Страна советов № 2 | 2007


текст | Елизавета МИЛЮТИНА

Если компания хочет оставаться на плаву, ей стоит задуматься о политике совершенствования материально-технической базы. Для многих это не в последнюю очередь означает своевременную модернизацию и замену производственного оборудования. Правда, для того чтобы выработать верную стратегию этого процесса, нужно ответить на множество непростых вопросов.
Тема нашей новой «Страны советов» — как часто вы обновляете производственное оборудование (предыдущие опросы см. в № 12 за 2005 год, № 1—12 за 2006 год и № 1 за 2007 год).

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

1. Как часто вы обновляете производственное оборудование? Какой философии подобного обновления вы придерживаетесь?

2. Из каких источников чаще всего финансируется такое обновление: из собственных средств или из кредитных ресурсов?

3. За счет каких источников осуществляется своевременное финансирование закупки комплектующих и расходных материалов для производственного оборудования?

4. Работаете ли вы с одними и теми же поставщиками или предпочитаете диверсификацию?

5. Выделяете ли оборудование по стоимости на критически важное (а значит, самое качественное и дорогое), менее важное и то, которое обладает минимально допустимым качеством, но зато низкой ценой?

6. Какие типичные ошибки совершают компании в сфере обновления производственного оборудования?

Валерий ПОПЕЛЬНЫХ,
генеральный директор
медицинского центра
«СТАТУС» (г. Дмитров):

1. Оборудование мы обновляем так часто, как того требует рынок. Основной причиной является моральная старость оборудования, хотя на нем еще можно было бы работать и работать. Экономить на замене морально устаревшего оборудования весьма рискованно, ведь пациенты порой неплохо разбираются, на чем их лечат или диагностируют, хотя, конечно, основным звеном в диагностике все же является талантливый врач, но это уже другая тема. Впрочем, именно от врача должна исходить инициатива по замене устаревшего оборудования и приобретению того или иного современного оборудования. Замена на более технологичное оборудование позволяет повысить качество лечения, а в отдельных случаях и его скорость и сформировать мнение о клинике как о последней, достаточной с точки зрения лечения и диагностики инстанции.

2. Как правило, за три-четыре года работы образуется определенная амортизационная сумма, которой хватает для новых приобретений. В ряде случаев, когда необходимы довольно большие инвестиционные ресурсы, мы прибегаем к лизингу.

3. Обычно почти все оборудование меняется за три-четыре года, из них два года — гарантийные, за счет чего мы экономим огромные ресурсы на ремонте и обслуживании.

4. При замене оборудования на новое мы стараемся делать это комплексно и всегда привлекаем солидных поставщиков, которые давно, а главное, успешно работают на рынке. Часто при этом мы становимся почти оптовым покупателем, что в свою очередь дает возможность получить большие скидки, а иногда и рассрочки по платежам на год или даже на два.

5. Всегда есть опасность позариться на дешевизну. Однако нас выручает принцип «семь раз отмерь, отрежь и опять отмерь». Бюджет по модернизации у нас обычно оказывается выше, чем он мог бы быть. Как правило, мы берем оборудование после изучения статистики по уровню продаж и рекламаций на него. К счастью, солидные поставщики не делают из этого секрета. Безусловно, серьезно просчитываем все финансовые и другие реалии и в большинстве случаев остаемся в выигрыше, хотя, конечно, немного нервничаем в первое время работы на новом оборудовании.

6. Типичной ошибкой, с моей точки зрения, является отсрочка замены морально устаревшего оборудования на более современное и технологичное, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Ремонт и модернизация старого оборудования — это не только безвозвратная потеря денег, но и время, потраченное фактически впустую. А время, как известно, это деньги.

Ахат КАРИМОВ,
исполнительный директор
компании «ИВК» (г. Москва):

1. Для обновления оборудования существуют две причины: его моральное устаревание и физический износ. Оптимально, когда оборудование физически изнашивается быстрее, чем устаревает морально, поскольку физический износ соответствует количеству произведенной продукции и легко растворяется в ее себестоимости. Другое дело моральное устаревание. Оно не зависит от объема выпущенной продукции, и обычно производителям приходится закладываться на ускоренную амортизацию, чтобы списать стоимость оборудования как можно раньше, до его замены. Сборочное и складское оборудование при компьютерном производстве достаточно долговечно, и в моральном, и в физическом отношении, и обновления здесь связаны лишь с практической целесообразностью. Чего нельзя сказать о тестовом оборудовании и программном обеспечении, которые должны меняться фактически раз в два года, чтобы оставаться на уровне современных требований к выпускаемой продукции.

2. Как правило, текущие и небольшие приобретения финансируются из собственных средств, значительные — по лизинговой схеме или за счет кредитных ресурсов.

3. Опять же, текущие потребности покрываются за счет собственных средств, а крупные контрактные поставки — с привлечением кредитных ресурсов.

4. Нам всегда приходится иметь дело с двумя-тремя альтернативными поставщиками. Этого же требует от нас и система управления качеством, соответствующая стандартам серии ISO 9000.

5. Оборудование должно быть в первую очередь надежным и обеспечивать нужное качество продукции. Потому что нельзя делать хорошую продукцию на плохом оборудовании, если это и получается, то носит, скорее всего, случайный характер. Верно и обратное.

6. Это два крайних варианта. В одном случае оборудование не обновляется, амортизационные отчисления не накапливаются, предприятие пытается выжимать максимум из того, что есть, тем самым снижая эффективность своей работы. В другом случае предприятие берет кредит, приобретает самое современное оборудование, однако не может его окупить в силу переоценки возможностей рынка и т. д. Важно оставаться реалистами. Стоимость покупаемого оборудования не должна быть больше прибыли, которую собирается получить компания, реализуя производимую продукцию.