Александр МЕДВЕДЕВ: впереди много интересных и значимых проектов


Беседу вела Елизавета Милютина

ОАО «Мурманское морское пароходство» — ведущая арктическая судоходная компания России. История этого предприятия насчитывает почти семь десятилетий и включает в себя немало знаковых для отечественного флота событий. Сегодня компания играет ключевую роль в развитии северных территорий РФ и реализации целого комплекса приоритетов общегосударственной политики на Севере.
Наш корреспондент беседует с генеральным директором
ОАО «Мурманское морское пароходство» Александром Медведевым.

— Александр Михайлович, ОАО «Мурманское морское пароход-ство» внесено в перечень стратегически значимых организаций. Что это подразумевает? Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы пароходства.

— Мурманское морское пароходство было основано в 1939 году как предприятие, специализирующееся на арктических перевозках, и в настоящее время является ведущей судоходной компанией, обеспечивающей круглогодичные транспортные операции на Северном морском пути. В 1993 году это государственное предприятие в процессе приватизации было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Согласно указу президента РФ от 4 августа 2004 года ОАО «Мурманское морское пароходство» внесено в перечень стратегически значимых акционерных обществ. В федеральной собственности закреплено 25,5% от уставного капитала пароходства. Сегодня флот, которым управляет компания, насчитывает 53 судна различного назначения, в том числе сухогрузы, танкеры, пассажирские суда общим дедвейтом около
750 тыс. т. Сюда же входит и государственный флот, находящийся в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства, всего 17 транспортных единиц: восемь атомных ледоколов, два дизельных ледокола, шесть судов атомно-технологического обеспечения и лихтеровоз «Севморпуть».

К основным видам деятельности компании относятся: осуществление мор-ских перевозок грузов на открытом фрахтовом рынке и в Арктике; эксплуатация ледокольного флота и оказание услуг по проводке судов на трассах Северного морского пути и в замерзающие порты России; агентские услуги по обслуживанию судов, фрахтование, брокерские услуги; рейдовая перевалка нефти.

Доля ОАО «Мурманское морское пароходство» в общем объеме грузоперевозок, выполняемых под российским флагом, составляет около 40%, а на трассах Северного морского пути —
более 80% всех грузоперевозок.

— За время существования компании вписано немало ярких страниц в историю северного судоходства. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

— Суда ММП принимали активное участие в рейсах союзнических конвоев в годы Второй мировой войны.
15 судов пароходства были переправлены по Северному морскому пути на Дальний Восток, десять судов погибли. Немало сделано и в послевоенные годы. В состав флота пароходства были приняты несколько серий транспортных судов усиленного ледового класса, мощные дизель-электрические ледоколы нескольких типов и атомные ледоколы трех поколений, а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», что позволило поднять на новый качественный уровень организацию всех транспортных операций в Арктике и обеспечить стабильность и надежность грузоперевозок в суровых условиях Крайнего Севера.

Среди наиболее значимых событий современного периода освоения Арктики — первое за всю историю человечества достижение в 1977 году атомным ледоколом «Арктика» в активном надводном плавании географической точки Северного полюса, а также организация, начиная с 1978 года, круглогодичной навигации в западном районе Российской Арктики; сложные и уникальные спасательные операции транспортного флота в восточном районе Арктики, проводившиеся Мурманским морским пароходством в 1983 и 1994 годах; регулярные, с 1990 года, круизные рейсы атомоходов на Северный полюс с туристами на борту.

Мурманское морское пароходство — первая в России компания, удостоенная сертификата соответствия Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ). Компания одной из первых получила сертификат соответствия системы качества.
В 2001 году Мурманскому пароходству был вручен «Золотой европей-ский приз за качество. Награда нового тысячелетия». В 2005 году компания отмечена высшей наградой общественного признания — орденом «Слава России».

— Каким образом идет создание новых транспортно-технологических систем по перевозке различных грузов?

— Мурманское морское пароходство является крупным перевозчиком сырой нефти, экспортируемой в страны Западной Европы. Это стало возможным благодаря двум новым проектам, важнейший из которых для MMП — строительство собственного (и первого в мире!) арктического подводного погрузочного терминала для круглогодичной загрузки танкеров нефтью месторождений Тимано-Печерской провинции. Используемые при этом технологии позволяют производить безопасную рейдовую погрузку нефти даже в суровых ледовых условиях. Проектная пропускная мощность Варандейского терминала —
до 20 млн т в год при норме погрузки
5 тыс. куб. м в час. В феврале 2006 года танкер «Усинск» принял здесь на борт двухмиллионную тонну нефти с начала операций по отгрузке черного золота.

Второй проект — рейдовый перегрузочный комплекс в районе мыса Мишуково в Кольском заливе, его пропускная мощность составляет свыше
5,5 млн т в год. Этот комплекс предназначен для перевалки нефти с танкеров дедвейтом 15—60 тыс. т на танкеры типа AFRAMAX и SUEZMAX (дедвейт 100—150 тыс. т).

— В 2000 году президент РФ провел на борту атомного ледокола «Россия» совещание, на котором потребовал от Минтранса России уделять больше внимания развитию атомного ледокольного флота, продлению ресурса работы ядерных энергетических установок. Что-то изменилось с тех пор?

— К сожалению, не много. Но и то, что достигнуто во благо государственному ледокольному флоту, — заслуга в первую очередь ответственных и неравнодушных к Арктике морских специалистов и руководителей Мурманского пароходства. На протяжении ряда лет мы аргументированно доказывали необходимость индексирования ставок потонного сбора.
И только с января 2003 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 1528-р прекращено
субсидирование содержания ледокольного флота за счет средств федерального бюджета. Финансирование текущих эксплуатационных расходов на содержание ледокольного флота, обеспечивающего проводку судов по трассам Северного морского пути, включая мероприятия по продлению ресурса атомных паропроизводящих установок, осуществляется за счет средств, поступающих от оплаты услуг ледокольного флота. Для этого приказом Минэкономразвития России были введены новые тарифы за услуги по проводке судов по трассам Северного морского пути, что дало возможность увеличить объем соответствующих доходов. Это позволило провести запланированные ремонты ледоколов и модернизацию атомных паропроизводящих установок на атомоходах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач», связанную с продлением ресурса атомных установок и увеличением срока службы ледоколов.
В настоящее время выполняются работы по продлению ресурса АППУ еще на двух ледоколах: «Россия» и «Советский Союз». Они проводятся в соответствии с межотраслевой целевой комплексной программой продления ресурса АППУ на атомных ледоколах.

Кроме того, 23 марта этого года в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на новом атомном ледоколе «50 лет Победы», который согласно распоряжению Правительства РФ передан в доверительное управление Мурманскому морскому пароходству. Ледокол успешно прошел ходовые испытания и готовится в рейс на трассы СМП.

Не менее уникальным и значимым для российской экономики является инициированный Мурманским морским пароходством и в целом поддерживаемый федеральными органами исполнительной власти проект переоборудования атомного лихтеровоза «Севморпуть» в ледостойкое атомное буровое судно, способное проводить бурение как на арктическом шельфе, так и за его пределами — в высоких широтах, на обширном и перспективном в газоносном отношении материковом склоне.

Строительство же атомного ледокольного флота нового поколения —
это весьма трудоемкий, длительный и капиталоемкий процесс, требующий совместных усилий государства и заинтересованного бизнеса.

— Предусматривается ли обновление сухогрузного флота и строительство новых танкеров?

— За последние годы пароходством приобретено десять судов, в том числе шесть танкеров, два балкера, один ледокол-буксир, одно грузопассажирское судно. Кроме того, в 2003—2006 годах на китайских верфях выполнена модернизация шести судов типа «Дмитрий Донской». Сейчас они имеют улучшенные эксплуатационные характеристики и повышенную производительность работы за счет увеличения грузоподъемности судна на 4 тыс. т каждое, а также обновленные корпуса и корпусные конструкции. Еще два судна этого же типа будут модернизированы в 2007 году. В 2003 году Мурманское пароходство стало первой судоходной компанией, приобретшей в собственность дизель-электрический ледокол, которому присвоено имя одного из начальников пароходства, — «Владимир Игнатюк».

В течение 2005—2007 годов компания приобрела три судна: два крупнотоннажных танкера — «Натали» и «Надежда» (каждый по 150 тыс. т) и новый балкер «Грумант» — 23,6 тыс. т дедвейтом с ледовым классом Л-1.

В 2007—2008 годах поступят три судна типа PANAMAX, в 2010 году —
четвертое, это новая серия балкеров.
К этому надо добавить планы построй-
ки танкеров ледового класса нового типа дедвейтом 47 тыс. т. Развитие флота
укрепит позиции компании на судоходном рынке, обеспечит работой наших моряков и, следовательно, обеспечит благополучие их семей. Танкер «Натали» —
единственное судно такого дедвейта на рынке нефтеперевозок, работающее под российским флагом. Приобретение судов под российский флаг позволило создать 480 рабочих мест в Мурманском регионе, а это, в свою очередь, дополнительные поступления в федеральный и местный бюджеты. Мы четко придерживаемся политики, принятой акционерами компании: суда должны приобретаться под российский флаг.

Мурманское морское пароходство со-вместно с крупнейшими предприятиями топливно-энергетического комплекса работает над проектами транспортировки углеводородов арктических месторождений, а также развития флота и строительства терминалов. Пароходство планирует самостоятельное инвестирование в геологоразведку и разработку месторождений углеводородов на арктическом шельфе и в прибрежной зоне.

— Показатель социальной зрелости бизнеса — участие в благотворительных акциях различного уровня и масштаба.

— Наша благотворительная и спонсорская помощь некоммерческим организациям и гражданам носит системный характер, что выражается в финансовой поддержке через совет ветеранов бывших работников пароходства, подшефных организаций и учреждений, в том числе детского дома № 5, школы № 53, ряда воинских частей и Государственной морской академии им. С.О. Макарова. Пароходство в 2005 году учредило в Мурманской области премию общественного признания имени известного моряка, видного писателя Русского Севера, выдающегося общественного деятеля Виталия Семеновича Маслова. Компания одной из первых выделила средства на строительство Морского храма в Мурманске и по сей день оказывает ему посильную помощь.

Мы выступили с инициативой создания музея истории, развития атомного флота, освоения Арктики и Север­ного морского пути на базе атомного ледокола «Ленин», поддержанной Правитель­ством Мурманской области. Это судно выработало назначенный ресурс атомной паропроизводящей установки и срок службы. В 2000 году образован Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», учредителями которого стали Правительство Мурманской области, ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Мурманский морской торговый порт» и ряд других организаций.

В заключение хотел бы отметить, что трудно переоценить значение Мурманского морского пароходства для развития и стабильного функционирования не только северо-запада России, но и страны в целом. История тому свидетель. Впереди много интересных и значимых проектов. В последние годы активно ведутся работы по созданию Мурманского транспортного узла, по началу разработки нефтегазовых месторождений на шельфе арктических морей, по развитию инфраструктуры Северного морского пути. Профессионализм и бесценный опыт специалистов Мурманского морского пароходства, уверен, займут достойное место в новом витке развития и освоения Российской Арктики.

СПРАВКА “БОССа”

Александр Михайлович Медведев —
генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство».
Родился в 1955 году в Ленинграде. После окончания с отличием средней школы поступил в Высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Макарова (судомеханический факультет), которое успешно окончил в 1977 году. В Мурманском морском пароходстве, где он начал свою трудовую деятельность, за пять лет прошел путь от четвертого до старшего механика. С 1996 по 2002 год занимался техническим менеджментом в должности заместителя главного инженера, а затем главного инженера ОАО «Мурманское морское пароходство». В мае 2002 года избран генеральным директором компании. За это время пароходство увеличило свои активы более чем
в четыре раза.