Награда для брэндостроителей


Ольга Савельева

Спросите любого российского маркетолога: «Какая отечественная премия в области маркетинга и рекламы самая престижная?» И он, без сомнения, ответит вам: «Брэнд года/EFFIE». Самые успешные российские брэнды этого года стали известны 26 октября. Первыми имена победителей, доселе державшиеся в строжайшей тайне, узнали гости и участники торжественной церемонии награждения премией «Брэнд года/EFFIE 2006», которая прошла
в столичном зале торжеств «Форум Холл».

«Брэнд года/EFFIE» — ежегодный конкурс, определяющий наиболее успешные проекты в области построения брэндов на российском рынке. Причем он единственный в стране, который имеет лицензию Американской маркетинговой ассоциации (АМА).

В этом году авторитетная награда вручается в девятый раз. Мероприятие посетил весь цвет маркетинговой и рекламной общественности столицы. Впрочем, среди гостей церемонии были не только те, кто профессионально занимается созданием и продвижением брэндов, но также и известные политики, чиновники, предприниматели, деятели культуры и шоу-бизнеса, ведь вручение премии «Брэнд года/EFFIE» — это еще и заметное светское событие. Среди пришедших поздравить новых лауреатов были заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Дмитрий Амунц, председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили, председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин, управляющий партнер, директор клиентской группы Arnold Worldwide Барбара Рейли, продюсер Иосиф Пригожин, телеведущий Борис Ноткин, певица Валерия, художник Никас Сафронов, модельер Елена Ярмак, актриса Нелли Уварова и другие известные люди.

«Когда конкурс пришел в нашу страну, он был похож на “клуб любителей построить брэнд”, — сказал генеральный директор РБК Юрий Ровенский, открывая церемонию награждения. —
Сегодня же он стал мероприятием, объединяющим сообщество профессионалов. Во многом благодаря конкурсу к брэндостроительству стали подходить серьезно: появились профильные профессии, сформированы бюджеты, направленные не просто на рекламу или продвижение товара, а на строительство брэнда. Сам же конкурс —
это профессиональный праздник для людей, которые занимаются брэндостроительством. Я очень надеюсь, что уже в ближайшем будущем наши участники будут пользоваться своим правом — подавать заявки на участие в международном конкурсе EFFIE».

Девять лет — возраст для российской премии солидный. За это время конкурс существенно изменился, качественно и количественно. Число заявок, поданных на «Брэнд года/EFFIE 2006», оказалось рекордным — 302. Конкурс стал поистине общероссийским: он пришел во все регионы, и теперь у него есть представительства во всех федеральных округах страны. Однако, как показывают результаты нынешнего года, региональным компаниям в области построения брэндов нужно еще дорасти до уровня столичных фирм. «В прошлом году было достаточно много региональных проектов, награжденных золотом, —
отметил председатель жюри конкурса Владимир Филиппов. — В этом же году их немного. Региональные проекты оказались существенно слабее, чем заявки в национальных проектах. Пожалуй, это главное разочарование. Думаю, что у конкурса и у маркетингового сообщества должна быть миссия: заняться обучением маркетологов и рекламистов в регионах, чтобы общий потенциал в маркетинге и профессионализм в этой области в целом по стране повышались».

Торжественная церемония награждения началась с музыки Баха и анимационного фильма, где вкратце излагалась история cоздания брэндов в новой России. Вели церемонию Антон Комолов и Яна Чурикова, которые не только объявляли имена победителей, но и подбадривали номинантов, справедливо заметив, что в этом конкурсе нет проигравших, поскольку в финале за звание лауреата премии борются сильнейшие компании.

Равнодушных зрителей на церемонии не было. Многие «болели» за свои компании, остальные же переживали за весь российский бизнес. Среди последних оказался и Борис Ноткин. «Сегодня мы испытываем острую потребность в модернизации страны и общества. Нам нужно новое поколение молодых энергичных и высокопрофессиональных специалистов, необходимо внедрять новые технологии, открывать своих звезд. И “Брэнд года” замечает эти новые звездочки, пестует их, привлекает к открывшемуся таланту внимание общества. Я надеюсь, что благодаря таким проектам международного уровня можно научить наш молодой бизнес цивилизованному успеху и привить стремление к профессиональным достижениям», — отметил он.

Гран-при в этом году получили три проекта: «Аэрофлот — российские авиалинии» («Смена образа»), «МегаФон» («Репутация и доверие») и накопительная программа для всей семьи «Малина» («Новое имя»). Остальные 108 брэндов-финалистов были отмечены «золотом» (40), «серебром» (41) и «бронзой» (27). По общей оценке членов жюри, хорошо проявили себя брэнды, работающие с товарами народного потребления (продовольственные товары, товары для детей, электроника), и неожиданно сильно заявили о себе средства массовой информации.

Гвоздем концертной программы, которая сопровождала вручение премии, стало выступление международных оперных звезд — квартета Amichi Forever, а также грандиозная мистерия из воды и огня — «Акватик Шоу».

В заключение церемонии ее организаторы намекнули, что в будущем году в проведение конкурса будут внесены изменения, сделающие оценку достижений брэндов более эффективной. Вот что сказал по этому поводу член жюри, президент Depot WPF Алексей Андреев: «Жюри нуждается в исследовательской помощи, в материалах, которые бы помогли членам жюри сориентироваться в сегментах рынка, соответствующих категориям конкурса. Нужно уметь разбираться, почему компания показала бешеный рост за отчетный период. Может быть, только потому, что рынок вырос в разы?» А председатель жюри Владимир Филиппов считает, что было бы неплохо, если бы организаторы принимали заявки в два этапа: сначала —
с целями рекламной кампании, а через год — уже с результатами. Но как бы ни изменился конкурс к следующему году, ясно, что все перемены в нем будут позитивными. Несомненно и то, что торжественное награждение лауреатов премии «Брэнд года/EFFIE 2007» окажется запоминающимся, ведь это будет юбилейная, десятая церемония.