АО «Украина»


Александр Полянский

Ночью 27 мая Ющенко, Янукович и Мороз договорились о дате проведения досрочных парламентских выборов. Как помнит читатель, одна договоренность о выходе из противостояния уже была — и закончилась новым витком противостояния. Эта на момент сдачи номера в печать выглядит более удачной: определена конкретная дата выборов, издан указ президента о приостановке роспуска распущенной несколько месяцев назад, но продолжающей работать (!) Верховной рады на два дня для принятия необходимых решений. Правда, уже сейчас ясно, что шоу прекращать никто и не думал: депутаты от БЮТ и «Нашей Украины» пришли на заседание Рады, проголосовали за отмену некоторых решений и ушли «в знак протеста». Не отозвано из Конституционного суда и заявление Януковича и Ко об отмене второго варианта указа Ющенко о роспуске Рады и назначении досрочных выборов — по первому решение не в пользу президента уже принято. Так что чем закончится эта попытка примирения, еще не известно.
Ясно другое: в современной Украине все политические силы перманентно друг друга шантажируют, обманывают и подставляют. Судьи ангажированы альянсами этих сил, и система юстиции выполняет по отношению к ним, по сути, обеспечивающую функцию. Понятно, что подобные приемы будут применяться и дальше — это имманентно украинской политической системе.
Дело в том, что каждый из государ-ственных проектов, которые начали реализовываться после распада СССР в
1991 году, имеет свою специфику. Особенность украинского проекта, проявившаяся еще в середине 90-х годов, состоит в том, что никто из игроков не имеет контрольного пакета и, главное, в принципе не может его получить из-за большого количество акторов политического процесса: регионы с противоречащими друг другу интересами, олигархи, крупные и помельче, иностранные державы….
Раньше, во времена Кучмы, консенсус поддерживался «царем» Леонидом. Собственно, ведущие политические силы Украины при нем и сформировались: достаточно сказать, что и Ющенко, и Янукович, и Кинах, из-за перехода которого из «Нашей Украины» в стан правительственной коалиции появился указ о роспуске парламента, — бывшие кучмовские премьеры. Уже в конце второго срока Кучме было трудно удерживать ситуацию, а после президентских выборов конца 2003 — начала
2004 года Украина окончательно стала напоминать акционерное общество, где ни у одного из акционеров нет не только контрольного пакета, но и возможности его получить.
Публицист Михаил Леонтьев уже который год говорит о близости распада Украины. Но мне кажется, что события развиваются в режиме непрекращающегося торга, даже балансирующего на грани разрыва отношений, но не переходящего эту грань, именно потому, что ни одна из сторон в распаде государства не заинтересована.
А значит, украинское шоу будет длиться до тех пор, пока его участники не договорятся о взаимном отказе от «додавливания», о распределении ролей между всеми влиятельными политическими силами — президентского, премьерского, спикерского, министерских портфелей, губернаторских и мэрских постов, кресел в Конституционном и других высших судах и руководстве Рады, ведущих «силовых» должностей. Ведь для того, чтобы украинское консенсусное государство могло хоть как-то развиваться, как минимум должно быть уменьшено поле торга.