Владимир ИВАНОВ: новое миграционное законодательство уже показало свою эффективность


Беседу вела Анастасия Саломеева

С 15 января 2007 года Россия стала жить по новому миграционному законодательству: вступили в силу ФЗ №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФЗ №110, вносящий изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также ряд изменений в Кодексе об административных правонарушениях.
О том, как новые миграционные правила применяются в столице, нашему корреспонденту рассказал заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве Владимир Иванов.

— Владимир Петрович, новое миграционное законодательство содержит ряд принципиальных отличий от действовавшего ранее. В чем именно заключаются эти отличия и как первые месяцы жизни по новым законам повлияли на миграционную ситуацию в столице?

— Новое законодательство ориентировано на пресечение незаконной миграции, прежде всего трудовой. А внесенные изменения существенно облегчают условия пребывания иностранных граждан на территории нашей страны.

Введено новое понятие «миграционный учет», имеющее уведомительный характер, вместо действовавшего до этого разрешительного. Учет по месту пребывания обязателен для всех иностранцев, кроме приехавших в Россию на срок не более трех дней. Основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранца в Россию, основанием для снятия — факт выезда. На иностранных граждан возложена обязанность предоставлять о себе достоверные сведения, за несоблюдение правил миграционного учета налагается штраф, возможно, с выдворением за пределы страны. Появился новый учетный документ — уведомление о прибытии, при получении которого органом Федеральной миграционной службы осуществляется постановка ино-
странцев на учет по месту пребывания.

Изменения в федеральном законодательстве благотворно повлияют на ситуацию с мигрантами и в столице, и в стране в целом. В частности, введение миграционного учета позволит получить объективную картину численности в России незаконных мигрантов. Так, только за три месяца текущего года подразделениями УФМС России по г. Москве на миграционный учет поставлено около
400 тыс. иностранных граждан. Из них: в гостиницах города — 154 тыс., в жилищном секторе — 193 тыс., в общежитиях — более 10 тыс., в других учреждениях города — около 3 тыс. Для сравнения скажу, что за аналогичный период прошлого года на учет было поставлено всего 225 тыс. человек.

Другое важное изменение — это введение принципиально нового порядка оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда. Не секрет, что использование труда нелегальных мигрантов приводило ко многим нарушениям закона, в том числе и к налоговым. В то же время груз ответ-ственности, который ложился на нерадивого работодателя в случае выявления его противоправных действий, был весьма невелик.

Сегодня ситуация резко изменилась: требования к работникам из стран с безвизовым режимом перенесены в иную плоскость, бо?льшая часть ответственности за нарушения миграционного законодательства возложена на работодателя.

— В чем это выражается?

— В значительной мере упрощен порядок оформления документов на работу. Теперь для получения соответствующего разрешения гражданину страны с безвизовым режимом нужно подать заявление в УФМС по г. Москве (лично, через организацию, осуществляющую трудоустройство или же через лицо, выступающее в качестве его законного представителя), предъявив паспорт, миграционную карту и квитанцию об оплате пошлины. Заявление рассматривается в срок не более десяти дней, а отказ в его приеме не допускается. Квота на выдачу таких разрешений установлена Правительством РФ, в том числе с ограничениями по профессии, квалификации, специальности и странам происхождения иностранных работников, а также с учетом региональных особенностей рынка труда. Если разрешение на работу выдается на срок более 90 суток, то заявитель в течение 30 суток со дня его получения должен предоставить в орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него ВИЧ-инфекции и иных опасных для окружающих заболеваний в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем.

Работодатель может использовать труд иностранцев из ближнего зарубежья без оформления разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, но с обязательным уведомлением в письменной форме органов ФМС и занятости населения.

— А какие именно санкции за несоблюдение миграционного законодательства предусмотрены изменениями в Кодексе об административных правонарушениях?

— Увеличены размеры штрафов за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, введена ответственность за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета. Установлена административная ответственность за каждого незаконного иностранца, принятого на работу. За нарушение миграционного законодательства на иностранных граждан налагаются штрафы в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на граждан РФ, принимающих иностранцев, — от 2 тыс. до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 250 тыс. до 500 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей — от 350 тыс. до 800 тыс. руб., на юридических лиц — от 500 тыс. до 800 тыс. руб.

— Управление ФМС России по г. Москве активно занималось подготовкой к реализации нового федерального законодательства. Каковы результаты первых месяцев работы по новым законам?

— В целом можно сказать, что за первые месяцы применения новое законодатель-ство уже показало свою эффективность и что оно оправдывает надежды, которые на него возлагались. О численности иностранцев, поставленных на миграционный учет в столице за первые три месяца, я вам уже сказал. Следует также отметить, что впервые к данной работе была привлечена почтовая служба России. Управлением ФМС по г. Москве налажено взаимодействие с органами Федеральной почтовой службы России, ответственными за выполнение данной работы. Уже более 14 тыс. иностранных граждан уведомили о своем пребывании в стране и постановке на миграционный учет через почтовые отделения связи столицы.

В то же время в ходе реализации законодательства возникли определенные сложности в практическом применении положений законов. Так, не совсем подготовленными к работе в рамках нового законодательства оказались гостиницы города. Иногда встречалось непонимание администрациями гостиниц требования заполнять на каждого иностранного гражданина уведомление о постановке на миграционный учет и предоставлять его в подразделение миграционной службы. Нашим управлением был проведен анализ результатов первых месяцев работы по новому законодательству, соответствующая информация передана в Федеральную миграционную службу. На основе полученных данных руководство Федеральной миграционной службы вышло с предложением о внесении дополнений и корректировок в существующее законодательство. В частности, предлагается предоставить гостиницам право самим проставлять отметки в отрывные талоны уведомлений о постановке иностранных граждан на миграционный учет с последующим направлением информации в территориальные подразделения миграционной службы.

— Президентом РФ одной из приоритетных задач названо обеспечение граждан нашей страны паспортно-визовыми документами нового поколения, содержащими биометрические данные их владельцев. В июне прошлого года территория Москвы была включена в пилотную зону государ-ственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Как движется работа по выдаче «биопаспортов»?

— В течение второй половины 2006 года УФМС России по г. Москве была проделана большая работа по внедрению московского регионального компонента ведомственного сегмента пилотной зоны государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с электронными носителями информации. Были отобраны объекты системы, подготовлена соответствующая нормативная база и взят под строгий контроль процесс внедрения системы на местах, организован процесс приема по вопросам оформления заграничных паспортов нового поколения.

Сегодня в столице действует 11 объектов пилотной зоны, расположенных на базе УФМС России по г. Москве. С момента открытия первого объекта, 7 ноября 2006 го-
да, от граждан принято более 8 тыс. заявлений об оформлении загранпаспорта нового поколения и выдано свыше 3,5 тыс. таких документов.

Параллельно с головным разработчиком в рабочем порядке решаются текущие проблемы, связанные с функционированием комплекса программно-технических средств системы, и вопросы организации эффективной системы защиты информации. В целом же проведенная с руководителями отделов управления в административных округах работа позволяет с уверенностью сказать, что в организационном плане служба готова к повсеместному внедрению технологии оформления паспортов нового поколения.

— А чем заграничный паспорт нового поколения отличается от «обычного»?
И каковы размеры государственной пошлины, установленные за его выдачу?

— Внешне почти ничем, только страница, на которую наносится фотография владельца и его установочные данные, находится в начале документа, а не в конце. Внутренняя же составляющая нового заграничного паспорта претерпела значительные изменения: в главную страницу документа встроен микрочип. В настоящий момент в микросхеме бланка паспорта хранится только графическое изображение лица и текстовая информация о владельце паспорта. При получении паспорта гражданин может лично удостовериться в правильности информации, записанной на микрочип. Что же касается непосредственно биометрических показателей, то они будут вноситься в микрочип после принятия соответствующего закона.

Хочу также успокоить москвичей: стандартные паспорта, которые продолжают оформляться в настоящее время, будут действительны до окончания срока их действия.

За оформление «обычного» заграничного паспорта для гражданина старше 14 лет взимается государственная пошлина в размере 400 руб. и 200 руб. — за ребенка до 14 лет. Оформление загранпаспорта нового поколения стоит 1 тыс. и 500 руб. соответственно.