Владимир РЕСИН: дел всегда хватает


Беседу вел Леонтий Букштейн

Владимир Ресин уже давно в команде московского мэра Юрия Лужкова. С ним считаются руководители всех уровней, маститые строители, архитекторы, директора предприятий и топ-менеджеры. И не только потому, что практически всю свою сознательную жизнь он на вершине столичной власти. Владимир Иосифович — профессионал, труженик, мудрый и выдержанный человек. Наш корреспондент беседует с ним о важнейших аспектах городского строительного комплекса.

Владимир Иосифович! Прежде всего позвольте поздравить вас с прошедшим юбилеем и пожелать главного — здоровья и бодрости.

— Спасибо.

— Мой первый вопрос скорее философский: как человек, отдавший стройкам Москвы более 40 лет, как вы оцениваете происшедшие за последние годы изменения в самой концепции развития мегаполиса? Что в ней главное?

— Градостроительная концепция столицы определена Генеральным планом развития Москвы до 2020 года — это стратегический документ, утвержденный законодательно. Да, генеральные планы были у Москвы и раньше, такие планы утверждались в 1935 и 1971 го­дах, но сегодняшний имеет ряд прин­ципиальных отличий.

Предыдущие генпланы развития Москвы носили исключительно статичный, директивный характер и предполагали экстенсивное развитие города за счет прилегающих территорий. В сегодняшних условиях директивный характер генерального плана теряет смысл, так как он не в состоянии учесть общую динамику происходящих в городе социально-экономических процессов. Новый главный градостроительный документ имеет открытый характер, он ставит своей целью динамичное развитие Москвы в рамках принятых регламентов за счет более рационального использования город­ской территории. Большое внимание в нем уделяется реконструкции центра города, развитию туризма, вопросам сохранения и реставрации памятников истории и культуры.

Основная идея генплана содержится в принципиально новом разделе, по­священном вопросам градостроительного зонирования территории Москвы. Для планировочных районов устанавливаются обязательные требования к их функциональному использованию (функциональное зонирование), застройке (строительное зонирование) и организации ландшафта (ландшафтное зонирование). Совокупность этих трех составляющих и есть градостроительное зонирование. Оно необходимо для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать городскую территорию, не осложнять экологическую ситуацию, определять оптимальную для данной зоны этажность зданий и плотность застройки. Исходя из результатов зонирования, вводятся ограничения на строительство тех или иных объектов на каждой конкретной территории. Так, например, если территория определена как жилая, в ней нельзя строить объекты, которые не соответствуют или нарушают функциональное назначение данной зоны, при этом там будет приветствоваться строительство магазинов, спортивных сооружений, медицинских учреждений, объектов соцкультбыта.

Важно отметить, что в действующем генплане содержатся основные нормативы по обеспеченности горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями общественного назначения, а также меры по их достижению. Причем эти показатели должны достигаться при обязательном условии, что все такие объекты будут располагаться в местах, удобных для их использования москвичами и гостями города.

— Как формируется архитектурный облик столицы? Те, кто не видел ее давно, хвалят. Те, кто в Москве живет, бывает и критикуют. Как находится компромисс вкусов и интересов? И чья точка зрения доминирует?

— В структуре Комплекса архитектуры, строительства, развития и рекон­струкции города (КАСР и РГ) существует Комитет по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура), одной из главных функций которого является формирование архитектурно-художественного облика города.
Кроме того, все важные проекты выносятся на обсуждение Общественного совета при мэре Москвы. В него входят видные представители научного и творческого сообщества: проектировщики, архитекторы, историки, искусствоведы, археологи, экологи и многие другие.

Хочу подчеркнуть, что архитектурный облик столицы и ее панорамные виды защищены законодательно. Поэтому любой проект рассматривается не только с точки зрения собственно архитектуры, то и с точки зрения того, как новое здание впишется в существующую застройку, не закроет ли виды на те или иные историко-архитектурные памятники.

Москва — город с богатой архитектурной историей, с древними традициями, но в то же время исторически она всегда была открыта для всего нового, со­временного. Это разносторонний город. Все это мы учитываем при утверждении новых проектов.

Современные новаторские здания будут возводиться ближе к городским окраинам, где важно внести разнообразие в безликие спальные районы. А вот исторический центр, где сосредоточены памятники архитектуры и культуры и сохранилась историческая застройка, практически не изменит своего облика, там будут проводиться главным образом работы по реставрации и реконструкции существующих зданий.

Более того, в центре города мы сносим здания, не вписывающиеся в его исторический облик. Снесли гостиницу «Интурист», много лет уродовавшую центр, сейчас на ее месте строится новое здание. Уже начались работы по демонтажу еще одного архитектурного монстра совет­ского периода — гостиницы «Россия»…

Что же касается вашего вопроса, чья точка зрения доминирует, то в конечном счете это всегда точка зрения жителей города. У нас жесткий прин­цип: не москвичи для власти, а власть для москвичей. Но Москва — активно развивающийся мегаполис, строительство ведется одновременно на тысячах объектов, а любое строительство, безусловно, затрагивает чьи-то интересы.

Угодить всем невозможно. Иногда человеку нравится архитектура возводимого здания, но не нравится, что стройка идет рядом с его домом, нарушая сложившуюся среду. Но, знаете, в градостроении не бывает неразрешимых ситуаций — бывают конфликты, которые искусственно нагнетаются. К кон­структивному диалогу мы всегда готовы.

— Строительный комплекс Москвы — образец высоких темпов, новаторских проектов, использования новых материалов и технологий. А кто они, люди «за кадром» — проектировщики, технологи, специалисты стройиндустрии, художники и дизайнеры?

— В столичном стройкомплексе работает около миллиона человек — все люди разные. Есть специалисты старой закалки, но много и талантливой молодежи. Сейчас профессия строителя — одна из самых популярных в городе. И одна из самых высокооплачиваемых. Средняя зарплата в строительных организациях Москвы сегодня составляет более 18 тыс. руб. Очень симптоматично и то, что в последние годы в высших и средних учебных заведениях строительного профиля небывало высокие конкурсы. И это очень хорошо, нам нужны молодые специалисты. Радует, что те, кто идет сейчас в строительство, — люди творческие, полные новых идей, готовые реализовывать самые сложные и необычные проекты, не боящиеся трудностей. Именно такими и должны быть настоящие строители!

— Развитие города — задача не из легких. Как идет реализация ген­плана развития Москвы? Сроки соблюдаются? Цели достигаются?

— Да, в целом московские строители справляются с теми задачами, которые перед ними ставят мэр и правительство города. Конечно, трудности бывают, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Программа прошлого года выполнена в полном объеме. Введено свыше 5,2 млн кв. м жилья, 19 детских садов, столько же школ. Сданы в эксплуатацию четыре поликлиники, две больницы, детско-юношеская спортивная школа и два физкультурно-оздоровительных комплекса, каток, два велодрома. Велись работы на многих уникальных объектах.
Серьезные задачи у московских строителей и на 2006 год. Предстоит пос­троить около 5 млн кв. м жилья, из них 1,87 млн кв. м получат очередники, переселенцы из сносимых пятиэтажек, молодые семьи и другие нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Планируется ввести 20 школ и 100 детских садов, острый дефицит которых на сегодняшний день существует в Москве. Будут построены три поликлиники, корпус НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, медико-реабилитационный центр для слабовидящих детей и корпус ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова, хоспис в поселке Некрасовка, роддом в Зеленограде.

Намечено завершить строительство Ледового дворца спорта на Ходынском поле, спортивно-оздоровительного цент­ра в Крылатском, крытого катка на ул. Бестужевых, физкультурно-оздоровительного комплекса на Лебедянской улице.

В текущем году планируется провести большие работы по реконструкции Большого театра, дворцового комплекса в Царицыно, строитель­ству новых корпусов МГУ, гостиницы «Москва», Звенигородского проспекта, объектов ММДЦ «Сити» и аэропорта «Вну­ково», разборке гостиницы «Россия». Также будет начата реконструкция Московской консерватории им. П. И. Чай­ковского, открыто новое здание гостиницы «Интурист».

Уверен, в этом году, как и в предыдущих и в будущих, столичные строители справятся с поставленными задачами.

— Как себя чувствуют инженерные сети мегаполиса? Ведь значительная их часть расположена в геологически сложных зонах. Что делается для повышения надежности сетей?

— Инженерные сети мегаполиса — жизненно важная составляющая, обеспечивающая нормальное функционирование всего городского организма. Контроль за их состоянием, плановый ремонт и строительство новых ведутся ежегодно. Например, в прошлом году были проложены городские инженерные коммуникации общей протяженностью более 287 км. Выполнена реконструкция трех районных и одной квартальной тепловых станций суммарной мощностью 840 Гкал/ч. Введены две газотурбинные установки на районных тепловых станциях «Курьяново» и «Пенягино» суммарной мощностью 24 Мвт и 48 Гкал/ч.

В этом году планируется завершить строительство Ново-Люберецкой станции аэрации, перекладку в центре города систем канализации по улицам Палиха, Грузинский вал, Радио и Стремянному переулку и водопровода по Большому Кондратьевскому переулку и Рождественскому бульвару. Будут введены в эксплуатацию пусковые комплексы на РТС «Перово», «Красная Пресня» и «Строгино», газотурбинные установки на РТС в Зеленограде и «Переделкино», продолжится рекон­струкция 12 РТС. Для ликвидации дефицита в энергоснабжении города начнется строительство шести электроподстанций на 220 кВ и 110 кВ.

— Дороги Москвы — мечта всей России. Тем не менее москвичи недовольны имеющимися невнятными развязками, пробками, заторами, перегруженностью трасс… Ситуация может измениться в ближайшие или отдаленные годы?

— Действительно, транспортная проблема остается одной из самых сложных для Москвы. Проектирование и строительство новых дорог — это одно из приоритетных направлений нашей работы. Здесь важен системный подход, учитывающий сложившуюся радиально-кольцевую структуру столичного пространства. Поэтому новые автомагистрали будут как радиальными, так и кольцевыми.

Сейчас полным ходом идет проектирование Четвертого транспортного кольца, которое должно дополнить недавно созданное Третье кольцо. Уже в этом году начнется его прокладка. Первый участок пройдет от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе.

Параллельно ведется проектирование и строительство нескольких радиальных трасс. На северо-западе Москвы скоро появится Звенигородский прос­пект, который соединит Новорижское шоссе с центром. Строительство этой магистрали привязано к сооружению тоннеля под Серебряным Бором, который нужен как для автомобилей, так и для новой ветки метро. Один рукав тоннеля сейчас уже проложен, на втором ведутся работы.

Кроме того, проектируются шоссе-дублеры для самых перегруженных радиальных направлений — Волгоградского и Ленинградского проспектов.
Учтите еще и то, что московские дороги, особенно в центре, во многом загружены из-за отсутствия специальных парковок и неправильно припаркованных автомобилей. Для решения этой проблемы разработана и утверждена целевая программа строительства гаражей-стоянок в Москве на 2005—2007 годы, согласно которой планируется создать более 300 тыс. новых машино-мест. Я не сомневаюсь, что транспортная проблема в столице будет решена.

— Я насчитал 354 организации KACР и РГ — от известных домостроительных комбинатов Москвы до «Лесопромышленного комбината 99» в Иркутской области. Как координируется работа такого огромного количества фирм?

— Для координации и эффективного управления как раз и существует отлаженная структура комплекса. Это живой организм, четко реагирующий на требования времени. По мере развития комплекса появляются новые задачи, приходится проводить его реструктуризацию. Это видно, даже если бегло взглянуть на историю его названий. В 1991 году, когда стало ясно, что движущая сила строительной экономики — это инвестиции, Мосстройкомитет был преобразован в Строительно-инвестиционный комплекс, а в 1992 году в Комплекс перспективного развития города. Название, присвоенное в 2000 году, — Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города — отражает новую тенденцию: справившись с кризисом, твердо встав на рельсы рыночной экономики, комплекс начал уделять еще больше внимания архитектурному облику столицы.

Система его управления постоянно совершенствуется. Последняя крупная реорганизация была проведена в 2002 году: в структуре комплекса был создан Департамент градостроительной политики, развития и рeкoнcтpyкции г. Москвы. Сегодня департамент, в состав которого входят 13 управлений, координирует формирование и выполнение стратегических градостроительных программ и осуществляет оперативное управление строительством в Москве. Динамично развивающийся строительный комплекс Москвы не только успешно реализует собственные программы, но и решает многопрофильные задачи, имеющие межотраслевой и межрегиональный характер.

— Реконструкция города — постоянная забота этого департамента и еще десятков учреждений. Москва первой начала снос и реконструкцию домов первого периода индуст­риального домостроения, вывод предприятий из центра города и т. д. Каковы здесь ближайшие и отдаленные планы?

— Сегодня Москва остается един­ственным городом России, где на практике реализуется крупномасштабная программа сноса пятиэтажек первых индустриальных серий и ветхих домов. Всего до 2011 года в рамках городской программы комплексной реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда предстоит снести около 3,7 тыс. зданий общей площадью 8,1 млн кв. м, в том числе 2,5 тыс. пятиэтажек индустриальных серий (серии К-7, 2-32,
1605-АМ, 1МГ-300 и др.) общей площадью 6,5 млн кв. м и около 1,2 тыс. ветхих домов общей площадью 1,6 млн кв. м.

Выполнение работ по программе идет по графику. В 2005 году снесено 182 здания общей площадью 583,5 тыс. кв. м. Ежегодный снос пятиэтажного и ветхого жилищного фонда на оставшийся период составляет в среднем 600—650 тыс. кв. м пятиэтажек и 60—100 тыс. кв. м ветхих зданий. В разных округах программа завершится в разные сроки.

В марте этого года последняя пятиэтажка снесена в Центральном административном округе Москвы. На очереди — снос последней пятиэтажки в Южном округе. В Юго-Восточном округе снос хрущевок планируется завершить в 2008-м, а Восточном и Северо-Восточном —
в 2009-м, в Северном, Юго-Западном
и Зеленограде — в 2010 году.

Необходимо отметить, что интересы москвичей, переселяемых из сносимых жилых зданий, сегодня защищены специальным постановлением Правительства Москвы «Об обеспечении права жителей г. Москвы на сохранение места проживания при переселении». Это постановление исключает переезды жителей из мест проживания в другие районы без их согласия.

Что же касается реформирования и вывода предприятий из центра города, то в настоящее время ведется масштабная работа по обследованию промзон. По результатам обследований городской комиссией по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий принимается решение о форме дальнейшего суще­ствования того или иного предприятия: будет ли оно выводиться, реформироваться или вообще закрываться как нерентабельное. Значительная составляющая часть этой программы — вывод устаревших и бесперспективных производств стройиндустрии города с освоением высвобождаемых территорий.

Правительством Москвы создается система эффективного использования промышленных территорий и цивилизованного вывода промышленных объектов согласно единственно правильному принципу, предусматривающему реструктуризацию предприятий с созданием аналогичных мощностей в пределах Москвы на новых территориях, предлагаемых городом. Освободившиеся площади планируется использовать в качестве внутригород­ских резервов: для системы общегородских центров, для жилищного строительства, для развития территорий природного комплекса.

— С 2004 года вы еще и и.о. руководителя Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы Правительства Москвы. Вопрос интересный: откуда и как приходят инвестиции в строительство столицы? Как отбираются участники инвестиционных программ? Здесь избыток или недостаток желающих?

— Отбор участников происходит строго на конкурсной основе. Сегодня в Москве создан благоприятный инвестиционный климат, строить в столице выгодно. За то, чтобы работать в столице, на конкурсах и аукционах идет серьезная борьба между инвесторами. Экономическая ситуация в стране и особенно в Москве такова, что сейчас город не зависит от предпочтений инвесторов. Москва имеет возможность выбирать среди них того, кто предложит наиболее выгодные условия сотрудничества. Чтобы победить в конкурсе, фирмы должны поддерживать высокую конкурентоспособность, а значит, постоянно развиваться. Это выгодно городу. Основная задача городских властей в сложившейся ситуации — внимательно следить за тем, чтобы условия, которые взяли на себя инвесторы, неукоснительно выполнялись.

— Вы автор многих изобретений, научных статей, книг и монографий. Что подвигло вас на изобретательство, на литературно-исследовательские труды?

— Я привык всегда интересоваться новым, заниматься самообразованием. Привык думать и анализировать. Важно не превратиться в сухого и зашоренного чиновника, бюрократа, надо идти вперед, расти, совершенствоваться.

— В системе исполнительной власти города вы трудитесь около 20 лет, из них почти полтора десятилетия под началом Юрия Лужкова. Что из себя представляет команда Лужкова? Как строятся взаимоотношения внутри городского правительства?

— Команда московского правительства формировалась по принципам, установленным мэром Юрием Михайловичем Лужковым более десяти лет назад. Каждый городской руководитель, с его точки зрения, должен обладать не только профессионализмом, порядочностью, дисциплинированностью, но и восприимчивостью к заботам тех, кто обращается в к городским властям. По мнению Лужкова, работник мэрии в некотором смысле врач, по долгу службы обязанный относиться к чужой проблеме как к боли, которую следует вылечить своим решением или действием. Именно это человеческое качество, а не партийное единомыслие принималось в расчет при формировании Правительства Москвы и в 1996-м, и в 2000 году.

В команде Лужкова я работаю по уставу, состоящему из двух пунктов: первый — мэр всегда прав; второй — если мэр неправ, смотри пункт первый. Иначе нельзя: он избран народом, а я нанят им на работу. Если хочется покритиковать руководителя, то надо выйти из его команды. Могу высказать собственное мнение по любому вопросу, но не критику. По этому уставу я работаю и с мэром, и с подчиненными.

— У вас много государственных наград, благодарностей президента России, вы лауреат многих высоких премий… И продолжаете активно участвовать в жизни города. Чем руководствуетесь?

— Я работаю не ради наград, а ради результата — этим и руководствуюсь. Если сделал все, что мог, достиг цели — значит, совесть чиста, дело сделано. А дел всегда хватает.

— Вы доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление город­ским строительством» Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Что является главным из того, что вы втолковываете будущим городским строительным управленцам?

— Работа со студентами — бросание семян в очень благодатную почву. Они все схватывают на лету. Задача преподавателя — высечь искру интереса, из которой разгорится факел. Я часто сравниваю своих студентов со студентами времен моей молодости — ценности теперь совсем другие. Видимо, то время само по себе было романтичным, когда ни о здоровье, ни об удобствах не думалось. Страна развивалась на энтузиазме. Сейчас на голом энтузиазме далеко не уедешь. И это хорошо. В цене практицизм и хорошее образование.

— Вас часто называют главным прорабом Москвы. Прораб — это сокращенное наименование строительной должности «производитель работ», которому обычно от всех и за все достается. Вам часто доставалось за свою строительную жизнь? Не жалеете, что выбрали такую профессию?

— Ни разу не пожалел. Хотя, конечно, как вы выразились, доставалось. Но к критике, если она заслуженная, я отношусь положительно. Мой непо­средственный начальник — Юрий Михайлович Лужков — жесткий и строгий руководитель. Критикует он прежде всего потому, что ясно видит то, что упускаем мы, строители. Он полностью владеет ситуацией, до мелочей знает дело. На такую критику нельзя обижаться, ее надо принимать и исправлять упущения.

Бывает, что достается от ваших коллег, журналистов. Но на то и щука, чтоб карась не дремал. Конструктивная критика в прессе не дает расслабляться в работе ни мне, ни моим коллегам. Это, если хотите, хорошая прививка, холодный душ, которые не позволяют развиться ползучему благодушию. За такую критику спасибо.

— Всегда готовы, но не в ваши юбилейные дни.