Пятый год ей 18


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Ждать
ли реформы 18-процентного НДС?

Намеченные на весну изменения в составе правительства и ожидаемое снятие моратория
на изменения в налоговой системе, действовавшего в 2006—2007 годах, вновь дали
бизнес­объединениям надежду на возобновление диалога с властью о реформе фискальной
системы. Первым на очереди стоит НДС, реформа которого неоднократно откладывалась
сначала по причине экономии бюджетных средств, серьезно подточенных возросшими
социальными обязательствами, затем в силу заморозки денег в трехлетнем бюджете.
Если теперь поспешить, то к следующему трехлетнему циклу есть шанс успеть зафиксировать
в законодательстве желаемые налоговые послабления.

По европейской моде

Налог на добавленную стоимость, НДС, Россия позаимствовала у западных стран
в 1992 го­ду. Он тяжел даже для Европы с ее развитой налоговой системой, не
говоря уже о России. Свой первоначальный смысл как налог исключительно на добавленную
стоимость НДС давно потерял, но альтернативы ему пока не придумано. Предлагаемые
же идеи вроде полной отмены НДС и возврата к налогу с продаж всерьез в правительстве
не рассматриваются. Налоговые инспекции все более усложняют инструменты контроля,
а бизнес — инструменты минимизации.
Глобальных проблем с НДС три: сложности с его возмещением, лжеэкспортные махинации
и запутанная система расчета налога. Именно эти моменты, а отнюдь не величина
ставки налога, как принято считать, создают больше всего проблем как бизнесу,
так и фискалам. До марта, как полагают многие эксперты, рассчитывать на серьезные
подвижки в решении проблемы НДС вряд ли стоит. Нынешнее правительство связано
пока что обязательствами не трогать трехлетний бюджет. Новое правительство в
этом плане сможет действовать намного свободнее.
Лоббисты в свою очередь также довольно долго не могли предложить правительству
вразумительную концепцию реформирования НДС. Весь 2007 год крупнейшие бизнес­объединения
пытались выработать единую позицию относительно его реформы. В позапрошлом году
сделать это у них не получилось. Отчасти из­за несогласованности позиций, отчасти
из­за переключения внимания на другую налоговую проблему — реформу налогового
администрирования. Провести через Думу пакет по администрированию бизнесу удалось
лишь в усеченном виде. Многие позиции, ранее согласованные, казалось бы, с правительством,
у депутатов понимания не нашли.
Это стало последней каплей в назревавшем задолго до того конфликте между объединениями
крупного и среднего бизнеса, РСПП и «Деловой Россией», обвинявших друг друга
в срыве работы по продвижению своих предложений через верхнюю палату парламента.
Следующие полгода бизнес­сообщества были заняты не столько лоббистской деятельностью,
сколько выяснением взаимоотношений. О том, чтобы выйти на уровень правительства
с налоговыми инициативами единым фронтом, не было и речи.
Прошедшей осенью лоббистам, похоже, удалось взять себя в руки, что почти сразу
же принесло им значительные дивиденды. Несмотря на затянувшийся конфликт, ради
продвижения своей идеи предприниматели всеми силами постарались создать видимость
того, что бизнес­сообщество по­прежнему способно представить единую позицию.

О пользе бесплатных входящих

На обсуждение с правительством предприниматели вынесли новую концепцию реформы
НДС. Бизнес подтвердил, что готов временно отказаться от требований по снижению
ставки налога взамен изменения его конструкции. «Самый нереволюционный путь»,
как называют свои предложения авторы проекта, предполагает переход к так называемому
прямому способу расчета НДС.
Зачетная схема расчета, действующая сейчас, подразумевает, что НДС представляет
собой разницу между «входящим» НДС (уплаченным поставщику) и «исходящим» НДС
(со стоимости реализуемого товара). Эта разница исчисляется на всех ступенях
реализации товара от производителя к конечному потребителю. Каждый последующий
участник цепочки компенсирует НДС предыдущему, а в случае экспорта НДС возвращается
государством.
Сложная система формирования НДС чрезвычайно затратна и для государства, и для
бизнеса. Львиная доля доходов, полученных при сборе НДС, уходит на обслуживание
крайне неэффективной системы. Стоимость администрирования этого налога «съедает»
от 60 до 80% всех госрасходов на содержание фискальных органов. Столько же «весит»
расчет НДС и в структуре затрат на содержание бухгалтерии в коммерческих структурах.

Самое радикальное решение данной проблемы, как уверяют лоббисты, заключается
в отказе от использования зачетной схемы. Если отменить «входящий» НДС и брать
его только с добавленной стоимости, которую производит каждый конкретный налогоплательщик,
то задача радикального упрощения расчета налога была бы решена.
Предложение сделать «входящий» НДС «бесплатным» предприниматели включили в свою
«Налоговую платформу по налоговой реформе на 2009—2010 годы». Этот документ,
не без труда согласованный между тремя бизнес­структурами, входящими в Координационный
совет предпринимательских союзов (КСПС образуют РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРа
России»), был передан в Минфин в конце прошлого года. Правда, особого восторга
он в Минфине тогда не вызвал, несмотря на приложенные к документу экономические
расчеты о внушительной экономии для бюджета. По экспертному заключению, даже
при сохранении нынешней 18­процентной ставки НДС выгода для бюджета при введении
новой системы взимания этого налога составит 68 млрд руб. за счет исчезновения
махинаций со «входящим» НДС. Минфин официально заявил в ответ лишь то, что надо
еще раз просчитать плюсы и минусы предлагаемых нововведений. К реформе НДС как
бюджетообразующего налога «нужно относиться не просто осторожно, а очень­очень
осторожно», любит повторять по этому поводу замминистра финансов Сергей Шаталов.
Зато в самом конце декабря неожиданную поддержку своих налоговых инициатив предприниматели
получили на столь высоком уровне, о выходе на который не могли даже и мечтать.
На встрече с представителями бизнеса в лице «Деловой России» и «ОПОРы» президент
Владимир Путин одобрил их концепцию изменения структуры НДС и поручил правительству
учесть эти предложения при подготовке программы социально­экономического развития
страны до 2020 года. Данная программа в значительной мере представляет собой
руководство к действию для новой власти, и попасть в нее со своим предложением
для любого лоббиста большая удача. Так что средний и малый бизнес, судя по всему,
может поздравить себя с успешно пройденным экзаменом по лоббизму: их предложения
о реформе НДС Путину понравились.

Кто меньше

Некоторые представители бизнеса сейчас уже готовы довольствоваться малым и,
если будет оптимизировано администрирование НДС, в дальнейшем вовсе отказаться
от лоббирования снижения ставки. Ведь даже при сохранении нынешней при отказе
от зачетной схемы экономия предприятий существенно увеличится. Но хотя идея
снижения действующей 18­процентной ставки НДС отошла на второй план, хоронить
ее преждевременно. Этот вопрос еще не закрыт. И пока решается проблема с администрированием
налога, за процентные пункты можно биться на перспективу.
В декабре прошлого года правительство также пообещало вернуться к этой теме.
В подписанное трехсторонее генеральное соглашение на 2008—2012 годы между правительством,
профсоюзами и работодателями впервые удалось включить пункт о проведении консультаций
по снижению ставки НДС «с возможностью ее унификации и введения отсрочки по
уплате этого налога для вновь вводимых производств».
Снижать ли НДС на 2, 3 или 5% — у каждо­го варианта есть свои плюсы и минусы,
на од­ной чаше весов потери бюджета, на другой — выгода для бизнеса. Каждый
вариант был популярен и до сих пор имеет своих сторонников. Ставка НДС была
уменьшена с 20 до 18% в 2004 году, и за прошедшие четыре года накопилось великое
множество расчетов с обоснованиями последствий «ампутации» каждого процента
ставки, сделанных как чиновниками, так и экспертными институтами. Но решение
о снижении ставки любого бюджетообразующего налога, будь то НДС, налог на прибыль
или подоходный налог, всегда принимается не столько по экономическим «показаниям»,
сколько политической волей. Три состава правительства, включая нынешнее, на
это не решились. Теперь слово за новым.