Светлана ОРЛОВА: земельные правоотношения – тема номер один


Подготовил Леонтий Букштейн

В прошлом номере мы рассказывали о проблемах с применением муници-палитетами 53-го закона, посвященного земельным отношениям. В этом номере продолжаем тему: свои поправки в 53-й закон комментирует заместитель председателя Совета Федерации.

— Земля сегодня — вопрос ключевой, и земельные правоотношения —
тема номер один. У нас был принят Земельный кодекс — это раз, мы разграничили полномочия — это два.

В силу чего есть земли федеральные, а есть муниципальные. В России до 80% территории — это федеральные земли.

На самом деле, вопрос о земле — это сегодня вопрос источников доходов в местные бюджеты, правильного распределения участков земли. Вот решили ускоренными темпами возводить жилье, а имеет место ситуация, когда многие участки под застройку уже заранее распроданы. И реализация жилищного строительства стопорится. Что теперь имеем в правоприменительной практике, если у нас на три года растянуто введение Закона о МСУ? На региональном и муниципальном уровне создалась большая разница в подготовке кадров для этой работы.

Конечно, в перспективе идеальна такая схема, когда землей распоряжаются муниципальные власти: они могут проконтролировать, куда и какая земля передается в пользование, в аренду и так далее, кому и на каких условиях, правильно ли она оформлена. Но мы обеспокоены тем, чтобы и в земельной сфере был свой переходный период.

Группа депутатов от Нижегород-ской, Тверской, Московской и ряда других областей вместе с нами над этими поправками работает. Если все сразу свалится на муниципалитеты, то как они будут справляться? Кадров нет, практики нет, процессы незнакомые… Я лично боюсь, что может начаться большая неразбериха. И хотя 42 субъекта РФ уже приняли свои законы во исполнение 131-го закона, но это же только половина всех территорий.

И поэтому, внося поправки, мы пытаемся предложить такой механизм, который даст возможность поэтапно ввести в действие ФЗ № 53. Цель все та же: улучшить, укрепить правоприменительную практику, с тем
чтобы закон не оставался на бумаге,
чтобы не тормозились процессы, призванные ускорить использование земли в интересах территорий.

Еще один нюанс. Арендная плата за земли федерального назначения идет в федеральный бюджет. Мы с коллегами занялись реализацией такой идеи: нужно иметь законные основания в определенных ситуациях переадресовывать эту плату на муниципальный уровень, чтобы она стала источником муниципального бюджета.

Да, земельный налог идет в муниципальный бюджет, но он мал. А вот арендная плата — это существенно.

В федеральной собственности оказались земли, назначение и использование которых кардинально изменилось. Так зачем же настаивать на их федеральной принадлежности, если муниципалитеты лучше знают, что с этими землями можно и нужно делать? То есть речь идет о том, что федеральный центр должен поделиться правами в части передачи управления землей на муниципальный уровень.
Что это даст, видно на примере, допустим, строительства горнолыжных курортов, а это ряд регионов, отнюдь не только Кавказ. Что получится, если большинство земель на будущих горнолыжных трассах находится в федеральной собственности? Это будет длительный и довольно емкий по затратам сил и средств процесс. А зачем? Его нужно как-то оптимизировать. Над чем мы и трудимся.

Активно над этим работает и Всероссийская ассоциация муниципальных образований.

Все понимают, что в ближайшее время собственность на землю станет и источником залога, землю (если она в собственности) можно будет и в банк заложить под обеспечение кредита. Я думаю, что к этому мы тоже придем. б