Александр ЛИХАЧЕВ:стремимся завоевать высочайший авторитет на рынке


Беседу вела Анастасия Саломеева

Динамике развития ООО «Сочиморстрой», компании, чья основная специализация связана с возведением гидротехнических сооружений, может позавидовать любая строительная организация. За последние пять лет объем производства вырос в 100 раз, на счету предприятия множество сложных проектов, строительство которых ведется ускоренными темпами, расширяется география деятельности. Об успехе своей компании и о пути к нему рассказывает генеральный директор ООО «Сочиморстрой» Александр Лихачев.

— Але­к­сандр Ва­силь­е­вич, ООО «Со­чи­мор­ст­рой» ра­бо­та­ет в сфе­ре стро­и­тель­ст­ва ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких со­ору­же­ний с 2002 го­да. Ка­ко­ва ди­на­ми­ка раз­ви­тия ком­па­нии за пер­вые пять лет ее ра­бо­ты на рын­ке? Вы до­воль­ны до­с­тиг­ну­ты­ми ре­зуль­та­та­ми?

— На са­мом де­ле на­ша ор­га­ни­за­ция по­я­ви­лась зна­чи­тель­но рань­ше. 2002 год — это год со­з­да­ния ООО «Со­чи­мор­ст­рой», став­ше­го пре­ем­ни­ком го­су­дар­ст­вен­но­го пред­при­ятия, ос­но­ван­но­го в 1943 го­ду. На­ша ис­то­рия бо­га­та тра­ди­ци­я­ми, тру­до­вы­ми до­с­ти­же­ни­я­ми, мас­штаб­ны­ми про­ек­та­ми. Все ги­д­ро­тех­ни­че­с­кие со­ору­же­ния Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья — от Ад­ле­ра до Но­во­рос­сий­ска — бы­ли по­стро­е­ны ор­га­ни­за­ци­ей, но­ся­щей в дан­ный мо­мент на­зва­ние ООО «Со­чи­мор­ст­рой».

Как и все пред­при­ятия стро­и­тель­ной от­рас­ли, мы пе­ре­жи­ли тя­же­лые вре­ме­на за­стоя. Длил­ся он де­сять лет, и на­шей глав­ной за­да­чей то­г­да бы­ло сохранение кол­ле­к­тива. С 2002 го­да на­чал­ся подъ­ем. За пять лет про­из­вод­ст­во вы­ро­с­ло в 100 раз. Ес­ли в 2002 го­ду объ­ем ра­бот со­ста­вил 24 млн руб., то в 2007-м толь­ко за пер­вое по­лу­го­дие мы вы­пол­ни­ли стро­и­тель­но-мон­та­ж­ных ра­бот на 1,1 млрд руб. До кон­ца го­да пла­ни­ру­ем вый­ти на сум­му 2,5 млрд руб.

За эти­ми циф­ра­ми сто­ит на­пря­жен­ная ра­бо­та все­го кол­ле­к­ти­ва и, что осо­бен­но ва­ж­но, пси­хо­ло­ги­че­с­кий кли­мат, ада­п­ти­ро­ван­ный к но­вым ры­но­ч­ным ус­ло­ви­ям.
Ко­не­ч­но, я удо­в­ле­тво­рен до­с­тиг­ну­ты­ми ре­зуль­та­та­ми. Бла­го­да­ря та­кой ди­на­ми­ке ООО «Со­чи­мор­ст­рой» сей­час — мощ­ная кон­ку­рен­то­спо­соб­ная, ос­на­щен­ная но­вей­шей тех­ни­кой и со­в­ре­мен­ной тех­но­ло­ги­ей ор­га­ни­за­ция. Но­вая тех­но­ло­гия, при­ме­ня­е­мая на­ми, по­з­во­ля­ет ве­с­ти стро­и­тель­ст­во ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких объ­е­к­тов бы­ст­рее, а зна­чит, де­ше­в­ле. Благодаря ей мы име­ем пре­и­му­ще­ст­ва пе­ред на­ши­ми кон­ку­рен­та­ми, ра­бо­та­ю­щими по тра­ди­ци­он­ным схе­мам.

Се­го­д­ня ООО «Со­чи­мор­ст­рой» спо­соб­но ре­шить лю­бые за­да­чи, ко­то­рые ста­вит пе­ред пред­при­яти­ем ры­нок ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких ра­бот.

— А что это за тех­но­ло­гия?

— Тра­ди­ци­он­но стро­и­тель­ст­во ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких со­ору­же­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с во­ды, с по­мо­щью плав­средств. Ес­ли на мо­ре шторм — ра­бо­ты при­хо­дит­ся на вре­мя при­ос­та­на­в­ли­вать. При тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии ра­бо­та мо­жет про­из­во­дить­ся все­го не­сколь­ко ме­ся­цев в го­ду: на Чер­ном мо­ре этот пе­ри­од обы­ч­но длит­ся шесть-семь ме­ся­цев, на Бал­тий­ском — еще мень­ше.

На­ша тех­но­ло­гия по­з­во­ля­ет ра­бо­тать не с во­ды, а с су­ши. Это так на­зы­ва­е­мый пи­о­нер­ный спо­соб, ос­но­ван­ный на при­ме­не­нии мощ­но­го гу­се­ни­ч­но­го кра­на гру­зо­подъ­ем­но­стью 280 т про­из­вод­ст­ва фир­мы Liebherr. Кран пе­ре­дви­га­ет­ся по под­кра­но­вым бал­кам, ко­то­рые он ук­ла­ды­ва­ет впе­ре­ди се­бя, по­с­ле че­го ус­та­на­в­ли­ва­ет спе­ци­аль­ный кон­ду­к­тор с ги­д­ро­фи­ци­ро­ван­ны­ми за­хва­та­ми для за­бив­ки свай на ги­д­ра­в­ли­че­с­кие опо­ры, опи­ра­ю­щи­е­ся на мор­ское дно. Бла­го­да­ря пи­о­нер­но­му спо­со­бу мы не за­ви­сим от на­стро­е­ния мо­ря. Та­ким об­ра­зом мо­ж­но стро­ить объ­е­к­ты поч­ти круг­лый год, за ис­к­лю­че­ни­ем двух ме­ся­цев — пе­ри­о­да силь­ней­ших штор­мов.

— И от­ку­да же вы взя­ли эту тех­но­ло­гию?

— Са­ми раз­ра­бо­та­ли, вме­сте с ин­сти­ту­том ЦНИ­ИС (г. Мо­с­к­ва). Спе­ци­аль­ные кон­ду­к­то­ры, о ко­то­рых я вам уже рас­ска­зал — на­ше ноу-хау.

— Ка­ко­во со­сто­я­ние тех­ни­че­с­кой ба­зы пред­при­ятия, по­з­во­ля­ет ли она ре­шать вста­ю­щие пе­ред ва­ми за­да­чи?

— ООО «Со­чи­мор­ст­рой» име­ет соб­ст­вен­ный тех­ни­че­с­кий флот. Он вклю­ча­ет в се­бя два плав­кра­на, два бу­к­си­ра, во­до­лаз­ный бот и два плав­пон­то­на. В ак­ти­ве пред­при­ятия также име­ет­ся су­хо­пут­ная тех­ни­ка раз­ли­ч­но­го функ­ци­о­наль­но­го на­зна­че­ния, в со­ста­ве ко­то­рой че­ты­ре гу­се­ни­ч­ных кра­на не­мец­кой фир­мы Liebherr гру­зо­подъ­ем­но­стью по 280 и 100-т, а так­же дру­гая стро­и­тель­ная тех­ни­ка ве­ду­щих за­ру­бе­ж­ных про­из­во­ди­те­лей в ко­ли­че­ст­ве 25 еди­ниц.

Кро­ме то­го, на­ше пред­при­ятие рас­по­ла­га­ет стро­и­тель­ным по­ли­го­ном в Со­чи для из­го­то­в­ле­ния бе­тон­ных эле­мен­тов, при­ме­ня­ю­щих­ся в ги­д­ро­тех­ни­че­с­ком стро­и­тель­ст­ве. Там на­хо­дит­ся бе­тон­ный за­вод, же­лез­но­до­ро­ж­ная вет­ка и тех­но­ло­ги­че­с­кий при­чал для по­гру­з­ки на плав­сред­ст­ва круп­но­га­ба­рит­ных эле­мен­тов.
На­ли­чие со­лид­ной про­из­вод­ст­вен­ной ба­зы по­з­во­ля­ет ре­шать лю­бые за­да­чи, воз­ни­ка­ю­щие при воз­ве­де­нии ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких объ­е­к­тов. Тем не ме­нее мы не на­ме­ре­ны на этом ос­та­на­в­ли­вать­ся. В на­ших пла­нах — при­об­ре­те­ние пла­ву­чей плат­фор­мы с гу­се­ни­ч­ным кра­ном гру­зо­подъ­ем­но­стью 150 т на бор­ту, име­ю­щей спе­ци­аль­ные опо­ры, с по­мощью ко­то­рых она под­ни­ма­ет­ся над уров­нем мо­ря на 3—4 м. С этой плат­фор­мы воз­мо­ж­но ве­с­ти стро­и­тель­ст­во ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких со­ору­же­ний круг­лый год.

— По ка­ким прин­ци­пам стро­ит­ся ва­ша ра­бо­та с за­каз­чи­ка­ми?

— Прин­цип один — не­уко­с­ни­тель­ное вы­пол­не­ние вза­им­ных обя­за­тельств, до­ве­рие ме­ж­ду парт­не­ра­ми и вза­и­мо­ува­же­ние. Стро­и­тель­ст­во об­ре­че­но на ус­пех толь­ко в том слу­чае, ес­ли за­каз­чик и под­ряд­чик осоз­на­ют не­об­хо­ди­мость сла­жен­ных дей­ст­вий. Ес­ли же за­каз­чик за­дер­жи­ва­ет оп­ла­ту вы­пол­нен­ных ра­бот или сры­ва­ет аван­си­ро­ва­ние, а под­ряд­чик не вы­дер­жи­ва­ет сро­ков стро­и­тель­ст­ва и не обес­пе­чи­ва­ет ка­че­ст­ва ра­бот, то со­в­ме­ст­ная ра­бо­та пре­вра­ща­ет­ся в сплош­ное му­че­ние.

— Се­го­д­ня на рын­ке ги­д­ро­тех­ни­че­с­ко­го стро­и­тель­ст­ва обо­ст­ря­ет­ся кон­ку­рен­ция. Ва­ша ком­па­ния ее ощу­ща­ет? Ка­ко­вы кон­ку­рент­ные пре­и­му­ще­ст­ва ООО «Со­чи­мор­ст­рой»?

— Кон­ку­рен­ция все­гда ощу­ща­ет­ся: с пер­во­го дня сво­его су­ще­ст­во­ва­ния ООО «Со­чи­мор­ст­рой» по­лу­ча­ло объ­е­к­ты толь­ко в ре­зуль­та­те по­бе­ды в же­ст­кой тен­дер­ной борь­бе с дру­ги­ми пре­тен­ден­та­ми. Имен­но кон­ку­рен­ция за­ста­в­ля­ет нас ис­кать но­вые, не­тра­ди­ци­он­ные ме­то­ды стро­и­тель­ст­ва, по­з­во­ля­ю­щие со­кра­щать его сро­ки, умень­шать сто­и­мость и за­ку­пать са­мую современную стро­и­тель­ную тех­ни­ку.

— Ка­кие из про­ек­тов, вы­пол­нен­ных ООО «Со­чи­мор­ст­рой», осо­бен­но за­по­м­ни­лись ли­ч­но вам и ва­шим спе­ци­а­ли­стам?

— Ка­ж­дый из по­стро­ен­ных объ­е­к­тов ин­те­ре­сен по-сво­ему. Но стро­и­тель­ст­во при­ча­ла для пе­ре­вал­ки сжи­жен­ных уг­ле­во­до­род­ных га­зов и под­ход­ной эс­та­ка­ды к не­му в пор­ту Же­лез­ный Рог на Та­ман­ском по­лу­ост­ро­ве хо­те­лось бы от­ме­тить осо­бо. Имен­но на этом объ­е­к­те в 2005 го­ду мы раз­ра­бо­та­ли и вне­дри­ли в про­из­вод­ст­во но­вую тех­но­ло­гию стро­и­тель­ст­ва. Ту же тех­но­ло­гию чуть поз­же при­ме­ни­ли в Ле­нин­град­ской об­ла­с­ти, по­стро­ив при­чал для неф­тя­но­го тер­ми­на­ла в При­мор­ске, там она ком­би­ни­ро­ва­лась с тра­ди­ци­он­ным ме­то­дом. На этом объ­е­к­те в очень сжа­тые сро­ки на­ми бы­ло по­стро­е­но 600-м при­ча­ла.

— ООО «Со­чи­мор­ст­рой» ста­ло уча­ст­ни­ком круп­но­го и зна­чи­мо­го про­ек­та на се­ве­ро-за­па­де Рос­сии — «Мор­ской фа­сад Санкт-Пе­тер­бур­га». Рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, об этом.

— «Мор­ской фа­сад Санкт-Пе­тер­бур­га» — яр­кий при­мер кон­со­ли­да­ции уси­лий зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­ни­за­ций и сла­жен­ной ра­бо­ты за­каз­чи­ка и под­ряд­чи­ков.

На стро­и­тель­ст­во это­го объ­е­к­та в си­лу очень боль­шо­го объ­е­ма ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких ра­бот и сжа­тых сро­ков бы­ли стя­ну­ты все ги­д­ро­тех­ни­че­с­кие ор­га­ни­за­ции, ра­бо­та­вшие в тот мо­мент на Бал­ти­ке. Так как на­ша ком­па­ния ве­ла то­г­да стро­и­тель­ст­во при­ча­ла лег­ких неф­те­про­ду­к­тов в пор­ту При­морск, мы то­же по­лу­чи­ли при­гла­ше­ние уча­ст­во­вать в про­ек­те. «Со­чи­мор­ст­рой» бы­ло по­ру­че­но со­ору­же­ние при­ча­ла №?7 дли­ной 330?м. Он по­стро­ен на­ми в ус­та­но­в­лен­ные сро­ки и с хо­ро­шим ка­че­ст­вом.

— Еще один ваш про­ект в этом ре­ги­о­не — стро­и­тель­ст­во мор­ско­го кон­тей­нер­но­го тер­ми­на­ла в пор­ту Усть-Лу­га, где ООО «Со­чи­мор­ст­рой» вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве ге­не­раль­но­го под­ряд­чи­ка. Порт Усть-Лу­га дол­жен стать круп­ней­шим не толь­ко в Рос­сии, но и в стра­нах СНГ и Бал­тии. По­че­му вы­бор пал имен­но на ООО «Со­чи­мор­ст­рой»? Бы­ла ли го­то­ва ком­па­ния к столь серь­ез­ной ра­бо­те? В ка­кой ста­дии сей­час на­хо­дит­ся про­ект?

— На ре­а­ли­за­цию это­го про­ек­та се­го­д­ня на­пра­в­ле­ны все си­лы на­шей ком­па­нии, по­то­му что мы чет­ко по­ни­ма­ем его зна­чи­мость и пер­спе­к­ти­вы. За­да­ча по стро­и­тель­ст­ву Бал­тий­ско­го кон­тей­нер­но­го тер­ми­на­ла в пор­ту Усть-Лу­га, по­ста­в­лен­ная пе­ред на­ми за­каз­чи­ком, уни­каль­на в си­лу не­об­хо­ди­мо­сти вы­пол­не­ния ог­ром­ных объ­е­мов ра­бот в сжа­тые сро­ки. Как ви­ди­те, на­ше пред­при­ятие ока­за­лось го­то­во к та­кой серь­ез­ной за­да­че и до­ка­зы­ва­ет это на де­ле.

Я ду­маю, вы­бор не слу­чай­но пал на «Со­чи­мор­ст­рой». В 2006 го­ду мы ус­пеш­но ре­а­ли­зо­ва­ли про­ект в При­мор­ске, где при­ме­ни­ли ком­би­ни­ро­ван­ный ме­тод стро­и­тель­ст­ва. Это и по­слу­жи­ло ос­нов­ным ар­гу­мен­том в поль­зу вы­бо­ра на­шей ор­га­ни­за­ции в ка­че­ст­ве под­ряд­чи­ка при стро­и­тель­ст­ве ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких со­ору­же­ний в пор­ту Усть-Лу­га.
В на­сто­я­щее вре­мя на­шей ор­га­ни­за­ци­ей воз­во­дят­ся при­ча­лы № 3 и 4 об­щей дли­ной 440 п. м. Ра­бо­ты дол­ж­ны быть за­кон­че­ны в ны­неш­нем го­ду. А впе­ре­ди еще стро­и­тель­ст­во 1,5 тыс. п. м. при­чаль­ной стен­ки и со­з­да­ние ог­ром­ной тер­ри­то­рии под от­кры­тые скла­ды для кон­тей­не­ров.

При со­ору­же­нии это­го объ­е­к­та ООО «Со­чи­мор­ст­рой» при­ме­ня­ет оба ме­то­да стро­и­тель­ст­ва — с во­ды и с су­ши — од­но­вре­мен­но, что по­з­во­ля­ет вы­пол­нять не­сколь­ко ви­дов ра­бот па­рал­лель­но. То есть мы од­но­вре­мен­но за­би­ва­ем сваи из сталь­ных труб раз­ли­ч­но­го диа­мет­ра, ве­дем по­гру­же­ние шпун­та в ли­це­вую стен­ку, бе­то­ни­ро­ва­ние эле­мен­тов верх­не­го стро­е­ния и мон­таж ан­кер­ных тяг. Та­кой под­ход да­ет воз­мо­ж­ность ре­з­ко со­кра­тить срок стро­и­тель­ст­ва объ­е­к­та.

— Воз­гла­в­ля­е­мая ва­ми ком­па­ния вы­шла на се­ве­ро-за­пад Рос­сии. Оз­на­ча­ет ли это, что вы на­ме­ре­ны рас­ши­рять гео­гра­фию сво­ей де­я­тель­но­сти?

— На­ли­чие круп­ных про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей и боль­шо­го чи­с­ла ра­бот­ни­ков, а их око­ло 1 тыс. че­ло­век, по­з­во­ля­ет нам на­хо­дить все но­вые и но­вые объ­е­к­ты. Это мо­ж­но на­звать аг­рес­сив­ной по­ли­ти­кой за­хва­та рын­ка ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких ра­бот. Мы из­бра­ли путь со­з­да­ния фи­ли­а­лов: на се­ве­ро-за­па­де это фи­ли­ал в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Бал­тий­ский фи­ли­ал в При­мор­ске. Раз­ви­ва­ем свои фи­ли­а­лы как са­мо­до­с­та­то­ч­ные и от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ные ор­га­ни­за­ции, с соб­ст­вен­ной тех­ни­че­с­кой ба­зой. Счи­таю, что в на­сто­я­щее вре­мя, при ре­з­ком рас­ши­ре­нии рын­ка ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких ра­бот, та­кая по­ли­ти­ка се­бя оп­рав­ды­ва­ет.

— Про­ек­ты, ко­то­рые ре­а­ли­зу­ет ООО «Со­чи­мор­ст­рой», ва­ша тех­но­ло­гия — все это под­ра­зу­ме­ва­ет, что на пред­при­ятии тру­дят­ся вы­со­ко­класс­ные спе­ци­а­ли­сты. Рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, о сво­ем кол­ле­к­ти­ве, его ква­ли­фи­ка­ции, о ва­ших тре­бо­ва­ни­ях к пер­со­на­лу, си­с­те­ме мо­ти­ва­ции, при­ня­той в ком­па­нии.

— Ко­с­тяк кол­ле­к­ти­ва ООО «Со­чи­мор­ст­рой» сфор­ми­ро­вал­ся еще в на­шу быт­ность го­су­дар­ст­вен­ным пред­при­яти­ем. При из­ме­не­нии фор­мы соб­ст­вен­но­сти нам уда­лось поч­ти по­л­но­стью со­хра­нить кол­лек­тив. Од­на­ко ре­з­кое рас­ши­ре­ние про­из­вод­ст­ва, ко­то­рое на­ча­лось с 2002 го­да, по­тре­бо­ва­ло при­то­ка в ком­па­нию но­вых ка­д­ров со­от­вет­ст­ву­ю­щей ква­ли­фи­ка­ции. К нам при­шли спе­ци­а­ли­сты из мос­то­ст­ро­и­тель­ных ор­га­ни­за­ций, наи­бо­лее бли­з­ких к нам по про­фи­лю де­я­тель­но­сти. Ма­ши­ни­сты на­ших гу­се­ни­ч­ных кра­нов Liebherr ста­жи­ро­ва­лись в Гер­ма­нии, на за­во­де-из­го­то­ви­те­ле; опе­ра­то­ры ко­про­во­го обо­ру­до­ва­ния гол­ланд­ско­го про­из­вод­ст­ва так­же обу­ча­лись за­ру­бе­ж­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми — в Гол­лан­дии. Кро­ме то­го, мы при­ни­ма­ем на ра­бо­ту мо­ло­дежь — вы­пу­ск­ни­ков стро­и­тель­ных ву­зов.

Тре­бо­ва­ние к спе­ци­а­ли­стам од­но — они дол­ж­ны че­ст­но тру­дить­ся. А моя за­да­ча как ра­бо­то­да­те­ля — до­с­той­но оп­ла­чи­вать их ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный труд. Ре­жим ра­бо­ты в ООО «Со­чи­мор­ст­рой» вах­то­вый, трехсмен­ный, по­э­то­му про­из­вод­ст­во не ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся ни на ми­ну­ту и у ра­бо­чих вы­со­кая про­из­во­ди­тель­ность тру­да. Сред­няя за­ра­бот­ная пла­та ра­бо­чих у нас эк­ви­ва­лент­на $1,5 тыс. в ме­сяц. Си­с­те­ма оп­ла­ты тру­да про­стая: ча­со­вая став­ка плюс еже­ме­ся­ч­ная пре­мия в за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­тов ра­бо­ты. На мой взгляд, это очень эф­фе­к­тив­ная си­с­те­ма мо­ти­ва­ции.

— Се­го­д­ня мно­гие ор­га­ни­за­ции ва­ше­го про­фи­ля жа­лу­ют­ся на от­сут­ст­вие ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ка­д­ров. Вы это­го не ощу­ща­е­те?

— Не очень, по­сколь­ку, по­в­то­ряю, нам уда­лось со­хра­нить ос­нов­ную часть сво­его кол­ле­к­ти­ва, а это вы­со­ко­класс­ные спе­ци­а­ли­сты. К то­му же вос­пи­ты­ва­ем мы и мо­ло­дежь.

Но та­кая про­б­ле­ма дей­ст­ви­тель­но есть. Стро­и­тель­ная от­расль в це­лом и ги­д­ро­тех­ни­че­с­кое стро­и­тель­ст­во в ча­ст­но­сти мно­го лет на­хо­ди­лись в пе­чаль­ном со­сто­я­нии — мы по­те­ря­ли ав­то­ри­тет. Счи­та­лось, что на строй­ке ра­бо­тать не­пре­сти­ж­но. В ре­зуль­та­те мо­ло­дежь шла ра­бо­тать ку­да угод­но — в ма­га­зи­ны, в тор­го­вые ларь­ки, но толь­ко не к нам. Так об­ра­зо­вал­ся серь­ез­ный раз­рыв по­ко­ле­ний ди­а­па­зо­ном в 10—15 лет.

Вы­ход один — под­ни­мать ав­то­ри­тет стро­и­тель­ной от­рас­ли. К сча­стью, имен­но это се­го­д­ня и на­блю­да­ет­ся. В от­расль вкла­ды­ва­ют­ся серь­ез­ные сред­ст­ва, она раз­ви­ва­ет­ся, ста­но­вясь все бо­лее при­вле­ка­тель­ной для мо­ло­дых спе­ци­а­ли­стов. А даль­ше ры­нок все рас­ста­вит по сво­им ме­с­там.

— Не­дав­но вы ста­ли ла­у­ре­а­том пре­сти­ж­ной пре­мии «Лучший ру­ко­во­ди­тель Рос­сии». Как вы оце­ни­ва­е­те та­кое об­ще­ст­вен­ное при­зна­ние?

— Эта по­бе­да — за­слу­жен­ная на­гра­да для все­го кол­ле­к­ти­ва: и для ра­бо­чих и ин­же­нер­но-тех­ни­че­с­ких со­т­руд­ни­ков, и для уп­ра­в­лен­че­с­ких ка­д­ров.

На мой взгляд, ру­ко­во­ди­тель яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­те­лем ча­я­ний и же­ла­ний все­го пред­при­ятия. Ге­не­ра­то­ром идей и ли­цом, оп­ре­де­ля­ю­щим на­пра­в­ле­ние раз­ви­тия ор­га­ни­за­ции, то­же дол­жен быть он. В со­в­ре­мен­ных усло­ви­ях от ру­ко­во­ди­те­ля пред­при­ятия за­ви­сит поч­ти все. Жиз­нен­но ва­ж­но, как он ра­бо­та­ет с за­каз­чи­ком, стро­ит от­но­ше­ния с кол­ле­к­ти­вом, оп­ре­де­ля­ет фи­нан­со­вую по­ли­ти­ку и об­щую стра­те­гию раз­ви­тия ком­па­нии.

На мой взгляд, в на­шей от­рас­ли ру­ко­во­ди­тель пред­при­ятия дол­жен фор­ми­ро­вать­ся не ме­нее де­ся­ти лет и прой­ти на этом пу­ти все сту­пе­ни карь­ер­ной ле­ст­ни­цы.

— А ка­кой путь ста­но­в­ле­ния в про­фес­сии и ме­недж­мен­те про­шли ли­ч­но вы?

— В ги­д­ро­тех­ни­че­с­ком стро­и­тельст­ве я уже бо­лее 30 лет. Строил все ти­пы мор­ских ги­д­ро­тех­ни­че­с­ких со­ору­же­ний.

По­с­ле окон­ча­ния Ле­нин­град­ско­го по­ли­тех­ни­че­с­ко­го ин­сти­ту­та в 1975 го­ду про­шел путь от ма­с­те­ра до ге­не­раль­но­го ди­ре­к­то­ра стро­и­тель­ной ор­га­ни­за­ции. На­чи­нал в пор­ту Вен­т­с­пилс, ра­бо­тал в Ри­ге, Ка­ли­нин­гра­де. По­том ме­ня пе­ре­ве­ли на стро­и­тель­ст­во Но­во­тал­лин­ско­го пор­та в Эс­то­нии, где я ра­бо­тал в дол­ж­но­сти на­чаль­ни­ка уча­ст­ка, за­тем глав­но­го ин­же­не­ра.

С на­ча­ла 90-х го­дов ра­бо­таю на юге Рос­сии: в Со­чи, Ту­ап­се, на Та­ман­ском по­лу­ост­ро­ве.

— Ка­ко­вы стра­те­ги­че­с­кие пла­ны ООО «Со­чи­мор­ст­рой»? Ка­ких ре­зуль­та­тов со­би­ра­е­тесь до­с­тичь в бли­жай­шие го­ды?

— Я счи­таю, что сей­час мы в се­ре­ди­не пу­ти. Мно­го­го до­с­тиг­ли, но и мно­гое еще пред­сто­ит. По­э­то­му в стра­те­ги­че­с­ких пла­нах — со­з­дать еще бо­лее мощ­ную, хо­ро­шо ос­на­щен­ную ор­га­ни­за­цию, спо­соб­ную вы­пол­нить лю­бые за­да­чи, ко­то­рые ста­вит пе­ред на­ми ры­нок ги­д­ро­тех­ни­че­с­ко­го стро­и­тель­ст­ва. Край­не ва­ж­но за­во­е­вать вы­со­кий ав­то­ри­тет на рын­ке ги­д­ро­тех­ни­че­с­ко­го стро­и­тель­ст­ва, что по­з­во­лит фор­ми­ро­вать ста­биль­ный порт­фель за­ка­зов ор­га­ни­за­ции ка­ж­дый год.

Ну и, ко­не­ч­но же, в на­ших пла­нах — при­нять уча­стие в стро­и­тель­ст­ве олим­пий­ских объ­е­к­тов Со­чин­ской зим­ней Олим­пи­а­ды 2014 го­да.