Страна советов № 9 | 2006


Текст | Елизавета МИЛЮТИНА

Любая компания, нацеленная на дальнейшее развитие, рано или поздно осознает, что ее собственных финансовых ресурсов явно недостаточно для того, чтобы двигаться дальше. Выход здесь один — привлекать внешние заимствования.
Тема этой «Страны советов» — как получить кредит, плюсы и минусы кредитования
(предыдущие опросы см. в № 12 за 2005 год и № 1—8 за 2006 год).

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

1. Прибегаете ли вы к внешним заимствованиям: банковским, коммерческим кредитам, другим формам кредитов, выпускам
ценных бумаг?

2. Какие виды банковских и коммерческих кредитов, на ваш взгляд, нужнее всего предприятию?

3. Какие банки, по вашему мнению, наиболее сильны в кредитовании юридических лиц?

4. Имеется ли у вас опыт получения кредитов в иностранных банках? Как вы его оцениваете?

5. Был ли у вас опыт проведения IPO? Планируете ли вы IPO?

6. В какой мере внешние
заимствования являются
насущной необходимостью
в развитии бизнеса, а в какой —
свидетельством ошибок
в финансовой политике
предприятия?

7. Каковы наиболее типичные
ошибки в осуществлении внешних заимствований?

Никита ИСАЕВ,
председатель совета директоров
холдинга PrimeGroup:

1. Для страховых компаний вообще не характерны внешние заимствования. Для развития бизнеса страховщики в основном используют чистую прибыль. Заметьте, чем больше объем собранной премии, тем меньше относительная доля в ней страховых случаев (а это — прямые убытки страховщика), тем выше прибыль компании после истечения срока страхования. Поэтому страховщики стремятся больше заработать премии, нежели получить какие-либо заимствования на стороне. Вместе с тем не исключены заимствования в индивидуальных случаях. Однако банки вряд ли охотно предоставят кредит страховщику, поскольку страхование — сфера не производства, а услуг, причем услуг финансовых, оказание которых сопряжено с высоким риском убытков.

2. Для предприятий производственной сферы одним из самых востребованных видов кредитования является факторинг (кредитование дебиторской задолженности, которую легче сейчас «продать» банку, чем ждать платежей в будущем). Также распространено проектное финансирование (кредитование конкретных проектов), кредитование под залог товаров на складе.

3. Любой банк в числе своих услуг заявляет кредитование юридических лиц. При этом большинство банков упрощает условия предоставления кредитов малому бизнесу. Поэтому говорить о «силе» в кредитовании юридических лиц я бы не стал. Даже «маленький» банк может выдать «большой» кредит на синдицированной основе.

4. Такого опыта нет. Не считаю целесообразным обращаться в западные банки — сложности с перечнем документов и обеспечением. Гораздо проще получить кредит в российском банке.

5. Нет, это очень сложный и долгий процесс. Но к нему должна стремиться любая уважающая себя компания. Основную цель IPO я вижу в повышении инвестиционного рейтинга компании и дополнительных «дивидендах» брэнду.

6. Для успешного и активного развития компаниям нужны финансовые вливания, но далеко не у всякой компании, особенно на начальном этапе, имеются необходимые средства. Вот почему весь цивилизованный мир и живет в кредит, ничего зазорного или некомпетентного в этом нет. Другое дело, если вы допускаете ошибки в финансовой политике предприятия, тогда ни один банк не даст вам кредит.

7. Главное — принять взвешенное и обоснованное стратегическое решение: действительно ли требуется привлекать средства на стороне, в каком размере и на какой срок? (От срока и суммы напрямую зависит процентная ставка.) Далее нужно подготовить грамотный бизнес-план
(это — первые 50% успеха, и здесь должны поработать настоящие профессионалы: если банку не понравится бизнес-план, то остальные документы он вообще смотреть не будет) и предоставить привлекательное для банка обеспечение (это — вторые 50% успеха). Если вы эти условия выполните, то не только получите кредит, но вам еще будет, что называется, и чем отдавать (ведь берем взаймы чужие деньги и на время, а отдаем свои и навсегда).

Андрей ФРОЛОВ,
финансовый директор
группы «Магнезит»:

1. Уверен, успешное развитие бизнеса без долгового финансирования невозможно. В долгосрочной перспективе представляется проблематичным рост объемов операций и развитие производственной базы без увеличения размера собственного капитала компании. Особенно если речь идет о растущих конкурентных рынках, в условиях, когда компании часто испытывают нехватку ресурсов. Кроме того, недостаточное использование заемных средств, то есть низкое соотношение долгового и собственного капитала, обычно, ведет к занижению рентабельности, а следовательно, недостаточной эффективности использования акционерного капитала. Группа «Магнезит» активно кредитуется. Мы используем широкую линейку кредитных продуктов различных банков. В структуре долга также присутствуют обращаемые на рынке корпоративные облигации.

2. Когда речь заходит о привлечении кредитов, как правило, в первую очередь рассматриваются возможности краткосрочного финансирования для пополнения оборотных средств в рамках финансирования оборотного капитала. Мы используем овердрафты, краткосрочные кредитные линии на различные сроки, банковское финансирование экспортных поставок, различные виды документарных операций и т. п. Масштабы оперирования со средне- и долгосрочным заемным капиталом в рамках финансирования капитальных вложений, различных видов проектного финансирования предприятия зависят от инвестиционной политики компании. В подобных случаях могут быть задействованы и возможности предприятия по организации эмиссии публично обращаемого долга.

3. Выбирая партнеров среди кредитных организаций, следует поинтересоваться источниками формирования ресурсной базы банка, в каких банковских продуктах и для какого уровня клиентов тот или иной банк обладает конкурентными преимуществами. Банков, полностью удовлетворяющих абсолютно всем потребностям любого клиента, не существует. Поэтому прежде всего необходимо понять, что нужно компании, и затем подыскивать подходящих кредиторов.

4. Наше предприятие постоянно и успешно сотрудничает с несколькими банками мирового уровня, с их представительствами как в России, так и за рубежом, в том числе в области кредитования. Если компания ведет операции на зарубежных рынках, если в структуру группы компаний входят предприятия-резиденты разных государств, то это неизбежно. Конечно, у такого сотрудничества есть и слабые, и сильные стороны. Как было сказано ранее, для каждого конкретного продукта либо их совокупности нужен правильный партнер.

5. Нет, наша компания пока не выпускала свои акции в обращение на открытом рынке. Решение о таком шаге принимают собственники бизнеса. Задача менеджмента в этом вопросе состоит в формировании и обосновании политики финансирования развития корпорации. Если мы придем к выводу, что в определенной перспективе привлечение капитала посредством IPO в конкретный момент времени, в конкретном диапазоне параметров, диктуемых внешней средой и ходом развития бизнеса, принесет акционерам долгосрочную выгоду, то обязательно вынесем такое предложение на обсуждение.

6. Полагаю, уровень финансового управления во многих российских компаниях в последние годы значительно вырос. Поэтому ошибки в финансовом планировании, надеюсь, становятся все-таки исключением. Другое дело, когда внешняя среда заставляет принимать «резкие» управленческие решения, ведущие к незапланированному росту долговой нагрузки. Как уже говорилось, часто не хватает средств, если предприятие является участником быстрорастущего рынка: темп роста объемов операций, требующих дополнительного финансирования оборотного капитала, значительно опережает темп роста увеличения собственных средств. Возникающий дефицит покрывается за счет внешних заимствований. Иначе доля рынка компании будет снижаться.

7. Необходимо четко понимать, что определяет эффективность привлечения заемных средств. Это, в частности, следующие факторы: направления использования, наиболее удобный для компании и для банка заемщик (если речь идет о группе компаний), суммы, сроки, валюта, приемлемое обеспечение, возможная динамика стоимости денег на горизонт кредитования, комплекс расходов по привлечению и обслуживанию долга, какой банк сможет обеспечить наилучшее сочетание параметров кредитного продукта для вашего предприятия
и т. п. Недооценка любого из перечисленных факторов может обернуться потерями для бизнеса.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наталья Борзова, заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями
ООО «ФинЭкспертиза».

— Кредитные средства нужны практически любому предприятию. Цели получения кредита зависят прежде всего от стадии жизненного цикла организации и ее стратегических целей. Например, это может быть кредит на пополнение оборотных средств, кредит на развитие, если это связано с долгосрочными и крупными финансовыми вложениями, а иногда и для операций «спекулятивного» характера, когда невозможно отвлекать из оборота средства организации.

При выборе банка, если исключить финансовые условия, организации, как правило, отдают предпочтение тем, в которых держат расчетные счета. Это связано, в числе прочего, с возможностью упрощения процедуры оформления, а также мониторинга кредита, с элементом доверия и развития партнерских отношений, с оптимизацией финансового потока организации.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр Раппопорт,
известный юрист, специализирующийся на финансовой сфере, управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры».

— Какие выгоды получает предприятие от IPO?

— Вопрос о выгодах IPO находится как в чисто финансово-экономической, так и в философско-правовой сфере, поскольку, принимая решения об IPO, собственник компании в первую очередь принимает решение об отчуждении принадлежащей ему части собственности. Причем он отдает частично не только пропорциональную долю прибыли, но и пропорциональную часть контроля над компанией. Однако взамен получает достаточно дешевый капитал, который в отличие от любых привлеченных средств, то есть заимствованных, не требуется возвращать и в отношении которого нет никаких других строго наложенных обязательств, связанных с расходованием особого назначения. Привлечение средств при IPO, с одной стороны, дешевле, чем привлечение средств при любых других формах, в том числе путем внешнего заимствования, с другой стороны, в отличие от заимствования не требует и не устанавливает сроков необходимой отдачи. Таким образом, у собственника приобретаются «правопотери» денежных средств, так как при заимствованиях у собственника есть строгое и бесспорное обязательство вернуть деньги при включении в качестве IPO в акционерный капитал. Если у вас нет обязательства возвращать деньги, а есть в противовес этому только надежда акционеров на то, что эти деньги будут возвращены в большей доходности, чем при любых других формах инвестирования, то вопрос принятия решения о присвоенности -— всегда баланс между частичной потерей контроля и прибыли, что в свою очередь увеличивает потенциал и уменьшает ответственность, связанную с необходимостью возврата денежных средств.

— Всегда ли есть альтернатива внешнему заимствованию, в каких условиях IPO наиболее выгодно?

— Для привлечения средств в условиях внешнего заимствования необходимо наличие либо собственно капитала, либо активов, без которых ни один заимодавец никогда не предоставит вам заем, либо, в случае кредитных средств, наличие четких и жестких обеспечений. Вопрос этот достаточно сложный и обширный, попробую ответить на него коротко. Если у вас есть возможность привлечения денежных средств в качестве внешних заимствований, то это очевидно более выгодно, поскольку вам нужно будет вернуть денежные средства и выплатить только единый процент и на этом ваши отношения с заемщиком заканчиваются. Привлечение инвестора — это некая форма «долгосрочного сожительства», некая форма «брачных отношений», при которой расторгнуть их значительно проще, чем заключить.

Поэтому IPO, как правило, более выгодно в том случае, если у вас недостаточно возможностей, средств либо активов для того, чтобы привлечь заемные средства, или когда обслуживание этих средств для компании становится обременительным и поэтому выгоднее привлечение более «дешевого» инвестиционного капитала (акционерного капитала).

— На какие моменты следует обратить внимание при первичном размещении акций?

— С точки зрения вопросов корпоративного управления в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что единоличный собственник перестает быть им как таковым и что многие вопросы, которые компания привыкла решать быстро, эффективно и самостоятельно, теперь придется согласовывать с новым собственником-акционером. Для принятия решения о начале процедуры IPO требуется проведение полного анализа системы корпоративного управления и понимание того, что компания как морально, так и с правовой точки зрения к этому готова, что к этому готовы и органы управления компанией. Кроме того, если производить первичное размещение за пределами Российской Федерации, то необходимо учитывать и ту ответственность, которую берет на себя эмитент, так как условия подчас бывают в достаточной степени жесткими. Обязательства, принимаемые на себя предприятием-эмитентом, должны быть пропорциональны тем экономическим выгодам, которые, как ему кажется, оно получит в результате привлечения нового акционерного капитала.

— Каковы типичные ошибки при первичном размещении акций?

— Как правило, технических ошибок удается избежать, так как первичное размещение с правовой точки зрения достаточно отрегулированный процесс. Организаторы торгов всегда следят за тем, чтобы таких ошибок не происходило. Допускаемые ошибки обычно находятся в сфере принятия решений корпоративного управления. Например, для привлечения средств, для проведения максимально эффективного эмитирования, которое даст очень серьезные быстрые результаты, вы, оставаясь при этом собственником предприятия, привлекаете акционерный капитал. «Избавиться» от него практически невозможно, поскольку всегда рядом с вами новые партнеры и акционеры.

На мой взгляд, основная ошибка находится в плоскости принятия принципиального решения относительно того, каким путем идти в привлечении денежных средств. Еще одна распространенная ошибка — стремление большинства российских инвесторов привлечь денежные средства на иностранных площадках в качестве обязательной «престижной» формы получения капитала. В зависимости от цели инвестирования размещение в российской зоне иногда может быть более эффективным и выгодным.

И, наконец, наиболее типичной ошибкой при проведении IPO является так называемый квази-IPO, когда размещается некая ликвидная программа, которая формально и будет считаться формой лифтинга, но реально будет ею только технически и не привлечет ни дополнительных инвесторов, ни дополнительного капитала.