлотТур», которая по всем показателям — финансовым, количеству судов, числу перевезенных
туристов, квалификации персонала — занимает ведущее положение в круизной сфере.

Если бы мы занимались «чисто перевозками» — развлекали и веселили, не обременяя
себя определенным идеологическим, культурным наполнением наших круизов, — вряд ли
мы добились бы такого же успеха.

Открыть душу России

— Учитывая ваше участие в крупных
международных проектах, вполне закономерен следующий вопрос. В каком
состоянии иностранный туризм в Поволжье и вообще в России?

— Сегодня иностранцы посещают по большому счету только Москву и Санкт-Петербург,
они не видят глубинную Россию. Но мне
кажется, без знакомства с Волгой, Поволжьем,
Золотым кольцом они Россию, ее душу не узнают и не поймут.

«Невниманию» к Волге есть несколько объективных причин. Во многих волжских городах
отсутствуют аэропорты международного класса; в очень плохом состоянии находятся автомобильные дороги. Ну а гостиницы в глубинке — это вообще проблема номер один. Требуются гостиницы разного типа и разной звездности, потому что существует деловой туризм,
есть развлекательный, познавательный, экологический… Это все совершенно разные целевые
аудитории, со своими особенностями.

Сегодня лучше всего развивается деловой
въездной туризм, на него приходится основной
процент въезда иностранцев в Россию. Да и во
всем мире это одно из самых быстроразвивающихся направлений туризма. В нашей стране
проводится все больше и больше деловых мероприятий высокого уровня. По оценкам Всемирной туристской организации к 2020 году Россия
имеет потенциал войти в десятку самых популярных в мире туристических направлений!
Проходят и будут проводиться в еще большем масштабе события международного уровня. Потому очень важно строить конгрессотели категории «4+». Таких по России почти
нет, только в крупнейших городах: Москве,
Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге… Для оперативного решения этой
проблемы очень мог бы, кстати, пригодиться круизный флот: теплоходы можно использовать как площадки для размещения, как
мобильные гостиницы.

Довольно много бюрократических проволочек в получении виз иностранцами. Недостаточно внимания уделяется пропаганде за
рубежом позитивного образа, привлекательности России. И наверное, самое главное, почему
плохо развивается въездной туризм, — сегодня
иностранцам, да и соотечественникам в большинстве случаев гораздо дешевле отдыхать за
границей.


— Цена наших туров не соответствует
качеству?

— Совершенно не соответствует. В результате соотношение въездного и выездного туризма у нас по 2007 году такое: 30 млн человек
выехало, 20 млн въехало.


— То есть деньги туристов уходят из
страны?

— Совершенно верно. Наша экономика
теряет финансовые ресурсы, притом значительные.

Туризм сегодня в мире — самая быстрорастущая отрасль бизнеса, одна из основ мировой экономики. Это 8% объема мирового экспорта, 30—35% мирового рынка услуг, 12%
валового продукта мировой экономики.

Эксперты оценивают масштабы российской
туристической отрасли в $20—40 млрд. Более
точными данными мы, увы, не располагаем,
потому что Росстат просто не отслеживает
параметры отрасли в полной мере. Туризм
способствует развитию очень многих отраслей
хозяйства: транспорта, торговли, общественного питания, индустрии развлечений, индустрии
гостеприимства. Это один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности как
отдельных субъектов Федерации, макрорегионов, так и страны в целом.

Но к сожалению, туристический рынок сегодня саморазвивающийся в плохом смысле этого слова — предоставлен самому себе.

В первую очередь у нас растет выездной туризм, то есть использование нашими предпринимателями туристической инфраструктуры, созданной другими странами, а не въездной и
внутренний, то есть использование собственной инфраструктуры.


— За неразвитостью или даже неимением таковой?

— Совершенно верно. Инфраструктуру же
частник сам не создаст! Ее развитие — предмет
частно-государственного партнерства.


— Это словосочетание сегодня так часто
употребляется…

— …И ничего удивительного в этом нет. Ведь
какую сферу ни возьми, ни государство без
бизнеса ничего не сделает, ни бизнес без государства. О гостиницах мы с вами уже говорили. Есть проблема автобусов международного
уровня для туристов, есть проблема состояния
береговой инфраструктуры.


— Береговая инфраструктура — это
маяки, причальные стенки, порты?

— Да. Этой проблемой в стране, на мой
взгляд, недостаточно занимаются. Некоторые
причалы позволили купить в частные руки,
некоторые остались в государственных. Но
если государство еще как-то регулирует цены
судозахода, то частники что хотят, то и творят:
иной раз такую цену устанавливают, что мы
вынуждены вообще не причаливать. Отдельные хозяева причалов увеличивают стоимость
захода за год на 30—40%. И ладно бы эти деньги шли на реконструкцию, так нет же, причалы продолжают ветшать…

Государство должно вернуть в данной сфере
хотя бы контроль за ценами: причал — это же
естественная монополия! А также стимулировать создание вокруг причалов зон отдыха,
спортивных сооружений, детских площадок,
пляжей, парковых зон. Для развития туризма нужны оборудованные причалы, зеленые
стоянки.

Особый разговор — состояние гидротехнических сооружений. 7% гидротехнических сооружений сегодня в аварийном состоянии, то есть
ими пользоваться вообще нельзя; большинство
остальных близко к этому.

Острейшая проблема — обмеление рек.

В целом ряде мест, особенно на Верхней Волге,
с судоходством уже наблюдаются сложности:
например, в районе Городца судоходство крайне затруднено. Это уже очень серьезное препятствие для транспорта по реке. Государство
сегодня должно с привлечением бизнеса реализовать программу углубления русел судоходных рек.

А есть еще и проблема речников. Сегодня
вместе со льготами для плавсостава, вслед за
Минречфлотом, который занимался их вопросами, эта профессия уходит в небытие. Людям
на берегу работать выгоднее. На теплоходе
очень тяжелый труд. Там нет выходных: ты как
бы все время в командировке…


— То есть государство должно
по-серьезному вернуться в сферу водных
сообщений?

— Да, вернуться в сферу водных сообщений,
заняться развитием инфраструктуры, начать
для этого специальные программы. Сегодня все
это спущено на уровень субъектов Федерации.

В каких-то регионах разработаны и реализуются программы развития туризма, например в
Самарской, Нижегородской областях. В Нижегородской области благодаря вниманию к проблеме, ее глубокому пониманию со стороны
губернатора Валерия Павлиновича Шанцева
областная администрация стала стимулировать
инвестиции в строительство турбаз, пансионатов, гостиниц, приобретение оборудования для
них. Область возмещает 5% кредита на такие
вложения. В области сегодня реализуется программа «Прорыв», акцентированная на создании привлекательности региона.

Однако этот пример, увы, исключение из
правила. Во многих других регионах туристическая отрасль вообще неприкаянная — ее не
знают к какой сфере отнести: кто-то относит к
культуре, кто-то к спорту…
Но самое главное — должна появиться единая государственная политика в этой сфере.

Круизной индустрии — приоритетное
внимание

— Где должны быть четко выделены
акценты — на внутреннем и въездном
туризме?

— Да, и особенно на круизной индустрии.

Круизная индустрия сегодня — это самая перспективная отрасль внутреннего и въездного
туризма. По целому ряду причин.

Первая — это крупный бизнес, с большими оборотами. Оборот крупной круизной
компании сопоставим с оборотом крупного
промышленного или транспортного предприятия. Наш, например, оборот за 2007 год —
400 млн руб.! Вторая — это крупный и притом абсолютно прозрачный налогоплательщик. «Волга-Флот-Тур» в прошлом году перечислила в бюджеты всех уровней 40 млн руб.!
А прозрачный потому, что мы закупаем
огромные объемы топлива, продуктов питания, перевозим и оказываем услуги тысячам
людей, нанимаем сотни сотрудников, вкладываем миллионы рублей из прибыли в капитальный ремонт судов — только в 2008 году
запланировали 13 млн руб.


— Десяток таких компаний, как ваша, —
и готова новая доходная отрасль, точка
роста российской экономики…

— Конечно. А лучше не десяток, а 20—30 подобных предприятий.

Но сегодня никаких экономических условий
для развития такого бизнеса в стране не создано. Во-первых, как вы понимаете, круизные
компании из-за того, что они по определению
прозрачные, находятся в неравных условиях с другими видами туризма. А это значит, мы
вынуждены фактически переплачивать за все
виды ресурсов, в том числе трудовые. При
этом точно так же, как и все, мы проходим
трудоемкие как для нас, так и для налоговиков
налоговые проверки. В результате находится
в лучшем случае небольшая учетная ошибка
стоимостью в пару тысяч рублей, а трудозатраты очень большие.

Вообще, знаете, по новому Закону о туризме
введены финансовые обязательства для туристических компаний. Это в принципе полезная мера: если фирма обслужила клиентов
плохо, для нее должна наступать финансовая ответственность. Но может быть, сделать
проще? Если ты платишь, условно говоря,
100—200 тыс. руб. налогов, значит, можешь
брать на себя финансовые обязательства определенного уровня, а если нет — извини.

Мы совершенно не защищены от монополизации рынков. Так, в 2008 году цена на топливо выросла на 60%. Сильно выросли и цены на
продукты питания. Стоимость тура мы в такой
же пропорции увеличить не можем. Выходить из положения, минимизировать повышение стоимости путевки я могу только за счет
оптимизации затрат и минимизации прибыли.

А это значит, меньше средств у нас останется
на обновление основных фондов.


— Потому и растет цена российских
туров?

— Конечно! Это результат постоянного роста
цены продукции монополистов и порой недостаточной эффективности работы турфирм.


— Но все же круизной сфере грех жаловаться: на нее обратил внимание сам президент…

— В обращении к участникам конференции «Основные возможности и приоритеты
управления и развития круизной инфраструктуры», которая прошла в ноябре 2007 года в
Нижнем Новгороде, Владимир Владимирович
Путин подчеркнул, что нужно заняться круизной инфраструктурой, в том числе круизными
судами. Это очень важный посыл.

Средний возраст круизных теплоходов —
более 20 лет, и замены им нет: российское
судостроение не дает новых судов, импортные же закупать крайне трудно и дорого. Да,
мы переоборудуем имеющиеся теплоходы
в класс «люкс», делаем суперсовременные
каюты, но оболочка-то все равно не соответствует всей этой начинке! Для настоящего
luxury или хотя бы уровня «4+» нужны новые
корабли.

Мое мнение — в госпрограмме по развитию
судостроения в части гражданского судостроения должна быть подпрограмма по круизному
флоту. Это будет, кстати, важный фактор поддержки отечественного судостроения, потому
что спрос на такие суда большой.

Сегодня нужно строить и покупать корабли
за государственный счет: государство могло
бы приобретать их и отдавать компаниям в
лизинг или предоставлять кредит с льготной
ставкой. С льготной, потому что при существующих сроках окупаемости судна брать
банковский кредит под 10% годовых не выгодно. Круизные компании могут приобретать
сегодня разве что «бэушные» теплоходы, пусть
в хорошем состоянии, но не новые. А это латание дыр вместо формирования качественных
основных фондов.

Если мы не будем строить круизные суда, то…

— …Круизный туризм умрет?

— Нет, со вступлением в ВТО перейдет в
руки европейских туроператоров. Мы потеряем национальную туристическую отрасль,
и деньги от внутреннего и въездного туризма
тоже будут вывозиться за рубеж.

Сегодня нам остро необходима новая редакция федеральной целевой программы по развитию круизного туризма, комплекс мер по
его развитию. С этим тезисом все соглашаются,
но движения с необходимой скоростью нет.


— Но почему проблема, находящаяся в
компетенции Федерального агентства по
туризму, не двигается с мертвой точки?

— Я не знаю «кухни» работы агентства, но
мне кажется, что это в первую очередь связано
с финансовыми трудностями. Со своей стороны стараюсь активно выполнять функцию
лоббирования отрасли на всех уровнях.

Правило безубыточности

— Насколько остра для вашей сферы
свойственная всей российской экономике
кадровая проблема?

— Очень остра! Очень мало гидов-переводчиков: есть отдельно гиды и отдельно переводчики, что негативно влияет на восприятие
экскурсии и увеличивает затраты на оплату
труда. Кроме того, гиды все в возрасте, а молодежь в эту сферу идет неохотно — это, кстати,
еще один результат 90-х годов. Выпускники
факультетов туризма, к сожалению, не нацелены на продуктивную работу, и это вопрос
взаимодействия отраслевых общественных
организаций и вузов.

Большая проблема и с кадрами в ресторанах.

Если мы сегодня гарантированно обеспечиваем для каждого нашего ресторана директора,
шеф-повара, главного бухгалтера, то с остальными наблюдается текучка, приходится обновлять личный состав. А что значит обновлять?
Это значит учить фактически с нуля: после
профессионального образования специалисты
приходят очень «сырыми». Их учат теории,
устаревшей еще в советское время.

А управленцы в сфере круизного туризма —
это вообще штучный товар.


— Мало среди них тех, кто, как вы, окончил международную бизнес-школу?

— Знаете, MBA «ум в порядок приводит»,
но на практике в применении ограничено:
у нас в стране все еще особые подходы к
управлению. Пока еще мы не пришли к такой
ситуации, что управленец только управляет, а
не занимается всем на свете, касающимся его
предприятия.

Хотя актуальность грамотного менеджмента возрастает. Мы можем здесь опираться и на некоторые отечественные традиции,
например традиции планирования на предприятии: текущего, среднесрочного и долгосрочного…
Очень важен профессиональный менеджмент и в нашей сфере. Каждый теплоход —
бизнес-единица, которая делится на несколько
субъединиц: у каждой из них свой баланс, свой
штат работников, свой бюджет, свои доходы и
расходы. Мой принцип управления — ни одна
бизнес-единица не должна быть убыточной.

Бывает, что какое-то направление, например
экскурсии социальной направленности, малоприбыльно или совсем неприбыльно. Но оно
ни в коем случае не должно быть убыточным!
Я всегда говорю: давайте заглянем вглубь,
посмотрим под микроскопом каждое направление. Что в нем не так, каковы резервы повышения эффективности? Они обязаны быть!
Такие бизнес-единицы, как теплоходы, просто
не могут быть убыточными.

Может быть, проблема в том, что цель правильная, но исполнители просто не могут на
нынешнем уровне личностного и профессионального развития, корпоративной культуры
адекватно достичь ее? Важно ставить перед
людьми выполнимые задачи — через исполнителя все равно не прыгнешь. Это сегодня
главнейшая задача менеджмента в любой организации. Потому много внимания уделяем
обучению персонала. Обязательны тренинги,
мастер-классы…


— А как вам, женщине-руководителю,
работается в российском бизнесе — мужской среде?

— На сегодняшний день в нашем холдинге я единственный генеральный директор —
женщина.

Очень тяжело было доказать, что могу
работать в этом качестве. И я доказала это
практическими результатами: сейчас в «ВолгаФлот-Туре» самое большое количество флота в
Поволжье и Волжский регион в туристическом
холдинге дает один из самых большых финансовых результатов!


— Вы ведь, помимо MBA, получили
дополнительное образование в сфере
туризма в Лондоне и Токио. Планируете
ли продолжать образование?

— Без понимания международного опыта в
нашей сфере трудно. Так же как без прямого
общения с иностранными коллегами. Поэтому
сейчас я осваиваю профессиональный уровень
английского языка.


— Вам, работающей в индустрии отдыха,
самой удается отдыхать?

— Отдыхать по большому счету некогда. Да
и работа очень интересная — отвлекаться от
нее не хочется.

Зимой, когда в России десять дней каникул, мы с дочкой стараемся где-то побывать,
в какой-то новой стране. Осенью я могу на
недельку вырваться поплавать на море —
очень люблю плавать! И все: больше отдыхать не могу и не хочу. Конечно, грамотный
руководитель должен беречь свое здоровье,
обязан уделять время на отдых, но это должно быть, скажем, два-три раза в течение года.

Месяц отдыха руководителя — уже абсурд,
это значит, ему пора на пенсию. Потому что
проблем в любом развивающемся бизнесе
множество, тем более таком хлопотном, как
наш. И летом, когда идет навигация, и зимой,
когда мы усиленно готовимся к следующей…
Особенно много проблем с условиями, в которых находится круизный туризм.

Развитие круизного туризма — масштабная
проблема, которая связана с развитием страны, интеграцией ее в мировую экономику.

Отмахиваться от нее, считать второстепенной,
говорить: у нас есть нефть и газ, а с остальными
сферами разбирайтесь сами — это политически
и экономически неверно. Сегодня, когда мы
отстраиваем здание российской государственности, совершенствуем структуру национальной экономики, потенциал круизной сферы,
туристической отрасли в целом важно использовать в полной мере.

Елена Геннадьевна Борискина родилась в Куйбышеве (ныне Самара). Окончила
Куйбышевский политехнический институт, работала инженером. В свободное время
увлеклась туризмом: в 1984—1985 годах получила сертификаты экскурсовода и руководителя туристических групп, начала работать по этим специальностям. Параллельно
окончила психологический факультет Куйбышевского государственного университета.


В 1992 году основала собственную туристическую фирму «Рен-тур», которую успешно
возглавляла и развивала вплоть до 2000 года. Активно занимаясь бизнесом, Елена Геннадьевна постоянно повышала свою квалификацию. В 1997 году прошла курс туристического менеджмента в рамках международной программы совместных промышленных и
коммерческих стажировок Великобритании, организованной Британским управлением по
туризму. В 2000 году стажировалась в области туризма в Японии и получила диплом
японского Института развития международного туризма.


В 2000 году Елене Геннадьевне предложили стать директором Самарского филиала
компании «Волга-Флот-Тур». Ее работа на этой должности отмечена:
в 2003 году медалью «За выдающийся вклад в развитие российского туризма»;
в 2004 году почетной грамотой председателя Самарской губернской думы «За большой вклад в дело благотворительности и милосердия»;
в 2005 году дипломом VII Межрегиональной конференции «Женщина в бизнесе» в
номинации «Предприниматель года»;
в 2006 году памятным знаком «За безупречную репутацию и большой вклад в развитие внешнего и внутреннего туристического рынка Самарской области» областного конкурса «Женщина — директор года».


В 2005 Елена Геннадьевна окончила курс «Менеджер и организация» в рамках МВА в
Школе бизнеса Открытого университета Великобритании. В 2006—2007 годах Самарский
филиал «Волга-Флот-Тура» под руководством Борискиной стал победителем областного
профессионального конкурса «Серебряная чайка» в номинациях «Лучший туроператор» и
«Лучшая организация круиза». К тому времени общий стаж руководящей работы Елены
Геннадьевны составил 18 лет, из которых 15 были отданы туристической индустрии.


В октябре 2007 года Е.Г. Борискину назначают генеральным директором всей компании «Волга-Флот-Тур». В 2008 году Совет по общественным наградам РФ отметил заслуги Елены Геннадьевны медалью «За профессионализм и деловую репутацию».


Воспитывает дочь.

 

Компания речного туризма «Волга-Флот-Тур» — дочернее предприятие ОАО «Судоходная
компания “Волжское пароходство”», основанное в 1999 году. Сегодня «Волга-Флот-Тур»
имеет офисы в Нижнем Новгороде, Самаре и является крупнейшей компанией Поволжья
в области организации речных круизов.


Компания предоставляет комфортабельные трех- и четырехпалубные теплоходы
«Федор Шаляпин», «Семен Буденный», «Георгий Жуков», теплоход-санаторий «Михаил
Фрунзе», теплоход класса «интурист» «Александр Пушкин» и модернизированный теплоход «Капитан Пушкарев», а также прогулочные суда.


Основными направлениями в работе ВФТ являются: деловой туризм, культурно-событийный и оздоровительно-рекреационный отдых, круизные программы для школьников
и студентов, а также благотворительная деятельность, включающая программы круизов
«Волга Православная», «Волга против наркотиков!» и др. Благодаря широкому спектру
судов и высокому классу обслуживания ВФТ помогает своим клиентам организовывать
на реке Волге встречи и акции любого формата.


Кредо компании — профессионализм, целеустремленность и качество обслуживания.


Все сотрудники «Волга-Флот-Тура» регулярно принимают участие в семинарах и выставках,
повышая свою квалификацию. Кроме того, лучшие работники компании ежегодно сами проводят семинары для туристических агентств, обучая их специфике создания и продаж речных круизов. Ежегодно компания проводит мероприятия самого различного уровня для органов исполнительной и законодательной власти, крупных российских и зарубежных компаний.


Работа компании «Волга-Флот-Тур» получила признание как на российском, так и на
международном туристическом рынке. В 2005 году «Волга-Флот-Тур» была признана лучшей на областном конкурсе «Самара гостеприимная» в номинации «За успехи в развитии
въездного туризма». В 2005—2007 годах ВФТ — победитель IX, X, XI Международных профессиональных конкурсов «Лидеры туриндустрии» и обладатель серебряной, золотой и
платиновой корон за победу в номинациях «Лучший благотворительный проект» и «За
успехи в развитии круизного туризма». В 2006—2007 годах «Волга-Флот-Тур» — «Лучший
оператор года по внутреннему туризму в сегменте круизы экскурсионного направления»
Нижегородской области.


Сегодня компания имеет большой опыт и отличную репутацию в области проведения
всероссийских, международных и межрегиональных научных конференций, обучающих
семинаров, фестивалей и гастрольных туров.