Каким будет одноканальное финансирование?


Надежда Пронова,
обозреватель

В начале года на одной из пресс-конференций первый вице-премьер Дмитрий Медведев, говоря о ситуации, складывающейся в здравоохранении нашей страны, отметил: «Парадоксально, но эта система, о которой мы часто говорим, что она бедная, имеет деньги, правда, зачастую они тратятся нерационально. Нужно разобраться в сложной, запутанной и, скажу откровенно, «кривой» системе финансирования, которая существует сегодня в здравоохранении».
Приняв во внимание эти слова, Министерство здравоохранения и социального развития определило на 2007 год 19 регионов, в которых должен будет пройти эксперимент по переходу к так называемой одноканальной форме финансирования. Она подразумевает аккумулирование средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов (их в разных регионах может быть от четырех до шести), направляемых на финансирование медицинской помощи, преимущественно в рамках Обязательного медицинского страхования (ОМС). Когда все источники сольются в единый поток, появится возможность более оперативно управлять деньгами и рационально их тратить. А в конечном итоге гражданам нашей страны должны быть обеспечены качественные бесплатные медицинские услуги, врачам — нормальная заработная плата, а пациентам в лечебных учреждениях —
хорошие медикаменты и питание.
На реализацию этого проекта в Белгородской, Владимирской, Калужской, Тюменской областях, Татарстане, Чувашии и ряде других регионов России из федерального бюджета уже выделено порядка 4 млрд рублей. Каждый регион составил собственную программу по улучшению системы здравоохранения. В частности, объем финансирования Белгородской области по ОМС увеличится с 45 до 60% в общей сумме финансирования.
В рамках эксперимента предполагается, что бюджетное финансирование может выделяться в виде доплат государства на обеспечение гарантированной программы медицинских услуг по ОМС или в виде отдельных грантов, с тем чтобы регионы могли использовать их на наиболее эффективные проекты в области здравоохранения. В некоторые регионы из числа участников программы финансирование осуществлять не предполагается, им потребуется методическая и иная помощь центра.
По словам начальника отдела экономического анализа по средствам ОМС Минздрава Республики Татарстан Ирины Васильевой, в республике на преимущественно одноканальное финансирование переходят не только участники реализации пилотного проекта, но и другие учреждения здравоохранения.
При таком виде финансирования в состав тарифа на оказание медицинской помощи дополнительно к пяти статьям расходов, финансируемым ранее из средств ОМС, включаются расходы на оплату коммунальных платежей, а также на содержание учреждений здравоохранения, но без расходов на капитальный ремонт и приобретение оборудования. При Минздраве Республики Татарстан в настоящее время создается Фонд реализации пилотного проекта, деньги из которого могут использоваться также на покрытие недостатка средств на оплату труда, коммунальных услуг и расходов на текущее содержание учреждений.
В начале августа Минздравсоцразвития России завершило работу по подписанию соглашений с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования об условиях реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Целью проекта, по мнению представителей министерства, является модернизация здравоохранения субъектов РФ и разработка механизмов эффективного управления отраслью, позволяющие реализовывать публичные обязательства государства в отношении здравоохранения по единому на всей территории РФ стандарту. В соответствии с подписанными соглашениями Министерство здравоохранения и социального развития осуществляет организационное, методическое руководство и дает необходимые разъяснения по реализации проекта. А каждый из участвующих в пилотном проекте регионов, ориентируясь на достижение конечных результатов, осуществляет поэтапный переход своих учреждений здравоохранения преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования; обеспечивает финансирование стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанных на основе стандартов медицинской помощи, рекомендованных министерством. А также проводит частичную аккумуляцию средств на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений, предназначенных для оплаты медицинской помощи на основе финансирования по подушевому нормативу; старается создать системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов. Кроме того, на экспериментальные регионы возлагается задача по реформированию оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов труда и обеспечению учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества.
Результатом реализации пилотного проекта в
19 регионах России должно стать увеличение объема амбулаторнополиклинической помощи, оптимизация деятельности стационаров и службы скорой помощи. Когда итоги проекта будут подведены, Минздравсоцразвития России сможет разработать типовые решения по модернизации системы здравоохранения в целом по всей стране.