е2 — е4


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ, политический обозреватель

Эксперты продолжают строить прогнозы относительно первых шагов «вновь избранного и не вступившего в должность» президента России Дмитрия Медведева.

В гаданиях российского политического класса о начальных действиях нового президента относительно новым предположением можно считать следующее: Медведев сделает Совет Федерации выборным. На это намекают, в частности, со ссылкой на главу Совета Федерации Сергея Миронова. Спикер верхней палаты российского парламента сообщил газете «Ведомости», что совместно с сенатором Юрием Шарандиным они «нашли способ, как, не меняя Конституции, перейти к выборности членов Совета Федерации». Им удалось сделать это, по его словам, «благодаря богатству русского языка».
Юрий Шарандин, возглавляющий сенатский Комитет по конституционному законодательству, по просьбе газеты объяснил, какие языковые возможности позволяют сформировать верхнюю палату с учетом народного волеизъявления. По Конституции Совет Федерации «формируется» и в него входят по два «представителя» от каждого субъекта: один — от представительного органа власти, второй — от исполнительного. Если сенаторов выбирать «по-настоящему», рассуждает Шарандин, придется менять не только закон о формировании палаты, но и избирательное законодательство и Конституцию, ведь выборы предполагают право любого выбирать и быть избранным, а не право некоего «представителя». Но если использовать по отношению к волеизъявлению граждан юридический термин «голосование» (а не «выборы») по предложенным властями персонам, нарушения не будет. Попавшие в Совет Федерации, с одной стороны, останутся «представителями», а с другой — получат одобрение народа.
Сергей Миронов неоднократно высказывался за то, чтобы сенат вновь стал выборным органом. Нынешнее заявление спикера прозвучало через неделю после того, как из окружения Дмитрия Медведева просочилась информация, что, возможно, новый президент инициирует реформирование верхней палаты.
Напомним, Совет Федерации лишь однажды избирался населением прямым голосованием — в 1993 году. Затем, с 1995 года, в него по должности входили главы исполнительной власти субъектов Федерации и спикеры региональных законодательных органов.
В 2000 году был принят новый закон о порядке формирования верхней палаты, согласно которому каждый регион делегирует в нее по два человека: один выдвигается губернатором, другой — законодателями. Некоторое время часть избранных населением региональных руководителей еще оставались членами Совета Федерации, но покидали его по мере истечения своих полномочий. В 2002 году ротация завершилась и нынешняя верхняя палата полностью сформирована из «назначенцев».
Появились новые версии и относительно того, какой будет структура правительства. Так, эксперт газеты «Избранное» Евгений Гонтмахер высказал сомнение в том, что трехзвенная схема (министерство — агентство — служба) сохранится. Надо сказать, что слухи об этом ходят очень давно: придуманную Козаком структуру многие считают не слишком эффективной. Тем не менее — опять же по слухам — пока отказ от этой схемы Медведевым не рассматривается.
Некоторые СМИ сообщают, что шансы министров Кудрина, Лаврова, Сердюкова, Голиковой, Набиуллиной и Шойгу на то, чтобы сохранить посты в новом правительстве, велики.
Отдельная тема, бурно обсуждаемая в прессе, — это атрибуты власти в виде кабинетов, резиденций, самолетов и прочих должностных привилегий — «явки Медведева», по выражению тех же «Ведомостей».
Газета предполагает, что рабочие апартаменты Медведева до 7 мая будут располагаться в 14-м административном корпусе Кремля, неподалеку от конференц-зала Совета безопасности и кабинетов замглавы Администрации президента Владислава Суркова и советника президента Михаила Зурабова. Сразу после инаугурации Медведев переедет на место Владимира Путина в первый административный корпус — в корпус «под куполом», как его называют кремлевские чиновники. Путин переместится на пятый этаж Дома правительства, в его новом кабинете портрета президента Медведева, как известно, не будет. Пока Медведев останется на госдаче в деревне Калчуга Одинцовского района, где он обитает с октября 2003 года. Путин будет жить в Новоогареве и по окончании своих полномочий. После инаугурации Медведеву перейдет сочинская резиденция «Бочаров Ручей».
Но эта тематика вряд ли способна надолго приковать к себе общественное внимание: надо полагать, мест для работы и отдыха руководства страны в России достаточно. Общественность жаждет ответов на другие вопросы.

Либерал?!.

Так, лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин считает, что России необходимы срочные меры по либерализации политического процесса. Дальнейшее закручивание гаек грозит стать необратимым и может просто разрушить страну. Если Россия будет и дальше эволюционировать из автократии в диктатуру, неизбежно возникнут центробежные тенденции. Новый президент просто обязан ликвидировать цензуру, восстановить свободные выборы и систему политической конкуренции, обеспечить независимость судов.
Илья Яшин: «Я знаю, что многие считают Дмитрия Медведева либералом и ждут от него политической оттепели. Но я бы не торопился связывать с новым президентом такие надежды. До сих пор он был верным членом путинской команды, и нет никаких серьезных оснований полагать, что он будет проводить более мягкую политику. Напомню, что в ночь президентских выборов в Петербурге арестован Максим Резник, на следующий день в Москве жестко разгоняют Марш несогласных. Победитель никак не реагирует на эти события. Это означает, что Медведев либо не владеет ситуацией, либо не намерен ничего менять. Я, к сожалению, склоняюсь ко второму варианту. Есть еще одна серьезная проблема: будет ли Медведев настоящим главой государства? Пока все идет к тому, что главные рычаги управления страной останутся в руках Владимира Путина, а новому президенту будут отведены представительские функции».
Но не все либералы настроены так апокалипсически. Вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин пишет по этому поводу следующее: «Существует довольно распространенная точка зрения, заключающаяся в том, что Медведев — сознательно или нет — вводит общество в заблуждение своей либеральной риторикой. Что он полностью зависит от Владимира Путина, а в ходе избирательной кампании просто ищет дополнительной популярности, говоря правильные слова, которые так никогда и не станут делами. Подобная точка зрения выглядит очень уязвимой: неясно, зачем Медведеву выступать с либеральной программой в нелиберальной стране. Если бы речь шла о сугубо электоральных приоритетах, то общество с куда большим энтузиазмом восприняло бы слова о величии страны или антизападную риторику, которая приятна национальному самосознанию». Каковы были особенности прошлогодней парламентской избирательной кампании, задается вопросом эксперт. Прежде всего, она прошла под ярко выраженными антилиберальными лозунгами, которые повысили уровень поддержки «Единой России», способствовав сохранению конституционного большинства партии в нижней палате парламента. То есть логика нынешней кампании носит совершенно иной характер…
По мнению Макаркина и ряда других экспертов, выступления Медведева являются месседжем, адресованным элитам, которые не только в России, но и в большинстве стран более либеральны, чем общество в целом… «Долгосрочное расхождение между властью и элитами чревато внутренней нестабильностью государства, — подчеркивает замдиректора ЦПТ. — Из создавшейся ситуации два выхода: элитные чистки (с целью приведения элитного кадрового состава в соответствие с “реакционными” тенденциями) или совмещение (насколько это возможно) позиции государства с приоритетами элит. Однако элитные чистки (механизм которых к тому же в современных условиях неясен — не заниматься же “перебором людишек” по методикам Ивана Грозного и Иосифа Сталина!) не были бы поддержаны значительной частью питерского окружения Владимира Путина… Если раньше конкуренция в Кремле и около него носила преимущественно экономический характер — понятно, что в вопросе о том, “Роснефть” или “Газпром” завладеет “Юганскнефтегазом”, не было ничего, кроме сугубо прагматичного группового интереса, — то сейчас ситуация меняется. Прагматизм, безусловно, остается, но он дополняется идеологическим фактором, который, в свою очередь, связан не с идеалистическими представлениями о хорошем или плохом, а с вполне конкретным видением будущего страны и себя в ней. И для значительной части “путинцев” закрытая страна с доминированием чиновничьих интересов, перманентной конфронтацией с Западом и авторитарным режимом по “византийской” модели из фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) — яркого примера идеологии реакции — выглядит не более привлекательно, чем для либеральных критиков режима». Другое дело, что «либеральная» бюрократия всегда — как в годы Великих реформ
XIX века, так и в наши дни — ориентирована на эволюционные изменения и боится революционных сценариев. Фактически речь идет об опосредованном предложении элитным группам образовать «модернизаторскую» коалицию, способствующую реализации реформаторского курса в политике и экономике, возвращению инвестиционной привлекательности роли одного из основных приоритетов для государственной власти (после 2003 года безусловным приоритетом стала национальная безопасность). Другой вопрос, удастся ли реализовать эти планы в условиях разобщенности элит и высокой степени их недоверия к государству, равно как и усиления позиций «нелиберальной» бюрократии в погонах и без них. Однако, как представляется, речь идет о серьезной попытке, а не о пропагандистских маневрах накануне выборов.
Президент РСПП Александр Шохин считает, что «будущее российской промышленности не зависит от выборов в положительном смысле этого слова. Для бизнес-сообщества очень важна преемственность курса реформ, стабильность. Стабильность не означает “застой”, она означает определенность перспектив. Соответственно, голосуя за кандидата в президенты, необходимо понимать не только то, что планируется сделать в течение ближайших четырех лет, но и цели, задачи и инструменты их достижения на дальнейшую перспективу. Судя по выступлению Д.А. Медведева на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей, который был проведен РСПП в Краснодаре 31 января 2008 года, и на IV Красноярском экономическом форуме, такая стабильность будет обеспечена».

Госсовет

Тем временем вновь избранный, но не вступивший в должность президент Дмитрий Медведев готовится к первому президиуму Госсовета, который пройдет под его руководством в одном из малых городов Тюменской области. Как известно, посвящен он будет развитию малого бизнеса.
Медведев уже провел рабочую встречу с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. «Мы готовимся к заседанию президиума Госсовета, и в рамках подготовки я провожу консультации с вашими коллегами, экспертами, каким образом нам развивать законодательство, касающееся малого бизнеса, и снимать все избыточные административные процедуры, которые до сих пор существуют, а их очень много в самых разных местах, и, к сожалению, большинство из них абсолютно непродуктивные», — отметил Медведев на встрече.
Тогда же новый президент высказался в пользу проведения Госсовета в одном из малых городов Тюменской области. «Российская газета» приводит его слова, сказанные по этому поводу: «Это неплохая идея — съездить в один из относительно малых городов, хотя по европейским меркам они совсем не малые, и посмотреть, как налажена работа. Может быть, в один из упомянутых вами населенных пунктов, и провести заседание президиума Госсовета. Если вы нас, конечно, пригласите».
Отказывать в приеме Владимир Якушев, естественно, не стал, пообещав в лучшем виде показать, как все организовано в Тюмени.
В регионе, рассказал губернатор, с 2001 года функционирует Фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд взял на себя лишь часть функций бизнес-инкубатора, занимаясь больше консультированием малого и среднего бизнеса. В итоге тюменский малый бизнес дает 13% ВРП области.
Дмитрий Медведев показатель оценил, но посчитал недостаточным. «Это очень хороший вклад малого бизнеса, но мы понимаем, каким он должен быть: по-хорошему должно быть минимально 50% от ВРП», — полагает вновь избранный президент. Действительно, только такая пропорциональная доля малого и среднего бизнеса в общенациональном масштабе может обеспечить России качественное и быстрое социально-экономическое развитие.