Олег ПЕТРОВ: геологическое картографирование — основной инструмент изучения недр

Беседу вел Леонтий Букштейн

Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского в январе этого года отметил свое 125-летие. Наш корреспондент попросил генерального директора ВСЕГЕИ Олега Петрова рассказать о том, что сделано и что предстоит сделать.

— Олег Владимирович, не будучи профильным специалистом, я и не думал, что в стране выжил институт подобный вашему. Ведь у геологов России сегодня не лучшие времена. И это на фоне продолжающегося процветания страны за счет богатств ее недр…

— Мы не только выжили, но и активно работаем, сохраняя и развивая традиции российской геологической картографии, заложенные в стенах Геологического комитета (Геолкома), основанного в 1882 году. Исторически так сложилось, что итоги деятельности Геолкома — ВСЕГЕИ подводились каждые 25 лет. В формате интервью невозможно подробно рассказать обо всем, поэтому я кратко охарактеризую эти периоды.

Первый 25-летний период — с 1882 по 1907 год — ведет свой отсчет с момента создания по указу Александра III от
31 января 1882 года первого в России государственного геологического учреждения — Геологического комитета при Горном департаменте Министерства государственных имуществ.

Первым директором Геологического комитета в 1882 году стал академик
Григорий Петрович Гельмерсен, который еще в 1841 году опубликовал в Горном журнале первую карту горных формаций Европейской России. Этой картой положено начало развитию в нашей стране важнейшей ветви наук о Земле — геологической картографии. Главной задачей Геолкома, первоначально состоявшего всего из семи человек, было составление, конечно, с привлечением и других геологов десятиверстной карты Европейской России для изучения ее геологического строения. Идеологом этой огромной работы являлся академик Александр Петрович Карпинский, в 1885 году назначенный на пост директора комитета. Составлением карты занимались выдающиеся российские геологи Иван Васильевич Мушкетов, Сергей Николаевич Никитин, Феодосий Николаевич Чернышев и др.

К 90-м годам XIX века в России были сформированы такие направления научных исследований, как региональная геология, геологическая картография, стратиграфия и палеонтология, которые и легли в основу научных школ Геолкома — ВСЕГЕИ, призванных обеспечить составление по единой методике и на высоком научном уровне государственной геологической карты страны.

Второй 25-летний период в истории Геолкома — ВСЕГЕИ — с 1907 по 1932 год — характеризовался существенными изменениями в организации геологических исследований в России в связи с известными политическими и экономическими событиями начала ХХ века. В первые годы советской власти усилиями сотрудников Геолкома и его периферийных отделений были открыты десятки крупных месторождений полезных ископаемых, и тем не менее в 1929 году принято решение реорганизовать Геолком. На его базе возникли отраслевые геолого-разведочные институты, которые, как и Геолком, подчинялись созданному в Москве Главному геолого-разведочному управлению.

Геолком продолжил свою работу в Ленинграде; в него тогда входили отдел геологической карты, отдел изданий, библиотека, музей и научные подразделения. В 1930 году комитет переименовали в Институт геологической карты.
А в 1931 году Геолком и выделенные полутора годами ранее отраслевые институты были объединены в Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный институт (ЦНИГРИ).

В следующем 25-летнем периоде — 1932—1957 годы, отражающем тенденции развития школы геологической картографии, определенные Положением о Геологическом комитете, началось составление первой полистной Государственной геологической карты СССР миллионного масштаба. Вдохновителями и создателями детальной программы этих работ стали выдающиеся ученые-геологи Андрей Дмитриевич Архангельский и Александр Павлович Герасимов. Герасимовым подготовлены первая инструкция и генеральная легенда — прообраз современных серийных легенд Госгеолкарты.

В июле 1939 года ЦНИГРИ переименован во Всесоюзный научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ).

В военные годы научная работа ВСЕГЕИ была фактически приостановлена, так как большинство специалистов находились в эвакуации или воевали на фронтах Великой Отечественной войны.

Четвертый 25-летний период — с 1957 по 1982 год — ознаменовался крупными достижениями именно на тех направлениях деятельности ВСЕГЕИ, которые были определены Положением о Геологическом комитете.

Первые результаты работ по Государственной геологической карте масштабов 1:1 000 000 и 1:200 000 легли в основу изданной в 1956 году, впервые без «белых пятен», Геологической карты СССР масштаба 1:2 500 000. Эта карта дала возможность выпустить в 1958 году трехтомную монографию «Геологическое строение СССР», а в 1968 году — и ее пятитомное издание.

Работы, проведенные ВСЕГЕИ в Казахстане, республиках Средней Азии, на Алтае, в Забайкалье, Приморье и на Дальнем Востоке, внесли существенный вклад как в изучение геологического строения и минеральных ресурсов этих обширных территорий, так и в развитие школ геологической картографии, стратиграфии и металлогении. На этой основе совместно с Управлением региональной геологии и поисково-съемочных работ Мингео СССР нами были составлены все, включая действующие в настоящее время, методические руководства и инструкции по организации и производству комплексной геологической съемки всех масштабов, в том числе и первый Стратиграфический кодекс СССР (1977 год), упорядочивший стратиграфическую терминологию и номенклатуру.

На ВСЕГЕИ была возложена ответственность за научно-методическое руководство работами по составлению Государственных геологических карт новой серии, которые выполнялись при участии других организаций отрасли.

— И наконец, новейшая история
института…

— Да, в 1982 году ВСЕГЕИ вступил в свой пятый 25-летний период развития. В начале 90-х годов, после распада СССР и формирования новой геологической службы Российской Федерации, в Основных положениях концепции регионального геологического изучения недр создание Государственной геологической карты миллионного масштаба было определено как одно из важнейших направлений. В 1993 году при ВСЕГЕИ создана Главная редколлегия по геологическому картографированию, включающая секцию Госгеолкарты миллионного масштаба.

Работы по Госгеолкарте миллионного масштаба второго поколения были завершены в 2002 году, но еще до этого, в конце 90-х, в соответствии с уже сложившимися традициями принято решение о подготовке к изданию шеститомной монографии «Геология и полезные ископаемые России», подводящей итоги этого крупного направления исследований. На сегодняшний день из шести запланированных томов четыре уже опубликованы. В прошлом году благодаря объединенным усилиям специалистов отраслевой, академической и вузовской науки по инициативе члена-корреспондента РАН Льва Исааковича Красного был издан том «Тектоника и геодинамика» энциклопедического справочника «Планета Земля». В продолжение традиций сотрудничества с Академией наук и вузовской наукой в институте завершаются также работы по подготовке к изданию новой редакции «Геологического словаря», серии геологических и тектонических карт и ряда монографий.

В 2002 году мы приступили к составлению комплектов Госгеолкарты миллионного масштаба третьего поколения. В создании и реализации этой программы необходимо отметить большую роль Н.В. Межеловского и А.Ф. Морозова, а также других сотрудников Минприроды и Роснедр, бережно относящихся к традициям школы региональной геологии и геологической картографии.

Госгеолкарта миллионного масштаба третьего поколения отличается от предшествующих карт тем, что она представляет собой геоинформационную систему, включающую цифровые картографические материалы и базы данных, тесно увязанные с федеральной программой ГИС Атласа «Недра России». Все это открывает возможности оперативного мониторинга данных по геологии и минерагении территории России как на содержательном, так и на технологическом уровнях. Активное внедрение этих новых технологий нельзя рассматривать только как формальный отклик на веяния времени. Это в первую очередь ответ на запросы государства и недропользователей, со стороны которых востребованность в картографической продукции возросла в последние годы многократно.

Событием, во многом определившим формирование новых тенденций научных школ региональной геологии и металлогении, стало создание во ВСЕГЕИ Центра изотопных исследований. По сути дела, в институте сегодня формируются новые научные направления — изотопная геохимия и изотопная металлогения. Получены новые данные об источниках рудного вещества и участии в процессе формирования крупных месторождений флюидов мантийного происхождения. Такой подход к дальнейшему развитию металлогенической школы ВСЕГЕИ придает новое звучание идеям академика РАН А.Д. Щеглова о нелинейной металлогении и повышает прогностические свойства современных карт геологического содержания.

— А какие еще новые направления в работе института появились в последнее время?

— Сохраняя традиции научной школы стратиграфии и палеонтологии, ВСЕГЕИ развивает концептуально новое направление исследований — событийную и секвентную стратиграфию, способствующую комплексному анализу истории развития осадочных бассейнов. Изучение и выявление факторов продуктивности нефтегазоносных и ураноносных бассейнов вызывает все больший интерес и у недропользователей, и у государства. Первоочередной задачей мы видим также геологическое картирование областей перехода континент — океан и континентального шельфа России. Решение этой задачи стало предметом активного и плодотворного сотрудничества ВСЕГЕИ и ВНИИокеангеологии. На принципах «бассейнового анализа» сейчас реализуются крупные проекты по областям Арктики и Западно-Сибирской плите.

Российская геологическая картография на протяжении более чем столетия развивалась в тесной связи с мировой геологической картографией и геологической наукой. И сегодня связи ВСЕГЕИ с геологическими службами стран ближнего и дальнего зарубежья продолжают динамично развиваться. У нас разработаны новые организационные формы международного сотрудничества. Значительно расширились география проводимых совместных международных исследований и спектр рассматриваемых актуальных проблем, отработаны технологии и методы их решения.

Нельзя не сказать и о той важной роли, которую играют Всероссийская геологическая библиотека и ЦНИГРмузей в сохранении традиций наших научных школ. Книжными изданиями и коллекциями образцов в их фондах еще многие десятилетия будут пользоваться и наши современники, и наши потомки.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что определяющим моментом в развитии традиционных научных школ ВСЕГЕИ, имеющих 125-летнюю историю, является прогресс важнейшей ветви наук о Земле — геологической картографии. Как показывает весь мировой опыт, геологическое картографирование — основной инструмент в изучении геологического строения и истории развития нашей планеты, в долгосрочном прогнозе изменения климата на ее поверхности и в выявлении геологических опасностей для жизни человека. Геологические карты как концентрированная форма отображения геологической информации и как паспорт минерально-сырьевых ресурсов страны были, есть и будут главным результатом работы геологов.