Сергей ЛЫСАКОВ:умеем правильно определять приоритеты


Беседу вела Анастасия Саломеева

«Группе компаний Стек» примерно столько же лет, сколько и отечественной IT-отрасли. Сегодня главным направлением деятельности этого предприятия является IT-аутсорсинг, который осуществляется с помощью первой и единственной в России независимой сети дата-центров Stack Data Network. С нашим корреспондентом беседует генеральный директор ЗАО «Группа компаний Стек» Сергей Лысаков.

— Сергей Владимирович, «Группа компаний Стек» дважды получала престижную общественную премию «Российский национальный Олимп». В первый раз вы были отмечены ею в 2001 году, во второй — в 2006-м. Явно прослеживается цикличность развития вашей компании: раз в пять лет «Стек» выходит на рынок с новым инновационным проектом, громко заявляет о нем и получает признание клиентов, а заодно и заслуженную награду.

— Да, мы тоже заметили, что наша компания живет по пятилетнему циклу. Судите сами. Официально компания была создана в 1991 году,
но ее костяк начал формироваться за пять лет до этого. В 1996 году мы вышли на рынок с первой поисковой системой российского Интернета Rambler. В 2001 году, когда мы получили «Российский национальный Олимп» в первый раз, этот проект как раз закончился, а мы сосредоточились на другом, новом для нашей страны, направлении — системе дата-центров. За пять лет нами было построено три дата-центра, а в начале прошлого года мы объявили о создании первой и единственной в России независимой сети дата-центров Stack Data Network.

— А насколько дата-центры востребованы в России?

— Эта тема очень злободневна для нашей страны. Ясно, что дальнейшее развитие IT немыслимо без должного количества площадок для размещения и обслуживания серверного и телекоммуникационного оборудования,
IТ-систем, интернет- и интранет-сайтов и других сетевых ресурсов. По тому, сколько в стране дата-центров, можно судить о развитости в ней ИКТ-инфраструктуры. Например, в США, где информационные технологии представлены очень хорошо, под дата-центры отводятся гектары земли, в России же, если собрать все существующие сегодня дата-центры — и корпоративные, и публичные, — еле-еле наберется 1 га.

Это связано с заинтересованностью государства в развитии дата-центров в стране. Увы, пока у наших властей ее нет. А еще с потребностью бизнеса в данной услуге и сформировавшемся на нее спросе. До недавнего времени очень немногие российские фирмы, чья деятельность хоть и не связана напрямую с информационными технологиями, но во многом от них зависит, решались вынести свои информационные системы на другие площадки и перевести их на аутсорсинг. Сейчас отношение к дата-центрам изменилось. Страховые и банковские компании, а именно они являются главными клиентами дата-центров, поняли, что для обеспечения бесперебойности своего бизнеса и повышения надежности хранения информации другого выхода, кроме IT-аутсорсинга, нет. Еще не так давно руководители этих компаний позволяли себе развивать IT-направление внутри фирмы, сегодня же лимит их доверия к внутренним специалистам, пусть даже и очень профессиональным, заканчивается. Не за горами то время, когда к банковским и страховым фирмам присоединятся и компании других отраслей.

— Но в случае обращения к IT-аутсорсингу руководители начинают задумываться о надежности фирмы, предлагающей эту услугу, а также о том, способен ли дата-центр обеспечить надлежащую безопасность их информации. Не проще ли построить свой дата-центр?

— Такой вопрос поднимается практически на всех переговорах, которые мы ведем с потенциальными клиентами. Нет, не проще. Если вы решите пройти этот путь самостоятельно, то ваши затраты на поддержание лояльности внутренней команды IT-специалистов и на повышение защиты внутренней информации будут очень высоки, а сам процесс — весьма трудоемким. Все это поставит под сомнение экономическую целесообразность проекта.

Что же касается безопасности, то сейчас международные стандарты для дата-центров довольно развиты. Они позволяют классифицировать весь процесс и на высоком уровне обеспечивать надежность и безопасность хранения данных.

— Я знаю, что дата-центры Stack Data Network — это не только предоставление площадей для размещения клиентского сервера. Наряду с этой услугой у вас можно получить и широкий спектр других.

— Да, мы предоставляем клиентам весь комплекс IT-услуг на аутсорсинге. Сегодня корпоративные клиенты испытывают потребность не только в площадях для размещения серверов, но и в других IT-услугах. Например, большинство клиентов сперва размещают у нас свое оборудование, затем переходят к аренде нашего оборудования, конфигурация которого «заточена» под решение задач, актуальных именно для этой фирмы, потом многие прибегают к услуге создания резервных бизнес- и IТ-площадок, обращаются к нашим услугам по защите информации, резервному копированию и администрированию. Также у нас хорошо развито софтверное направление, есть собственные программные продукты, поисковая система StackSearch и программно-технологическая платформа X-Ware. Мы оказываем услуги по разработке порталов, веб-сайтов, платежных и корпоративных информационных систем и т. д. Все это тесно взаимосвязано и востребовано на корпоративном рынке.

— Не планируете ли вы расширять свою сеть дата-центров?

— Планируем. Через некоторое время наши дата-центры появятся и в регионах России, и в странах СНГ. К середине 2007 года один дата-центр будет открыт на востоке страны. Сейчас мы выбираем город, где он разместится. Из стран СНГ нас очень интересует Украина и Казахстан. Там довольно высокая динамика развития бизнеса и явно ощущается потребность в дата-центрах.

После того как мы запустили первую в России сеть дата-центров, наша компания вне конкуренции: по своим площадям она превосходит всех своих конкурентов. Особенность «Стека» в том, что нам всегда удавалось правильно определять приоритеты и выбирать наиболее оптимальные решения. Видимо, в этом и есть залог нашего успеха. Однако расслабляться не стоит. К тому же бизнес-сообщество обращает все больше внимания на такие площадки, потребность в них очень быстро растет, а значит, надо открывать новые и совершенствовать спектр предлагаемых клиентам услуг.