Сергей БЕГУН: мосты Севера — это серьезная работа



Беседу вел Леонтий Букштейн

Cтатистика, конечно, знает многое. Многое, но не все. Например, сколько фирм, созданных в первые годы рыночной экономики, стали активно работающими, успешными и перспективными. Научно-производственное объединение «Спецмост» из Хабаровска — одна из них.
Об истории становления предприятия нашему корреспонденту рассказывает генеральный директор НПО «Спецмост» Сергей Бегун.

— Сергей Евгеньевич, 1991 год — это было не самое простое время для закладки основ бизнеса. И все-таки вы начинали именно тогда. А где это происходило?

— И тогда, и сейчас все там же, —
в северных районах страны. Здесь мало тепла и комфорта, но здесь мы живем и здесь строим свои мосты-дороги. Мы не были преемниками готовых государственных предприятий, начинали как ИЧП — индивидуальное частное предприятие, состоявшее из одного-единственного человека, а стали ЗАО с персоналом в 300 человек. Начали мы с того, чего обычно строители стараются избегать, — с реконструкции старых объектов. Возни и технических проблем много, блеснуть новациями и техническими достижениями удается, как правило, нечасто. Но мы взяли старт именно с таких объектов. В нашем случае это были дерево-металлические мосты конструкции Гау — Журавского. Построенные в свое время на уровне технических и материальных возможностей страны они верой и правдой прослужили уже более полувека. Если я скажу, что речь идет о Чукотке, Якутии и Магаданской области, то вы сами можете оценить ту среду, в которой они эксплуатировались. Одним словом, мы взялись за дело, и мы его сделали. Модернизация пролетных строений — это все-таки дешевле, чем новое строительство. Мы провели реконструкцию существующих мостов с увеличением габарита проезжей части до 11,5 м при увеличении грузоподъемности. А в 2005 году построили самый протяженный автодорожный мост в Якутии —
через реку Брюнгадэ. Это 360-метровое сооружение с модернизированными пролетными строениями системы Гау — Журавского. Все сделано на основе наших идей, воплощенных в проект, и силами исключительно наших инженеров, линейных специалистов и рабочих. Теперь мы с гордостью вписываем эту эпопею в историю компании. После нее нам уже легче приступать к новым объектам.

— Насколько я знаю, «приступать» — это слабо сказано. Прежняя система разнарядки «всем сестрам по серьгам» давно и благополучно скончалась, и вы теперь участвуете в конкурсах и тендерах на право вести ответственные объекты…

— Совершенно верно. Теперь, и это уж не первый год, «на блюдечке с голубой каемочкой» никто нам объемы работ не подает. Нужно конкурировать с другими компаниями, показывать свои возможности грамотного и рачительного ведения работ. Наши объекты в основном финансируются из бюджета, а там деньги хорошо сосчитаны и вольностей ждать не приходится.

— У вас только строительная часть или есть и сопутствующие работы? Говорят, что «Спецмост» — единственная в своем роде организация, работающая без привлечения субподрядчиков и аренды техники. Это случайное стечение обстоятельств или концепция?

— Мы работаем вне городских тротуаров, поэтому имеет смысл не выводить в труднодоступные края несколько разных организаций, а делать все силами генерального подрядчика. И потому мы стали подрядчиками в работе по обследованию, испытанию, проектированию, ремонту, реконструкции и содержанию искусственных сооружений на дорогах. Нашему заказчику это удобно, нам — выгодно.

К сожалению, пришлось столкнуться с фактами, когда наши субподрядчики не смогли выполнить договорных обязательств, а пострадали в итоге мы. Вот и выработали такую концепцию.

Мы имеем полный набор специалистов и соответствующей техники, сами строим графики своей работы. За счет чего добиваемся эффективности и высокого качества. Строительный бизнес не терпит ни торопыг, ни увальней: у организации должны быть хорошие «мышцы», она должна быть мобильной и крепкой. Тогда все получается как надо.

— Да, но объекты компании разбросаны по огромной территории, строительство мостов ведется на автодорогах Чукотки, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Читинской областей, Хабаровского края… Как координируете производственный процесс?

— Скажу прямо: тут нет никаких проблем. После того что мы уже прошли за 15 лет с диким рынком и неразберихой в строительном комплексе, управление не представляет для нас большой проблемы. В составе компании не новички, они знают дело, и дело знает их.

— Как вы добиваетесь высокого качества работ? Лаской? Таской? Жестким контролем на всех этапах производства?

— Рецепт выработали еще наши предки: кнутом и пряником. Все дело в дозировке первого и второго. Если она соблюдена, тогда высокие результаты гарантированы.

— У вас строгие заказчики и приемщики. Как строятся ваши отношения с ФДС России, региональной дирекцией № 1 «Дороги Востока», управлением автомобильных дорог «Колыма»?

— Три компонента, которые гарантируют взаимодействие и хороший конечный результат, — это взаимное уважение, искренность и ответственность. Как говорится, «чужие здесь не ходят». Стоит сработать один раз не по уму — и дурная слава о тебе разлетится до самого дальнего улуса.

— В наименовании фирмы есть нечасто встречающаяся в строительстве аббревиатура «НПО».
Научно-производственное объединение — что оно включает в себя и какие задачи решает?

— Мы не «на коленке» решаем технические проблемы, привлекаем специалистов и ученых Дальневосточного региона. Осуществляем научное сопровождение реализуемых проектов, разработку стандартов предприятия, имеем свои ноу-хау.

— На эксплуатируемых дорогах вы отслеживаете текущее состояние мостов. Были сообщения о формировании в «Спецмосте» уникальной компьютерной базы данных по техническому состоянию всех мостов и мостовых переходов Хабаровского края. Это так?

— Основные базы данных формировались в рабочем порядке, в ходе стандартизации дорог Северо-Восточного региона России, в которой мы принимали самое активное участие. Теперь они существуют, нам остается их только регулярно дополнять, что мы и делаем.

— Ваши объекты — дорога Билибино —
Анюйск в Чукотском АО, республиканские дороги Якутии. Трасса Якутск — Магадан — ваша основная забота в течение уже многих лет. На ней закончены все работы? Или они продолжаются?

— Продолжаются, и, если все пойдет как намечено, работы там хватит еще лет на 10—15. Будем действовать на прежнем уровне.

— Ваша компания существует в условиях жесткой конкуренции, вы получаете подряды на бюджетное строительство исключительно на конкурсах и тендерах. Чем берете на конкурсах? Удается полностью загрузить предприятие работой?

— Есть такая старая купеческая поговорка: «Лопни, но держи фасон». Она применима и к нашим конкурсным будням: мы всегда четко выполняем контрактные обязательства, даже если делаем это в ущерб себе. Исходим из того, что жизнь кончается не завтра и что если сегодня мы сделали свое дело, но оказались без большой прибыли, то завтра придет заказ с лучшими условиями и мы наверстаем упущенное. Ну и есть то, что в вашем издании называют нематериальным активом, —
наша многолетняя репутация. Благодаря ей последние год-два мы загружены работой полностью. А значит, есть прибыль, хорошая заработная плата и возможность вкладываться в развитие основных фондов.

— Каков состав вашего менеджмента? Уровень рабочих кадров и линейных специалистов?

— 25% персонала — это инженерно-технические работники, мостостроители с большим северным стажем. И наши рабочие — люди квалифицированные. Но годы летят, и мы начинаем испытывать дефицит специалистов в самом цветущем возрасте — от 30 до 40 лет. Вот как аукнулись проблемы экономики 90-х годов. А дальше демографы предрекают еще и «демографическую яму» из-за низкой рождаемости. Поэтому мы стали сами готовить для себя специалистов и ИТР.

— Вы доктор транспорта, автор более чем десяти научных трудов и публикаций, нескольких патентов на изобретения. Ваши подходы к ведению бизнеса?

— Я из тех, кого называют неисправимым оптимистом. Мой девиз — будь искренним с самим собой, и все у тебя получится.

— Уже получилось. Ваши достижения и заметили, и отметили. У «Спец-моста» хорошая коллекция наград: ХХХII Международный приз «За коммерческий престиж» (2002 год, Испания), две золотые медали Ассоциации содействия промышленности (2002 и 2003 годы, Франция), премия «Российский национальный Олимп» (2004 год), ХVII Международный приз по строительству (2005 год, Испания). Предприятие неоднократно удостаивалось престижных отечественных наград в области бизнеса и строительства. Самая последняя по времени — «Золотая Колесница». Куда теперь мчится колесница «Спецмоста»?

— Все довольно прозаично. Хотим и дальше развивать предприятие, насыщать его прогрессивной техникой. Ведь мосты Севера — это серьезная работа.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте