Токио-дни от РБК


Текст | Юрий КУЗЬМИН, Елизавета МИЛЮТИНА

2—8 ноября в Токио состоялась XVI Международная бизнес-конференция РБК «Инновации — основа диверсификации экономики. Бизнес-диалог России и Японии».

Выездные международные конференции РБК, которые традиционно проходят два раза в год, пользуются признанием как российских властей, так и ведущих отечественных и зарубежных компаний. В токийской конференции приняло участие рекордное число делегатов — 478 человек. Мероприятие объединило представителей политической элиты, ведущих промышленных, экономических и деловых кругов России, Японии и ряда других стран. На конференции присутствовали заместитель председателя Правительства РФ Сергей Нарышкин, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Японии Михаил Белый, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Анна Попова, вице-президент Японской ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой (РОТОБО) Цудзи Тору, директор Департамента нефти и природного газа Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Хосака Син, руководитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Михаил Мишустин, директор Департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин, генеральный директор корпорации Nomura (CIS) Ltd Максим Сельтцер, генеральный директор ОАО «Трансконтейнер» Петр Баскаков, исполнительный вице-президент ЗАО «Транстелеком» Григорий Куликов, президент ЗАО КБ «Ситибанк» Марк Робинсон, генеральный директор ИГ «АнтантаПиоглобал» Евгений Коган, заместитель генерального директора ФБ ММВБ Геннадий Марголит и многие другие.
Генеральным спонсором токийской конференции выступил японский холдинг Nomura. Активное участие в форуме приняли такие компании, как РЖД, Сбербанк, Агрохимбанк, «Трансконтейнер», Citi, группа ММВБ, «АнтантаПиоглобал», «Атон», «Открытие», Номос-Банк, Acer и др.
Конференция РБК в столице Японии продолжила серию российско-японских деловых встреч, инициированных ранее правительствами обеих стран. На ней поднимались вопросы развития торгово-экономических отношений России и Японии, анализировались геополитические аспекты взаимоотношений стран Евразийского региона, финансовые рынки Европы и Азии, двустороннее сотрудничество в области ТЭК и многие другие важные проблемы.
Открыл конференцию вице-премьер Правительства РФ Сергей Нарышкин. «Сотрудничество России и Японии в торгово-экономической сфере в последние годы развивается достаточно высокими темпами. В этом году товарооборот между нашими странами ожидается на уровне $18 млрд», — сказал он в своем выступлении.
Вице-премьер также отметил, что сегодня сфера ТЭК является основной в сотрудничестве российских и японских компаний, однако наша сторона рассчитывает на партнерство и в высокотехнологичных отраслях, таких как средства связи и телекоммуникаций. Кроме того, он подчеркнул, что Россия заинтересована в более полном использовании своего транзитного потенциала японскими компаниями. И сообщил, что уже обсудил с японской стороной возможность участия японских компаний в развитии российской транспортной системы, причем это касается не отдельных регионов, а всей страны в целом.
Его поддержал старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Борис Лапидус. Он проинформировал собравшихся, что РЖД ведет переговоры с Toyota и Nissan о начале транспортировки грузов через Транссибирскую магистраль. Потенциал роста грузопотока по Транссибу, по данным РЖД, в настоящее время очень большой, объем перевозок может увеличиться в пять-шесть раз по сравнению с нынешними показателями.
Со своей стороны председатель Японско-российского комитета по экономическому сотрудничеству Кунио Андзай констатировал, что в последнее время в Японии наблюдается тенденция к расширению деловых связей с российской стороной не только за счет энергосектора, но и в сфере производства потребительских товаров, страхования и финансов. Он также выразил от имени японских деловых кругов общее пожелание к российскому руководству «содействовать дальнейшему улучшению условий деятельности иностранных компаний на территории РФ, в частности в области законодательства и подготовки соответствующей инфраструктуры».
На конференции рассматривались и проблемы, которые возникли в мировом банковском секторе. Например, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей Саватюгин отметил, что к концу 2007 года никакого, предрекаемого скептиками, кризиса в российской банковской системе не будет. По его словам, предыдущие кризисы научили нашу страну бороться с последствиями подобного рода неприятностей. Кроме того, Алексей Саватюгин добавил, что в сложившейся ситуации очень хорошо сработал Центральный банк РФ и что западным инвесторам не о чем беспокоиться, так как за первые три недели октября 2007 года чистый приток капитала в РФ составил около $10 млрд. По его мнению, отток капитала из России был связан с тем, что наш финансовый рынок оказался фактически открыт для портфельных инвестиций. «Мы также прогнозируем, что до конца 2007 года приток чистого капитала будет только расти», — сказал он. Если в конце лета — начале осени ставка межбанковского кредитования с 3—4% подскочила до 12—14%, то сейчас все нормализовалось.
За два дня были проведены встречи на темы: «Взаимоотношения России и Японии. Потенциал инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества», «Финансовые рынки Европы и Азии: потенциал и возможности взаимодействия, инновационная экономика: потенциал и потребности в инвестициях, международные фондовые рынки. Новый взгляд на IPO», «Россия — Казахстан: вопросы взаимодействия и экономической интеграции на международных рынках, двустороннее сотрудничество в области ТЭК, банковский и страховой рынки: состояние и перспективы развития». Кроме того, состоялись заседания по вопросам российского автомобильного рынка и его интеграции в мировую экономику, торговой политики РФ и транспортной инфраструктуры, а также взаимодействия российского и японского рынков IT и телекоммуникаций.
Представители элиты российского делового сообщества смогли напрямую пообщаться со своими японскими коллегами, которые поделились с ними опытом ведения бизнеса в Стране восходящего солнца и других государствах Азиатско-Тихо-океанского региона.

С просьбой рассказать о бизнес-конференциях РБК мы обратились к генеральному директору группы компаний «РБК» Юрию Ровенскому.

— Юрий Александрович, когда была проведена первая международная конференция РБК?
— Десять лет назад, в 1997 году. В 1998 и 1999 годах международных конференций не проводилось по вполне понятным причинам: российская экономика приходила в себя от кризиса. В 2000 году мы возобновили это направление и начали регулярно организовывать международные конференции. Первые несколько лет ежегодно проходило по одному такому форуму, но с 2004 года мы стали проводить по две международные конференции в год.

— Группа компаний «РБК» работает в сферах масс-медиа. Почему вы решили дополнить информационное направление своей деятельности еще и организацией крупных международных мероприятий?
— Цель этого проекта —
содействие развитию бизнес-связей между деловыми кругами нашей страны и зарубежья, призванное дать импульс дальнейшей интеграции России в мировое экономическое сообщество. Как вы знаете, в конференциях РБК принимают участие крупнейшие отечественные и зарубежные предприниматели, влиятельные государственные чиновники. И это тоже в какой-то степени информационный ресурс. Ведь мы привозим участников наших мероприятий в Японию, Южную Африку, Швейцарию, Голландию и другие зарубежные страны, многие из которых мало известны
россиянам. Во многом благодаря РБК российские бизнесмены открывают для себя ту или иную страну, ее экономику и бизнес. Они знакомятся с зарубежными коллегами, находят общие точки соприкосновения и, может быть, после этого устанавливают друг с другом деловые контакты.
А помимо всего прочего, нам изначально хотелось как-то визуализировать образ своей компании среди тех, кто пользуется нашими информационными каналами. Так что это в общем-то и промоушен, информационный повод еще раз напомнить о себе. А что в этом плане может быть лучше крупного и в хорошем смысле слова шумного мероприятия? К тому же такая площадка позволяет находить инструменты дополнительного продвижения и промоушена не только для нас, но и для спонсоров и для участников международных конференций.
Кроме того, у нас было большое желание дополнить то, чем мы занимаемся в повседневном режиме, какими-то специальными и общественно значимыми мероприятиями. За десять лет своего существования конференции РБК превратились в хорошую трибуну для выступлений. Ведь, как вы, возможно, заметили, нам удается привлекать к участию в них видных политических и общественных деятелей, представителей экспертного сообщества, большое число коллег из средств массовой информации, причем не только российских, но и тех стран, где мы проводим свои форумы. Сегодня у наших акций довольно высокий общественный резонанс.

— Быстро удалось заинтересовать публику?
— Быстро ничего не происходит. Но постепенно люди оценили эти мерооприятия, и год от года в них принимает участие все большее число людей. Если наши первые конференции собирали в среднем 70—80 человек, то сегодня, на конференции в Токио, участников уже больше 400 человек. Такая динамика говорит нам, что мы на верном пути. Что нам удается не только обещать интересное и полезное времяпрепровождение, но и выполнять свои обещания.

— Проведение таких международных бизнес-конференций — дело дорогостоящее. Они окупаются?
— Для РБК это все-таки не бизнес, и говорить об окупаемости тут, наверное, не стоит. Скорее это клубное мероприятие, что тоже имеет большое значение для его участников. Наши конференции ведь не ограничиваются исключительно пленарными выступлениями и качеством синхронного перевода. Это по сути дела некий клуб, который объединяет единомышленников и ежегодно расширяет их число. Люди получают удовлетворение и пользу от взаимного общения. Думаю, что именно поэтому с каждым годом к нам обращается все больше желающих принять участие в международных конференциях.

— На конференции в Токио заявлена секция
по инновациям в медиа.
РБК в данном вопросе —
гуру, нередко совершающий нестандартные и неожиданные шаги. Не так давно, например, когда все отечественные средства массовой информации обратили внимание на Интернет и стали развивать этот сегмент, вы, начавшие именно с Интернета и являющиеся здесь лидером, вдруг решили открыть собственные печатные издания — деловую ежедневную газету RBC daily и ежемесячный деловой журнал «РБК». И это на фоне разговоров, что, мол, век печатных СМИ заканчивается. Что побудило вас на такие шаги?

— На мой взгляд, разговоры о том, что эра печатных СМИ заканчивается, не совсем корректны. Да, сегодня меняется ритм и образ жизни, что приводит к появлению новых информационных носителей, одним из которых стал и Интернет. Слава богу, что и в России Интернет активно развит, что он востребован и заслужил к себе серьезное отношение. Уже сейчас им пользуются более 27 млн человек, а в ближайшие три года, по прогнозам Министерства информационных технологий и связи, число его пользователей вырастет до 75 млн. Такой лавинообразный рост вполне объясним: Интернет стал доступнее от того, что растет благосостояние людей, проведена необходимая для его развития и распространения инфраструктурная подготовка, стремительно уменьшается стоимость компьютеров. То есть Интернет теперь вполне доступное средство информационного обмена. Однако все это вовсе не означает, что газеты и журналы полностью откажутся от своих печатных носителей. Конечно, нет. Они будут существовать ровно до тех пор, пока будут востребованы читателями. Распространение электронных средств массовой информации — это всего лишь перераспределение общих тиражей изданий по другим носителям.
Почему мы, тогда как все были заинтересованы в Интернете, сделали ставку на печатные издания? Потому что решили расширить наши каналы донесения информации до аудитории, а своим рекламодателям предоставить новые рекламные возможности. Да, мы начали с Интернета и заняли в нем твердые позиции, но потом к нему прибавилось первое российское деловое телевидение — телеканал «РБК-ТВ». А затем последовали газета и журнал. Нам было важно обеспечить максимальный контакт со своей аудиторией, чтобы наш читатель мог обратиться к информации, доставляемой к нему РБК, в любом удобном для него месте. Интернет и бизнес-телевидение хороши дома, в офисе, но вы же не сможете воспользоваться этими ресурсами, летя в самолете? Здесь, скорее всего, вам потребуются печатные СМИ. И нам кажется, что стратегия, которую мы выбрали —
многоканальная доставка информации, — логична и правильна.

— А в финансовом плане ваши печатные издания окупились?
— Журнал уже давно. А газета RBC daily, по нашим расчетам, должна выйти на окупаемость в следующем году. Прогноз окупаемости этого издания — два с половиной года (а сейчас газете год), с моей точки зрения, весьма реален.