Сергей МАЗУРЕНКО: это наш стратегический путь


Леонтий БУКШТЕЙН

Российская наука была и остается важнейшим интеллектуальным богатством страны. Она дает новые идеи, новые технологии, новые решения. О том, как наука функционирует и развивается в современных экономических условиях, нашему корреспонденту рассказывает руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко.

– Сергей Николаевич, переход к инновационной экономике ведь не сродни переходу Суворова через Альпы? Быстро не получится, а результат нужен приблизительно тот же, в смысле эффективности. Как по-вашему, достаточно ли у страны времени, сил и средств, чтобы осуществить задуманное?
– У политического руководства страны есть понимание того, что это наш стратегический путь и мы должны его реализовать. Конечно, времени мало, но мы действуем в предложенных обстоятельствах и создаем все более и более инновационные возможности для экономики России.
Еще не так давно, в 90-х годах, задача фактически заключалась в консервации науки для ее сохранения. Научные организации финансировались на уровне, способном их только поддержать и сохранить. Научным коллективам финансирование по проектам выделялось в размере 200–300 тыс. руб., редко были гранты на 1 млн руб. С 2002 года началась системная работа, с целью сделать науку производительной силой. В 20040–2006 годах минимальное финансирование проектов составляло уже 3 млн. руб., что по меркам любой страны приличные деньги для исследований. По федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» мы выделяем уже десятки и сотни миллионов рублей на конкурсные проекты. Ситуация изменилась качественно. И результаты уже есть.
За те пять лет, на которые была рассчитана ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы, подано 7559 заявок, проведено 862 конкурса, в которых приняли участие научные организации из 43 ведомств. В представленных работах наиболее ярко, в частности, проявился потенциал институтов, научных центров и предприятий Российской академии наук, федеральных агентств по образованию, науке и инновациям, промышленности, МГУ им. М.В. Ломоносова, на их долю которых пришлось более двух третей предложений.
В творческих состязаниях участвовали 1625 организаций, из которых 763 признаны победителями, с ними заключено 2652 контракта. На финансирование этих проектов в 2005 году получено 7,1 млрд руб. из государственного бюджета и 3,37 млрд руб. из внебюджетных источников. В 2006 году эти суммы составили соответственно 7,7 млрд и 4,7 млрд руб. 150 разработок и технологий ведущих российских научно-исследовательских организаций и инновационных компаний были представлены на выставке инновационных достижений Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне 2007 года. Большая часть проектов была разработана за счет государственного финансирования в рамках федеральных целевых программ Роснауки, а часть — благодаря частно-государственному партнерству, получившему широкое развитие в последние годы, в том числе в рамках реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.
В результате выполнения новой ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007–2012 годы» мы должны внести существенный вклад в создание инновационной экономики. Дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции составит 142–150 млрд руб., а дополнительный экспорт этих изделий – 39–44 млрд руб. Кроме того, будет разработано до 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерческого использования, внедрено восемь – десять передовых коммерческих технологий, пять – восемь технологий, по которым Россия имеет мировой приоритет, создано от шести до 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня.
Мы уверены, что реализация предусмотренных программой мероприятий приведет к росту инновационного сектора, улучшению структуры экспорта за счет повышения к 2012 году до 10,2% доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Другими словами, у России появится возможность не только вернуть свой былой авторитет на мировом рынке высоких технологий, но и повысить его по направлениям, касающимся критических технологий. Это будет достигнуто за счет того, что, доля инновационно активных компаний в промышленности возрастет к 2012 году по прогнозным оценкам до 18%.
Конечно, хотелось бы двигаться быстрее. Но наукоемкий высокотехнологичный бизнес требует других сроков, другого кадрового и технологического потенциала для своего развития, чем обычная торговля. Для качественного изменения нашей экономики в целом необходимы время, постепенность, комплексность и предсказуемость развития.
Государство последовательно реализует экономическую стратегию, направленную на ликвидацию зависимости российской экономики от сырьевого сектора. Государственную поддержку, в том числе через федеральные целевые программы, получают сейчас именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых наукоемких технологий.
Хочу сказать, что можно уже с оптимизмом оценивать перспективы инновационного реформирования нашей экономики.
– Вы имеете ученую степень и ученое звание, были заведующим кафедрой в техническом институте и о проблемах отечественной науки знаете не понаслышке. Как вы думаете, наука сможет внести свой достойный вклад в реализацию той задачи, о которой идет речь? Ведь инновации – это прорывы и в науке тоже, не только в технике…
– Да, научные проблемы мне знакомы и «снизу», и «сверху». Я ведь 30 лет проработал в науке, у меня стаж работы замминистра только с 2002 года.
Наука не только сможет внести, но и вносит свой вклад в формирование инновационной экономики. У нас обычно не обращают внимания на то, что программы поисково-прикладных исследований, которые финансируются через организацию конкурсов Роснаукой, совсем не отменяют финансирование фундаментальной науки. Российская академия наук приписана отдельной строкой в бюджете. Государственная поддержка фундаментальной науки тоже постоянно увеличивается.
И в конкурсах, проводившихся в рамках ФЦНТП, научные организации РАН также принимали активное участие: в 2004 году среди победителей значилось 116 академических организаций, а в 2005—2006 годах — 188. Сибирское отделение вообще поражает: в списке победителей оказался каждый второй его институт.
Многие опасались, что в рамках ФЦНТП высшей школе рассчитывать не на что. Теперь очевидно, что тревога была абсолютно напрасной. И организации РАН, и вузы благодаря программе имели значительно большие, чем раньше средства. Так, Федеральное агентство по образованию в лице подведомственных вузов уверенно находится в лидерах, а доля полученных им средств возросла за это время в 2,5 раза – с 6 до 15 %.
– Как бы вы определили доли участия в инновациях, с одной стороны, госбюджета, госпредприятий и учреждений, а, с другой – частного бизнеса?
– В развитых странах обеспечение науки осуществляется на паритетных началах. Как правило, 50 % финансирует государство, а еще 50 % — это так называемая корпоративная наука, которая финансируется бизнесом. Поэтому наша задача одновременно с развитием фундаментальных и прикладных научных исследований создать условия для формирования эффективного малого и среднего бизнеса, государственно-частного партнерства.
Еще вчера менеджер и ученый стояли на разных берегах инновационного потока, сегодня же они садятся в одну лодку, становятся партнерами, они взаимозависимы. Но таких союзов мало. Они появляются только в инновационных проектах.
Новый подход, в частности, лег в основу и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». Здесь общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета составляет около 1 млрд руб., что значительно превышает показатели предыдущей программы. При этом объем внебюджетного софинансирования должен быть не менее 60% общих вложений в проект, а продолжительность реализации проекта – не более четырех лет. Мы не исключаем возможности участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний и, что еще более важно, национальных – по всему миру.
В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны после его окончания обеспечить ежегодное пятикратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
Таким образом, будет достигнута полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
Какие компоненты необходимы для формирования новой экономики? По порядку: хорошее образование, фундаментальная наука, прикладная наука… Все? Или нужно что-то еще?
– Все эти элементы являются необходимыми условиями для формирования «экономики знаний». Кроме того, требуются благоприятная экономическая и правовая среда, современная инфраструктура, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Подход Роснауки к формированию национальной инновационной системы как раз и отличает комплексный характер. Структурообразующими блоками новой федеральной целевой программы являются проекты, сгруппированные по всем этапам инновационного цикла: «Генерация знаний», «Разработка технологий», «Коммерциализация технологий» и «Институциональная база исследований и разработок».
Это должно нам позволить создать всю инновационную цепочку – от генерации знаний до их коммерциализации, направленную на решение конкретных научно-технологических задач, на создание наукоемкой инновационной продукции.
– Полностью ли удовлетворяет вас закон «О науке и государственной научно-технической политике»? Если нет, то что там нужно было бы изменить в свете новых задач?
– Ни один закон не может предусмотреть всех нюансов развития регулируемой им сферы деятельности. Тем более что научно-техническая сфера регулируется не одним, а целым блоком законов. Например, существующая контрактная система не предполагает наличия такого института, как частно-государственное партнерство. Это еще одно свидетельство того, что законодательство и другие правовые нормы не поспевают за жизнью. Поэтому вместе с развитием нашей жизни должно совершенствоваться и законодательство. В частности, через поправки и принятие дополнительных законов.
Если говорить о федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», то необходимо внести, например, изменения в ту его часть, которая определяет присвоение статуса государственного научного центра. Нам надо иметь эффективные юридические инструменты для поддержки сильных и развивающихся научных центров.
До конца 2007 года предполагается принять несколько федеральных законов, касающихся инновационной сферы. Так, в правительстве уже рассмотрены поправки в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По нашему мнению, госзаказ в сфере инноваций реализуется в союзе науки, бизнеса и государства, и поэтому правовые нормы, регулирующие данную сферу, обязаны учитывать эту специфику. Очевидно, потребуется внести изменения и в закон о концессионных соглашениях. Это должен быть документ, который поможет существенным образом изменить ситуацию со стимулированием капитальных вложений отечественных и иностранных инвесторов в наукоемкое производство.
Но инновационное законодательство – это не вотчина только Минобрнауки России, к его совершенствованию следует привлекать все заинтересованные ведомства. Такой пример дает совместная работа над законопроектом о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, стимулирующих инновационную деятельность в стране. В подготовке новых правовых норм приняли участие Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития России. Наши предложения одобрены правительством и внесены на рассмотрение Государственной думы.
Кроме того, мы намерены разработать систему определения потенциальной коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (технологий) для их рассмотрения в качестве инновационных проектов, а также многокритериальной оценки важнейших инновационных проектов государственного значения (оценки полного прироста ВВП от реализации конкретного инновационного проекта).
Теперь, после принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, будем готовить предложения по разработке проекта федерального закона «О передаче федеральных технологий» и трех проектов постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на внедрение единых технологий, в том числе по порядку управления, возмездной и безвозмездной передачи принадлежащих России прав на единую технологию.
– Вы уже выдвигали идею создания центров трансфера технологий, инкубаторов, технопарков. Поясните, что вы имеете в виду? Как и кем это должно инициироваться? Федеральной властью, региональными правительствами? Но 122-й закон отменил финансирование науки из бюджета субъекта Федерации…
– Исторически первыми инфраструктурными элементами инновационной деятельности стали технопарки. В начале 90-х годов их построили в Томске, Москве и Зеленограде, но, будучи в целом маломасштабными, они были слабо нацелены на достижение конечного результата. Позднее начали создаваться ИТЦ – инновационно-технологические центры. Инициатором их формирования в Санкт-Петербурге выступил нынешний министр образования и науки А.А. Фурсенко.
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что центр по своей сути является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап организации, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных компаний. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ, призванные обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, – при предприятиях или научно-производственных комплексах.
Надо отметить, что важнейшей составляющей развития является создание региональных инновационных систем как составных частей общероссийской инновационной системы. Вот почему первоочередной задачей Роснаука считает обеспечение тесного взаимодействия центра и региональных администраций. Мы начали эту работу с обучения высшего звена управленцев основам инновационной политики, которое будет проводиться и дальше.
Наши усилия уже дают результаты. Это видно хотя бы по тому, что все особые экономические зоны в России создаются в тех регионах, где Роснаука целенаправленно развивала инновационную инфраструктуру – основу высокотехнологичного и наукоемкого производства.
Наряду с формированием технологической инфраструктуры осуществлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования и других видов инфраструктуры.
Ведь сейчас одна из главных задач – создание финансового механизма поддержки малых наукоемких и высокотехнологичных компаний. Нам необходим «посевной» капитал, start-up капитал и венчурный капитал. Венчурные капиталисты вкладывают деньги в уже достаточно хорошо развитые объекты. Вопрос заключается в доступности финансовых средств. Венчурный цикл довольно длинный и может растянуться на семь-восемь лет. Впоследствии, если венчурный капиталист образовал компанию, он должен ее продать. Для этого нужно создавать соответствующий рынок.
Поэтому в завершившейся в 2006 году ФЦНТП осуществлялось научно-организационное сопровождение крупных венчурных проектов. В 2005 году было выделено более 350 млн руб. на выполнение 41 проекта, а в 2006 году 500 млн руб. Следует подчеркнуть, что объем внебюджетного финансирования венчурных проектов обеспечен в размере 780 млн руб. в 2005 году и более 800 млн руб. в 2006 году.
Венчурный рынок должен стать важным элементом инновационной экономики, финансовым инструментом создания и развития малого наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса в стране. Как я уже говорил, за рубежом в развитие науки вкладывается 50% государственных средств и столько же частных. Иногда частные капиталовложения достигают и 60 %. У нас нет такого высокоразвитого сектора наукоемкого бизнеса, поэтому наука базируется в первую очередь, на господдержке. Государство активно вкладывает сюда деньги, что доказывает успешность этого бизнеса. Примером является реализация важнейших инновационных проектов государственного значения. В подобные проекты государство направило 2,8 млрд руб., а частные компании — 3,6 млрд руб. Это и есть часто-государственное партнерство. Его развитие пока недостаточное, поэтому мы должны развивать малый и средний бизнес в этих наукоемких и инновационных секторах экономики.
– А что сделано в организационном плане?
– За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: 44 технопарка, 61 инновационно-технологический центр, 85 центров трансфера технологий и др. Роснаука работает над тем, чтобы все звенья инфраструктуры – научная, технологическая, финансовая, производственная сферы – были взаимосвязаны. Поэтому мы осуществляем поддержку и других элементов инфраструктуры. Только с государственным финансированием было создано около 300 объектов по всем регионам страны. Эффективность работы инновационной инфраструктуры подтверждается показателем выработки на одного сотрудника малых предприятий, базирующихся в инновационно-технологических центрах и технопарках. Она в два-три раза выше, чем в среднем на малых инновационных предприятиях и составляет свыше 1 млн руб.
Инициатором развития инновационной инфраструктуры сегодня выступает государство, федеральная власть. Но мы работаем вместе с регионами и бизнесом. Это сотрудничество постоянно развивается и совершенствуется, хотя главным игроком пока по-прежнему остается федеральная власть.
– На конкурс по реализации ФЦП по нанотехнологиям поступило более 1,5 тыс. заявок на финансирование работ в области нанотехнологий и наноисследований. Вы удовлетворены?
– Приведенные цифры говорят об имеющемся в России большом потенциале в данной сфере, об интересе научных организаций, о результатах государственной политики в этой области.
Мир стоит на пороге новой научно-технологической революции, и связана она прежде всего с развитием нанотехнологий. Отечественные исследовательские организации и научные центры по имеющимся научным результатам не уступают современному мировому уровню исследований в этой области. Усилия Российской Федерации в области наноисследований получили высокую международную оценку: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пригласила ее стать полноценным участником рабочей группы по нанотехнологиям. ОЭСР констатировала, что во всех развитых странах есть программы по координации работ в области нанотехнологий и необходима международная координация и обмен данными в этой сфере.
Но проблема сегодня состоит в том, что отечественный бизнес, сталкиваясь с передовыми достижениями науки, не очень хорошо представляет себе перспективы их коммерциализации.
В России существует общегосударственная организация, отвечающая за координацию и кооперацию деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, которая определяет основные направления государственной поддержки в финансовой, организационной, кадровой, нормативно-правовой и международной сферах. На основе формирующейся государственной научно-технической и инновационной политики в нашей стране сейчас создаются благоприятные условия для привлечения средств инвесторов в развитие нанотехнологий и наноматериалов. Успешное решение этих задач должно дать импульс выхода российского бизнеса на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий.
– У федерального агентства есть своя функция в оглашенной уже Программе координации, исследования, разработок в области нанотехнологий. В чем эта функция состоит и как она будет реализовываться?
– Система управления программой в области нанотехнологий определяет ее руководителя — первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова, координирующего работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности. Заместители руководителя программы – министр образования и науки Российской Федерации и директор федерального государственного учреждения Российский научный центр «Курчатовский институт».
Координатор программы – Минобрнауки России; научный координатор – ФГУ Российский научный центр «Курчатовский институт»; технический координатор – Федеральное агентство по науке и инновациям.
В функции Роснауки входит организация взаимодействия участников программы с головной научной структурой; организация внедрения информационных технологий в целях управления реализацией программы; организация и ведение мониторинга реализации программы и ряд других организационно-технических функций.
Если говорить о реализации программы, то она содержит четкие критерии, и мы будем им следовать при ее сопровождении и оценке хода ее выполнения.
По экспертным оценкам, наиболее перспективными направлениями развития нанотехнологий в краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие пять – десять лет) являются: создание методов и аппаратуры для исследований свойств наночастиц и наноструктур; выявление наночастиц и наноструктур с ранее неизвестными уникальными свойствами; разработка трехмерных методов для анализа физических и химических свойств с пространственным разрешением на атомарном уровне; создание наноматериалов (нанотрубки, фуллерены, нанопорошки, нанокомпозиционные материалы, сверхпластичные полимеры с нанонаполнителями, оптические и магнитные материалы и др.), ультратонких покрытий, наномембран, нанофильтров, катализаторов, нанодатчиков, включая био- и химические датчики, лекарственных препаратов; развитие оптоэлектроники, включая светодиоды, солнечные фотоэлектрические преобразователи; создание наноматериалов и наноустройств для вооружения и военной техники; разработка нормативно-правовых актов, регулирующих исследования в области нанонаук и использование результатов таких исследований.
По этим направлениям мы и будем работать с исследовательскими государственными организациями и бизнес-структурами.
Экономика России начинает менять свой облик, становясь не только синонимом топливно-энергетической отрасли, но и диверсифицированной сложной экономической системой с развивающимся современным высокотехнологичным сектором.