Алексей ПОПОВ: информационные технологии — это отражение порядка


Дмитрий ГНЕДОВЕЦ


Помимо учреждений, напрямую взаимодействующих с Федеральным казначейством, мало
кто знает, что это структура для обслуживания юридических лиц, являющихся получателями
средств бюджетов всех уровней. В России четыре уровня бюджетной системы: федеральный
бюджет, бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального образования и бюджет муниципального
поселения. На сегодняшний день казначейство потенциально обслуживает более 300
тыс. клиентов. О роли информационных технологий в деятельности этой организации
«БОСС» попросил рассказать заместителя руководителя Федерального казначейства
Алексея Попова.

—Алексей Юрьевич, Федеральное казначейство представлено в каждом субъек-те
и каждом районе России, в его штате насчитывается более 56 тыс. человек — это
огромная структура. Каковы же цели и задачи российского казначейства?

—Казначейство имеет трехуровневую структуру. Первый уровень — центральный аппарат,
руководящий и определяющий методологию работы. Второй — управления казначейства
по числу субъектов РФ. Это бэкофисы, осуществляющие взаимодействие с банков-ской
системой и налоговой инспекцией, поддержку агитинфоструктуры. И более 2,2 тыс.
отделений — это фронт-офис, занимающийся непосредственно с клиентами. Федеральное
казначейство обслуживает всех бюджетополучателей, в него же поступают доходы
всех бюджетов страны. Так что его задача — принять и сохранить доходы и обеспечить
их расходование по назначению и в соответствии с утвержденным бюджетом.

—Как повлияли на процессы управления новые информационные технологии и какую
роль они играют в деятельности казначейства? Какова специфика IT-проектов в
вашей структуре?

—В казначействе хоть и очень много операций и транзакций, но подавляющее их
большинство типовые, а бизнес-процессы достаточно формализованны. Все процессы
у нас сводятся к довольно-таки простым действиям. От применения современных
информационных технологий зависит сама возможность исполнения казначейством
своих функций согласно регламентам. Например, в Красноярском крае фронт-офис
удален от бэк-офиса на тысячи километров и проводить платежи в соответствии
с жестким регламентом, в течение нескольких часов, без применения IT просто
невозможно. А ведь помимо платежей казначейство собирает со всей страны достоверную
и своевременную отчетность об исполнении бюджетов всех уровней. Кроме того,
IT влияют не только на саму работу нашего ведомства, но и на оптимальность выполнения
им своих функций. Поэтому казначейство видится мне одной из госструктур, где
развитие информационных технологий наиболее перспективно.

—Что послужило толчком к развитию и совершенствованию IT-проектов?
—Когда в январе 2005 года в свете административной реформы Федеральное казначейство
выделилось из состава Минфина в самостоятельную службу, я был назначен заместителем
руководителя казначейства и курировал вопросы обеспечения безопасности информации
и информационных технологий. Примерно в это же время увидела свет и новая редакция
Бюджетного кодекса, согласно которой количество клиентов казначейства меньше
чем через год потенциально возрастало с 50 до 300 тыс. То есть до этого мы обслуживали
только федеральный бюджет, а с 1 января 2006 года к нему прибавились все поселения,
муниципалитеты и субъекты страны. При этом ни одной штатной единицы нам не добавили.

—Но ведь и в тот период в казначействе существовали программные продукты…
—Конечно. Их структура была «кусочной»: кто-то делал только расходы, кто-то
только доходы, и любые нововведения упирались в необходимость достижения совместимости
на уровне получения отчетности. Причем шесть из них даже реализованы в технологии
файл-сервер. Поэтому было принято решение за девять месяцев 2005 года по всей
стране провести замену всех этих программных продуктов на единственный, реализованный
в структуре клиент-сервер и содержащий в себе полный цикл работы казначейства
от получения доходов до осуществления расходов.

Система казначейства действовала в колоссальном напряжении первые два месяца
2006 года, тем не менее случаи невыполнения основных функций отсутствовали,
а где-то к апрелю 2006 года можно было констатиро-вать, что проект удался. Все,
что мы хотели иметь в каждой деревне, в каждом районе на Крайнем Севере или
на Дальнем Востоке, — все оказалось приведено в единую систему.

Разработана система электронного документооборота типа «банк — клиент» с электронной
цифровой подписью, которую мы поставили нашим клиентам, чтобы исключить бумажный
ввод. Потому что если один платеж еще можно ввести руками, то шесть платежей
за то же время тем же количеством людей уже совсем сложно. Несмотря на то что
задача казалась непосильной, она все же решена. Исполнитель совместно с центральным
аппаратом разрабатывал четкие инструкции и методики по всей стране, которые
исполнитель же совместно с территориальными органами казначейства реализовывал
на местах. Таким образом, четко обозначены полномочия и ответственность заказчика
на каждом уровне: отделения, управления, центрального аппарата. Потому что IT
в конечном счете лишь отражение порядка в системе. Нет порядка — и IT плохие.

—То есть программный продукт для осуществления основной деятельности казначейства
— это собственная разработка? Вы его не закупали?

—В штате казначейства нет разработчи-ков — мы все услуги закупаем на основе
принципа аутсорсинга. У нас большинство айтишников — это менеджеры. Каждый из
них организует работу центрального аппарата, территориальных органов и исполнителей,
отвечает за выполнение контрактов. У нас есть программный продукт, права принадлежат
нам, но для его доработки и сопровождения мы нанимаем исполнителей со стороны.

Понятно, что собственная разработка имеет минусы. В нашем случае это отсутствие
рынка. У госструктуры, особенно такой, как казначейство, нет конкурентов. Поэтому
заставить исполнителя не только реализовать в IT-продукте требования нормативных
документов, но и улучшать качество самого продукта довольно сложно. Это должен
де-лать рынок, а рынка для нашей системы нет. И чтобы не расслабляться, я всегда
представляю себе, как будто бы рядом находится еще одно казначейство, где все
процессы отлажены и оптимизированы лучше, чем у нас. А значит, нам необходимо
продолжать совершенствовать свою работу.

—Скажите, а почему вы решили внедрить LanDocs? Это ведь система делопроизводства,
и к финансам она отношения не имеет.

—Когда у нас появился единый инструмент для осуществления основной деятельности,
мы нацелились на оптимизацию работы казначейства. Внедрив единый программный
продукт, занялись жесткой регламентацией работы пользователей и описанием всех
бизнес-процессов. Теперь мы можем выполнять задачи любой сложности в кратчайшие
сроки, поскольку уже настроена IT-вертикаль. После чего перешли к проблеме оптимизации
внутриофисного документооборота, с тем чтобы повысить исполнительскую дисциплину
и существенно уменьшить роль бумажного документооборота в казначействе. Для
этого по результатам открытого конкурса нами был выбран программный продукт
LanDocs. И компания «ЛАНИТ» внедрила его в центральном аппарате Федерального
казначейства.
Сейчас вся корреспонденция — входящая, исходящая и внутриведомственная — учитывается
в LanDocs, а сотрудники пользуются электронно-цифровой подписью. Во многих случаях
дублирование электронного документа на бумажных носителях не производится. Имея
технологический регламент работы в LanDocs, мы заключили государственный контракт
на внедрение продукта во всех управлениях Федерального казначейства по субъектам
Российской Федерации. Вся необходимая проектная документация разработана и утвер-ждена,
а принятый в эксплуатацию доработанный программный продукт прошел пилотное внедрение
в трех управлениях. Таким образом, колоссальный объем переписки между центральным
аппаратом и нашими территориальными органами, а также документооборот на двух
уровнях казначейства будет полностью в электронном виде. Тем самым значительно
сокращаются трудозатраты на согласование и визирование, обеспечивается аудиторский
след всех процедур.

—Значит, теперь у вас выполняется автоматическая фиксация действий и все
документы сохраняются в архивы?

—Конечно. Вся история работы с документами персонифицируется, то есть нельзя
сказать «это не я делал», потому что там твоя подпись. У нас действует сертификационный
центр, выдано на данный момент более 100 тыс. сертификатов. В том числе сертифи-каты
получают наши сотрудники, которые работают в LanDocs. Таким образом, вся ра-бота
не просто прозрачна — полностью сохраняется ее история. Сейчас в центральном
аппарате из 450 сотрудников почти 300 имеют сертификаты и работают в LanDocs.
Пока большинство отделений взаимодействуют с управлениями Федерального казначейства
по субъектам Российской Федера-ции в режиме офлайн, но начиная с 2008 го-да
мы разворачиваем ведомственную транспортную сеть и подключаем отделения в режиме
онлайн. Мы сможем забрать базы данных из отделений, что избавит нас от проблем
администрирования и ускорит взаимодействие фронт-офиса и бэк-офиса. В центральном
аппарате мы уже ощутили огромный плюс от LanDocs, а полный охват всех территориальных
управлений казначейства с точки зрения масштабов внедрения данного программного
продукта — беспрецедентный шаг.

—Какой вам видится работа в этой системе и чего в идеале вам хотелось бы
достичь?

—LanDocs лишь одна из частей системы, которую мы планируем организовать. Ведь
любое действие с IT должно быть не ради самих IT, а ради достижения определенной
функциональной цели или оптимизации ее выполнения. Каждая задача, которую ставит
перед нами правительство, будет расписана в виде технологического регламента:
какие операции осуществляет каждый конкретный специалист, какие документы использует,
кому передает и что в результате получается. Половина нашей деятельности уже
так описана: есть специальные технологические карты, и все формализованные операции
во всех регионах делаются единообразно, с применением единого программного продукта.
Таким образом, мы сможем четко ответить, во что обходится государству реализация
той или иной цели и как она реализуется. Это и есть задача административной
реформы, в которой говорится о бюджетировании по результатам, об управлении
по результа-там, — прозрачность в определении результатов, целей и средств.

—Что бы вы с точки зрения IT посоветовали бюджетникам для оптимизации своей
деятельности?

—Любой руководитель, в том числе губернатор, мэр, не должен недооценивать роль
IT в современном обществе. Это инструмент для наведения порядка в его ведомстве.
И прежде чем что-то начинать, руководителю необходимо самому понять, чего же
он хочет, каких целей намерен достичь с помощью IT. И если он это понимает,
то и айтишник, выполняющий проект, никогда не будет забывать о функциональных
целях. Иначе работа будет ради работы, никому не нужной, кроме него самого.
Любой IT-специалист обязан помнить: все, что он делает, он делает для заказчика
— функционального подразделения.

—Сейчас в регионах зачастую муниципальные образования на собственные средства
выполняют какие-то свои IT-проекты. А можно ли реализовать единую программу
на целевое расходование средств бюджета субъекта РФ за счет применения единого,
портального программного продукта?

—Если говорить о регионах, то для них очень перспективны портальные решения
с едиными правилами и финансированием. Есть постановление Правительства «Об
утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых
программ» от 19 апреля 2005 года № 239. Там очень хорошо описан применительно
к органам госвласти классический вариант проектного подхода. Централизованное
по всем муниципальным образованиям портальное исполнение IT-проектов по технологии,
приведенной в этом постановле-нии, — лучшее для субъектов решение, и подобные
вещи можно применять не только в Москве и Санкт-Петербурге. Учитывая развитие
технологий коммуникаций и связи, нет никаких ограничений для внедрения такой
практики в любых других субъектах. Кроме всего прочего, такой подход привел
бы к колоссальной экономии бюджетных средств.

—Так почему бы не ввести единую систему для всей страны?
—Многие руководители на местах не готовы еще к этому. Ведь в казначействе все
получилось именно потому, что его руководитель придавал и придает IT большое
значение. Без такой поддержки ничего бы не состоялось. Определение роли IT —
задача первого лица.
Хочу добавить, что Федеральное казначейство всегда открыто для оказания любых
консультаций. Я в свое время работал по IT и с субъектами РФ, и с муниципальными
образованиями и сейчас готов принимать коллег из регионов и оказывать им консультации.
Ведь такой проект, реализованный нами в масштабах всей страны, легко может быть
выполнен в рамках одного субъекта. Я здесь не вижу никаких сложностей.