Василий ДОЛГОЛЕВ: де-факто Союзное государство уже давно существует


Беседу вел Юрий Кузьмин

16 ноября 2006 года президент Российской Федерации Владимир Путин в Большом Кремлевском дворце принял верительные грамоты Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Российской Федерации Василия Долголева. «Общее историческое и культурное наследие связывает Россию и Белоруссию, — сказал на церемонии глава Российского государства. — Мы выступаем за реальное углубление взаимовыгодной экономической интеграции, последовательный подход в вопросах союзного строительства. Высокий уровень нашего сотрудничества во всех областях диктует необходимость самого активного повседневного практического взаимодействия в интересах России и Белоруссии».

О многостороннем сотрудничестве между нашими странами рассказывает руководитель белорусской дипломатической миссии в России Василий Долголев.

— Василий Борисович, первый вопрос личный. Вы в должности посла Беларуси в России несколько месяцев. В каком кабинете вам удобнее работать: в нынешнем на Маросейке, в здании посольства или же в том, который вы занимали ранее, — на Старой площади, где вы трудились, будучи полномочным представителем президента Беларуси в России, находясь при этом в должности заместителя премьер-министра?

— Удобно и там, и там. Просто работа разная. Являясь полномочным представителем президента Беларуси в России, я курировал экономический блок, интеграционные процессы, отвечал за взаимодействие с Правительством РФ. Сегодня же на мне координация всех направлений сотрудничества между Россией и Беларусью. Эта работа, конечно, несколько сложнее. Но она очень интересна.

— Будучи заместителем главы Правительства Беларуси по проблемам строительства Союзного государства, вы говорили: «Трудности в поиске подходов и в поиске тех решений, которые сработают. К большому сожалению, на эти поиски ушло пять лет союзного строительства, а подходы к принятию Конституционного акта так и не были найдены». Что вы думаете по этому поводу сейчас?

— Подписанный 8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства применяется сегодня в Республике Беларусь и Российской Федерации только в части, не противоречащей конституциям двух стран. По этой причине до настоящего времени не созданы парламент, судебные и другие органы Союзного государства.

Характерная черта любого переговорного процесса — наличие различий в позициях его участников, выбор между несколькими, нередко взаимоисключающими, вариантами. Напомню, что на состоявшемся 22 апреля 2005 года в Москве заседании Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства было подтверждено намерение сторон продолжить работу по созданию проекта Конституционного акта. Сопредседателями белорусско-российской комиссии по подготовке этого документа являются председатели нижних палат парламентов наших стран Владимир Коноплев и Борис Грызлов.

24 января 2006 года на следующем заседании ВГС в Санкт-Петербурге была заслушана информация о деятельности комиссии. Дано прямое указание продолжить согласованную работу на этом направлении.

Белорусская сторона готова к решению всех правовых вопросов, возникающих на пути принятия такого документа. Как видите, процесс идет, обе стороны интенсивно занимаются проблемой, и оснований для пессимистичных оценок нет.

— В 2004 году, выступая на 26-й
сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в ранге полномочного представителя президента Беларуси в интеграционных органах и вице-премьера Республики Беларусь, вы отмечали: «Двигаться вперед нам не позволяет отсутствие многих нормативных актов… Ныне много лицемерия. К примеру, если сегодня боимся создавать наднациональные органы, то давайте так громогласно и признаемся и будем действовать по принципу Евросоюза —
утвердим совместные комиссии и комитеты, наделенные реальными полномочиями». Спустя два года ваша позиция не изменилась?

— Данную ситуацию лаконично и четко прокомментировал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Встречаясь 8 сентября в Минске с участниками Международной ассамблеи столиц и крупных городов, белорусский лидер заявил: «У нас есть Союзный договор, и мы строго ему следуем. Кому-то он не нравится, дескать, оказался со слишком большими полномочиями, поэтому его надо уменьшить и начинать с того, с чего начинал Евросоюз. На что я всегда говорю: нам не нужен Союз угля и стали, у нас была более серьезная интеграция в рамках Советского Союза — опыт большой, давайте это использовать».

Договор о создании Союзного государства — базовый и бессрочный документ. В соответствии с ним Беларусь и Россия осуществляют меры по выравниванию основных макроэкономических показателей и проведению единой структурной политики, унификации гражданского, налогового, таможенного законодательств, реализации единой налоговой, торговой и таможенно-тарифной политики. Идет совместная работа в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, предоставления равных прав гражданам Беларуси и России. Координируется деятельность в сфере обороны, военного строительства, проводится единая пограничная политика, совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб.

В то же время бо?льшая часть сроков, заложенных в Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации Союзного договора, уже истекла. Не скрою, на нашем интеграционном пути продолжают оставаться (и еще будут возникать, это процесс объективный) некоторые сложности. Чем обусловлены затруднения? Ответ, по-моему, прост: речь идет о масштабности и неординарности задач, стоящих перед белорусами и россиянами. Договором устанавливаются цели Союзного государства и критерии, определяющие уровень их достижения.
Они достаточно высоки и предусматривают работу, охватывающую все сферы жизнедеятельности государств-участников. Поэтому многие содержащиеся в программе положения уже получили дальнейшее развитие.

Первое десятилетие строительства Союзного государства нельзя назвать безоблачным и беспроблемным. Хватало всякого. Разрушать ведь всегда проще, чем строить. Непросто было преодолевать инерцию, а порой и открытое сопротивление политическому и экономическому сближению Беларуси и России. Следует признать: эти шаги оказались все же более медленными, чем того желали наши граждане. Но сегодня у критиков такого союза все меньше и меньше шансов быть понятыми в своем стремлении бездумно копировать западные модели интеграции.

Одновременно белорусская сторона последовательно выступает за динамичное развитие и других межгосударственных структур на постсоветском пространстве, в первую очередь Евразийского экономического сообщества.

По итогам состоявшегося 15—16 августа 2006 года в Сочи неформального саммита лидеров стран — членов ЕврАзЭС главы государств Сообщества приняли решение о создании таможенного союза, на первоначальном этапе —
в рамках Беларуси, Казахстана и России. Секретариату Исполнительного комитета ЕврАзЭС и трем государствам — участникам этого объединения поручено предпринять необходимые усилия для подготовки правовой базы по его формированию.

Полагаю, на этом направлении целесообразно использовать нормативную правовую базу, наработанную в рамках белорусско-российского союза. Судите сами: с 1992 года между Беларусью и Россией только на межгосударственном и межправительственном уровнях заключено около 130 соглашений. Я уже не говорю о решениях, принятых с 1996 года союзными структурами, и документах, подписанных между различными ведомствами.

Как постоянный представитель Республики Беларусь при Евразийском экономическом сообществе, считаю необходимым создать в структуре ЕврАзЭС комиссию, обладающую наднациональными полномочиями. Ее можно назвать комиссией по торговой политике или, скажем, комиссией по торговле и тарифам. Как вы понимаете, суть не в названии.

— В свое время было определено главное направление интеграционного процесса — работа по совместным научно-техническим и производственным программам, основанным на новейших технологиях. Что сейчас происходит в этой сфере?

— Относительно 1998 года союзный бюджет увеличился в пять раз. В 2007 году
планируется увеличить его еще на треть. Бюджетные доходы нашего Союза
превысят 4 млрд российских рублей — рост по сравнению с 2006 годом на 31%. Взнос России в союзную казну возрастет с 1 млрд 760 млн руб. до 2 млрд 400 млн, взнос Беларуси — с 948 млн до 1 млрд 292 млн руб.

Я начал ответ на ваш вопрос с этих показателей, потому что бюджет Союзного государства — источник финансирования более 30 белорусско-российских программ в сфере машиностроения, высоких технологий, агропромышленного комплекса.

Только на реализацию старейшей союзной программы по развитию дизельного автомобилестроения на период до
2008 года из союзного бюджета направляется почти 2,5 млрд руб. Средства пойдут на создание и производство автомобильной техники, отвечающей современным международным требованиям по экологичности, безопасности, экономичности и надежности. Необходимо завершить разработку автотехники и ее компонентов, соответствующих стандарту «Евро-3»,
и поскорее переходить к созданию автомобильной техники и ее агрегатов согласно требованиям «Евро-4». Иначе белорусские и российские автомобили «вытолкнут» с европейских рынков и значительно потеснят на мировых.

В настоящее время в стадии реализации находится более 100 конкретных белорусско-российских проектов сотрудничества в научно-технической области.

Последние пять лет белорусские и российские ученые модернизировали союзный компьютер «СКИФ». С гордостью отмечу, что уже в 2003 году, создав модель «СКИФ К-500», Беларусь и Россия вышли на мировой рынок в качестве производителей суперкомпьютерной техники. С тех пор, как говорят эксперты, наши страны стали обладателями так называемой критической суперкомпьютерной технологии. Это ли не престиж Союзного государства? В октябре
2004 года модель «СКИФ К-1000» (ее производительность — 2,5 трлн операций в секунду) заняла 98-е место в очередной редакции Списка наиболее мощных вычислительных установок в мире.

Нужно ли продолжать работу на данном направлении? Конечно! Поэтому
28 июня 2006 года на заседании Совета министров Союзного государства принято предложение о подготовке программы «Разработка и использование программно-аппаратных средств GRID — технологий и перспективных высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислительных систем семейства “СКИФ” на 2006—2009 годы».

Еще одним весьма перспективным проектом является союзная программа «Космос Союзного государства» (официально она называется «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства»). Программа создана совместно Российским авиационно-космическим агентством и Национальной академией наук Беларуси и рассчитана на 2004—2007 годы. В ходе ее выполнения формируется единая система обеспечения космической информацией всех потребителей Союзного государства. Для этого российскими и белорусскими учеными разрабатывается более 20 новых образцов техники космического назначения.

— 30 августа, выступая на церемонии открытия ХII Московской промышленной выставки, вы выразили большую благодарность российским партнерам за совместную работу и поддержку белорусской промышленности. Что вы имели в виду?

— С чувством большой признательности хочу особо отметить тот режим наибольшего благоприятствования, который предоставляется белорусским товаропроизводителям со стороны руководства Москвы, других субъектов Российской Федерации и лично руководителей подавляющего большинства российских регионов. В условиях растущей конкуренции на рынке России наш долг воспользоваться этой неоценимой поддержкой с максимальной выгодой для обеих сторон.

В то же время, как говорится, у медали есть и другая сторона. Покупая технику в Беларуси, Россия обеспечивает занятость своим гражданам, поскольку белорусские производители тесно связаны с российскими. Только за семь месяцев 2006 года Минский тракторный завод (МТЗ) изготовил свыше 29 тыс. тракторов, что на 18,9% больше, чем за тот же период предыдущего года. При этом российская доля в стоимости нашего трактора превышает 50%. В России 80% тракто-
ров — это наши машины. Если остановится конвейер МТЗ, то следом встанут около 120 предприятий в России.

А вот еще убедительные примеры.
На Минский автомобильный завод «завязаны» около 350 российских промышленных объектов.

В российской горнодобывающей промышленности более 40% грузов перевозится БелАЗами.

Восстановление в полном объеме поставок российского сырья одному только Новополоцкому объединению «Полимир» позволит обеспечить занятость нескольким сотням тысяч россиян на предприятиях текстильной и трикотажной промышленности, а также в смежных отраслях. На первый взгляд цифра может показаться фантастической, однако она подтверждена экономическими расчетами.

Вывод очевиден: многие товары из Республики Беларусь — это совместный белорусско-российский продукт.

При рациональном, умном использовании преимуществ интеграции Беларусь и Россия в состоянии эффективно развивать отрасли, выпускающие конкурентоспособную не только на собственном, но и на мировом рынке продукцию, избегая при этом затратного дублирования производства и ненужной конкуренции между собой. Нам надо не соперничать, а объединяться, чтобы препятствовать экспансии товаров и услуг из третьих стран.

— На той же выставке в Москве было представлено 39 белорусских предприятий. Не мало ли?

— Ваши данные неточны. На ХII Московской промышленной выставке было представлено около 50 предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь, концернов «Беллесбумпром» и «Беллегпром», областных отделений ТПП Беларуси. Напомню, что по итогам выставки пять белорусских предприятий награждены золотыми и серебряными медалями в разных номинациях.

Любая коллективная экспозиция на выставке такого формата (даже если она национального масштаба) не ставит целью продемонстрировать посетителям весь спектр возможностей экспонента. Это просто нелогично. Состав участников формируется исходя из конкретных условий, в числе которых отраслевая направленность и экономическая эффективность. По моему мнению, оптимальное количество участников от белорусской стороны на крупномасштабной выставке — 30—50.

Поскольку в настоящий момент уровень экономической кооперации наших стран выше, чем во времена СССР, участие белорусских экспортеров в промышленных выставках на российской территории далеко не единственный способ заявить о себе в России. Еще четыре-пять лет назад устойчивые связи у Беларуси были лишь с очень немногими регионами России. Сегодня же около 70 субъектов РФ имеют с республикой договорные отношения, касающиеся сотрудничества. Во взаимных поставках продукции участвуют предприятия практически всех российских регионов. Подписано более 200 соглашений, протоколов и меморандумов, которые направлены на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. Нашу технику россияне давно прекрасно знают.
В связи с этим мы отдаем приоритет развитию сетей сервисных центров, пунктов технической поддержки.

Безусловно, внедряться в российский бизнес белорусам не так просто. Поэтому наше посольство постоянно акцентирует внимание заинтересованных ведомств и организаций на том, что в России существует строгий конкурсный отбор поставщиков, предъявляются жесточайшие требования к параметру «привлекательная цена — высокое качество».

— В какой сфере, на ваш взгляд, мы наиболее продвинулись в развитии сотрудничества: в политике, экономике, культуре, строительстве Союзного государства, военной области?

— Последние годы стали для белорусов и россиян яркими страницами наших отношений. Это был многообразный и поучительный, трудный, но богатый на добрые дела исторический период. Период, когда наши народы на деле ощутили реальные плоды интеграции в экономической, миграционной и многих других областях.

Эффективность межгосударственных интеграционных процессов необходимо оценивать в первую очередь через интегральный показатель — взаимный товарооборот.

В январе — сентябре 2006 года объем взаимной торговли Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличился на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и составил
$14,7 млрд. Экспорт в Россию возрос на 18,2%, достигнув $4,9 млрд. Импорт из России увеличился на 38,1%, составив
$9,8 млрд. Отрицательное сальдо Респуб-лики Беларусь в торговле с Российской Федерацией сложилось в размере $4,9 млрд. При этом сохраняют ведущие позиции как партнеры Беларуси по импорту ее продукции Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа.
По объемам поставок товаров из Россий-ской Федерации в Республику Беларусь первое место традиционно занимает Уральский федеральный округ как основной поставщик энергоресурсов.

Новые важные решения, обеспечивающие равенство прав граждан Беларуси и России, приняты 24 января 2006 года на
заседании ВГС Союзного государства.
В числе подписанных президентами наших стран документов Соглашение между Республикой Беларусь и Россий-ской Федерацией о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства на территориях государств —
участников Договора о создании Союзного государства. В присутствии глав государств премьер-министры Сергей Сидорский и Михаил Фрадков подписали Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, межправительственное Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Сейчас осуществляются соответствующие внутригосударственные процедуры по их вступлению в силу. Уверен, что в дальнейшем ситуация с обеспечением равных прав значительно улучшится. Вместе с тем многое будет зависеть от того, как быстро и эффективно окажется запущен в действие механизм правоприменения этих документов на всех уровнях — от рядового постового на Белорусском вокзале до руководителей исполнительных органов власти.

Кстати, граждане третьих стран, въезжающие на территории Беларуси и России, уже заполняют единую миграционную карту.

Укрепление благожелательного отношения к нашей стране наблюдается среди российских политиков, представителей основных политических партий, которые стали чаще выступать с инициативами по важным для республики вопросам. К примеру, в 2006 году Госдумой приняты решения, направленные на противодействие антибелорусским санкциям, о создании специальной парламентской комиссии по содействию российско-белорусской интеграции, о недопущении вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь.

Сотрудничество Беларуси и России на международной арене ведется на основе двухгодичных программ согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства. Ход реализации этих документов регулярно рассматривается на белорусско-российских межмидовских консультациях и заседаниях органов Союзного государства.
Как следствие, за последнее время уровень взаимодействия Министерств иностранных дел Беларуси и России существенно вырос. Ресурсы дипломатических ведомств наших стран интегрируются в целях поэтапного перехода от координации позиций к согласованной внешней политике.

Современная геополитическая ситуация требует объединения усилий Республики Беларусь и Российской Фе-дерации для совместного ответа на возникшие вызовы и угрозы безопасности.

Ключевым элементом системы вооруженной защиты Союзного государства является Региональная группировка войск, в состав которой входят расположенные на западном стратегическом направлении в мирное время или развернутые на нем в период военной угрозы органы управления, соединения и части Вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, планируемые к применению по единому плану. Практическим воплощением единых подходов в организации системы региональной безопасности Союзного государства стали комплексные оперативные и командно-штабные учения «Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004».
В последнем крупномасштабном учении «Щит Союза-2006» (июнь 2006 года)
было задействовано около 7 тыс. военнослужащих из Беларуси и 1,8 тыс. из России. Такой большой российский контингент впервые участвовал в учении на белорусской территории.

Россия завершила поставку в Беларусь зенитно-ракетных систем С-300. Последние два дивизиона 23 ноября 2006 года прибыли на территорию Республики Беларусь. Два дивизиона, доставленных в Беларусь ранее, находятся в позиционных районах, этим летом их личный состав успешно провел боевые пуски на российском полигоне Ашулук.

Уже отработаны документы по созданию единой региональной системы ПВО Беларуси и России. После подписания документов самолеты ВВС наших стран смогут пересекать общую границу с санкции командования единой группировки, без принятия политического решения.

Заметно расширилось сотрудничество в культурной сфере с российскими регионами (Московской, Волгоградской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской областями, Ставропольским краем и другими субъектами РФ). Наиболее эффективными были мероприятия в рамках Дней Москвы в Республике Беларусь (2002 год), Дней Беларуси в Москве (2003 год), Года культуры Республики Беларусь в Российской Федерации (2004 год), Года культуры России в Беларуси (2005 год), Дней Московской области в Республике Беларусь (2005 год). В третьей декаде сентября 2006 года состоялись ответные мероприятия белорусской стороны в Московской области, а в конце ноября — III Белорусско-московский форум делового сотрудничества «Беларусь — Москва. В труде и созидании вместе!».

Таким образом, в качестве наиболее прагматичной линии руководство наших стран выбрало стратегию строительства Союзного государства де-факто
в тех областях, которые имеют как для Беларуси, так и для России наибольшее значение (торгово-экономическая, внешнеполитическая, социальная и военно-стратегическая сферы), при одновременном переводе де-юре этого процесса в формат уточнения правовых норм и параметров нового вида интеграционного объединения.

— С кем в России, с какими структурами, политиками вы сегодня наиболее тесно контактируете?
В каких дискуссиях и обсуждениях участвуете?

— И ранее, занимая различные руководящие должности, доверенные мне Белорусским государством, и сегодня, как глава белорусской дипмиссии в России,
я принимал и принимаю участие в белорусско-российских переговорах, в первую очередь на высшем и высоком уровнях,
в сессиях союзного парламента.

Хороший уровень взаимодействия сложился у меня с руководством МИД РФ, послами стран СНГ и ряда зарубежных государств в России (в том числе аккредитованных одновременно и в Беларуси).

Отмечу также высокую степень доверия со стороны членов Постоянного комитета Союзного государства, других интеграционных структур (ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ), российского губернаторского корпуса (Юрия Лужкова, Бориса Громова, Валерия Шанцева, Георгия Бооса и др.).

Контактирую с депутатами Государ-ственной думы и членами Совета Федерации, представителями российских политических партий и общественных организаций, бизнес-структур, поддер-живающих курс президентов на углубление связей между нашими странами.
А таких в России большинство.

— Какие совместные органы сегодня работают наиболее активно?

— Хотел бы отметить эффективную работу Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Совете министров Союзного государства, Пограничного комитета Союзного государства, результаты регулярных совместных заседаний коллегий министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел и других органов исполнительной власти наших стран, а также уровень взаимодействия белорусских и российских парламентариев в Парламентском собрании Союза Беларуси и России.

Наиболее результативное и ощутимое направление белорусско-российской интеграции — региональное сотрудничество, которое в наибольшей степени приближено к людям, к реальным результатам их труда. В период с января 2005-го по июль 2006 года организован выезд около 20 российских делегаций во главе с руководителями регионов и 12 правительственных делегаций Беларуси по вопросам повышения эффективности торгово-экономических отношений. К примеру, в российской столице уже создано 350 звеньев товаропроводящей сети для белорусской продукции. На этом направлении я высоко оцениваю деятельность советов делового сотрудничества Республики Беларусь с Москвой и Нижегородской областью (на очереди создание аналогичной структуры с Санкт-Петербургом),
а также постоянно действующих двусторонних комиссий и рабочих групп в рамках партнерства Беларуси с Алтайским краем, Волгоградской, Калининградской, Курской, Ленинградской, Ростовской, Московской, Челябинской областями, Санкт-Петербургом, Республикой Саха (Якутия).

— Каковы основные пункты вашего плана работы?

— Главные ориентиры деятельности посольства Беларуси остаются неизменными: создание максимально благоприятных условий для внутреннего развития страны, активное участие в укреплении белорусской государственности, в решении социально-экономических задач, всемерное содействие развитию белорусско-российских интеграционных связей, защита и продвижение национальных интересов республики на международной арене.

Ряд важных решений принят по итогам заседания Высшего государственного совета Союзного государства, которое состоялось 15 декабря в Москве. В частности, утверждены бюджет Союзного государства на 2007 год, Программа согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2006—2007 годы, подведены итоги выполнения Программы обустройства внешней границы Союзного государства.

Первоочередная задача — по итогам 2006 года взять планку объема взаимной торговли между нашими странами в $19—20 млрд.

Посольство продолжает системную работу по формированию общего экономического пространства, равных условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России, по защите экономических интересов Республики Беларусь. В рамках процесса союзного строительства приоритетами являются обеспечение гарантий экономической безопасности Беларуси, равенства прав граждан, снятие ограничений в продвижении белорусских товаров на российский рынок, минимизация отрицательного сальдо в торговле с Россией за счет наращивания экспорта белорусской продукции и услуг.

Не менее важными представляются задачи по развитию товаропроводящей сети белорусских предприятий, их экономической подготовке для вхождения в торговые сети, прежде всего на московском рынке, реализации совместных проектов по созданию сборочных производств, филиалов в России. Предстоит также найти пути для привлечения белорусских товаропроизводителей к участию в приоритетных российских национальных проектах.

Я реалист. Отдаю себе отчет в том, что политика и экономика не прощают упущенного времени и низкого профессионализма. Из этого исхожу в своей повседневной работе.

— Вопрос, на который вряд ли есть ответ сегодня: будет ли вообще единое государство России и Беларуси или же мы уже слишком далеко разошлись?

— Позволю себе не согласиться с такой постановкой вопроса. Ход белорусско-российской интеграции дает основания для оптимизма. Де-факто Союзное государство уже давно существует. Полагаю, уже сегодня можно говорить о выходе этого процесса в прагматичный формат, который позволит достичь поставленных целей, сохранив при этом международную правосубъектность наших стран.

Успех реализации поставленных целей зависит от того, насколько мы сможем и в дальнейшем поддерживать и совершенствовать взаимовыгодный баланс национальных и союзных интересов, кратко- и долгосрочных приоритетов государственного развития.

Мировая практика знает немало примеров создания межгосударственных объединений. На сегодняшний день самый яркий из них — Европейский союз. Опыт ЕС подтверждает: белорусско-российская интеграция — дело не одного дня или месяца, только политической воли для ее успеха недостаточно. Свои плоды она принесет лишь при условии продуманного, взвешенного подхода. Необходима огромная, кропотливая работа по созданию правовых и других (экономических, политических) предпосылок успеха интеграционных процессов; переход к следующему их этапу возможен только при условии выполнения всех задач предыдущего.

Поэтому обе стороны — и российская, и белорусская — очень серьезно подходят к формированию структур не имеющего аналогов в мировой практике межгосударственного образования. Главы наших государств осознают, что в этом исключительно ответственном деле искусственное ускорение, торопливость не принесут ожидаемого результата.

О правильности выбранного пути свидетельствует стабильно высокий уровень поддержки процесса единения наших стран двумя братскими народами. Сегодня белорусы и россияне готовы совместно искать решения по всем направлениям на долгосрочную перспективу.