Станислав ИЛЬЯСОВ: будущее — за аквакультурой


Подготовил Леонтий Букштейн

Федеральному агентству по рыболовству два с лишним года тому назад досталось сложное хозяйство: страна проигрывала битву на морях за вылов морских биоресурсов, сложными были порядки (а точнее, беспорядки) с выловом ценных пород рыбы и оборотом икры на внутреннем рынке, в тупик зашли коллизии с отечественным рыбопромысловым флотом. Как решаются застарелые проблемы? Об этом нашему журналу рассказал глава Росрыболовства Станислав Ильясов.

— Станислав Валентинович, насколько я знаю, вы выступете за введение государственной монополии на вылов ценных пород рыб, на оборот икры. При нынешнем положении мы рискуем потерять не только осетровые породы, но и другие виды. Большой процент вылова уходит за пределы России. Есть ли здесь изменения в лучшую сторону?

— Если говорить точнее, то мы выступаем не за государственную монополию на вылов ценных видов рыб, а за государственное регулирование оборота продукции из них. Конечно, в первую очередь это касается осетровых видов. Посмотрите, что происходит. На прилавках магазинов, рынков полно осетрины и икры, хотя квота на промышленный вылов в нынешнем году практически нулевая. Получается, что браконьерство, которое фактически является кражей, преследуется по закону, а вот торговля краденым легализована. И пока не устраним эту экономическую базу браконьерства, оно будет продолжаться. В 2006 году в Государственную думу внесен законопроект «О государственном регулировании продукции из осетровых видов рыб». Также приняты изменения в закон «О государственной границе Российской Федерации», благодаря которым стало возможным упростить порядок пересечения границы для судов прибрежного рыболовства, доставляющих уловы на территорию России. Это неизбежно приведет к тому, что рыбакам будет выгоднее сдавать уловы на родной берег.

— Проблема промыслового флота стала в последние 10—15 лет
особенно острой. Ваша оценка ситуации и пути ее изменения?

— В начале 90-х годов добывающий флот России значительно сократил или вовсе прекратил промысел во многих отдаленных районах Мирового океана, где технический уровень и производственно-экономический потенциал многих судов в отсутствие дотаций не обеспечивал их рентабельную работу.
В результате сложилась следующая ситуация: избыток флота для добычи экономически выгодных объектов промысла в исключительной экономической зоны РФ и ближайших к ней районах промысла; недостаток флота добычи умеренно и низкорентабельных объектах лова; моральное и физическое старение промысловых судов, которые в большинстве своем построены на базе проектов 70—80-х годов.

Необходима оптимизация количественного и типового состава добывающего флота и его производственных мощностей. В настоящее время в отрасли практически полностью отсутствует принцип государственной регламентации ввода в эксплуатацию только тех типов судов, производственно-экономический потенциал которых подтвержден результатами соответствующей государственной экспертизы. Пополнение флота за период 1997— 2005 годы шло в основном за счет уже бывших в эксплуатации судов — это 92%, и только 8% — за счет новостроя. Для решения указанных проблем требуется ускорить реализацию Концепции развития гражданского судостроения с государственной поддержкой модернизации существующих верфей, повышения квалификации работников судостроительной отрасли, субсидирования процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, освобождения от ввозных пошлин импортного судового оборудования.

— Существует также необходимость изменения нормативной базы, связанной с рыболовством. Агентство ведь участвует в этом процессе?

— Эффективность функционирования рыбохозяйственного комплекса напрямую зависит от качества и достаточности соответствующей нормативной правовой базы. С 2005 года в стране действует специальный федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В целях его реализации правительством принято шесть постановлений, и столько же предстоит принять в ближайшее время. Минсельхозом издано около десяти приказов, и работа еще продолжается. Также ведется работа по совершенствованию законодательных актов, затрагивающих сферу рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Федеральное агентство по рыболовству в рамках своей компетенции активно участвует в законопроектной деятельности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. По предложению Росрыболовства в план законопроектных работ Минсельхоза России включен целый блок законопроектов по этому направлению.

Направление совершенствования нормативной правовой базы было определено президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2004 году. Согласно его поручениям необходимо в ближайшее время представить предложения о совершенствовании правовых механизмов, направленных на развитие рыбной отрасли, в том числе обеспечивающих создание благоприятных условий для переработки рыбного сырья на территории нашей страны и экспорта рыбной продукции высокой степени переработки.

Правительство Российской Федерации 1 декабря 2005 года на специальном заседании конкретизировало поставленные цели. В соответствии с решением кабинета министров готовятся предложения, а при необходимости и проекты нормативных правовых актов по актуальным вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

— Какова роль науки в современном рыболовстве?

— Основополагающая. Промысел не может начаться, пока наука не определит величину запаса и возможного изъятия того или иного биологического ресурса и пока правильность этой оценки не будет подтверждена государственной экологической экспертизой. В настоящее время только в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России сосредоточено около 600 единиц промысловых запасов. И для каждой единицы требуется ежегодное обоснование объемов изъятия. Научное обеспечение деятельности отрасли уже свыше 80 лет осуществляется 14 отраслевыми научно-исследовательскими организациями, научные коллективы которых насчитывают более 100 докторов и более 600 кандидатов наук. Ими выполняется ежегодный мониторинг основных промысловых запасов водных биологических ресурсов. Наука использует богатый арсенал исследовательских методов.

Кроме того, необходимость проведения широкого спектра исследований диктуется участием России в работе международных рыболовных организаций, принимающих решения только на основе научных данных. Так, более трети сырьевой базы России составляют трансзональные и трансграничные виды биоресурсов, то есть те объекты, район обитания которых выходит за пределы российской экономзоны. Биомасса данных видов и величина общих допустимых уловов (ОДУ) оцениваются международными организациями, а также в соответствии с двусторонними или многосторонними межправительственными соглашениями (Азовское, Черное, Каспийское моря).

Например, в Северо-Восточной Атлантике (в Баренцевом и Норвежском морях) обитают треска, пикша, палтус, морской окунь, камбала, зубатка, сельдь, путассу, сайда и другие виды. Национальные квоты России и меры регулирования промысла этих видов определяются на основании научных рекомендаций в рамках Международного совета по исследованиям Атлантического океана (ИКЕС), Комиссией по управлению ресурсами Северо-Восточной Атлантики (НЕАФК) и соглашениями по рыболовству с Норвегией. В Азовском, Черном и Каспийском морях регулирование рыболовства осуществляется соглашениями с Украиной, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном.

Международными комиссиями регулируется и промысел в открытых районах Северной Атлантики, в водах Антарктики, отдельная комиссия (ИККАТ) занимается вопросами добычи атлантических тунцов. Документами этих комиссий устанавливаются нормы научного обеспечения морского рыболовства. Для государств, ратифицировавших указанные соглашения и конвенции их соблюдение является обязательным при промысле во всех районах Мирового океана, включая свои воды. К числу содержащихся в них норм относятся экосистемный и предосторожный подходы к оценке запасов и ОДУ; проведение ежегодных учетных съемок (морских ресурсных исследований); определение влияния промысла на состояние популяций промысловых видов, что требует мониторинга хода промысла и состояния запасов. Предосторожный подход определяет основное правило управления морскими биоресурсами: неполнота научных знаний о состоянии промысловых запасов требует тем большей предосторожности в осуществлении промысловой деятельности, чем выше уровень неопределенности. На практике это приводит к частичному или полному запрету промысла многих традиционных видов и ограничению темпов развития новых видов промысла.

Поэтому, для того чтобы Россия смогла поддерживать достигнутый уровень добычи, ей следует всемерно расширять рыбохозяйственные экспедиционные исследования. Учитывая, что Россия за пределами своей исключительной экономической зоны может вылавливать от 1 до 3 млн т рыбы только в рамках международного сотрудничества, научное обеспечение работы в рамках международных комиссий и соглашений приобретет особое значение. При этом для отстаивания национальных рыболовных интересов в международных организациях необходим высокий мировой уровень ежегодных исследовательских работ. Обязательность проведения научных исследований и государственного мониторинга живых ресурсов установлена также законодательством Российской Федерации.

— Как вы оцениваете результаты лососевой путины-2006?

— В этом году Росрыболовство согласовало и выпустило все необходимые для начала промысла документы в срок и в полном объеме, что позволило рыбакам начать промысел без задержек. К сожалению, в 2004-м и предшествующих годах такие задержки имели место, и это негативно отражалось на объемах вылова. Начало путины в срок предопределяет ее успешный ход, ведь рыба ждать не будет, и в этом году, как, впрочем, и в 2005-м специалисты агентства сработали слаженно и оперативно. В последние годы численность тихоокеанских лососей находится на высоком уровне. Весомый вклад в общий возврат лососей в Охотское море внесли заводы Сахалинской области, эффективность работы которых растет из года в год в связи с совершенствованием биотехнологий.

В 2005 году нами был установлен рекорд вылова лососевых на Дальнем Востоке — 263 тыс.т. Путина этого года еще не закончилась, но уже можно говорить о том, что в целом она завершается успешно. На сегодняшний день, к середине сентября, наши рыбаки взяли около 245 тыс. т. Отставание от прошлого года есть, но оно небольшое и объяснимое. Существуют такие понятия — «рыбный» и «нерыбный» год. Так вот четные года на Дальнем Востоке — «нерыбные», а мы и в нынешнем неблагопрятном году взяли почти столько же, что и в прошлом, «рыбном». И это с учетом аномальных океанологических условий и их влияния на подходы западно-камчатской горбуши. Могу сказать, что 2006 год стал рекордным по нечетным годам. Это радует: мы стабильно достигаем рубежей, на которые отрасль выходила в советские времена.

Что касается следующего года… Больший или меньший риск всегда остается. И никакая наука не избавит рыбака от необходимости уметь ловить рыбу, от необходимости ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. В данный момент мы не можем сказать, как долго численность лососей продержится на высоком уровне. Ситуация с 2007 годом станет ясной в ноябре— декабре 2006 года. Хотелось бы, чтобы эта благоприятная обстановка продлилась как можно дольше. Но все будет зависеть от океанологических и климатических условий, предсказать которые сегодня невозможно.

— А как оцениваете вылов в последние два-три года?

— Есть тенденция увеличения. Если в 2004 году национальный вылов составил чуть менее 3 млн т, то в 2005-м уже почти 3,2 млн т, а в текущем году рыбная отрасль идет даже с опережением по сравнению с тем же периодом 2005 года, который, как я уже сказал, был рекордным по вылову лосося. Хочу также отметить положительную тенденцию увеличения уловов по внутренним морским водам, территориальному морю, исключительной экономической зоне и континентальному шельфу Российской Федерации: 2,13 млн т в 2004 году, 2,38 млн т в прошлом году и опережение уровня 2005 года на 30 тыс. т за восемь месяцев этого года.

Российский флот постепенно наращивает уловы в отдаленных районах Мирового океана и зонах иностранных государств: в 2004 году вылов составил 796 тыс. т, в 2005 году — 809 тыс. т, в текущем пока идем с опережением в 20 тыс. т. Объемы небольшие, однако с учетом цен на топливо, доставки судоэкипажей, снабжения можно сказать, что Россия на пути восстановления своих позиций как одной из ведущих мировых держав в области промышленного морского и океанического рыболовства.

— В связи с этим вопрос о международном сотрудничестве России в области рыболовства. Старые связи сохранены? Новые нарабатываются?

— В настоящее время Российская Федерация сотрудничает в рамках двусторонних межправительственных соглашений с 22 странами мира, активно участвует в деятельности девяти международных организаций по вопросам рыболовства, что дает нашему флоту возможность работать в самых продуктивных, богатых рыбой районах Мирового океана.

Океаническое рыболовство актуально для нашей страны как важная составляющая продовольственной безопасности, а также с геополитической точки зрения и для будущих перспектив доступа российского флота к океаническим ресурсам. В районах Мирового океана с 80-х годов в рамках региональных рыбохозяйственных организаций идет жесткая борьба за доступ к водным биоресурсам. В этих условиях необходимо уделить данному вопросу самое пристальное внимание.

Интенсивное освоение другими странами районов промысла, когда-то открытых рыбаками СССР и России, вытеснение наших судов из районов Мирового океана грозит тем, что биоресурсы будут поделены и станут осваиваться без нас, а запасы там позволяют получать более 5 млн т мелкой пелагической рыбы, криля, кальмаров, тунцов и др. Поэтому Росрыболовством активно прорабатывается вопрос о заключении новых межправительственных соглашений для возобновления масштабного промысла в наиболее перспективных для отечественного рыболовства зонах Перу, Анголы, Индонезии. В Южной части Тихого океана определенный интерес для российского рыбопромыслового флота могут представлять порты Эквадора.

Полагаем, что в 2007 году мы подпишем многосторонние соглашения с Австралией, Новой Зеландией и Чили на предмет образования международной организации по регулированию промысла в Юго-Восточной части Тихого океана, за пределами 200-мильных исключительных экономических зон прибрежных государств. Данный район традиционный для российского рыболовства, в конце 80-х годов прошлого столетия крупнейшая промысловая экспедиция ежегодно вылавливала здесь около 1 млн т ставриды и скумбрии.

Однако следует признать, что для освоения наиболее перспективных и важных для российского промысла районов Мирового океана необходим совершенно новый типовой и количественный состав рыбопромыслового флота. Расчеты экономической эффективности свидетельствуют также о том, что работа в отдаленных районах Мирового океана на сырьевой базе объектов лова может быть экономически оправдана только при использовании крупнотоннажных высокопроизводительных судов, способных обеспечить наибольшее изъятие и более глубокую и полную переработку объектов промысла.

В 1991 году в центральных и южных районах Мирового океана наш флот добывал свыше 1,5 млн т или почти одну треть общего объема добычи. В настоящее время объем добычи в этих районах сократился более чем в пять раз и составляет менее 10% общего объема добычи, что явилось следствием изменения в стране экономических условий в начале 90-х годов, в силу которых флот, ранее успешно действовавший во многих удаленных районах промысла, был вынужден перебазироваться в зону России и ближайшие к ней районы лова, конкурируя за сырьевые ресурсы с работавшими там судами развитых рыбопромышленных стран. В результате в этих районах возник резкий дисбаланс мощностей флота и возможности сырьевой базы. За прошедшее десятилетие не было принято мер по выправлению сложившегося положения. Рассчитывать на значительный рост объема добычи в удаленных районах Мирового океана и увеличение общего объема добычи без пополнения флота новыми типами специально созданных для этих целей судов нельзя.

— В последние два года вы занимались проблемой создания территориальных органов Росрыболовства и наделения их достаточно серьезными функциями. Как будут действовать ваши представители на местах?

— Проблема в целом решена. Для обеспечения эффективного осуществления Федеральным агентством по рыболовству возложенных на него задач постановлением Правительства РФ от 4 июля 2006 года № 414 установлена предельная общая численность работников территориальных органов — 1200 человек. Они будут заниматься заключением и расторжением договоров о закреплении долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, ведением реестра договоров для формирования Единого реестра, сбором информации по соблюдению условий заключенных договоров. Этим органам предоставлено право организации и проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, вновь разрешаемых для использования в промышленных целях, во вновь осваиваемых районах промысла, а также изъятых долей или долей, переходящих от одного лица к другому. Территориальные органы отвечают за организацию и проведение конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком и расторжение этих договоров. Кроме того, в перечень их прав и обязанностей территориальных органов входит организация искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; организация государственного учета водных биологических ресурсов; руководство системой дипломирования и оценки компетентности персонала судов рыбопромыслового флота; проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд.

— А как с выдачей разрешений на ведение промысла водных биоресурсов?

— В соответствии с действующим законодательством мы предлагаем возложить на территориальные органы и эти функции.

— В обиходе специалистов, политиков и государственных управленцев недавно появился сравнительно новый термин — «аквакультура». Есть и проект федерального закона «Об аквакультуре». Как вы оцениваете перспективы развития аквакультуры в России?

— На состоявшемся 25 сентября под руководством первого заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева всероссийском совещании в Астрахани особо подчеркивалась будущая роль аквакультуры в продовольственном обеспечении граждан страны. Как отметил первый вице-премьер, аквакультура должна войти составной частью в национальный проект «Развитие АПК».

В последние годы на фоне снижения мирового объема вылова биоресурсов наблюдается переход мирового рыбного хозяйства от эксплуатации естественных запасов к культивированию рыбы и других гидробионтов — аквакультуре. Реализация многими странами существующих потенциальных возможностей превратила современную мировую аквакультуру в самый динамично развивающийся продовольственный сектор экономики, обеспечивающий более трети потребления рыбы и морепродуктов. Столь быстрый прогресс был обеспечен практически повсеместно значительным организационным и финансово-экономическим присутствием государства, а также международного инвестиционного капитала в этом секторе рыбного хозяйства.

Современное состояние аквакультуры в Российской Федерации, к сожалению, не соответствует потенциальным природно-ресурсным возможностям нашей страны. Это обусловлено рядом причин, к которым в первую очередь следует отнести отсутствие нормативных правовых актов, благоприятствующих развитию хозяйств аквакультуры и фермерства; физически и морально устаревшие основные производственные фонды хозяйств аквакультуры; нехватка специалистов среднего звена в данной области (что в значительной степени связано с низкими заработками); слабое использование потенциала рыбохозяйственной науки из-за недостаточного уровня ее финансирования. В связи с этим одним из важнейших моментов является разработка мер и механизмов государственной поддержки развития аквакультуры. И определенные шаги уже сделаны. 30 мая состоялась коллегия Минсельхоза России, на которой обсуждались неотложные меры по ускоренному и эффективному развитию аквакультуры в стране.

В настоящее время готовятся предложения о включении мероприятий по ускоренному развитию аквакультуры в национальный проект «Развитие АПК». Господдержка в рамках нацпроекта создаст условия для быстрой модернизации ключевой части хозяйств аквакультуры за счет открытия кредитных линий на восемь лет, субсидирования процентных ставок, за счет поставок по лизингу техники, специального оборудования и т. д. Одной из действенных мер, стимулирующих закупку современного высокотехнологичного оборудования, должно стать снятие ввозных пошлин на оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Важный резерв для аквакультуры — бюджетная помощь администраций регионов в рамках региональных программ развития аквакультуры. Росрыболовство совместно с администрациями активно работает в этом направлении.

В сентябре было проведено выездное совещание у первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, где рассматривались и всесторонне обсуждались все проблемы и задачи ускоренного развития аквакультуры. По оценкам специалистов, при реализации планируемых мероприятий уже к 2010 году возможно увеличение производства продукции аквакультуры в два с лишним раза. Можно утверждать, что будущее — за аквакультурой.