Всеволод ПЕСКОВ: не останавливаться на достигнутом

Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ.
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Челябинская группа компаний «Поликом» — один из лидеров рынка производства пластиковой тары и упаковки Уральского и Сибирского регионов, а также крупный производитель автохимии, по многим параметрам не уступающей европейской продукции. Возглавляемое Всеволодом Песковым предприятие, выросшее из участка ТНП Челябинского электролитного цинкового завода (ЧЦЗ), сегодня известная и уважаемая в регионе и за его пределами компания.

Песков Всеволод Вениаминович родился 9 июля 1962 года в г. Верхний Уфалей Челябинской области.
В 1986 году окончил Московский авиационный институт, после чего начал работать на верхне-уфалейском заводе «Уралэлемент» инженером по новой технике.
В том же году был избран на должность сначала второго, а затем первого секретаря горкома комсомола г. Верхний Уфалей. В 1990 году принят на работу на Челябинский электролитный цинковый завод начальником участка товаров народного потребления, который в рамках реструктуризации предприятия в 1996 году был преобразован в ЗАО «Поликом». С тех пор является руководителем этой компании.
Всеволод Вениаминович обладатель ряда престижных наград. Это «Медаль Наполеона» I и II степени Французской ассоциации содействия промышленности в сфере управления (Париж, 2005 год) с присвоением звания маршала; международная премия «Кубок МВА» в реестре 2006 года и Диплом топ-менеджера; международная премия «Лидер экономического развития» (Москва, 2006 год); «Золотая грамота мецената» попечительского совета международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» (2005 год); Международный приз за выдающиеся достижения в управлении предприятием, организацией (Лондон, 2006 год); «Золотая медаль за достижения в управлении и качестве», учрежденная губернатором г. Лимбург, рядом крупных нидерландских промышленных предприятий и Московской академией государственного и муниципального управления при Российской академии госслужбы при президенте РФ (Лимбург, 2007 год).
Женат, воспитывает троих детей. Увлекается охотой, горными лыжами, разведением цветных шиншилл.

На полшага впереди

— Всеволод Вениаминович, расскажите, пожалуйста, об особенностях рынка тары, месте, которое на нем занимает компания «Поликом».

— На рынке тары и упаковки мы региональный игрок — работаем в пределах Уральского и Сибирского регионов. Этот рынок вообще имеет ярко выраженный региональный характер, его границы определяются стоимостью транспортных издержек: тара — продукт объемный, и перевозится, по сути, воздух. Но за деньги, причем немалые! Территория, выгодная для транспортировки этого вида продукции, в радиусе около 200—300 км: на это расстояние еще выгодно возить продукцию одного завода пластиковой тары.
В свое время мы и занялись этим бизнесом, зная, что производителям газированной воды в Челябинске приходится возить пластиковые бутылки из Польши. Представляете, многотонный вагон, заполненный пустыми пластиковыми бутылками?

— А пластиковая тара нужна прежде всего для прохладительных напитков?

— Это большой сегмент потребления нашей продукции, но не единственный: есть еще масса других продуктов питания, а также разнообразные жидкие, сыпучие химические продукты… Вообще, сегодня многие производители поняли наконец, что упаковка — это важнейший атрибут продаж, оказывающий реальное воздействие на решение человека о покупке, и поэтому роль упаковочной отрасли очень возросла.
Одним из направлений нашей деятельности является разработка и производство упаковки под конкретный продукт. В последнее время в нашем регионе все большим спросом пользуется так называемое живое пиво: оно варится в маленьких пивоварнях, зачастую прямо на глазах у покупателей. Продукт не самый дешевый, а значит, каждый из продавцов хочет отличаться от других. Одним из методов является собственная бутылка. Так, для одной из пивных компаний мы разработали и уже изготавливаем серию бутылей разного объема, удобного для них размера и оригинального дизайна.
Оригинальные продукты появляются у производителей бытовой химии, меда, соли и прочих: прошли времена «просто контейнеров» — сегодня упаковка — это продолжение фирменной марки, особенностей товара, стиля жизни, который пропагандирует товар. То, чем продавец гордится.
В нашем деле очень важно не останавливаться, искать новые потребности, новые точки приложения усилий. Нужно идти не просто в ногу со временем, а на полшага впереди, чтобы «не выпасть из обоймы» ключевых игроков рынка. Рынок тары очень мобильный, подвижный, идет постоянная смена клиентов, их запросов, тенденций самого рынка. И нам приходится двигаться как минимум в том же ритме: учитывать сезонные колебания спроса, прогнозировать взлеты и падения рынка…
«Поликом» максимально диверсифицирует свое упаковочное производство. В этом большая заслуга нашей маркетинговой службы. Без квалифицированной маркетинговой службы работать в современных условиях очень и очень трудно. В последнее время к нам пришли молодые специалисты-маркетологи — грамотные, инициативные и, главное, видящие пути улучшения нашей работы: мы ими довольны, и результатами нашей деятельности, благодаря их работе.

«ЛАВР», Лаврик и лавры

— Для того чтобы уменьшить зависимость от настроений конечного потребителя, «Поликом» сам занялся производством конечной продукции?

— Совершенно верно. В настоящее время в рамках предприятий нашего холдинга производится несколько видов натуральной минеральной воды. И, кстати, каждая из них разливается в свою, сделанную специально для нее, тару.
Из видов конечной продукции особая наша гордость — автохимия серии «ЛАВР», выпуск которой начался лишь с идеи, а сегодня вырос в серьезное производство всероссийского масштаба, способное конкурировать с зарубежными аналогами. Такая конкуренция тем более требует эксклюзивной упаковки: наши производства усиливают друг друга.
В конце 90-х годов, когда мы занялись минеральной водой и автохимией, эти производства были совершенно незнакомыми для нас сферами деятельности, они требовали привлечения соответствующих специалистов, создания специальных участков, закупки оборудования. Это был довольно долгий путь проб и ошибок, но мы прошли его весьма успешно и сегодня гордимся достигнутым.
Главный разработчик нашей автохимии — знаменитый на Урале и во всей России специалист по этому направлению профессор Александр Николаевич Лаврик. На нашем предприятии в сотрудничестве с ним и его коллегами создана собственная лаборатория и полигон для испытаний автохимии.
В дальнейшем была сформирована сеть наших представительств по России. Сегодня их 47, они открыты по всей стране, и их количество растет с каждым месяцем.

— Таким образом, «Поликом» показал, что способен осваивать даже совершенно новые направления?

— Безусловно. Закалка, полученная в период работы в составе ЧЦЗ, и сегодняшнее очень плотное сотрудничество с заводом приучили нас даже мысленно не произносить «не могу». Когда производство настоящее, как у нас, — это означает не только серьезное оборудование, но и наличие высококвалифицированных специалистов, способных решать самые разные задачи.

— Вы продвигаете на рынке только собственную автохимию?

— Не только: три года назад мы выиграли тендер по поставке масел и спецжидкостей Shell в Челябинской области. Конкурс был серьезным: компания Shell искала в нашем регионе партнера, давно действующего на рынке, обладающего значительным авторитетом и опытом работы с аналогичной продукцией. «Поликом» сочли удовлетворяющим всем условиям, чему мы очень рады. У нас же появилась возможность перенять положительный опыт дистрибуции Shell.

— Сотрудничество с Shell, наверное, даст «Поликому» возможность войти в ее программу локализации по упаковке?

— Знаете, до самого недавнего времени компания Shell стояла на позиции: все ввозить из-за рубежа. Но недавно она начала строительство завода по изготовлению своей химической продукции в России. И мы сейчас выходим к ее руководству с предложением о сотрудничестве по таре: ведь за два года, пока будет строиться завод, мы сможем подготовить соответствующее производство тары. Данное производство в России будет для Shell более экономичным, а уровень качества мы, я уверен, в состоянии обеспечить: российским производителям уже можно доверять.

ПЭТ без границ

— Вы довольно активно работаете на рынке ПЭТ-тары и, в частности, ПЭТ-преформы. Чем обусловлен ваш интерес к этому рынку?

— Рынок продажи преформы не такой региональный, как рынок готовой пластмассовой тары; кроме того, в нем сегодня спрос намного опережает предложение. Дело в том, что сейчас любой мало-мальски заметный производитель конечной продукции не только фасует сам, но и стремится сам изготавливать для себя тару: экономический анализ показывает, что дешевле и практичнее организовать выдув на месте производства. А вот производство преформы — совсем другое дело: оно под силу только специалистам.
Одним из последних наших достижений стало освоение производства 19-литровой кулерной ПЭТ-бутыли и преформы для нее.
В нашей стране такие преформы в новинку: производителям воды пока более знакома та же бутыль, но из поликарбоната. Европа же уже давно и активно переходит на кулерные ПЭТ-бутыли. Это связано с тем, что они экологически безопасны и могут подвергаться вторичной переработке, вода в них хранится без потери своих качеств, без изменения химического состава и вкуса более года. Бутыли из ПЭТ легче и значительно дешевле аналога из поликарбоната, кроме того, имеют отличные показатели морозоустойчивости: заполненные водой, они выдерживают температуру до –15 °С.
Единственный, пожалуй, недостаток у данного вида продукции — бо`льшая по сравнению с поликарбонатом мягкость материала, что влечет за собой возможные потертости и царапины. Мы решили эту проблему с помощью своеобразного защитного термоусадочного чехла, благодаря чему срок службы ПЭТ-бутыли увеличивается в два раза.
Знаем, что есть производители такой продукции в Казани, Уфе, Петербурге… Но при этом видим, что в этой сфере рынок очень далек от насыщения.

Работа без тормозов

— А как начиналось ваше предприятие?

— Начиналось оно в далеких 90-х годах, когда зарплату исчисляли в миллионах, а мелкие фирмы вокруг росли как грибы после дождя, особенно вокруг крупных предприятий. Чего только не создавалось в те времена на заводах! Пекарни, ателье, теплицы, банные комплексы, парикмахерские…
Очень модным направлением для заводов еще во времена перестройки стало создание участков товаров народного потребления. Не обошло это веяние и Челябинский цинковый завод. Участок был создан в составе ремонтного цеха в 1990 году. Я был назначен начальником этого участка.
В то же время на завод для создания современного производства цинка было закуплено итальянское оборудование, но по некоторым причинам оно временно простаивало. В комплекте этого оборудования был современный термопластавтомат для производства пластмассовых комплектующих. Руководство завода сочло возможным начать эксплуатацию этого автомата в рамках нашего участка.
И товары на нем производили самые что ни на есть народные — например, настенную плитку, заменяющую кафель. Кроме того, делали декоративные и погонажные элементы мебели: они очень ценились челябинскими мебельщиками.
К середине 90-х годов на нескольких предприятиях города освоили выпуск разнообразной бытовой техники, а мы для нее стали выпускать пластмассовые комплектующие. ЧЦЗ купил дополнительно два итальянских станка, мы своими силами сделали необходимую оснастку. Номенклатура нашей тогдашней продукции была очень широкая: пластиковые корпуса, ведра, зажимы, защелки, посуда, туристические наборы, автомобильные зеркала…
Затем, одна из компаний, с которой мы сотрудничали, занялась производством газированных напитков. Тогда-то я понял — это наш реальный шанс вырасти в рентабельное производство.

— Всем этим вы занимались еще в составе завода?

— Да. Но постепенно завод стал отпускать вспомогательные производства в самостоятельное плавание — мы были одной из первых структур, обретших автономию, образовавших самостоятельное юридическое лицо, причем сами выступили с такой инициативой. Вступили с родным предприятием в арендные отношения: это было удобно и ему, и нам.
У завода отпала необходимость в постоянном контроле за нами. Кроме того, регулярно вставал вопрос: а рентабельны ли мы, не сидим ли на шее у предприятия? Эта проблема ушла с нашим отделением. Нам же стало легче принимать решения и осуществлять их. В условиях быстро развивающегося рынка механизмы согласования «по-советски» многое тормозили.
В самом начале своего бизнес-пути мы сформулировали для себя главный принцип работы: не останавливаться на достигнутом. Потому что топтание на месте — смерть для бизнеса. И это правило, я считаю, сыграло решающую роль в нашем сегодняшнем успехе.

— А как вы от ведер и плитки перешли к производству тары?

— Начали с ПЭТ-преформы, постепенно занялись изготовлением конечного продукта: банок, бутылей. Основная часть работников «Поликома» — это выходцы с завода, специалисты с золотыми руками. Так что освоили рынок пластиковой тары мы быстро и эффективно. Постепенно мы обрастали специализированным оборудованием, опытом, новыми клиентами. Причем если оборудование закупали у тех же итальянцев, то оснастку делали сами — не хуже итальянской.
Итальянское оборудование очень качественное, пожалуй, лучшее в своей категории.
И универсальное, так как позволяет лить заготовку в абсолютно любую пресс-форму: чашку, корпус для компьютера, ПЭТ-заготовку…

— А материал используете отечественный или импортный?

— Корейский. Мы пробовали работать с самыми разными производителями — и отечественными, и иностранными: польскими, германскими, индийскими, белорусскими, но в результате остановились на корейцах.

— Выбрали их по критерию оптимального соотношения цены и качества?

— Прежде всего по критерию качества: цена на этом рынке у всех довольно ровная. Корейский материал и мягкий, и очень хорошо выдувается. Это позволяет нам создавать самые различные формы на наших девяти выдувных установках. В рамках расширения ассортимента и перехода к выпуску продукции более высокой стадии переработки мы освоили также производство укупорочной продукции, например крышек для банок с большим горлом — даже для ведер под мороженое…

Младший брат

— Кроме арендных отношений, что еще связывает вас с Челябинским цинковым заводом?

— На начальном этапе нашего развития завод был одним из акционеров ЗАО «Поликом»: ему принадлежало 35% акций. Кроме того, на некоторое время создал для нас льготные условия аренды. Мы, как я уже сказал, были первыми из производств завода, кто обрел самостоятельность, поэтому, с одной стороны, на нас пристально смотрели, а с другой — оказывали содействие.
С тех пор мы всерьез считаем себя младшим братом завода — любящим и благодарным.

— Но сегодня завод и «Поликом» — два весомых, самостоятельных хозяйствующих субъекта…

— Да, хотя, конечно, сопоставлять нас с цинковым заводом не совсем корректно: на заводе 1,7 тыс. работающих, у нас около 300. Но мы довольно быстро растем: на момент образования «Поликома» у нас было всего восемь человек.
Сегодня на заводе на нас смотрят как на равных и нужных партнеров. Мы выполняем большое количество работ для цинкового производства. Самое главное — это ремонтная служба завода, называемая теперь Производственно-сервисным центром. В настоящее время это одно из подразделений ЗАО «Поликом», но архиглавной его задачей остается обеспечение работоспособности завода. С 2003 года эта служба находится в составе нашей компании, занимаясь ремонтом технологического оборудования, изготовлением запчастей и нестандартного оборудования. Здесь выпускается запорная арматура, фланцы, насосы и многое другое.
Передача такого важного для завода подразделения под наше руководство стало особым знаком доверия к «Поликому» со стороны ЧЦЗ. С одной стороны, мы польщены, но с другой — понимаем всю ответственность, возложенную на нас.
«Поликом» в первый же год на 50% увеличил объем ремонтного производства. А в прошлом году по сравнению с 2002 годом оно увеличилось четырехкратно. Взглянув на бывший ремонтный цех по-хозяйски, мы отремонтировали старое оборудование, купили новое, создали собственную клиентскую базу. Это и привело к серьезному росту объема производства.

— Так выходит, младший брат теперь помогает старшему?

— Не совсем скромно, но, наверное, так оно и есть. У завода практически полностью исчезли проблемы с ремонтным производством, которых раньше было немало.
Кроме того, под нашим руководством находится катодное производство для комплекса электролиза цинка, а это ключевой участок цинкового производства. С передачей нам катодного участка порядка в отношении и производства катодов, и их учета, и даже в процессе совершенствования технологии их производства стало явно больше. Это признают и на заводе. Есть надежда, что в перспективе мы сможем правильно организовать и анодное производство — эти задачи тесно взаимосвязаны.

— А как относятся к расширению вашего участия, повышению с вашей помощью эффективности предприятия?

— Менеджмент, собственники ЧЦЗ поощряют подобные бизнес-схемы, потому что им важна конечная эффективность, общий вектор развития предприятия. Тем более что, еще раз повторю, завод нам не чужой — родной… Будучи производственниками, мы понимаем, что без выполнения определенных задач завод встанет, поэтому никогда не позволяем себе разговаривать с предприятием по принципу «утром деньги, вечером стулья».
Поскольку «Поликом» отвечает в рамках ЧЦЗ за ремонтное производство, наша компания принимает активное участие в реконструкции завода в целом. При формировании заводского бюджета на ремонт это обязательно учитывается — завод решительно встал на путь создания современного производства! Мы искренне надеемся, что в ближайшие годы ЧЦЗ будет представлять собой обновленное производство европейского уровня, отвечающее самым современным технологическим и экологическим требованиям. И особенно приятно, что в этом будет и наша заслуга.

Судьбоносные кадры

— А как вы решаете главную сегодняшнюю российскую проблему — кадровую?

— Любая система зависит от того, кто в ней работает. Какие бы правильные инструкции мы ни издавали, значение человеческого фактора невозможно переоценить. Если человек не знает, не хочет, не умеет — результата не будет. Любая хорошая идея забуксует.
В производстве кадры — первое дело, причем как рабочие, так и управленческие. Очень серьезная ситуация сложилась на многих производствах: целое поколение «выпало» из процесса подготовки кадров рабочих профессий. В итоге средний возраст наших станочников, слесарей и наладчиков — 52,5 года! Аналогичная ситуация и на других производственных предприятиях. Я думаю, лет через пять — семь, если ситуация кардинально не поменяется, многих предприятий просто не станет…

— Потому что молодого пополнения практически нет, а те, кто есть, работать не умеют?

— Такое ощущение, что сегодняшняя молодежь просто не представляет, что от нее ждут. Зато четко понимает, чего хочет она — в смысле служебного роста, зарплаты, условий работы. Это большая социальная проблема.
Мы сегодня пошли путем подбора кадров еще на стадии обучения — заключаем договоры с техникумами, училищами, вузами. Ребята приходят к нам на практику: с одной стороны, мы оцениваем специалиста, с другой — он может понять, хочет ли он здесь работать. Есть и другие программы для привлечения кадров на наше предприятие, но я не стану раскрывать все карты: на кадровом рынке начинает разворачиваться настоящая война за хороших специалистов, и мы должны быть во всеоружии, для того чтобы не проиграть.

Куда смотрит правительство

— Как вам работается в городе, в регионе?

— Знаете, как говорят: «Самая лучшая помощь — это не мешать». Нам не мешают: я не могу припомнить ни одного примера каких-то препятствий со стороны властей. Но и помощи особой нет: бизнес сам по себе, власти сами по себе. Все же хотелось бы большего участия властей в нашей жизни, большего внимания к нашим проблемам.
Например, в рамках программы развития дистрибуции Shell мы уже два года пытаемся построить небольшой пункт замены масла по новой европейской технологии — так называемой экспресс-замены масла. Участок получили, и вот уже несколько месяцев ходим с бумажками — оформляем техусловия. Вроде явных препон нет, но во всей этой волоките очень уж ощущается дух советских бюрократов! А мы так верили, что те времена навсегда канули в Лету…
Но мы же создаем этот участок для автовладельцев — это не какой-то спекулятивный, индифферентный для граждан вид бизнеса… Когда он появится, люди не будут в гаражах лить масло, выплескивать его в водоемы — это же в интересах города!..
К проблемам больших предприятий внимание со стороны государства наконец-то появилось, хотелось бы, чтобы и на малые обратили внимание. Как раз об этом говорил президент России на последнем Госсовете, посвященном стратегии развития до 2020 года.

— А какими вам видятся законодательные изменения? Сейчас Минфин и президент выступили с налоговыми инициативами…

— Я считаю, что в отношении налоговой системы самое главное — ввести мораторий на ее изменение в течение хотя бы среднесрочной перспективы: лет пяти. И постепенно готовить изменения, которые начнут действовать через пять лет. Потому что в сегодняшних условиях только бизнес настраивается на какие-то правила игры — а его уже ждут изменения… Так работать невозможно.
И еще один момент. Часто в России, задумывая что-то хорошее, не продумывают дело до конца. Например, национальный проект «Доступное жилье». Важная, нужная программа, но где контроль за ценообразованием?! Или развитие электроэнергетики, для которого правительство позволило энергетикам ввести плату за подключение. Да, нужно находить инвестиции для энергетики, но не таким же способом!
Плата за подключение — это то же самое, что плата за вход в магазин. Может быть, вы ничего и не купите, но заплатить за вход вам необходимо. Для того чтобы получить 40 кВт, мы вынуждены были заплатить 600 тыс. руб. только за разрешение на подключение. Причем стоимость подключения, например, для казино и для производственного предприятия, которое дает работу сотням людей, одинаковая.
Поэтому вздохи по поводу темпов развития малого и среднего бизнеса заставляют усомниться в их искренности. Какие уж тут темпы! Сегодня при такой политике опять становится выгоднее вкладывать деньги в спекулятивные финансовые операции, чем в производство.

Каждый год новый проект

— Как будет развиваться группа компаний «Поликом» в ближайшие пять — десять лет?

— Мы наметили несколько новых направлений. Одно из них — вторичная переработка пластмасс.

— То есть пластмассового вторсырья?

— Совершенно верно. Еще одно — экологически чистое топливо из отходов лесопереработки. Этот проект уже практически реализован. Весной ожидается первая продукция.

— Это замена угля, газа?

— Причем очень эффективная и дешевая замена. В Европе целые города отапливаются по данной технологии — всего несколькими котельными.
Использование гранул — это, во-первых, экономия сырьевых ресурсов, во-вторых, решение экологических проблем. При такой технологии решается проблема утилизации опилок, сохранности лесных ресурсов, ну и конечно, энергообеспечения. Надеемся, что явные плюсы данной системы отопления обратят на себя внимание правительства и оно поможет в переоборудовании большого количества устаревших котельных.
Это только ближайшие проекты. Какие будут еще — посмотрим. Одно могу сказать с уверенностью: мы не станем останавливаться на достигнутом.


Катоды для электролиза цинка

ЗАО «Поликом», занимающееся их производством, зарекомендовало себя на рынке как надежный партнер. Выстроены долгосрочные взаимовыгодные отношения с Челябинским цинковым заводом.

Автохимия «ЛАВР»

Компания «Поликом» — крупное научно-производственное предприятие, выпускающее товары промышленного и народного потребления. Плодом сотрудничества промышленников и специалистов в области химии стала автохимия серии «ЛАВР», учитывающая особенности именно отечественных условий эксплуатации автотранспортных средств. Ее отличает:
• максимальная адаптация продукта к реальным условиям эксплуатации;
• доступность для массового потребителя технологии использования автохимических препаратов;
• удобная и практичная тара, защищенная от подделок;
• выгодная для конечного потребителя цена.
Все это позволило за короткое время завоевать автохимии серии «ЛАВР» статус «Народная марка».

ПЭТ-тара

ЗАО «Поликом» — один из крупнейших производителей ПЭТ-тары в Урало-Сибирском регионе. Обладая высокопроизводительным импортным оборудованием и технологией изготовления собственной оснастки, «Поликом» предлагает самую широкую гамму ПЭТ-тары на Урале (от заготовок до готовой продукции):
• преформа для бутылок 25 г, 42 г и 95 г;
• преформа для банок 70 г; диаметр горла — 120 мм;
• преформа для банок 30 г, 36 г, 40 г; диаметр горла — 60 мм;
• укупорочные изделия для многих видов тары;
• преформа для бутылей 19 л, 760 г;
• бутыли и банки емкостью от 0,185 до 5 л (более 60 наименований);
• бутыли для кулеров емкостью 19 л.

Полистирольная тара

ЗАО «Поликом» выпускает широкую гамму термоформованной тары из полистирольной и ПЭТ-пленки.
Сегодня полистирольная продукция — это:
• несколько видов лотков;
• одноразовая посуда;
• полистирольная пленка.
Также ЗАО «Поликом» обладает оборудованием и технологией изготовления различных видов блистерной (гибкой) упаковки.
В настоящее время производится упаковка для пиротехники, метизов, бытовой химии, меда в сотах.
Специалисты компании освоили технологию нанесения изображений на продукцию методом тампопечати. Возможно нанесение изображений на крышки, пробки, сувенирную продукцию.

Минеральные воды

Одним из первых в Челябинской области ЗАО «Поликом» приступило к производству минеральных вод из местных экологически чистых источников. В 1998 году в магазинах появилась минеральная вода «Родниковый Кургазак».
В 2002 году было возрождено производство незаслуженно забытой природной минеральной воды «Полетаевская».
С 2007 года выпускается природная минеральная вода «Родниковый Куказар», которая добывается в самом экологически чистом районе Челябинской области.

Производственно-сервисный центр

В 2003 году в состав ЗАО «Поликом» вошел Производственно-сервисный центр, работающий по четырем основным направлениям:
• литейное производство — отливка изделий из чугуна, нержавеющих сталей и цветных металлов с заданным составом (вагранка, индукционные печи, формовочные машины);
• слесарное производство — электрогазосварка, рубка, гибка, вальцовка, ковка и прессовка;
• станочное производство — токарная, фрезерная, строгальная обработка на участке механической обработки; возможна расточка, шлифовка, нарезка резьбы, зубьев;
• участок централизованных ремонтов — обслуживание и ремонт всех грузоподъемных механизмов ЧЦЗ.
Производственная база позволяет изготавливать металлоконструкции по чертежам заказчика, нестандартное оборудование из металла.

Экструзионно-выдувная тара

В настоящее время освоено и активно развивается направление выдувной тары из полиэтилена низкого давления. Сегодня клиентами компании в этом виде упаковки являются производители бытовой химии, майонеза, молочной продукции и медицинских препаратов.
Как и по всем остальным направлениям производства упаковки, ЗАО «Поликом» предлагает полный пакет услуг по производству тары из ПНД — от разработки проекта и дизайнерских решений до изготовления оснастки и получения товарной продукции.