Отец Олег МИТРОВ: сотрудничество власти района и церкви способствует возрождению православия


Беседу вел Александр Полянский

О деятельности Русской православной церкви в Наро-Фоминском районе рассказывает благочинный Наро-Фоминского церковного округа Московской епархии.

— Отец Олег, как чув­ст­ву­ет се­бя се­го­д­ня пра­во­слав­ная об­щи­на На­ро-Фо­мин­ско­го рай­она, чем жи­вет, ка­кие про­б­ле­мы ре­ша­ет?

— Как и вся Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, с ка­ж­дым го­дом мы ощу­ща­ем се­бя все луч­ше и луч­ше. Но, бе­з­у­с­лов­но, в тех ме­с­тах, где име­ет­ся под­дер­ж­ка вла­стей, бы­ст­рее идет пе­ре­да­ча цер­ков­ной соб­ст­вен­но­сти и вос­ста­но­в­ле­ние хра­мов — пе­ре­ме­на чув­ст­ву­ет­ся бы­ст­рее. И На­ро-Фо­мин­ский рай­он как раз та­кое ме­с­то.

— Сколь­ко хра­мов бы­ло и сколь­ко ста­ло на тер­ри­то­рии На­ро-Фо­мин­ско­го рай­она?

— До ре­во­лю­ции в на­шем рай­оне бы­ло очень, очень мно­го цер­к­вей. В од­ной толь­ко Ве­рее, ста­рин­ном го­ро­де, ве­ду­щем свою ис­то­рию с 1371 го­да, до 1917 го­да на­счи­ты­ва­лось око­ло 28 хра­мов.

В со­вет­ское же вре­мя во всем На­ро-Фо­мин­ском рай­оне ос­та­ва­лись от­кры­ты­ми толь­ко че­ты­ре хра­ма. Од­на­ко лет де­сять на­зад их уже бы­ло око­ло де­ся­ти, а сей­час — 44.

— То есть рост от че­ты­рех до 44 — в 11 раз?

— Да. Но, ко­не­ч­но, ко­ли­че­ст­вен­ный рост не зна­чит ка­че­ст­вен­ный. Во-пер­вых, часть хра­мов — по­лу­раз­ру­шен­ные; они пе­ре­да­ны цер­к­ви, но у цер­к­ви по­ка нет сил и воз­мо­ж­но­стей под­нять их из ру­ин, вдох­нуть в них жизнь. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся хра­мов в ма­ло­на­се­лен­ной се­го­д­ня ме­ст­но­сти. Но мы на­де­ем­ся, что там, воз­мо­ж­но, по­я­вят­ся но­вые кот­тед­ж­ные по­сел­ки. В од­ной толь­ко Ве­рее, где сей­час про­жи­ва­ет все­го око­ло 4 тыс. че­ло­век, на­хо­дит­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во хра­мов, ко­то­рые ну­ж­но вос­ста­на­в­ли­вать.

Мне ка­жет­ся, Ве­рея на­столь­ко не­обы­к­но­вен­ный го­род, что она про­с­то не мо­жет не вос­пря­нуть вновь: се­го­д­ня есть про­ект со­з­да­ния в го­ро­де круп­но­го ис­то­ри­ко-ту­ри­сти­че­с­ко­го цен­т­ра, по­доб­но Су­з­да­ли. Ведь сто­ит толь­ко при­е­хать ту­да, как слов­но бы по­гру­жа­ешь­ся в со­вер­шен­но дру­гую эпо­ху. Мно­гие из при­ез­жа­ю­щих в этот го­род влюб­ля­ют­ся в не­го на всю жизнь и про­с­то не мо­гут ос­тать­ся рав­но­душ­ны­ми к его про­б­ле­мам.
В Ве­рее есть по­тря­са­ю­ще кра­си­вый храм Вхо­да Гос­под­ня во Ие­ру­са­лим — ше­девр рус­ской ар­хи­те­к­ту­ры XVII ве­ка. Для ме­ня сча­стье быть на­сто­я­те­лем это­го хра­ма. Сей­час там идут ре­с­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты. Хо­ро­шо, что на­шлись лю­ди, го­то­вые нам по­мочь.
Во­об­ще, в по­с­лед­ние го­ды, де­ся­ти­ле­тия очень из­ме­ни­лась стру­к­ту­ра рас­се­ле­ния в рай­оне. Многие храмы сто­ят сегодня в опу­с­тев­ших де­рев­нях или в луч­шем слу­чае в ок­ру­же­нии да­ч­ных уча­ст­ков.

А в круп­ных го­ро­дах, где чи­с­лен­ность на­се­ле­ния рас­тет с ка­ж­дым го­дом, на­обо­рот, на­блю­да­ет­ся ост­рый де­фи­цит хра­мов. Так, на 100 тыс. че­ло­век, про­жи­ва­ю­щих в На­ро-Фо­мин­ске, име­ет­ся все­го один храм.

— Но при этом до­воль­но круп­ный?

— Да, в нем слу­жат пять свя­щен­ни­ков, но од­но­го хра­ма все рав­но ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ет. А в микрорайоне Ши­бан­ко­во, где сто­ит Кан­те­ми­ров­ская ди­ви­зия, во­об­ще ни од­но­го хра­ма. Там про­жи­ва­ют во­ен­но­слу­жа­щие, чле­ны их се­мей, об­слу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал объ­е­к­тов ди­ви­зии. Со­з­да­на пра­во­слав­ная об­щи­на, но…

Про­цесс пе­ре­да­чи зе­м­ли по­сел­ка от Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны к му­ни­ци­па­ли­те­ту очень за­тя­ги­ва­ет­ся. Уже че­ты­ре го­да ни­как не мо­жем пе­рей­ти к стро­и­тель­ст­ву цер­к­ви. Об­щи­на там, ко­не­ч­но, не­бо­га­тая, и сна­ча­ла по­стро­им вре­мен­ный де­ре­вян­ный храм, а по­том уже ка­мен­ный. Так же как ко­г­да-то в Ап­ре­лев­ке, где те­перь от­стро­е­на ве­ли­ко­леп­ная ка­мен­ная цер­ковь. Она по­стро­е­на на сред­ст­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции и спон­со­ров. И это хо­ро­ший при­мер для под­ра­жа­ния. Лю­ди, в об­щем-то, не обя­за­ны бы­ли вкла­ды­вать в не­го свои день­ги, но ни­кто их не за­ста­в­лял, они дей­ст­во­ва­ли по ве­ле­нию соб­ст­вен­но­го серд­ца.

Но при этом ос­нов­ная за­да­ча не толь­ко на­ше­го бла­го­чи­ния, а пра­во­слав­ной цер­к­ви в це­лом — не воз­врат в соб­ст­вен­ность зда­ний, их ре­с­тав­ра­ция, стро­и­тель­ст­во но­вых хра­мов. Это ва­ж­ная, но су­гу­бо ма­те­ри­аль­ная сто­ро­на.

Для нас глав­ное — вос­ста­но­в­ле­ние ду­ха, со­з­да­ние жи­ву­щих ин­тен­сив­ной ду­хов­ной жиз­нью при­хо­дов, ак­тив­ная про­све­ти­тель­ская ра­бо­та. А для это­го ва­ж­но пре­ж­де все­го пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние как свя­щен­ни­ков, так и ми­рян.

В стра­не со­з­да­ет­ся мно­же­ст­во пра­во­слав­ных учеб­ных за­ве­де­ний, но их все рав­но не хва­та­ет. Толь­ко не­дав­но мы по­лу­чи­ли воз­мо­ж­ность ру­ко­по­ла­гать свя­щен­ни­ков при ус­ло­вии за­кон­чен­но­го вы­с­ше­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния, рань­ше это бы­ло про­с­то не­воз­мо­ж­но. Ина­че мы ос­та­лись бы про­с­то без свя­щен­ни­ков.

Очень ва­ж­но, что­бы ба­тюш­ка был эн­ту­зи­а­стом сво­его де­ла. Ведь свя­щен­ник, как ни­кто дру­гой, дол­жен от­да­вать все­го се­бя лю­дям, а это, ко­не­ч­но же, ред­кий дар.

У нас есть боль­шое же­ла­ние от­крыть на тер­ри­то­рии рай­она пра­во­слав­ную гим­на­зию. В этом слу­чае мы го­то­ви­ли бы се­бе ка­д­ры са­мо­сто­я­тель­но и че­рез 10—15 лет де­ти на­ших свя­щен­ни­ков и при­хо­жан смог­ли бы за­пол­нить тот ка­д­ро­вый ва­ку­ум, ко­то­рый мы сей­час ощу­ща­ем. Но по­ка это в на­ших пер­спе­к­тив­ных пла­нах.

Од­на­ко ра­ду­ет тот факт, что в На­ро-Фо­мин­ском рай­оне сей­час уже име­ет­ся до­с­та­то­ч­ное ко­ли­че­ст­во вос­кре­с­ных школ. Ко­не­ч­но, они то­же ну­ж­да­ют­ся в пре­по­да­ва­те­лях, ко­то­рые смог­ли бы за­жечь в де­тях ис­кор­ку Бо­жию. Ведь ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, ес­ли оно ве­дет­ся не­пра­виль­но, на­силь­но, не очень об­ра­зо­ван­ны­ми и не­до­с­та­то­ч­но чув­ст­ву­ю­щи­ми людь­ми, мо­жет быть да­же опа­с­но. У де­тей в этом слу­чае да­же мо­жет раз­вить­ся двой­ная мо­раль. Но ес­ли по­пы­тать­ся не толь­ко да­вать де­тям на­бор ди­с­ци­п­лин, но по­ка­зы­вать кра­со­ту пра­во­сла­вия, влюб­лять в рус­скую ис­то­рию, мо­ж­но сфор­ми­ро­вать силь­ных лю­дей с ус­той­чи­вым ми­ро­воз­зре­ни­ем.

Ко­г­да ре­бен­ку с дет­ст­ва при­ви­ва­ют­ся хри­сти­ан­ские цен­но­сти, он чув­ст­ву­ет се­бя в жиз­ни уве­рен­но и спо­кой­но, вы­рас­та­ет че­ло­ве­ком, спо­соб­ным тво­рить и ос­та­вать­ся при этом це­ло­ст­ной ли­ч­но­стью.

— Ка­ко­вы ос­нов­ные на­пра­в­ле­ния де­я­тель­но­сти На­ро-Фо­мин­ско­го бла­го­чи­ния?

— Цер­ковь ста­ра­ет­ся не обой­ти сто­ро­ной ни од­ну из сфер жиз­ни об­ще­ст­ва. Од­но из ва­ж­ных на­пра­в­ле­ний — ра­бо­та с во­ен­но­слу­жа­щи­ми. В ар­мии своя спе­ци­фи­ка, ведь там по-пре­ж­не­му ос­та­ет­ся мно­го про­б­лем, свя­зан­ных с не­ус­тав­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми, с же­с­то­ко­стью, от ко­то­рой сол­да­ты уда­ря­ют­ся в бе­га. Не­ма­ло про­ис­хо­дит и слу­ча­ев су­и­ци­да. Сей­час ру­ко­во­дство мно­гих во­ин­ских ча­с­тей по­ни­ма­ет, что цер­ковь мо­жет ре­аль­но по­мочь.

Свя­щен­ни­ки бла­го­чин­но­го ок­ру­га ча­с­то по­се­ща­ют ча­с­ти Кан­те­ми­ров­ской и Та­ман­ской ди­ви­зий, об­ща­ют­ся с сол­да­та­ми, вре­мя от вре­ме­ни про­во­дят бо­го­слу­же­ния. Хо­те­лось бы, ко­не­ч­но, не про­с­то об­ще­ния, но и по­сто­ян­ных бо­го­слу­же­ний. Но это про­цесс по­сте­пен­ный и дол­жен ид­ти по до­б­рой во­ле обе­их сто­рон.

В Мо­с­ков­ской епар­хии для мо­ло­де­жи ре­а­ли­зу­ет­ся ан­ти­нар­ко­ти­че­с­кая про­грам­ма, и мы ее все­це­ло под­дер­жи­ва­ем. Цер­ковь стремит­ся ока­зы­вать воз­дей­ст­вие на ли­ч­но­ст­ном уров­не: объ­я­с­ня­ет, что смысл жиз­ни не в том, что­бы по­лу­чить од­но­ра­зо­вое удо­воль­ст­вие и мгно­вен­но уме­реть, а со­вер­шенно в дру­гом. Есть ве­ч­ная жизнь, от­вет­ст­вен­ность че­ло­ве­ка пе­ред Бо­гом. Ес­ли че­ло­век эти цен­но­сти по­ни­ма­ет и при­ни­ма­ет, он ста­но­вит­ся не­вос­при­им­чив к та­ко­му ис­ку­ше­нию, да и к лю­бым дру­гим.

Еще од­на про­грам­ма, ре­а­ли­зу­е­мая Мо­с­ков­ской епар­хи­ей, — об­ра­зо­ва­тель­ная. Да­же ес­ли в той или иной шко­ле не изу­ча­ют ос­но­вы за­ко­на Божь­е­го или ос­но­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры, свя­щен­ни­ки про­с­то при­хо­дят в учеб­ные за­ве­де­ния рай­она и бе­се­ду­ют с деть­ми.

Все, ко­не­ч­но, за­ви­сит от пе­да­го­гов: ес­ли они са­ми вос­при­ни­ма­ют цер­ковь по­ло­жи­тель­но, идут на кон­такт, то и де­ти жи­во ре­а­ги­ру­ют на та­кие бе­се­ды. Ес­ли не пре­вра­щать это об­ще­ние в за­нуд­ст­во, то оно мо­жет стать для них боль­шим бла­гом.
Кро­ме то­го, свя­щен­ни­ки мно­гих на­ших при­хо­дов по­сто­ян­но по­се­ща­ют боль­ни­цы рай­она. А в цен­т­раль­ной рай­он­ной боль­ни­це № 1 со­з­дан боль­ни­ч­ный храм. Ведь ко­г­да че­ло­век бо­лен, осо­бен­но на­хо­дит­ся на гра­ни ме­ж­ду жиз­нью и смер­тью, ему про­с­то не­об­хо­ди­ма ду­хов­ная под­дер­ж­ка.

— Как вы вза­и­мо­дей­ст­ву­е­те с рай­он­ны­ми вла­стя­ми?

— Я очень до­во­лен на­ши­ми от­но­ше­ни­я­ми. Мне ка­жет­ся, есть две край­но­сти: ко­г­да ме­ж­ду вла­стя­ми цер­ков­ны­ми и свет­ски­ми име­ет­ся яв­ный кон­фликт, как мы это ви­де­ли пре­ж­де все­го в со­вет­ское вре­мя, или ко­г­да вла­сти пы­та­ют­ся сде­лать цер­ковь ча­стью се­бя, ре­шать че­рез цер­ковь свои за­да­чи.

У нас в ис­то­рии, как вы зна­е­те, был дли­тель­ный пе­ри­од ого­су­дар­ст­вле­ния, бю­ро-
кра­ти­за­ции цер­к­ви — со вре­мен Пе­т­ра I до воз­ро­ж­де­ния па­т­ри­ар­ше­ст­ва в 1918 го­ду. В ми­к­ро­мас­шта­бах на раз­ных тер­ри­то­ри­ях на­шей стра­ны по­доб­ные тен­ден­ции се­го­д­ня про­яв­ля­ют­ся, но, сла­ва бо­гу, нам уда­лось это­го из­бе­жать. Мы и свет­ская власть ува­жа­ем друг дру­га и не вме­ши­ва­ем­ся в де­ла друг дру­га. Есть по­мощ­ник гла­вы рай­она по вза­и­мо­дей­ст­вию с кон­фес­си­я­ми.

Ес­ли од­на из сто­рон чем-то недо­воль­на, мы все­гда на­хо­дим вы­ход в кон­ст­ру­к­тив­ной бе­се­де. И это хо­ро­шо, ведь оче­вид­ное со­труд­ни­че­ст­во вла­сти рай­она и цер­к­ви в ко­не­ч­ном сче­те спо­соб­ст­ву­ет воз­ро­ж­де­нию и раз­ви­тию пра­во­сла­вия на тер­ри­то­рии рай­она.