Наш ответ Чемберлену


текст | Александр ВЫСОЦКИЙ
политический обозреватель

Внешнеэкономическая составляющая восьмого послания президента занимает в нем относительно немного места. Но значение ее очень велико.

Традиционно центральное место в послании президента отводилось социально-экономическим
вопросам. Президент говорил о нацпроектах, проблемах демографии, инвестициях и многом другом. Акцент, в частности, был сделан на проблемах Вооруженных сил, их дальнейшем реформировании и перевооружении. Однако это, восьмое по счету, послание привлекло к себе внимание российской и мировой общественности по иным, неэкономическим, причинам. Лейтмоти-вом репортажей и сообщений всех информационных агентств стала трансформация внешней политики России.
Надо сказать, что внешнеполитическим вопросам уделялось не так много внимания, как могло показаться. Они были затронуты в самом конце послания и содержали, по сути, три основных блока.
Главной мишенью президентской критики стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Подписанный на излете существования СССР и Организации Варшавского договора, этот документ предусматривал ограничения на размещение в Европе обычных (неядерных) вооруженных сил НАТО и ОВД.
В неразрывной связи с ДОВСЕ Путин указал на другие примеры «как минимум некорректного поведения наших западных партнеров». А именно на размещение элементов американской ПРО в Польше и Чехии, а также продолжение курса на расширение НАТО.
Наряду с этим президент не забыл кинуть камень в огород ОБСЕ. Назвав деятельность этой организации «ловлей блох» на постсоветском пространстве, он призвал наполнить ее работу реальным содержанием и заявил о поддержке Россией Казахстана в связи со скорым его вступлением в обязанности председателя ОБСЕ.
Говоря о ДОВСЕ, следует помнить, что с момента его подписания утекло чрезвычайно много воды. Варшавский договор распался, многие его члены перешли в НАТО. ДОВСЕ фактически превратился в мертвую букву: новоиспеченные члены Североатлантического альянса не считали себя обязанными соблюдать прежние ограничения, все это время их чтила только Россия.
Мораторий на исполнение положений ДОВСЕ, предложенный президентом, на самом деле чисто политический, а не военный шаг. Объявляя мораторий, Москва демонстрирует Западу, и в первую очередь США, свое недовольство по поводу как расширения НАТО, так и размещения элементов американской ПРО в Центральной и Восточной Европе.
Очевидно, что формат «стратегиче-ского партнерства» в российско-американских отношениях, пришедший на смену холодной войне, оказался едва ли не противоречащим интересам России, зачастую прямо угрожающим ее нацио-нальной безопасности. Если постепенный натовский «Дранг нах Остен» вызывал лишь тлеющее недовольство Москвы, которая вряд ли могла что бы то ни было ему противопоставить, то выход США из стратегически важного Договора по ПРО 1972 года поставил Россию перед угрозой потери стратегического ядерного паритета с Америкой, а следовательно, перед опасностью стать беззащитной перед любыми (в том числе и военными) акциями Вашингтона.
Продолжение развертывания систем ПРО вблизи наших границ поставит крест на возможности нормализации и потепления российско-американских отношений. Параллельно подобное развитие событий неизбежно спровоцирует гонку ракетно-ядерных вооружений. И мораторий (или выход) из ДОВСЕ здесь может оказаться лишь началом.
Между Москвой и Вашингтоном заключен целый комплекс договоров по сокращению ядерных вооружений. Договор по ПРО 1972 года без преувеличения является краеугольным камнем стабильности в российско-американских отношениях: фактически он гарантировал неизбежность взаимного уничтожения в случае начала войны, а значит, неизменно охлаждал наиболее горячие головы как в Кремле, так и в Белом доме.
Денонсация Договора по ПРО способна вызвать эффект домино. Для преодоления американского противоракетного щита Россия вынуждена будет пойти на ответные меры, связанные, возможно, с возобновлением производства ныне запрещенного класса тяжелых межконтинентальных баллистических ракет типа SS-18 («Сатана») наряду с осуществляемыми сейчас закупками модернизированных «Тополь-М». Это будет означать крах всего курса на ядерное разоружение, который реализовывался на протяжении нескольких десятилетий.

КОММЕНТАРИИ ПОЛИТИКОВ

Геннадий ГУДКОВ,
член фракции «Справедливая
Россия — Родина
(народно-патриотический союз)»:

— В послании Федеральному собранию Путина мне бы хотелось выделить два ключевых момента.
Во-первых, президент много внимания уделил увеличению социальных расходов. Я эту инициативу приветствую, потому что сегодняшний разрыв между богатыми и бедными опасен для стабильности в государстве. Но подобный шаг действенен лишь при условии, что будет дан настоящий бой бюрократии, которая сейчас расплодилась и приняла невероятные размеры, стала язвой на теле российской экономики. Как с этим бороться, он вскользь тоже сказал: надо внедрять механизм парламентского контроля, эффективно использовать механизм гражданского контроля, расширять возможности средств массовой информации, возрождать роль политических партий. Только такие системные изменения помогут нанести удар по истокам коррупции, а ее истоками служат бесконтрольность и всевластие бюрократического аппарата. Если бы все это выполнялось, тогда увеличение социальных расходов было бы разумно.
Второй момент связан с решением объявить мораторий на Договор об обычных вооружениях в Европе. Здесь я президента абсолютно поддерживаю. После изменения членства стран НАТО и Варшавского договора все единогласно выступали за адаптацию договора с учетом новых реалий (новая численность вооружения и т. д.) Однако эти корректировки были неоправданно затянуты на много лет. Теперь же сложилась просто бредовая ситуация: пушки, танки, артиллерийские установки, находящиеся, например, в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии, приписаны к Варшавскому договору, хотя они размещены в странах, которые состоят в НАТО. И при этом квоту на вооружение предписывают России. Так что объявление моратория для нас вынужденная мера.

Борис НАДЕЖДИН,
член партии «СПС», не прошедшей
в Госдуму:

— Это послание мало чем отличалось от всех остальных. За исключением его последней, лирической, части. Она-то мне и запомнилась. В ней президент честно, я считаю, и убедительно показал, что очень любит Россию и беспокоится о ее судьбе.
Что касается самого текста послания, то он производит впечатление довольно странное. Послание больше напоминает доклад на съезде КПСС об основных задачах на пятилетку. Президент много и подробно говорил про конкретные отрасли, упоминал обо всем — от нанотехнологий до кругляка. Это, конечно, очень важно, но не президентский уровень.
Кроме того, мне показалось, что президент имеет слабое представление о реальной ситуации в стране. Либо он чего-то не понимает, либо его плохо информируют, по меньшей мере в двух разделах. Он сказал, что никогда еще у регионов не было столько денег и полномочий, как сейчас, и что местное самоуправление с жиру бесится (я намеренно утрирую). Но есть ощущение, что он просто неадекватно воспринимает происходящее на самом деле. За последние годы федеральный бюджет вырос примерно в десять раз. Бюджеты муниципальных образований, регионов тоже увеличились, но масштабы их роста совсем другие. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны уменьшилась при Путине в два раза. Он, наверное, плохо представляет реальные последствия своевластия.
Также Путин вел речь про какие-то угрозы со стороны Запада, его вмешательство в наши внутренние дела. И совершенно не говорил о реальных проблемах, таких как коррумпированная, абсолютно бесконтрольная бюрократия.
Я, конечно, понимаю, что ему трудно ругать то, что он сам построил, но тем не менее.
В стране сложился авторитарный режим, не имеющий ничего общего с федерализмом, —
это, безо всякого сомнения, так. Он собрал государство Российское ценой уничтожения и разделения властей по вертикали и горизонтали. И это сегодня наша главная проблема.
Я уже сказал, что поверил в любовь Путина к своей стране из лирической части выступления. Но у Путина своя любовь — любовь человека с чекистским прошлым, который видит кругом врагов,
24 часа в сутки думающих, как бы навредить великой стране.

Алексей МАКАРКИН,
заместитель генерального директора
Центра политических технологий:

— В этом послании президент показал, что не собирается уходить из власти после 2008 года. Свой пост он, очевидно, оставит. Но сохранит за собой две ключевые функции. Первая будет заключаться в неофициальном арбитраже между разными кланами, существующими сейчас в Кремле. А вторая функция, что тоже вытекает из послания, — это роль человека, определяющего стратегическое направление развития страны.
Послание, по сути, является планом работы, рассчитанным не только на ближайшие четыре года президентства потенциального преемника, но и на более длительную перспективу. От заданного политико-экономического курса вряд ли сможет серьезно отклониться любой его преемник. И та команда руководителей, которая сейчас выстраивается в ходе кадровых перестановок, также станет проводить политический курс, определенный в послании. Разумеется, любой преемник внесет какие-то корректировки в зависимости от собственного понимания ситуации, но речь будет идти лишь о незначительном смещении акцентов.
Формально уходя с поста президента, Путин в качестве основателя режима, в качестве наиболее влиятельного и популярного политика все равно возложил на себя очень серьезные функции.

Василий ТАРАСЮК,
член фракции ЛДПР:

— Изучая послание президента России, не перестаешь удивляться. Многие государственные деятели рассчитывали, что это будет оценка и анализ работы президента РФ за восемь лет, но Владимир Владимирович Путин определил долгосрочные приоритеты в социальной политике, экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны, то есть представил достаточно конкретный и основательный план развития России на 2008—2010 годы. Путин принял страну в непростой период и за эти восемь лет распутал сложные узлы социально-экономических и политических проблем. Он сумел преодолеть тяжелые последствия переходного периода, сделал революционный шаг по пути демократизации избирательной системы. Большие полномочия за последний год переданы субъектам Федерации — в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира и в вопросах занятости населения. Была затронута проблема расселения ветхого и аварийного жилья. Обращено внимание государства на поддержку тех наших граждан, что оказались в наиболее тяжелых условиях и сами решить свои проблемы не в состоянии.
В послании много говорилось о гарантии достойной жизни пенсионеров, президент предложил решить вопрос по так называемым северным пенсиям. Соответствующие шаги правительство должно предпринять уже в этом году. В.В. Путин коснулся фактически всех сфер народного хозяйства — начиная с образования, научного и творческого достояния России, финансово-банковской системы и заканчивая освоением природных ресурсов. Особенно много вопросов задано кабинету министров по началу реализации программы создания на территории страны транзитных авиационных центров. Правительству следует также разработать систему мер, стимулирующую увеличение переработки сырья внутри страны.
Еще одна проблема. Сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд кубометров попутного газа в год, хотя во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность. Надо незамедлительно создать систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям.
Следующий вопрос. Правитель­ство уже приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на круглый лес. Не ущемляя интересов наших ино-странных партнеров, мы должны все-таки подумать о развитии собственной перерабатывающей базы. В том числе продолжить обоснованное снижение пошлин на технологическое оборудование, ускорить предоставление лесных участков, софинансировать создание необходимой инфраструктуры.
В последнее время мы все чаще обсуждаем проблемы и другой отрасли — рыбной. Заметных сдвигов здесь не видно. А между тем первоочередные решения понятны и очевидны. В большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. Нужно прекратить выдачу квот зарубежным компаниям и отдавать предпочтение отече-ственным предприятиям, развивающим собственную переработку.
Правительство при разработке бюджета из-за нехватки времени многое упустило из того, что было озвучено В.В. Путиным в ежегодном послании к Федеральному собранию в 2007 году. Но я считаю: если все комитеты сегодня изучат бюджет на 2008—2010 годы, внесут существенные поправки ко второму чтению и правительство примет его с учетом замечаний, то тогда мы сможем с уверенностью говорить о том, что экономика и благосостояние народа будут расти и, как сказал президент, «наш народ будет экономически богат, он этого достоин».