Вячеслав ШЕВЦОВ: конкуренция нам не страшна


Беседу вел Юрий Кузьмин

Российская школа радиоэлектроники признана во всем мире. Один из флагманов этой школы — факультет радиоэлектроники летательных аппаратов (ФРЭЛА) МАИ, обладающий богатыми научными и образовательными традициями, выпускники которого высоко ценятся во всех странах мира. В этом году ФРЭЛА отмечает 60-летие. В преддверии юбилея мы встретились с деканом факультета Вячеславом Шевцовым.

— Вячеслав Алексеевич, 60 лет — возраст значительный. На пенсию факультет не собирается?

— Конечно, нет. Напротив, сейчас мы находимся на подъеме. У нас грандиозные планы, начинается реструктуризация, факультет меняется на глазах.

— Какие именно изменения происходят с ФРЭЛА?

— Структура факультета сложилась в 50-х годах и с тех пор существенно не менялась. В то же время сегодня развитие радиоэлектроники и средств связи идет очень быстрыми темпами. Внедряются новые, совершенно разные, технологии, необходимо все больше специалистов, умеющих с ними работать, причем корректируются и требования рынка к таким специалистам. Очевидно, что в этих условиях должна измениться и структура факультета. В соответствии с требованиями рынка труда мы задумали реорганизацию кафедр и самой системы подготовки специалистов.

Радиотехника лежит в основе всех современных телекоммуникационных технологий. Сегодня это сочетание электронных, радиоэлектронных, оптоэлектронных, компьютерных и информационных технологий в глобальных и корпоративных сетях, в радиолокации, цифровых телекоммуникациях, пейджинговой, сотовой и спутниковой связи, электронной почте, аудио- и видеотелефонии, в интернет-телевидении и т. п. Сейчас идет интеграция всех этих служб. Поэтому факультету нужно готовить специалистов, которые могли бы свободно ориентироваться во всем множестве технологий и стандартов радиосвязи.

— Появятся ли на факультете новые кафедры?

— Да, я считаю актуальным открытие кафедры телекоммуникаций. Базой для нее станет наша специальность «Средства связи с подвижными объектами», где изучаются системы персонального радиовызова, сотовой подвижной радиосвязи, спутниковые системы персональной связи, глобальные системы связи, звуковое и телевизионное вещание, передача факсимильных сообщений, определение местонахождения абонента, глобальный роуминг и пр.

Для того чтобы открыть в вузе кафедру телекоммуникаций, у нас есть высококлассные специалисты, связи с научными организациями данного профиля (например, с НИИ точных приборов, Российским НИИ космического приборостроения), ведущими операторами мобильной связи, производителями оборудования. Открытие кафедры повлечет за собой появление новых специальностей и специализаций, новых форм подготовки специалистов и послевузовской подготовки.

— А конкуренции вы не боитесь? В России ведь немало сильных вузов, готовящих специалистов для телекоммуникационной отрасли. В столице, например, есть Московский технический университет связи и информатики.

— Конкуренция нам не страшна.
У ФРЭЛА МАИ особая специфика. Тот же МТУСИ, который вы упомянули, в основном готовит специалистов в области эксплуатации, и, хотя там тоже есть сильный радиофакультет, главный упор в этом вузе делается на фиксированной связи. Выпускники же нашего радиофакультета сильны и в области эксплуатации, и в области разработки. Они высоко котируются на рынке труда. Мы даем глубокую фундаментальную подготовку, которая подкрепляется серьезной практикой (сейчас, например, студенты проходят ее в МТС).

Также мы считаем, что наши выпускники должны свободно ориентироваться в существующих стандартах, службах и поколениях связи, уметь выбирать оптимальные решения для их интеграции, этот вопрос сегодня очень актуален и все необходимые для этого знания наш факультет дает.

— Какие еще кафедры факультета планируется реструктуризировать?

— У нас есть две кафедры — 403 «Электронно-вычислительные средства и информатика» и 404 «Конструирование, технология и производство радиоэлектронных средств», которые фактически дублируют друг друга. В ближайшее время их деятельность будет несколько изменена.

Эти кафедры уже сделали серьезный рывок в своем развитии, они осваивают новые направления в технологиях проектирования, в частности создание «систем на кристалле» с помощью средств автоматизированного проектирования. По данному направлению мы сотрудничаем со многими компаниями. Область, в которой специализируются сейчас 403-я и 404-я кафедры, очень важна, и ей требуются квалифицированные специалисты, конструкторы и проектировщики, которых мы и будем готовить.

На тех же кафедрах мы уже два года проводим эксперимент по разработке учебного проекта, связанного со сквозным информационным сопровождением наукоемкой продукции, это так называемые CALS-технологии. Разрабатываем их для предприятий, формируем собственную учебно-методическую базу.

— А вы не хотите открыть на базе 403-й кафедры специальность по программированию?

— Это очень интересная область. Но в МАИ уже есть факультет систем управления, информатики и электроэнергетики, который готовит специалистов в области компьютерных сетей.

Мне кажется, что для нашего факультета более перспективно развивать CALS-технологии для наукоемкой продукции в радиоэлектронной области. Не следует забывать и о том, что сегодня идет активная интеграция компьютерных и телекоммуникационных сетей, развиваются беспроводные решения, базирующиеся на принципах радиоэлектроники. Это радиодоступ, широкополосный доступ, IP-телефония. Здесь тоже много работы.

Еще одно очень интересное и перспективное для нас направление — современные радиосистемы спутникового местоопределения объектов: американская GPS, европейская Galileo и российскоая ГЛОНАСС. У факультета хорошие контакты с фирмами, которые занимаются созданием приемной аппаратуры сигналов таких систем, в основном GPS, есть у нас и свои разработки в этой области. Сейчас вместе с фирмой «Topcon Positioning Systems» СНГ мы открыли базовую кафедру, организуем практику студентов и устанавливаем новый класс по технологиям местоопределения, где будут проходить обучение наши студенты.

— Как чувствуют себя старые и когда-то гремевшие на всю страну кафедры вашего факультета — «Радиосистемы управления и передачи информации», «Теоретическая радиотехника», «Радиолокация и радионавигация». Их потенциал сегодня востребован?

— Конечно. Без этих кафедр дальнейшее развитие факультета было бы невозможно. Например, кафедра теоретической радиотехники отвечает за базовую подготовку будущих специалистов. Естественно, здесь многое изменилось: существенно обновлен учебный процесс (сейчас упор делается на теоретические основы обработки цифровых сигналов), введены новые методики преподавания, построены новые, современные лаборатории. Кстати, и сегодня кафедра известна на всю страну. На ее базе активно развивается подготовка инженеров по специальности «Средства радиоэлектронной борьбы». По этой специальности наш факультет является головным среди гражданских вузов. Потребность в таких специалистах очень высока, поэтому очень часто на старших курсах многие будущие инженеры уже трудоустроены.

Кафедра «Радиосистемы управления и передачи информации» тоже не стоит на месте. Там очень мощный кадровый и научный потенциал. На ее базе как раз и идут исследования по современным радиосистемам спутникового местоопределения. Одна из новых специальностей кафедры — «Комплексная защита объектов информации». Ее выпускники очень быстро находят работу. Мы имеем большой пакет заказов на специалистов в данной области от органов государственной власти, кредитно-финансовых учреждений, промышленных предприятий, силовых ведомств, налоговых и таможенных органов. Нередко по их заказу мы ведем целевую подготовку специалистов.

Очень популярна у абитуриентов еще одна специальность этой кафедры — «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук». Она для тех, кто хотел бы реализовать свои таланты в гуманитарной сфере и научиться использовать для этого самые современные информационные технологии. Программа обучения сочетает фундаментальное гуманитарное образование с практическим освоением современных информационных технологий. По этой специальности нами ведется целевая подготовка кадров для ВГТРК.

А кафедра «Радиолокации и радионавигации» продолжает готовить специалистов по своей базовой специальности — «Радиотехника». В ее выпускниках нуждаются наши традиционные заказчики: ОАО «Корпорация “ФАЗОТРОН-НИР”», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”».

— Получается, что реструктуризация факультета преследует своей целью не сокращение, а расширение специальностей?

— Да. «Отживших» специальностей у нас нет. Два года назад мы ввели у себя преподавание по классической университетской специальности «Радиофизика и электроника». Эта специальность имеет универсальный характер и требует углубленного изучения таких базовых дисциплин, как математика, физика, теория поля, а также специальных дисциплин, профессиональная направленность которых формирует специалиста в первую очередь как исследователя. Специалисты такого профиля дефицитны и востребованы во всем мире.

— На кафедрах ФРЭЛА МАИ всегда проводились серьезные научные исследования. Какие-нибудь из них легли в основу практических разработок?

— Да. Например, на базе научных изысканий ученых кафедры 407 «Радио-приемные устройства» в области радиотехнических методов и устройств дистанционного радиолокационного зондирования были созданы макетные образцы двух локаторов. Один из них — автомобильный радиолокатор. Это уникальная система радиовидения, предназначенная для повышения безопасности движения на дорогах. Она обеспечивает надежную идентификацию встречных объектов в условиях ограниченной видимости на дальности от 10 до 500 м. Локатор работает при любых погодных условиях и при любом освещении. Сейчас мы уже близки к его запуску в серийное производство.

Второй макетный образец — система навигации малых судов, работающая в условиях ограниченной оптической видимости или ее отсутствия, когда управление и навигация путем визуального контроля либо по данным других оптических или ИК-датчиков затруднены или невозможны.

Ведется на факультете и работа по проектированию фазированных антенных решеток. В этом направлении мы тоже активно сотрудничаем с промышленностью.

— Сегодня многие вузы жалуются на то, что их преподавательский состав стареет, а молодежь неохотно идет в науку и в преподавание, предпочитая более высокооплачиваемую работу. Вам знакома эта проблема?

— К сожалению, да. Эта проблема не только общеинститутская, но и общегосударственная. Кадры в вузах стареют.
И у нас тоже. Конечно, мы предпринимаем колоссальные усилия, чтобы изменить ситуацию к лучшему, и что-то нам удается. Сейчас состав наших преподавателей помолодел. Но все же наблюдается возрастной разрыв: нашим сотрудникам либо 28—30 лет, либо за 50, людей среднего возраста практически нет, и, видимо, это мы уже не исправим.

— А чем вы привлекаете молодых специалистов, наверное, материальный стимул здесь не главное?

— Вы знаете, отнюдь не все молодые люди на первое место ставят высокие зарплаты. Для многих важнейшим стимулом является профессиональный интерес, а наше дело его подстегнуть. И лучший способ — показать ребятам реальные результаты наших научных изысканий, дать им прикоснуться к этой работе. Что же касается материальных стимулов, то они у нас есть: мы даем своим сотрудникам возможность заработать на НИРах, которые выполняем для государственных организаций и коммерческих структур.

— А какой средний уровень зарплаты преподавательского состава МАИ?

— Профессор получает около 6 тыс. руб. в месяц. Сегодня это мизерные деньги. Например, наши вчерашние выпускники, устраиваясь на предприятия, хотят зарабатывать не менее 15 тыс. руб.

Сейчас зарплаты работников бюджетной сферы повышаются, но не намного. Мы можем зарабатывать на НИРах, на платном обучении. Но в то же время окупаемость предоставления услуг по платному образованию очень низкая, на институт ведь ложатся и связанные с этим накладные расходы.

Вообще, если говорить о сегодняшнем состоянии отечественного образования, то, на мой взгляд, это вопрос государственной политики. Страна сильна, пока в ней живет образованное население. Наше время — время информации, и все конфликты сегодня сопровождаются информационной борьбой. Поэтому, чтобы обеспечить независимость государства от внешнего информационного воздействия, нужно повышать образовательный уровень его граждан. Человек свободен, пока он владеет информацией и свободно в ней ориентируется. А если народ необразован, то он — серая масса, которой может управлять кто угодно и откуда угодно. Образование населения, я считаю, одна из первоочередных задач государственной безопасности.

Образование всегда было затратной областью. А сегодня его проблемы, в том числе и материальные, перекладываются на энтузиастов этой сферы. Мы пытаемся в сложившихся экономических условиях зарабатывать и выживать. А государству, кажется, нет до этого никакого дела. Это неправильно. Нужно сначала финансировать систему образования, а потом уж предъявлять к ней требования по качеству подготовки специалистов и по их соответствию потребностям общества.

— ФРЭЛА МАИ всегда славился сильным преподавательским и научным составом. У вас еще трудятся легендарные старожилы факультета?

— Да, конечно. Дмитрий Иванович Воскресенский, руководитель научной школы антенной техники, возглавляет кафедру «Радиофизика, антенны и микроволновая техника», в октябре он будет отмечать 80-летний юбилей. По-прежнему работают Петр Александрович Бакулев и Алексей Сергеевич Протопопов.
А еще двух наших ветеранов — Алексея Васильевича Фомина и Михаила Алексеевича Сахарова мы недавно проводили на пенсию, но они продолжают поддерживать связь с факультетом. Недавно мы издали книгу, посвященную ветеранам войны ФРЭЛА. Примечательно, что трудились над ней наши студенты. Мы стараемся сохранять преемственность традиций факультета, не разрывать связь поколений.

Кстати, на факультете очень насыщенная студенческая жизнь, есть органы студенческого самоуправления — «Союз отличников», «Союз молодежи», неформально работает профбюро, действует пресс-центр факультета. Радует, что ребята очень активны в этих делах. В организации юбилейных мероприятий они тоже играют не последнюю роль. Кроме того, мы регулярно проводим спортивные соревнования между студентами и преподавателями. Недавно разыграли кубки по футболу и волейболу. В футболе сильнее оказались преподаватели, но студенты взяли реванш в волейболе.

— Когда-то в МАИ очень сильным было движение стройотрядов. Вы не хотите его возродить?

— Хотим, но в несколько иной форме. Студенты моего поколения имели больше опыта в строительстве, поэтому нам можно было доверить возведение зданий, ремонт дорог и пр. У нынешней молодежи подобного опыта нет. Но есть работа, в которой они компетентны, например установка компьютерных классов, в чем очень нуждаются школы в глубинке страны. В этом году, к сожалению, у нас не получилось организовать такой стройотряд, но в следующем, надеюсь, удастся.

— Какой сейчас конкурс среди абитуриентов на ваш факультет?

— Средний по институту — примерно два человека на место. Хочу отметить, что большинство наших абитуриентов изначально ориентированы на этот факультет. Они знают, чем мы занимаемся, и хотят получить именно радиотехническое образование. Наш проходной балл — 14, но в то же время средняя оценка поступающих значительно выше — 16 баллов. Это говорит о том, что большинство студентов ФРЭЛА люди неслучайные.

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Мы принимаем результаты ЕГЭ, но очень немногие абитуриенты их предъявляют. Конечно, это помогает тем, кто приехал поступать в институт из глубинки страны. Но ведь далеко не каждый может позволить себе учиться в Москве. У нас ограниченное количество мест в общежитии, и для того чтобы их получить, надо иметь очень высокие баллы по ЕГЭ.

Честно говоря, пока мы не ощущаем на себе ни плюсов, ни минусов единого государственного экзамена. Судя по всему, эта процедура создана из благих намерений. Но я не думаю, что она приведет к качественным изменениям в составе абитуриентов.

— Говорят, в день рождения сбываются мечты. Какие мечты у декана факультета-юбиляра?

— Если из разряда глобальных, то хочу, чтобы наконец изменилось отношение государства к образованию. Ну а более приземленная мечта — это чтобы гладко прошел наш переезд в новый корпус на улице Царева. Мы сейчас живем в ожидании его сдачи. Переезд совпадает с празднованием 60-летия ФРЭЛА, и я приглашаю всех выпускников нашего факультета посетить юбилейные мероприятия. Возможно, вы в последний раз увидите эту территорию, побываете в этих легендарных стенах — потом старое здание будет демонтировано.

— Спасибо за беседу. Наш журнал поздравляет вас, весь преподавательский и научный коллектив факультета, его выпускников и студентов с юбилеем! Желаем ФРЭЛА МАИ и дальше оставаться лидером отечественной радиоэлектроники, не сбавлять темпов своего развития и, конечно, как и всему российскому образованию, более активной поддержки со стороны государства!