Электронный вирусоноситель


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Нацпроект «Здоровье»
переорирентируется
на борьбу со смертельно опасными заболеваниями.

«Избежать смертельного исхода
болезни, используя для этого каждую возможность» — табличку с
такой формулировкой каждый завотделения
любой российской больницы отныне обязан
поставить себе на рабочий стол. В ближайшие два года нацпроект «Здоровье» должен
постепенно переориентироваться с поддержки первичного звена на развитие специализированных учреждений. Россиянам предложат пройти углубленную диспансеризацию.

Порядка 200 млрд руб. планируется потратить
на строительство сердечно-сосудистых центров, токсикологических отделений, перинатальных центров и создание специализированных структур помощи пострадавшим в ДТП.

По мнению руководства Минздравсоцразвития, за два прошедших года удалось оптимизировать работу участковых с населением.

Так это или нет, можно спорить, но факт,
что изменения в системе поликлиник все же
имеют место быть, вряд ли будут отрицать те,
кто помнит, как на прием к врачу нужно было
нести толстую тетрадь для заведения медкарты и одноразовые перчатки. Теперь первичная помощь оказывается по новой схеме:
участковым врачам, педиатрам и медсестрам
повысили зарплаты, женские консультации и
роддома работают по системе финансирования через родовые сертификаты. «Лучше предупредить заболевание или начать лечить его
сразу, чем бороться с запущенной формой» —
к этой мысли должны были приучить россиян,
привыкших откладывать визит к врачу, если
«болит сильно, но терпимо». Там, где помимо
зарплат врачей региональные власти позаботились о реконструкции поликлиник и расширении в них числа персонала, к этой мысли
начинают уже привыкать. Отдельные «продвинутые» поликлиники, стараясь не отставать
от коммерческих центров, вводят даже такую
услугу, как запись к врачу по телефону.

Вылечить грипп или сделать прививку
теперь стало проще, но медицинские услуги
узкого профиля, как и дорогостоящие процедуры, по-прежнему остаются недоступными
для больных. Люди продолжают гибнуть от
болезней сердца, астмы, диабета, с которыми при достаточной медицинской поддержке можно жить десятилетиями. Снижение
смертности от так называемых управляемых
причин, по расчетам правительства, должно
быть достигнуто в ходе второго этапа реализации нацпроекта «Здоровье» уже к концу
следующего года. В частности, ожидается снижение смертности от сердечно-сосудистых
заболеваний в 1,5 раза.

Сначала перепишут старые болячки
Для начала государство планирует провести
«медицинскую перепись» населения России.

Чтобы начать лечить, нужно прежде всего
выявить болезни, и через два года, как рассчитывает правительство, медики получат полную картину состояния здоровья граждан.

Регионы обязали осуществить углубленную
диспансеризацию работающего населения.

В нынешнем году в программу дополнительной диспансеризации граждан России включены дополнительные лабораторные исследования, в том числе специфические для мужчин и женщин старше 40 лет, предназначеные
для раннего выявления и профилактики рака,
глаукомы, язвы желудка.

Медикам предлагается полностью отказаться от привычных медицинских карт и
выдать пациентам электронные носители, на
которых будет содержаться вся информация
о перенесенных болезнях, лечении и персональных особенностях организма. В идеале
все эти сведения должны быть интегрированы в единую медицинскую базу по стране.

Правда, отсутствие компьютеров в большинстве лечебных учреждений заставляет предположить, что дело это весьма отдаленного
будущего. Тем более что с идеей электронных
больничных карт уже связан ведомственный
скандал. Руководство Санкт-Петербургского
университета обвинило одного из разработчиков проекта — Академию им. Сеченова — в
воровстве идеи. Как уверяют петербуржцы,
проект программы «Электронный паспорт
здоровья» разрабатывали они, о чем Минздрав-соцразвития было поставлено в известность еще два года назад. Однако неожиданно
средства на разработку такой же программы получила от министерства Академия им. Сеченова в Москве.

Особым направлением станет развитие
помощи больным сердечно-сосудистыми
заболеваниями. Если ранее региональным
властям было поручено закупать для больниц
как можно больше машин скорой помощи,
то теперь траты предстоят более серьезные.

Например, на создание в регионах центров
малоинвазивной (малотравматичной) хирургии и переподготовку специалистов. Больницы должны оснастить новым дорогостоящим
оборудованием, робототехникой. Например,
ангиографами — приборами, позволяющими
во время операции получать трехмерное изображение сердца и сосудов. Или же специальным оборудованием для оказания помощи при отравлениях. На все это выделено
13 млрд руб.

Новым направлением нацпроекта станет развитие медпомощи пострадавшим в
дорожных авариях. Многие водители знают,
что сегодня на серьезные аварии с жертвами нужно вызывать не скорую помощь, а
бригады МЧС, работающие с таким весьма
специфическим направлением, как медицина
катастроф. Большинство машин стандартной
скорой помощи просто не оборудовано приборами, позволяющими начать делать операцию пациенту с тяжелыми травмами уже по
дороге в больницу. А в выездных бригадах скорой, как правило, работают терапевты или же
врачи прочих «мирных» специальностей вроде
отоларингологов или кардиологов, ведь на дом
скорую вызывают в большинстве случаев при
сердечных приступах или гриппе. В то время
как на дороге пострадавшему нужна, скорее,
помощь хирурга и травматолога.

С прошлого года МЧС совместно с Министерством транспорта начали оборудовать
наиболее аварийноопасные трассы системами оказания помощи при ДТП. Первые точки профессиональной аварийной медпомощи
появились на трассах М-4 «Дон» и «Центр —
Урал». Медики и региональные власти фактически оставались в стороне от этой работы,
которая финансировалась за счет федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» и «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». Теперь же в
рамках нацпроекта на эти цели планируется
выделить почти 6 млрд руб. Впрочем, для
бескрайних российских дорог, на которых
ежегодно гибнут порядка 35 тыс. человек, это
совсем не много.

Когда лечение — риск
Несмотря на столь серьезно заявленную
программу — снизить смертность от управляемых причин, — нацпроект направлен и
на решение локальных задач. По-прежнему
главной целю остается лечение от болезни,
а не перманентная забота о поддержании
здоровья. Пример тому — лечение патологий
новорожденных. К концу следующего года в
регионах планируется построить 20 современных перинатальных центров для помощи
беременным женщинам с патологиями. Благодаря появлению подобных центров медики
вносят коррективы в свои учебники и методики. По новым нормам, вступившим в силу
с 2008 года, новорожденным считается плод
весом в 500 г. Ранее такие младенцы выхаживались очень редко вне зависимости от
срока беременности. В стандартных роддомах
просто нет оборудования, которое могло бы
поддерживать жизнь в сильно недоношенном
ребенке, который не умеет не то что глотать,
но и дышать. В 2008 году будут введены в эксплуатацию четыре современных перинатальных центра, а в 2009-м — еще девять. Теперь,
если ребенок весом в 650 г погибает, это уже
называется не выкидышем, а смертью новорожденного, вслед за который последует служебное расследование относительно действий
медперсонала.

Другое дело, что государство, помогая такому ребенку выжить, практически снимает
с себя ответственность за его дальнейшее
здоровье. Значительная часть сильно недоношенных детей остается инвалидами, а «забота» государства об инвалидах, как и прежде,
сводится лишь к назначению им мизерного
пособия. До программ по адаптации инвалидов и интеграции их в социум нацпроект
пока не дошел. Это еще одно упущение нацпроекта: в стране нет достаточного количества
врачей, работающих именно с инвалидами,
специализированных школ и детских садов;
для них не строится инфраструктура, а чтобы
получить дотацию на покупку медтехники,
облегчающей жизнь, инвалид должен годами
стоять в очередях.

Аналогичную тупиковую по своему результату заботу ощущают на себе онкологические
больные. Выявить рак на ранней стадии — это
полдела. Важно затем получать непрерывное
лечение. Между тем в специализированные
онкологические центры стоят колоссальные
очереди. Несмотря на то что государство формально дотирует все основные процедуры,
прописанные раковым больным, на деле за
каждый курс химиотерапии больной вынужден выкладывать десятки тысяч рублей. То
же самое со СПИДом и гепатитом. Видимо,
в понимании чиновников от нацпроекта, это
уже не относится к «управляемым» причинам
смертности.