Константин АБРАМОВ: работы хватит на всех

Текст | Сергей ТКАЧУК, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

После прошлогоднего послания президента Путина на первый план в реформировании ЖКХ вышла тема обновления жилищного фонда, масштабного капитального ремонта жилья. Ключевую роль в проведении этого ремонта в столице играют крупные многопрофильные ремонтно-строительные компании, такие как возглавляемое Константином Абрамовым производственное объединение «Братство».

Константин Федорович Абрамов, генеральный директор ЗАО «Производственное объединение “Братство”», — талантливый руководитель, имеющий большой опыт работы в различных областях строительства и ремонта, обладающий умением творчески подходить к делу, решать стратегические задачи. Под его руководством фирма «Братство» прошла путь от небольшой компании до одного из лидеров в сфере жилищно-коммунального хозяйства и планирует дальше продолжать активную деятельность, направленную на повышение качества работ и услуг в сфере ЖКХ, развитие и внедрение инновационных технологий по различным направлениям строительства и капитального ремонта.
Константин Абрамов окончил Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Трудовой путь начинал электросварщиком, слесарем-монтажником по вентиляции в Су-212, затем был освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ МСТС-3 Су-212, главным инженером РЭП-31 Северо-Восточного административного округа, директором ПФ «Ремесло». С 1995 года и по настоящее время является генеральным директором ЗАО «ПО “Братство”».
Деятельность Константина Федоровича была неоднократно отмечена наградами и благодарностями от различных организаций и государственных структур.
Ему присвоено почетное звание «Топ-менеджер Российской Федерации», а также «Эксперт в области экономики и управления»; за участие и вклад в благотворительную деятельность объявлены благодарности от Русской православной церкви и всемирного благотворительного альянса «Миротворец»; он удостоен орденов «За возрождение России. XXI век», «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России», «Во славу Отечества».

Масштаб — вся Москва

— Константин Федорович, ваша компания работает, как известно, в масштабах всего города…
— Да, и подобных «общемосковских» ремонтно-строительных организаций в столице немного — меньше десятка. Мы занимаемся широким спектром ремонтных работ. Это прежде всего капитальный ремонт домов, а также отдельно ремонт фасадов, кровли, благоустройство, ремонт и прокладка коммуникаций: сантехнических, газовых, электрических… Ведем работы как наружные, так и внутренние. То есть решаем весь спектр ремонтных задач по зданиям и жилищному фонду.
Взаимодействуем и напрямую с Департаментом ЖКХ, и почти со всеми префектурами, в первую очередь с префектурой Северо-Восточного округа — на территории этого округа начиналась наша работа. Но не только с ней, ареал нашей деятельности очень широк — от восточных районов города до западных, от южных до северных, включая Зеленоград, где мы, например, выполняем ряд строительных работ в новом здании суда…

— То есть занимаетесь не только жильем?
— Не только. У нас большие проекты с Департаментом здравоохранения города — по ремонту и реконструкции столичных лечебных учреждений; с Судебным департаментом Мосгорсуда — занимаемся обустройством офисов мировых судей в районных судах.
Но самое главное направление все-таки «жилое». Сейчас «Братство» ведет целый ряд проектов по капитальному ремонту жилищного фонда. Самый крупный — комплекс домов на Звездном бульваре, мы начали его в 2007 году, в текущем закончим.
Работаем на объектах не одного десятка ДЕЗов, управляющих компаний и ТСЖ.

— Основные ваши заказы приходятся на них?
— Заказы на капремонт жилищного фонда приходятся исключительно на городские власти, только они могут обеспечить финансирование таких заказов. ДЕЗы, управляющие компании, ТСЖ заказывают выборочный ремонт: у них нет финансовых ресурсов для системного, капитального ремонта. И не может быть по определению, ведь средства жильцов бывшего государственного жилищного фонда, предназначенные для капитального ремонта, аккумулировало государство.

9-я Парковая улица, дом 2.
На этом объекте ПО «Братство» был выполнен капитальный ремонт фасада

— Увеличились ли объемы вашей деятельности после начала в стране масштабной программы обновления и реконструкции старого жилищного фонда?
— Безусловно, объемы по сравнению с прошлым годом существенно выросли. Заключены на значительные суммы договоры на производство ремонтных и строительных работ на 2008 год.
Причем все чаще нам заказывают именно комплексный ремонт, а не выборочный, как раньше. И это очень позитивная тенденция: латание дыр, которым мы занимались практически все 90-е годы, — неправильный подход. Фактически это было топтание на месте: выполнялся локальный ремонт тех или иных подсистем или компонентов, но жилищный фонд в целом продолжал ветшать. А вместе с ним ветшали основные фонды ремонтно-строительных компаний, размывался их кадровый состав.
Это были для нас трудные времена. Ключевыми нашими заказчиками с самого начала работы компании на рынке в 1992 году и фактически до последних лет являлись ЖСК, то есть собственники кооперативного жилищного фонда. Мы начинали коммерческую деятельность именно с ремонтов по заказам ЖСК — приходили туда по рекомендациям городских служб технадзора.

— Но ЖСК же в Москве очень мало?
— Да, они контролируют всего порядка 2 тыс. домов. Вот и судите сами, в каком состоянии находится весь остальной жилищный фонд столицы старых годов постройки, пусть даже 80-х!
Сегодня государство, слава богу, вернулось в сферу реконструкции жилья, особенно после прошлогоднего послания президента, где говорилось, что государство было обязано провести капремонт, прежде чем передавать квартиры людям в собственность.
На всех уровнях власти сегодня важно четко понимать: если в обновление устаревших фондов не вложить, условно говоря, 100 руб. сейчас, то завтра придется раскошеливаться уже в два-три раза больше…

— Если будет на что раскошеливаться и дом не рухнет или не взорвется…
— Конечно. Проводить капитальный ремонт аварийного дома чрезвычайно дорого.
Сейчас это понимание у городских властей есть, комплексная реконструкция жилищного фонда в городе развивается и расширяется в правильном направлении. Запрос на серьезный комплексный ремонт в настоящее время в городе велик, и потому активно развивается ремонтно-строительный бизнес.

Развивающийся рынок

— На каком уровне развития этот бизнес находится сегодня?
— Ситуация неравномерна: есть крепко стоящие на ногах организации, обеспечивающие высокий уровень работы, есть и те, кто новичок на рынке, не обладает достаточным уровнем оснащения и специалистами. Это и ДЕЗы, РЕП, и управляющие, частные ремонтно-строительные компании — форма собственности, «происхождение» предприятия принципиального значения не имеет. Тем более что госпредприятия сегодня акционируются… Надежных и ненадежных структур на рынке где-то 50 на 50%.

— Помогло ли развитию рынка акционирование ДЕЗов?
— Отчасти помогло, отчасти, в той форме, в какой оно было проведено, увеличило неразбериху в жилищно-коммунальной отрасли, из-за чего значительная часть стоящих специалистов предпочла не переходить в новоявленный частный сектор, остаться в госструктурах управления и надзора в сфере ЖКХ.
Дело в том, что акционированию предшествует инвентаризация. Эта процедура осложняется тем, что в жилищно-коммунальном хозяйстве нет точного разграничения имущества в части инженерной структуры, коммуникаций и пр. То есть приходится разделять то, что создавалось как единое целое, а это чревато проблемами, из-за которых бизнес-структуры нередко не горят желанием приобретать акции ДЕЗов и тем самым обеспечивать им дополнительное финансирование.

— Но в числе факторов привлекательности ДЕЗов называют весьма дорогостоящие капиталы в виде зданий, сооружений и технических средств, которые за ними закреплены сегодня…
— А в качестве серьезного минуса называют их долги: иногда они исчисляются миллионами рублей.

— Достаточное ли сегодня у органов власти и населения доверие к частным организациям?
— Знаете, зачастую все еще сказывается психологический элемент советского прошлого, когда ЖЭК воспринимался как мини-государство и ему доверяли, даже если десятилетиями не производился капитальный ремонт жилых помещений, подъездов, фасадов, кровель. Управляющие жилищным фондом компании, частные ремонтные организации так пока не воспринимают.
Нередко к частнику относятся с предубеждением, предъявляют завышенные требования. Но, я думаю, это вопрос времени и привыкания.
Говорить о тотальном недоверии к частным организациям сейчас уже не приходится.
Да для этого и нет оснований. Те же ДЕЗы, государственные ремонтные предприятия уже не справляются с объемами работ и приглашают на условиях субподряда частные компании.

— Сегодня частники еще с трудом соглашаются работать с проблемным жилищным фондом?
— Да, это есть. Но рынок не стоит на месте: по мере расширения предложения на нем все больше компаний занимаются неновыми домами, трудными ремонтными работами. Если раньше они предпочитали иметь дело с небольшим портфелем новых элитных домов, то сейчас, проанализировав доходность рынка эксплуатации жилья экономкласса, фонда старой постройки, нашли их привлекательными и перспективными для инвестиций. К этому подталкивает сама жизнь.

— Вопрос для вас как для представителя частного бизнеса провокационный: а насколько вообще полезен приход частников в систему ЖКХ? Не проще ли создать естественную монополию в сфере ЖКХ?
— Сфера ЖКХ будет развиваться только при балансе государственного контроля в этой чрезвычайно социально значимой сфере и частного интереса. Присутствие частных компаний на рынке формирует иную психологию у населения, принципиально другое отношение к коммунальному обслуживанию, повышает качество и эффективность этого обслуживания.

— Насколько остра конкуренция между частными компаниями на рынке ремонтных работ?
— Конкуренция сегодня практически отсутствует: спрос намного превышает предложение.
Конечно, существует немало организаций, которые специализируются на тех или иных ремонтных работах. Но серьезный уровень демонстрируют очень немногие. Ресурсов, специалистов на рынке не хватает. На активах специалистов ЖКХ в Правительстве Москвы звучала цифра дефицита кадров по жилищно-коммунальному комплексу столицы — 10 тыс. человек!
И потому требуется повышать эффективность работы, делиться объемами с надежными коллегами, которых мы, естественно, всех хорошо знаем, брать на себя при необходимости их объемы. А также привлекать к сотрудничеству малый ремонтно-строительный бизнес на основе субподряда. Но конечно, ни в коем случае не передавать ему критически важные задачи. Такие как ремонт внутри квартир — когда люди оставляют нам ключи и уходят по своим делам; наиболее технически сложные работы; работы, требующие большого опыта и строжайшего соблюдения технологии.

— Но разве между частными компаниями не бывает противостояния на тендерах?
— Конечно, бывает, и довольно серьезное. Но когда та или иная организация несет ответственность за качественное выполнение ремонта в срок, тут уж не до противоречий: и мы зовем на помощь коллег, и нас зовут. Того, что нас объединяет, гораздо больше, чем того, что нас разъединяет. А объединяет нас в том числе борьба с фирмами-однодневками, компаниями, некачественно выполняющими работы, мошенничающими, в отношении которых нужно применять процедуры контроля и лицензирования со стороны городских властей.

— Как вы оцениваете существующую практику конкурсов по ведению ремонтно-строительных работ?
— Ситуация на тендерах значительно улучшилась после того, как стал производиться отбор по таким критериям, как качество работ и квалификация организации, сроки выполнения заказа и предоставление гарантии качества. Это позволило отсечь недобросовестные, ненадежные компании, то есть использовать экономические механизмы очищения рынка.

— С кем из заказчиков, отвечающих за конкретные дома, вам легче, комфортнее взаимодействовать: с ДЕЗами, управляющими компаниями или ТСЖ?
— Вы знаете, мы работаем одинаково ровно с организациями любых форм собственности, структурами любого типа. И все же выделю из названного вами ряда ТСЖ. Они зачастую более ориентированы на конечный результат. К их решениям не примешиваются разного рода специфические интересы, особые партнерские отношения с ремонтными структурами, нередко отличающие ДЕЗы и управляющие компании.
Несмотря на все проблемы роста, ТСЖ — очень перспективная, на мой взгляд, форма, и я приветствую ее дальнейшее развитие. Главная здесь проблема — финансовая база.
Сегодня лучше всего себя чувствуют ТСЖ, которые сдают те или иные объекты недвижимости в аренду. Очень правильно, что в новой застройке первый этаж зданий делают техническим, в старой этого, к сожалению, нет. Такой технический этаж, можно сказать, экономическая опора ТСЖ, возможность укрепить свое материальное положение.
Потому что сборы с жильцов и аккумулирование их коммунальных платежей — источник, конечно, недостаточный.

— Специалисты утверждают, что сегодняшний максимум — 70% платежей за коммунальные услуги?
— И это очень оптимистическая оценка. Риски неплатежей сейчас главная проблема развития ЖКХ, главный фактор, сдерживающий приход в эту сферу частного капитала.
Нынешнее законодательство не позволяет в должной мере воздействовать на недобросовестных жильцов. Это одна сторона медали. А другая — все-таки в полной мере не решен вопрос с выплатой субсидий социально незащищенным категориям граждан. Как только эти две проблемы будут решены, риски коммунального бизнеса снизятся буквально на порядок и можно будет говорить о формировании всех основных условий для его нормального развития.
Я хотел бы подчеркнуть: при сегодняшней ситуации в ЖКХ работы хватит на всех. Сейчас важно выстроить такую систему развития ЖКХ, в которой каждый элемент: государство, те, кто управляет жилищным фондом, крупные ремонтные организации, специализированные ремонтные фирмы, мелкие субподрядные компании — выполняет свою функцию.

Ускорить решение проблем

— На финансирование ремонтов, наверное, влияет сезонность этого рода деятельности?
— Только некоторые виды работ сезонные.
А всеми внутренними работами мы занимаемся круглогодично — строительно-ремонтные технологии не стоят на месте! А представления заказчиков зачастую стоят: считается, например, что отопление можно делать только до августа. Но при правильной организации труда и должном ресурсном обеспечении эти работы можно выполнять круглый год, за исключением длительных периодов низких температур. Но при таких теплых зимах, как в последние годы, противопоказаний не существует.
Мы поднимали данный вопрос перед столичным Департаментом ЖКХ, но пока он не решен: договоры по производству работ по отопительным системам у нас подписаны только до начала отопительного сезона.

— И наверняка это лишь одна из проблем развития ЖКХ в столице…
— Увы, это так. Очень беспокоит ценовая ситуация. С одной стороны, городские власти постоянно твердят о своей позиции — регулировать цены в целях социальной защиты населения. С другой стороны, мы можем сегодня заключить договор, заложив в него одну, фиксированную, цену, скажем, на трубы, а завтра их стоимость подскакивает на 25%.
Другая проблема: равенство цен за ремонт в новом жилищном фонде и в заселенном. Во втором вести ремонтные работы очень сложно, на них уходит много времени. А тарифы в обоих случаях одинаковы.
Что делать с этим? Отчасти, конечно, стремимся решить проблему за счет повышения эффективности, а также высоких темпов выполнения работ и соответственно оборачиваемости капитала. Эффективность управления очень важна сегодня в нашем бизнесе. Умение планировать, концентрироваться, работать на опережение — залог успеха и развития. Другой источник решения финансовых проблем — большое количество объектов.
В наших условиях это необходимый фактор, так как оплата всегда поступает после выполнения работ — предоплата минимальна.

— Это стимулирует вас к большой скорости выполнения работ?
— Разумеется. Все названные факторы приводят к тому, что в нашей сфере довольно велик минимальный эффективный объем ведения бизнеса. Это, кстати, критерий для потенциального заказчика: маленькая ремонтная фирма, если только она не узкоспециализированная при высочайшей квалификации в соответствующей сфере, не может быть надежным подрядчиком.
Далее. Все-таки не изжиты в полной мере половинчатые подходы к преобразованиям в ЖКХ. Наша компания, например, подключилась к реализации плана по установке счетчиков на отопление фирмы Siemens в одном из округов столицы. Опыт показал, что это неэффективное решение.

— Почему? Счетчики же позволяют контролировать расход ресурсов.
— Безусловно. Но их установка не должна быть дороже, чем экономический эффект от контроля расходования. В данном случае этого добиться не получилось.
Дело в том, что счетчики оказались очень уязвимы в жесткой воде. Московская вода, поступающая в системы водоснабжения, по жесткости приемлемая. Но в старых трубах она становится очень жесткой, и счетчики «летят» буквально за год, а то и за несколько месяцев. Чтобы такого не происходило, нужно устанавливать специальные фильтры, арматуру, а это довольно серьезные расходы…
То есть нельзя решать проблему счетчиков без решения проблемы замены труб. Это один момент. И второй: насколько я знаю, есть разработки московского завода «Водоприбор», которые, судя по испытаниям, позволяют намного увеличить гарантийный ресурс счетчика без установки дополнительных фильтров. Так что вопрос еще и в более внимательном выборе поставщика…
Не могу не сказать и вот еще о какой проблеме. Сегодня человек, став собственником квартиры, зачастую злоупотребляет своим правом собственности. Он волен не пускать в квартиру специалиста ремонтной организации и пользуется этим правом даже в случаях, когда требуется ремонт для всего подъезда или дома.
Бороться с таким, как говорят юристы, злоупотреблением правом сегодня очень трудно — законодательной базы не хватает. В одном из домов мы в конце концов были вынуждены проложить газовые коммуникации по фасаду здания, поскольку один из жильцов ни в какую не хотел пускать наших сотрудников в свою квартиру. Мы с ним судились, выигрывали суды, а потом в результате жалоб его юристов дело возвращалось опять в суд первой инстанции…

— Цены, злоупотребление собственников правом — об этом говорят многие представители ЖКХ, в том числе на страницах нашего журнала. Почему нет сдвигов в решении этих наболевших проблем?
— Сдвиги есть, постепенно понимание приходит. С нами соглашаются городские власти, депутаты всех уровней. Проблема в другом: механизмы власти пока слишком неповоротливы, слишком медленно функционируют. Надо бы им действовать более споро.

Отодвинуть линию горизонта

— Как, на ваш взгляд, реализуются программы реконструкции жилищного фонда — городская и федеральная?
— Отрадно, что решение проблемы обновления и реконструкции жилищного фонда стало самостоятельной государственной задачей, появилась программа ее решения до 2014 года. Сейчас массово ремонтируются дома постройки 60— 70-х годов, дальше пойдут уже дома 80— 85-го годов. Речь идет в первую очередь о полной замене инженерных коммуникаций, о том, что должны в точности соблюдаться все СНиПы по жилым домам.
Программа логичная, продуманная, необходимо только, чтобы исполнялась она последовательно, выдерживались сроки и финансирование. В Москве с этим проблем нет — на невнимание городских властей сфера ЖКХ не может пожаловаться. Но для того чтобы двигаться вперед, нужна более длительная программа, требуется отодвинуть линию горизонта. Что будет после 2014 года? Это очень важно определить уже сегодня.
Кроме того, программа ремонта жилищного фонда должна заработать в масштабах всей России. Сегодня в регионах ситуация очень трудная. Я знаю об этом не понаслышке: нас привлекают для консультирования, мы помогаем вести ряд проектов, например, в Тамбове. Собственных материалов практически нигде нет — приходится везти из Москвы. Кадров тоже не осталось: столица и другие крупнейшие города, как насос, высосали всех ИТР.
А без ИТР жилищно-коммунальное хозяйство как без головы.
Объемы, которые мы осваиваем в Москве, просто несопоставимы с теми, что обеспечивают наши коллеги в регионах. В провинции рабочий день длится восемь часов — хоть потоп! Работнику зачастую все равно, сколько он получает: размеренность жизни для него важнее.
В столице от этого давно отвыкли: пусть нам трудно живется с ценами, но зато приходится «быстро бегать», мы не заинтересованы в задержках ремонтов. Этот стиль работы должна перенять вся Россия.
Кроме того, Москва могла бы помочь новыми технологиями, современным взглядом на ремонт и эксплуатацию. Ее опыт нужно тиражировать по России.

— А с кадрами она могла бы помочь?
— Кадров недостаточно, как я уже сказал, и в самой столице, поэтому заинтересованные структуры на местах должны воспитывать специалистов своими силами. Регионам надо крутиться, работать, создавать систему материального стимулирования, производственную базу в ЖКХ, а не ждать подачек из центра. Тогда федеральные вливания из центра дадут кумулятивный эффект.

Акцент на ИТР

— Насколько остра для вашей компании кадровая проблема?
— Остра, но мы сумели уменьшить ее остроту за счет сохранения, преумножения инженерных и квалифицированных рабочих кадров. У нас сравнительно небольшой штат сотрудников — около 200 человек, но в штате работают преимущественно ИТР и специалисты высокой квалификации. На вспомогательные работы по некоторым объектам, как я уже рассказывал, мы привлекаем субподрядные организации, которые действуют под нашим контролем. Для меня, как для руководителя, существует ведь и проблема равномерной загрузки работников, производственных мощностей в течение года, потому я не могу брать в штат людей «для резерва».

— Много ли в компании сегодня работает пенсионеров?
— Практически не осталось — воспитали новое поколение специалистов, и они сегодня в полной мере заменили старых, еще советских специалистов. Это я считаю одним из важнейших показателей качества управления в нашей компании. Потому что мы сумели создать собственную, внутрифирменную систему подготовки кадров.
Используем мы и различные формы материального стимулирования и мотивации персонала. Понимаем, что кровельщики, фасадчики, специалисты по электрике, по газу — как рабочие, так и инженеры — на вес золота. Стараемся увеличивать им зарплату любыми путями. Потому что, например, работа сантехника очень тяжелая: приходится на себе, как говорится, на своем горбу носить металлические трубы довольно большого диаметра…
Сегодня наша фирма занимается строительством домов для своих сотрудников. Это коттеджи и малоквартирные дома в Подмосковье. Пока программа предназначена исключительно для персонала, в перспективе, вероятно, сделаем это одним из бизнес-направлений. Решение проблемы жилья — важнейшее стимулирующее начало для укрепления коллектива, решения проблемы текучести кадров.
Специалистов на нашем рынке, что называется, днем с огнем: провал в сфере отраслевого высшего и профессионально-технического образования колоссальный. Но даже в этой ситуации мы привлекаем наших ребят — россиян: и москвичей, и из регионов, не экономя на оплате труда. Потому что качество их работы выше. Обеспечиваем их общежитием.

Новые технологии повышают эффективность

— Учитывая акцент на инженерную составляющую, наверняка в компании есть целый ряд собственных технологических наработок?
— Безусловно. К тому же мы широко используем новые, современные технологии, известные по мировому опыту. Сейчас, например, активно занимаемся так называемой вентилируемой кровлей. Гарантия на нее 12 лет, в то время как на обычную только шесть лет. А цена та же.
Проблема недолговечности многих кровельных покрытий заключается в том, что возникают пузыри, которые приводят к их повреждению и последующим протечкам. Технологическое преимущество вентилируемой кровли в том, что ее начальный слой крепится на механических фиксаторах и это позволяет испаряться избыточной влаге. Между кровлей и основанием образуется воздушный зазор, сообщающийся с наружным воздухом по контуру кровли или через вытяжные дефлекторы. Таким образом, давление паровоздушной смеси в подкровельном слое выравнивается с давлением наружного воздуха.
Полагаю, что это весьма перспективное технологическое решение, которое имеет смысл распространить на все объекты ЖКХ. Специалисты «Братства» уже применили такую кровлю на юго-востоке и северо-востоке Москвы — отзывы самые положительные.
Только за прошлый год экономия от использования этой технологии составила 150 млн руб. То есть помимо качества ее отличает еще и сравнительная дешевизна. Однако реализовать технологию может себе позволить только ремонтно-строительная компания с достаточно высоким уровнем технологии и культуры производства. Сегодня мы обучаем коллег работать с новой кровлей.

«Братство» вчера, сегодня и завтра

— Как вы пришли в ремонтно-строительный бизнес?
— Я в нем был всю свою сознательную жизнь — после окончания профильного вуза. Работал в государственном РЭП. А в начале 90-х я и четверо моих родных братьев создали собственную компанию, которую мы назвали «Братство».

— А как будет развиваться компания в ближайшие годы?
— До сих пор мы росли довольно поступательно, без резких рывков. Я считаю это большим нашим плюсом: бизнес развивался равномерно и системно.
Тот же подход к развитию сохранится и в дальнейшем. Основные направления нашей деятельности будут расширяться, из участков мы образуем профильные управления: по кровле, по электрике, по газу… И с помощью этой усовершенствованной схемы деятельности увеличим свой вклад в реконструкцию жилищного фонда столицы — в решение задачи государственной важности.


ЗАО «ПО “Братство”» создано в 1995 году на базе ИЧП Абрамова К.Ф. «Производственная фирма “Ремесло”».
Руководитель — генеральный директор Константин Федорович Абрамов. Компания занята в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выполняет полный комплекс работ по капитальному ремонту и эксплуатации жилых и общественных зданий, также ведет строительство жилых зданий; работает практически во всех округах Москвы.
ЗАО «ПО “Братство”» активно участвует в реализации городских программ, принимает участие в работе Ассоциации предпринимателей, оказывает благотворительную помощь церковным общинам.
Основной задачей предприятия на ближайшие несколько лет является совершенствование производственной деятельности, повышение качества работ и услуг в сфере ЖКХ, развитие
и внедрение инновационных технологий по разным направлениям строительства и капитального ремонта.