Анатолий ПЕРМИНОВ: рассчитываем на устойчивое финансирование


Записал Леонтий Букштейн

Россия уверенно восстанавливает статус-кво в космосе. Запуски следуют один за другим, международное сотрудничество крепнет, МКС несет бессменную вахту с международными экипажами на борту. Что ждет нас в будущем? Как сегодня функционирует сложнейший комплекс, на создание которого в свое время страна потратила гигантские средства? Об этом наши журналисты попросили рассказать руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова.

— Анатолий Николаевич, в сентябре вы побывали в Англии, где на международной авиакосмической выставке Farnborough International Airshow 2006 предприятия ракетно-космической отрасли России представляли свои лучшие достижения. Расскажите коротко об итогах этой выставки.

— Международная авиакосмическая выставка Farnborough International Airshow проводилась уже в 45-й раз. А свою историю она ведет с начала прошлого века, с 1918 года, когда в Лондоне, в зале «Олимпия», состоялась выставка аэропланов.

Долгое время выставка была ориентирована в первую очередь на военную авиацию, но в течение последнего десятилетия благодаря усилиям организаторов, направленным на расширение экспозиции, она по праву заняла одно из ведущих мест среди авиационно-космических салонов. Таким образом, разработчики и производители оборудования и техники получили дополнительные возможности для демонстрации своей продукции и услуг.

Естественно, не могла оставаться в стороне и российская ракетно-космическая отрасль, которую на этот раз представляли пять предприятий: ФГУП «НПП “Геофизика-Космос”», НПЦ автоматики и приборостроения, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева. Экспозиция Роскосмоса была развернута в павильоне № 1 на площади в 100 кв. м. Скажу без преувеличения: экспонаты, показанные нашими предприятиями, вызвали огромный интерес у посетителей и участников выставки.

Однако авиационно-космические салоны — это не только демонстрация достижений, но и коммерческие мероприятия, на которых заключается до 80% всех международных контрактов в области авиации и космоса. Кроме того, руководители ведущих фирм и государственных организаций традиционно используют эту возможность для встреч и переговоров, в ходе которых договариваются о совместных проектах, намечают перспективные направления взаимодействия, обсуждают современные тенденции развития отрасли, делятся опытом и планами на будущее.

Вопросы кооперации российских предприятий ракетно-космической отрасли с европейским концерном «ЕАДС» рассматривались нами во время встречи с президентом «ЕАДС-Спейс» Франсуа Оком, генеральным директором «ЕАДС-СТ» Эвертом Дудоком и генеральным директором «ЕАДС-Астриум» Антуаном Бувье, это, в частности, и вопросы функционирования СП «Еврокот». Также были даны поручения по активизации работ СП «Синертек» по созданию малых космических аппаратов на базе платформы «Астросат-100» для будущей российской системы сверхоперативного мониторинга Земли и в интересах заказчиков из третьих стран, запланированы соответствующие встречи российских и европейских специалистов.

В ходе встречи с генеральным директором «ОХБ Системз» Марко Фуксом обсуждалась ситуация, связанная с запуском российскими ракетами-носителями космических аппаратов серии «Орбком» производства этой фирмы.

В рамках переговоров с президентом — генеральным директором компании «Алкатель Аления Спейс» Паскаль Сурисс выделен целый ряд направлений сотрудничества, которые необходимо развивать в самое ближайшее время. В том числе дана положительная оценка ведущимся в кооперации с НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева работам по созданию КА «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44» с передачей в Россию технологий производства элементов полезной нагрузки иностранного партнера. Также были отмечены перспективы партнерства в рамках проектов создания КА «Экспресс-АМ4», малых КА «Европа-1» и «Азия-1». Особое внимание уделили перспективам сотрудничества по совместному производству КА связи и телекоммуникаций в интересах третьих сторон на основе российской платформы «Экспресс-1000». Были даны соответствующие поручения техническим специалистам двух сторон проработать возможности адаптации совместно создаваемых КА для запуска российскими РН среднего и легкого класса. Дополнительно принято совместное решение о тщательной проработке вопросов сотрудничества по спутниковой навигации в рамках систем «ГЛОНАСС» и «ЭГНОС».

По линии промышленного сотрудничества я, в частности, встречался с руководством крупнейших европейских космических фирм: «ЕАДС» (Франция — Германия), «Алкатель Аления Спейс» (Франция — Италия), «Финмеканика» (Италия), «ОХБ Системз» (Германия). В ходе встречи с президентом — генеральным директором компании «Алкатель Аления Спейс Италия» Карло Альберто Пенацци, представлявшего также руководство концерна «Финмеканика», мы обсудили вопросы продолжения взаимодействия с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева по проекту создания КА «КазСат-2» в интересах Республики Казахстан, вопросы сотрудничества между КБ химавтоматики и входящей в группу «Финмеканика» компанией «Авио» в области жидкостно-реактивных двигателей.

В рамках работы салона я также выступил с сообщением на организованном Министерством науки и инноваций Великобритании семинаре по теме международного сотрудничества в области космоса. В ходе этого представительного форума, участниками которого были главы космических агентств США, Великобритании, Японии, Алжира и Европейского космического агентства, рассматривались различные аспекты партнерства по программе Международной космической станции, в рамках программ космических исследований и освоения космического пространства, анализировались ключевые вопросы формирования комплексной стратегии международного сотрудничества.

— А зачем такой великой космической державе, как Россия, кооперация в области освоения космического пространства? Мы же первые и сильнейшие…

— Прежде всего я убежден, что без прошлого не бывает будущего, а усвоенные уроки весьма актуальны в наши дни и еще долго останутся таковыми. С известной долей уверенности можно утверждать, что в самом начале освоения космического пространства — в эпоху жесткой борьбы за первенство — совместная деятельность, предусматривающая в первую очередь обмен базовыми данными и результатами на равноправной основе, даже не предусматривалась. Но по мере наполнения национальных космических программ конкретным практическим содержанием — наука, связь, дистанционное зондирование Земли —
объединение усилий становилось все более и более необходимым.

Советский Союз по праву можно считать одним из пионеров процесса интернационализации космической деятельности. В 1966 году было заключено межправительственное соглашение с Францией. Сотрудничество с Францией уверенно расширялось и уже к середине 80-х годов переросло в не имеющую с политической точки зрения аналогов кооперацию в области биологических исследований, технологических разработок, пилотируемых программ и космической связи.

С 1969 года ведет свой отсчет реальное сотрудничество с рядом стран Совета экономической взаимопомощи по линии организации «Интеркосмос», созданной в 1966 году с участием Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии и Чехословакии в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Всего до начала 90-х годов было запущено более 20 космических аппаратов, предназначенных для изучения солнечно-земных связей, динамики радиационного пояса Земли, проведения атмосферных исследований, электромагнитных измерений, фундаментальных исследований в областях физики Земли, Мирового океана и атмосферы. В рамках указанных программ активно внедрялись передовые технологические разработки, в частности были успешно реализованы программы создания солнечных батарей, элементов системы ориентации и телеметрических систем сбора и передачи данных. Все это позволило приступить, начиная с 1971 года, к созданию одной из первых в мире систем международной спутниковой связи по программе «Интерспутник». Это при том, что часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ продолжала выполняться в рамках программы «Интеркосмос».

С наступлением эпохи орбитальных космических станций был осуществлен целый ряд совместно пилотируемых полетов — сначала с участием космонавтов-исследователей из социалистических стран, а затем и из других государств. Всего к работе по программе «Интеркосмос» было привлечено 28 стран, в том числе США, Швеция, Индия, Франция, Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Ирландия, Китай, Финляндия, Швейцария и Япония.

Таким образом, международное сотрудничество всегда способствовало развитию науки, наращиванию производственного потенциала, формированию эффективной инфраструктуры космической деятельности.

— Это в прошлом. А сейчас?

— Ряд проектов сегодняшнего дня тоже имеют в своей основе надежную международную составляющую. К ним относятся: совместные работы с Европейским космическим агентством и Францией по созданию стартовой инфраструктуры для российских ракет-носителей «Союз» на космодроме Гвианского космического центра и по перспективным, в том числе многоразовым, средствам выведения; взаимодействие с Европейским союзом в области глобальных навигационных спутниковых систем, а также Международная космическая станция — крупнейший совместный проект современности, реализуемый на многосторонней основе с участием России, США, Японии, Канады и государств — членов Европейского космического агентства.

— Какими сегодня видятся тенденции развития мировой космонавтики? Насколько они учтены в новой Федеральной космической программе России на 2006—2015 годы? Каковы ее главные приоритеты?

— Все страны мира осуществляют космическую деятельность с учетом собственных потребностей, опираясь на свой экономический, технологический и ресурсный потенциал, а также на возможности, предоставляемые мировым рынком космической продукции и услуг. Быстро растут потребности в космической связи и вещании, дистанционном зондировании Земли, навигационном обеспечении, космических транспортных средствах.

Этап бурного развития переживает в настоящее время мировой космический рынок, позволяющий его субъектам во все больших объемах обмениваться как информацией, так и техническими средствами, что при постоянно возрастающей конкуренции на мировых рынках в конечном счете способствует объединению усилий всего мирового сообщества для решения глобальных задач, справиться с которыми в одиночку не может ни одна страна мира.

Наблюдаемая ныне глобализация космической деятельности диктуется масштабами задач, стоящих перед человечеством. Прежде всего это сохранение природной среды для обеспечения выживания человечества, решение энергетических проблем и проблем, связанных с истощением ресурсов нашей планеты, защита от техногенных и природных катастроф. Космонавтика — одно из основных средств разрешения этих проблем. На базе рукотворных космических объектов будут созданы: система глобального космического мониторинга природной среды и предупреждения о назревающих катастрофах, единое информационное пространство, система глобальной безопасности в космосе и на Земле. В условиях истощения природных и энергетических ресурсов Земли, ее перенаселения проблемы будут решаться в том числе и путем переноса в будущем основного
промышленного и энергетического производства в ближний космос, а затем — освоения Луны и Марса, ресурсов малых тел Солнечной системы.

Принятая в октябре 2005 года Феде-ральная космическая программа России на 2006—2015 годы (ФКП-2015) отвечает на эти вызовы с учетом имеющихся ресурсов. Программой предусмотрены резкий количественный и качественный рост орбитальных группировок космической связи и вещания, мониторинга Земли, совершенствование средств выведения, расширение научно-прикладных исследований на борту МКС и фундаментальных космических исследований. На данной основе Россия упрочивает свои позиции на международном космическом рынке, в системе глобального разделения труда. Уже сейчас США, Европа, Индия, Китай приглашают нас принять участие в своих программах освоения Луны и Марса, и мы знаем, что предложить этим и другим странам. Но основным приоритетом ФКП-2015 все же является решение задач в интересах укрепления экономики страны, ее национальной безопасности, повышения благосостояния народа Российской Федерации.

— Перспективы межпланетных космических полетов, изучение Луны и Марса… Когда для России это может стать реальным?

— На подобный вопрос представителей СМИ мне уже приходилось отвечать. Мы в курсе, что США в лице президента Джорджа Буша выступили с инициативой нового видения гражданской космической программы Соединенных Штатов, предусматривающей возобновление полетов на Луну, автоматические и пилотируемые полеты на Марс и далее. При этом одной из первоочередных задач считается ускоренное создание нового корабля СЕV. НАСА заявляет, что он может быть готов к полету на МКС уже в 2012 году, на Луну — в 2018 году, а на Марс — в 2030 году.

Мы тоже рассматриваем перспективные проекты полетов на Луну и Марс. У нас есть опыт длительных полетов Валерия Полякова, Сергея Авдеева, Сергея Крикалева. Многие чисто медицинские аспекты уже понятны. Но еще больше предстоит понять. Необходимо создать новые космические системы, способные помочь в исследовании Луны и Марса. Многое еще предстоит изучить. Сначала с помощью автоматических космических аппаратов, а потом и в пилотируемых полетах. Сейчас мы начали моделирование 500-суточного полета на Марс в Институте медико-биологических проблем. Для столь длительных полетов нужны специальные корабли. Технологический опыт создания таких кораблей у нас уже есть.

Сроки начала полетов на Луну и Марс сегодня можно называть любые. Вопрос в том, как это будет реализовываться в жизни.

Первый полет человека в космос состоялся 45 лет назад. А какой путь проделала космонавтика! Нельзя исключать и того, что в ближайшие годы могут появиться новые, более совершенные системы, новые способы получения энергии. В лабораториях кое-что уже появляется, например по двигательным системам.

— Россия до сих пор остается лидером по количеству запусков космических аппаратов — Байконур лидирует среди космодромов мира. Трудно ли удерживать здесь первенство? Каким образом это возможно при небольшом финансировании?

— Байконур действительно является лидером по запускам КА. За ним следуют такие полигоны, как Восточный испытательный полигон США и Европейский космический порт во Французской Гвиане. Лидерство Байконура обусловлено уникальностью его инфраструктуры и востребованностью средств выведения, осуществляющих запуски КА со стартовых комплексов космодрома. Уникальность его инфраструктуры определяется тем, что на космодроме имеются стартовые комплексы для запуска ракет-носителей всех классов: тяжелого, среднего и легкого. Востребованность же средств выведения, прежде всего таких типов, как РН «Протон» и «Союз», которые используются для запусков КА по российским, международным и коммерческим космическим программам, определяется их высокой надежностью.

Но удержание первенства космодрома — это не самоцель. Космодром просто выполняет задачи с учетом своих возможностей по подготовке и запускам КА, в основном силами эксплуатационных подразделений предприятий промышленности. Следует отметить, что определенные трудности в выполнении задач были всегда. В настоящее время они связаны по большей части с обеспечением работоспособности основных объектов из-за их длительной эксплуатации, исчисляемой несколькими десятилетиями.

Использование объектов космодрома по широкому спектру космических программ позволяет выполнять комплекс мероприятий по поддержанию его инфраструктуры в работоспособном состоянии в соответствии с выделяемыми средствами. Это достигается путем своевременного планирования и проведения работ по модернизации и дооборудованию объектов с учетом современных требований по подготовке и запускам КА, техническому обслуживанию, ремонту и всестороннему обеспечению функционирования космодрома.

— Есть ли перспективы у российской ракетно-космической промышленности?

— Безусловно, есть. В мае 2006 года исполнилось 60 лет со дня создания ракетно-космической отрасли России. К этому юбилею ракетно-космическая промышленность подошла с определенными достижениями. Она сохранила научный и производственный потенциал, уникальный кадровый состав для выполнения национальных программ и программ международного сотрудничества.

Предприятия отрасли разбросаны по всей стране — от Санкт-Петербурга и Москвы до Екатеринбурга, Омска, Красноярска. Но, надо отдать должное, это не мешает нашей ракетно-космической промышленности работать точно и слаженно.

У нас большие планы — и в области создания космических аппаратов для решения задач науки, техники, экономики, социальной сферы, и в области средств выведения, и в области развития наземной инфраструктуры, экспериментальной базы, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Мы надеемся, что после долгого перерыва и возобновления американцами в 2006 году полетов многоразовых кораблей, мы сможем успешно продолжить строительство российского сегмента МКС. Большие надежды, с учетом перспективности этих проектов, возлагаем на пилотируемый космический корабль нового поколения и семейство ракет-носителей «Ангара». Очень рассчитываем на устойчивое финансирование космической деятельности России.