Поехали, ать-два!


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ, политический обозреватель

Государственная дума пятого созыва стартовала с места в карьер.

Определившись
со своим окончательным составом, новая российская Дума оперативно включилась
в раздаточно-передаточный механизм принятия решений в стране.
Но сначала о персоналиях. По российской традиции выборы — это только прелюдия
к формированию «личного состава» Госдумы. Самое интересное начинается уже после
голосования и подсчета бюллетеней. «Игра в пятнашки», когда «паровозы» уступают
места на Охотном Ряду своим менее известным однопартийцам, активно развернулась
и на этот раз.
От своих мандатов в пятой Думе отказались 116 человек, то есть аж четверть всех
потенциальных депутатов. Рекордсменами, как и ожидалось, стали единороссы —
завидный альтруизм проявили 104 (!) «медведя». У «Справедливой России» «отказников»
семеро, у коммунистов трое, у ЛДПР двое.

No smoking

Первой не по порядку, но по значению стала инициатива думцев, направленная
на широкомасштабную борьбу с курением. Табачная и алкогольная зависимости уже
давно являются бичом нашей страны, ежегодно уносящим жизни сотен тысяч россиян.
А посему очевидна необходимость принятия срочных мер в данной области.
Пока депутаты говорят лишь о полном запрете на рекламу табачной продукции. Мера,
безусловно, важная и полезная. Известно, что с введением ограничений на рекламу
пива впервые за долгие годы перестало расти потребление «пенного напитка». Можно
ожидать, что аналогичный эффект даст и отказ от рекламы сигарет.
Однако эти ограничения по идее должны рассматриваться лишь как первый шаг на
пути к полномасштабной борьбе с курением. Страны ЕС уже давно перешли к более
радикальным, хотя и непопулярным мерам.
Так, многократно должно возрасти налогообложение — во Франции, к примеру, пачка
сигарет стоит не меньше 3 евро, то есть 100 руб. Предпринимаются и меры пропагандистского
характера: отдав 3 евро за драгоценную пачку, курильщик получает товар в упаковке,
три четверти которой занимает наглядная информация о вреде табака.
Конечно, крайне важнен тотальный запрет на курение в общественных местах, в
том числе на улицах и в местах массового скопления людей. Жесткая система штрафов
является необходимым элементом подобной системы.

Взрывная ситуация

Серия взрывов бытового газа в различных регионах страны приковала к себе всеобщее
внимание, вновь подтвердив актуальность проблем российской инфраструктуры ЖКХ.
И Государственная дума, по-видимому, хочет спросить у Правительства РФ, какие
меры оно принимает для того, чтобы взрывов газа не было.
В ходе пленарного заседания Госдумы 16 января депутат Тамара Плетнева (КПРФ)
обратила внимание законодателей на то, что «в последнее время в регионах России
произошла серия взрывов в жилых домах». По словам депутата, СМИ объясняют происходящее
неосторожным обращением с бытовым газом. «На мой взгляд, скорее всего, это то,
что сейчас сильные холода, жилищно-коммунальная система не справляется со своими
обязанностями, топят очень плохо. Поэтому люди пытаются обогреться», — сказала
депутат. Плетнева обратилась с протокольным поручением к Комитету ГД по строительству
и земельным отношениям запросить в Правительстве РФ информацию о том, «какие
меры принимаются не только для того, чтобы этого не было, но и что делается
для семей пострадавших, будут ли они обеспечены жильем».
В свою очередь депутат Госдумы Владимир Овсянников (ЛДПР) попросил председателя
Госдумы Бориса Грызлова «взять под личный жесткий контроль ситуацию в субъектах»
и поставить вопрос «о возможном выделении правительством дополнительных средств
на обогрев страны».
Депутат Госдумы Сергей Обухов (КПРФ) также говорил о том, что «с начала года
в семи регионах из-за взрывов газа и домов погибли десятки граждан». Кроме того,
он отметил, что «в 14 субъектах России в лютые морозы произошли крупные аварии
в сети теплоснабжения, пострадали сотни тысяч человек». По его словам, «процесс
разрушения инфраструктуры носит уже общенациональный характер». Депутат особо
подчеркнул тот факт, что в Краснодарском крае «в морозы было ограничено потребление
газа, а в Турцию поставки были увеличены». «В Краснодаре дважды отключали тепло
и свет, последний случай — 12—13 января: избиратели микрорайона краевой больницы
кричали об отключении электричества и тепла, а в МЧС меня убеждали, что все
нормально», — сказал он. «Кроме общечеловеческой, в этой проблеме есть и олимпийский
аспект. По положению дел в Краснодаре и Сочи люди будут судить о дееспособности
власти», — заявил Обухов. Депутат выступил с предложением к Комитету по делам
Федерации и региональной политике запросить в правительстве информацию о происходящем
в этой сфере.

ФСФР начинает и выигрывает

В январе депутатами был одобрен ряд важных инициатив финансового плана. Так,
«Единая Россия» предложила рассмотреть законопроект «О внесении изменений в
статьи 25 и 275-2 федерального закона “О рынке ценных бумаг”», в котором предлагается
упростить процедуру эмиссии ценных бумаг. Он предусматривает отказ от регистрации
отчета об итогах выпуска облигаций и замену его на уведомление при условии,
что услуги по размещению облигаций оказывались брокером. Автор законопроекта
полагает, что оказание брокером услуг эмитенту по размещению облигаций является
дополнительной гарантией и методом контроля со стороны брокера за надлежащим
соблюдением эмитентом процедур размещения облигаций. Такое решение дает возможность
ускорить выпуск облигаций, обращение которых сможет начаться сразу после представления
уведомления в регистрирующий орган, что позволяет уменьшить риски инвесторов
и более эффективно определить их доходность, а также делает их более привлекательными
для разных групп инвесторов.
В законопроекте есть отдельные исключения для облигаций, конвертируемых в акции,
и облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом. Для
облигаций, конвертируемых в акции, предусматривается процедура эмиссии, аналогичная
процедуре эмиссии акций и предоставляющая возможность эмитенту таких облигаций
представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного
выпуска) только при их размещении путем открытой подписки, при условии что услуги
по такому размещению оказывались брокером и ценные бумаги соответствующего выпуска
включены фондовой биржей в котировальный список. Подобные требования, по мысли
автора законопроекта, в том числе позволят исключить возможность обойти процедуру
эмиссии акций путем выпуска облигаций, конвертируемых в акции.
Для облигаций, обеспеченных залогом, процедуру регистрации отчета об итогах
выпуска (дополнительного выпуска) предлагается сохранить в связи с тем, что
на этапе регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) регистрирующий
орган проверяет регистрацию залога соответствующего имущества.
Кроме того, поскольку уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии в
настоящее время не распространяется на акции и ценные бумаги, конвертируемые
в акции, кредитных организаций, в законопроекте уравнивается статус кредитных
организаций со статусом иных организаций в части предоставления уведомления
об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Отмечается, что уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии обеспечивает
возможность осуществления так называемого первоначального предложения ценных
бумаг (IPO) на правилах, сходных с теми, что действуют на всех развитых рынках.
Также Государственная дума уточняет перечень сообщений о существенных фактах,
раскрываемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг любым заинтересованным лицам
независимо от целей получения такой информации.
Предлагаемая законопроектом редакция ст. 30 закона «О рынке ценных бумаг» признает
существенными фактами сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать
существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Бембя
Хулхачиева, перечень существенных фактов увеличивается с 11 до 33. В частности,
новая редакция закона включает в число суще-ственных фактов такие события, как
заседание совета директоров; выявление у эмитента признаков несостоятельности
(банкротства); возбуждение арбитражным судом в отношении эмитента дела о банкротстве,
предъявление к эмитенту иска, удовлетворение которого может существенным образом
повлиять на финансовое положение эмитента; совершение эмитентом сделки, размер
которой составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента.
Согласно законопроекту эмитент в форме сообщения о существенных фактах может
раскрыть и другую информацию, способную, по его мнению, оказать существенное
влияние на стоимость и котировки его акций. Таким образом, перечень не является
закрытым и может быть расширен самим эмитентом.
Разработка законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон “О рынке
ценных бумаг”» предусмотрена планом мероприятий по реализации стратегии развития
финансового рынка РФ на 2006—2008 годы.