Площадь для бизнеса


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ, политический обозреватель

На рассмотрении в Думе сейчас находится проект федерального закона о преимущественном праве предпринимателей выкупать арендуемые ими муниципальные и государственные площади. Этот документ чрезвычайно актуален для отечественного бизнеса.

Проект закона, принятый в первом чтении еще в сентябре прошлого года, предусматривает, что «преимущественное право приобретения государственного и муниципального имущества по рыночной цене имеют субъекты малого предпринимательства, являющиеся добросовестными арендаторами такого имущества в случае, если арендованное имущество находится у них на праве аренды в течение не менее чем трех лет до дня принятия решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества». Следующее, ключевое чтение законопроекта запланировано на июнь текущего года и уже вызывает серьезные дискуссии.

Статья 3 проекта федерального закона детализирует порядок реализации преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества.
«1. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение десяти дней после принятия решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества направляет арендаторам этого имущества (его части), которые арендуют это имущество (его часть) в течение не менее чем трех лет до даты принятия данного решения, уведомление о принятом решении с указанием рыночной цены имущества (его части), установленной на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
2. Арендаторы в течение 30 дней со дня направления уведомления вправе направить органам государственной власти или органам местного самоуправления заявление об использовании своего преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества (его части), а также документы, подтверждающие наличие у них преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества. Перечень документов, подтверждающих наличие у арендаторов преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, которые должны быть приложены к заявлению об использовании преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Договор купли-продажи арендованного государственного и муниципального имущества должен быть заключен в течение пяти дней со дня получения заявления об использовании права преимущественного приобретения арендованного государственного и муниципального имущества и документов, подтверждающих наличие преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества.
4. Приобретение арендованного государственного и муниципального имущества арендатором осуществляется по рыночной цене, установленной на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. Оплата приобретаемого имущества арендатором производится единовременно или в рассрочку на срок не более трех лет с момента заключения договора купли-продажи имущества. Право выбора порядка оплаты приобретаемого имущества принадлежит арендатору.
В случае использования права оплаты стоимости государственного и муниципального имущества в рассрочку на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации объявления о продаже.
6. Приобретаемое государственное или муниципальное имущество может быть оплачено досрочно.
7. Стоимость улучшений арендованного государственного и муниципального имущества не может быть зачтена в счет оплаты стоимости приобретаемого государственного и муниципального имущества.
8. В случае непоступления заявления об использовании преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, либо поступления отказа от использования преимущественного права, либо непредставления документов, подтверждающих наличие преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, приватизация такого имущества осуществляется одним из способов, указанных в статье 13 федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”.
9. В случае расторжения договора купли-продажи государственного и муниципального имущества по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, он утрачивает преимущественное право приобретения данного государственного и муниципального имущества.
10. В случае если в результате использования преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества была приобретена только часть государственного и муниципального имущества, решение об условиях приватизации которого принято, приватизация остальной части этого имущества осуществляется одним из способов, указанных в статье 13 федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”. В этом случае органом государственной власти и органом местного самоуправления принимается новое решение об условиях приватизации остальной части имущества».

Предприниматели на ура восприняли новое законодательство, в то время как в свое время правительство чинило его прохождению немало препятствий. Президент «ОПОРЫ России» С. Борисов так прокомментировал данный закон: «Это решение своевременно и крайне важно для бизнес-сообщества, так как позволит огромному количеству субъектов малого предпринимательства сохранить дело, выкупив объекты, в которые за многие годы аренды вложено немало средств, энергии и творчества».
Без сомнения, проблема выкупа арендованных субъектами малого предпринимательства объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, является на сегодня одной из самых актуальных и трудно решаемых для малого бизнеса.
При этом соответствующий законопроект № 193202-4 был разработан и внесен Комитетом ГД по собственности (депутаты
В. Плескачевский, Л. Пепеляева, Е. Панина,
Д. Саблин и др.) еще в июле 2005 года, но в связи с противодействием Минфина и Минэкономразвития РФ так и лежал без движения в Государственной думе.
Как известно, закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступивший в силу в 2002 году, отменяет все льготные способы приватизации и устанавливается принцип равенства всех покупателей госимущества. И если раньше арендаторы имели право просто выкупить у государства занимаемое ими помещение, то теперь существует единственный способ получить его в собственность — выиграть аукцион. По мнению большинства экспертов, это не совсем справедливо по отношению к малому бизнесу, вложившему значительные собственные средства в обустройство арендуемых помещений и зданий и в сегодняшнюю цену недвижимости. Выиграть же аукцион у более сильных соперников иногда просто нереально.
Группа депутатов во главе с В. Плескачевским предложила облегчить участие в приватизации тем малым предприятиям, которые пользуются государственным имуществом не менее трех лет. Цель законопроекта — оказание адресной господдержки структурам малого бизнеса. Им будет предоставляться временная преференция на участие в приватизации арендуемых ими объектов недвижимого имущества. Законопроект позволит предприятиям малого бизнеса получить имущественные гарантии для продолжения своей деятельности, вложения инвестиций в ремонт недвижимости, переоснащение, модернизацию оборудования и создание новых рабочих мест.
По словам г-на Плескачевского, в некоторых регионах сейчас началось практически «выдавливание» представителей малого бизнеса из арендуемых ими помещений, так как муниципальные власти обязаны к 2009 году распродать ненужное им имущество.
Действительно, некоторое время назад во всех городах страны мэрии начали активно выставлять на аукцион магазины, парикмахерские и кафе. Продаются даже помещения, где размещаются общественные организации. В Астрахани, например, была выставлена на продажу комната, занимаемая объединением жертв политических репрессий.
Таким образом, не вызывает удивления столь активная поддержка данного законопроекта со стороны делового предпринимательского сообщества — его лоббируют «ОПОРА России», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ и другие профильные организации.