Михаил Погосян: выигрывает тот, кто работает на перспективу


Беседу вел Александр Полянский

18 апреля генеральный директор Акционерной холдинговой компании «Сухой» и ОКБ Сухого Михаил Погосян отметил 50-летний юбилей. Это один из самых ярких руководителей российских авиастроительных фирм, принадлежащий, с одной стороны, к элите советских авиаконcтрукторов (руководителем еще совет­ского проекта создания истребителя пятого поколения он стал в 30 с небольшим), а с другой — представляющий новую, рыночную, генерацию менеджеров авиапрома. В этом смысле Погосян уникален, потому многие именно с ним связывают возрождение былого величия отечественной авиационной промышленности.

Михаил Асланович, наверное, главным делом для вас лично и всей компании «Сухой» является разработка истребителя пятого поколения…

— Главных проектов у меня и компании несколько. Это и истребитель пятого поколения, и глубокая модернизация самолетов четвертого поколения, прежде всего работа по Су-35. Не менее чем проекты в военной области, для нас важны и проекты в сфере гражданской авиационной техники, в первую очередь создание российского регионального самолета RRJ.
Наша задача — реализовать эти проекты в намеченные сроки: к концу десятилетия вывести на рынок Су-35 и RRJ. Параллельно развернув полномасштабные летные испытания самолета пятого поколения, с тем чтобы после 2015 года обеспечить его серийное производство.

— То есть основной сегодняшний проект в военной сфере — Су-35?

— Нет, это не так. У проектов модернизации и проекта создания истребителя пятого поколения разные циклы реализации. И нельзя сказать, что главнее — Су-35 или самолет пятого поколения.

У программ модернизации цикл три-четыре года, у самолета пятого поколения — около десяти лет. Но при этом долгосрочный проект для успешной реализации должен быть приоритетным на протяжении всего периода создания. Для этого многие технологии пятого поколения используются уже в разработках сегодняшнего дня.

Поиск баланса между краткосрочными программами, среднесрочными разработками, созданием технологических заделов, обеспечивающих приоритет в долгосрочной перспективе, — задача, которую решает сегодня руководство компании «Сухой». Мы понимаем, что не должны ни пренебрегать сегодняшними задачами в угоду перспективным программам, ни допускать превалирования текущих программ над стратегией. Это и есть искусство управления бизнесом в сфере авиастроения.

— Су-35 — это самолет поколения «4+»?

— «4++», если быть точным. Там использовано большое количество технологий пятого поколения, хотя, конечно, они не могут быть реализованы в полной мере. Полностью «показать себя» эти технологии смогут только в принципиально новом продукте — истребителе пятого поколения. Но в модернизированном истребителе четвертого поколения они дают превосходство над всеми другими комплексами четвертого поколения, которые сегодня разрабатываются в мире. И в период с 2009 по 2015 год должны обеспечить Су-35 господство на рынке по сравнению с многофункциональными истребителями, которые предлагаются нашими конкурентами.

— К Су-35 проявлялся ведь уже и коммерческий интерес?

— Мы участвовали с этим проектом в тендере в Южной Корее. И думаю, что проиграли не по техническим или коммерческим моментам, а в силу политических причин. Но тем не менее тендер не прошел даром, и мы использовали в современном варианте самолета много новых разработок.

Сейчас мы активно продвигаем
Су-35 на рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и других регионов мира. При этом рассчитываем, что самолет будет закупаться и Министерством обороны России.

Ориентация как на внешний, так и на внутренний рынок должна обеспечить успешную реализацию этого проекта.

— Наши Вооруженные силы выразили уже определенное намерение ставить этот самолет на вооружение?

— Планы ВВС уточняются, но мы рассчитываем, что в рамках Государственной программы вооружения, которая сейчас прорабатывается, будут предусмотрены закупки новых комплексов. Не только ударных, таких как самолет Су-34, но и многоцелевых — как Су-35 и МиГ-35, который разрабатывает фирма Микояна.

— ВВС и авиация ВМФ России занимаются, увы, преимущественно модернизацией существующей техники и очень мало закупают Су-30, Су-33, Су-34…

— Стратегии развития ВВС России и авиации Военно-морского флота предусматривают модернизацию и ремонт существующего парка и создание заделов для производства перспективных комплексов:, таких как Су-34, предназначенный для решения ударных задач, как самолет пятого поколения, и по целому ряду других направлений.

Серьезных закупок новой техники со стороны Вооруженных сил России в ближайший период времени не предусматривается. Но мы рассчитываем, что реализация научных заделов приведет к тому, что начиная с 2011 года наряду с модернизацией и ремонтом будут осуществляться серьезные закупки нового авиационного вооружения, что необходимо для обеспечения качественного уровня авиационных группировок ВВС и ВМФ к 2013—2015 годам, когда прогнозируется глобальная смена поколений боевых самолетов.

— Однако на сегодняшний день основные потребители новых разработок компании «Сухой» — Индия и Китай?

— Наши экспортные проекты не ограничиваются Индией и Китаем. Мы работаем с Алжиром, с Малайзией, с Вьетнамом, с целым рядом других стран.

Экспортные поставки дают основную загрузку производственных мощностей нашей авиационной промышленности. Модернизация и ремонт для нужд наших Вооруженных сил — это пока небольшой объем загрузки. Но мы надеемся, что постепенно внутренние закупки станут соизмеримы с поставками на внешний рынок.

Кроме того, мы считаем, что наш шаг в сторону создания семейства региональных самолетов — шаг, направленный на серьезное увеличение производ-ства гражданской авиационной техники, — существенно улучшит ситуацию с загрузкой предприятий отрасли.

— Каковы перспективы RRJ на внутреннем и внешнем рынках?

— Стратегия, которую мы реализуем, — это ориентация как военной, так и гражданской авиационной техники на мировой рынок. Рынок Российской Федерации недостаточен для того, чтобы обеспечить возврат затрат, которые должны быть инвестированы в создание перспективных авиационных комплексов. Поэтому мы рассчитываем, что рынок для RRJ будет и в Российской Федерации, и в странах СНГ, и в Европе, и в Юго-Восточной Азии, и в Африке, и в Австралии — во всем мире. Анализ успешных программ по гражданской тематике, которые реализуют Boeing, Airbus, Embrier, Bombardier и другие крупнейшие авиастроительные компании, показывает, что они нацелены на весь мировой рынок.
Корпорация «Сухой» сформировала международную кооперацию из российских и зарубежных компаний — для обеспечения превосходства нашего комплекса над всеми другими.

— На какой стадии сейчас RRJ?

— На стадии постройки опытных образцов. Мы сейчас начали агрегатную сборку планера самолета для проведения статических испытаний, изготовление деталей первого летного самолета. Завершаем выпуск конструкторской документации.

В этом году должна быть начата стендовая отработка всех основных систем. Это создает условия для того, чтобы программа реализовывалась в установленные сроки — в 2008 году должны начаться поставки самолета авиаперевозчикам.

— В стране создается единая авиастроительная корпорация. На какой стадии этот проект и насколько он соответствует вашему видению единой авиастроительной компании, за создание которой вы давно ратовали?

— На прошлой неделе (интервью проходило 24 апреля. — Ред.) подписано постановление Правительства РФ о создании единой авиастроительной корпорации. Оно реализует положения указа президента, вышедшего в конце февраля 2006 года. Таким образом, создание единой корпорации вступило в практическую стадию.

Безусловно, начальный этап связан с консолидацией активов и определением стратегических направлений, того перечня программ, которые будут реализованы в рамках объединенной авиастроительной корпорации.
Если мы говорим об ориентации на мировой рынок и в области военной, и в области гражданской, и в области транспортной авиации, это, безусловно, требует от нас консолидации всех ресурсов в рамках единой авиационной корпорации. Так что ее создание — очень своевременный и правильный шаг. Но конкретные механизмы работы, которые позволят объединить ресурсы, будут вырабатываться в процессе консолидации активов. Предстоит большая работа по сближению позиций по различным областям создания авиационной техники, по унификации подходов, унификации организационных механизмов, максимально эффективному объединению ресурсов, которые существуют на различных предприятиях авиационной промышленности России. Создание единой авиастроительной корпорации — длительный процесс. Но эта работа началась.

— Единая компания будет выполнять функции Минавиапрома?

— Минавиапром был государственной структурой управления промышленностью, а компания будет представлять собой акционерное общество, холдинг с участием государства как акционера. Часть функций компании, касающихся координации деятельности, определения стратегических направлений развития, сродни функциям, которые выполнял Минавиапром. Добавятся и другие: функции под-держки продвижения продукции на мировой рынок.

— Но при этом конструктор­ские школы будут развиваться самостоятельно? КБ Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Яковлева сохранят автономию, по-прежнему будут конкурировать друг с другом для создания наилучших образцов авиационной техники?

— Знаете, на сегодняшний день все перспективные продукты должны быть созданы на основе безбумажных технологий, электронных моделей комплексов, управления базами данных, что делает работу, связанную с их созданием, более универсальной. Не нужно зацикливаться на специфических особенностях каждого КБ — правильнее искать общие, универсальные подходы, сосредоточиваться на том общем, что позволит, объединив усилия, обеспечить прогресс по каждому из направлений развития авиационной техники. Хотя, конечно, нюансы в каждом из КБ существуют, и задача состоит в том, чтобы эти компетенции не потерять.

Я считаю, что специализация в каждой из областей должна сочетаться с общими подходами, позволяющими сокращать цикл проектирования и привлекать дополнительные ресурсы к созданию техники.

— Но компания «Сухой» остается головной по истребителю пятого поколения?

— Нет никаких оснований ставить под сомнение то, что наша компания на сегодняшний день накопила максимальный опыт, имеет наилучшие заделы, ресурсы, для того чтобы обеспечить выполнение этой программы. Об этом говорит и опыт работы по модернизации самолетов четвертого поколения. С самыми серьезными технологическими новшествами, которые использованы, например, в самолете Су-30 МКИ: поворотный вектор тяги, который можно считать технологией пятого поколения, возможности комплекса бортового оборудования, позволяющие одновременно сопровождать большое количество воздушных и наземных целей.
Кроме того, большой опыт накоплен нами при создании прообраза истребителя пятого поколения — самолета
Су-47 «Беркут» и проведении его летных испытаний. Это все дает необходимый фундамент для того, чтобы компания «Сухой» успешно справилась с важнейшей задачей создания самолета пятого поколения.
Образование объединенной авиастроительной корпорации не приведет к пересмотру ранее принятых решений, а будет связано с консолидацией ресурсов промышленности для осуществления этой и других программ.

— И самое главное — с консолидацией КБ и производственных предприятий…

— Безусловно, речь должна идти о создании финальных продуктов и развитии специализированных производств, которые будут нацелены на работу с композиционными материалами, с современными технологиями производства отдельных агрегатов планера. И по мере создания специализированных производств мы будем стараться использовать их для всего спектра наших программ и в военной, и в гражданской области.

— А акционированные производственные объединения и предприятия, вроде корпорации «Иркут», войдут в объединенную авиастроительную корпорацию?

— Да. Предусмотрено, в частности, вхождение корпорации «Иркут» с обменом акций этой компании на акции объединенной корпорации.
Объединение активов — это одна из важнейших задач новой структуры. Она включает, с одной стороны, консолидацию государственных активов, а с другой — объединение государственных и частных активов.

— Не целесообразно ли было бы, с вашей точки зрения, использовать для развития авиационной промышленности средства Стабилизационного фонда? Потому что только доходов от экспорта на перспективные разработки не хватит.

— Я бы не стал определять источник финансирования, но, безусловно, на сегодняшнем этапе мы должны, определяя развитие авиационной промышленности, выходить на создание принципиально новых образцов авиационной техники. А для этого нужна государ-ственная поддержка реализуемых проектов, в том числе и финансовая.

Но развитие масштабных программ должно идти в рамках не только бюджетного финансирования, а в рамках частно-государственного партнер-ства — ЧГП. В котором наряду с государственными средствами привлекаются собственные средства предприятия и инвестиции — отечественные и зарубежные. Формирование механизма стабильного финансирования программ авиационной отрасли, развитие механизма финансирования продаж авиационной техники в не меньшей мере, чем технические аспекты реализации тех или иных программ, важны для успеха этих программ. То есть наряду с правильно решенными техническими задачами должны быть точно определены источники финансирования, правильно спланированы государственные и частные ресурсы для обеспечения стабильного финансирования. Без финансового управления в рыночных условиях не обойтись.

— Какие ваши достижения за период работы руководителем компании «Сухой» вы считаете наиболее значимыми?

— Я не склонен отделять свою деятельность от деятельности того коллектива, который со мной работает. Причем коллектив не ограничивается рамками управляющей структуры холдинга и КБ Сухого: это и сотрудники других предприятий, входящих в компанию «Сухой», а также предприятий, с которыми мы связаны по кооперации.

Безусловно, основными достижениями последних лет я считаю то, что мы обеспечили стабильную работу предприятий за счет экспортных поставок. Мы успешно решили задачу модернизации самолета четвертого поколения. Нами созданы необходимые научные заделы для успешной реализации программы создания самолета пятого поколения, выхода на рынок гражданской авиатехники.

Наша компания является лидером российского рынка в освоении цифровых технологий проектирования и производства авиационной техники. Уровень технологий, которые мы используем при реализации перспективных программ, соответствует мировому.

И, может быть, самое важное — сформирован современный кадровый потенциал компании. Подготовлено большое число специалистов по самым разным направлениям. Это команда людей, которые понимают друг друга, говорят на одном языке. Имея такой кадровый потенциал, мы обеспечим хорошие перспективы устойчивого развития компании. Ведь главное не то, чего мы достигли сегодня, а то, какие заделы создали на будущее. Важно обеспечить не только стабильность для реализации краткосрочных и среднесрочных программ, но и основу для долгосрочного развития.
Авиация — отрасль, в которой перспективы определяются на десятилетия вперед. И побеждают те, кто умеет правильно прогнозировать эти перспективы. Boeing и Airbus сегодня продают самолеты с поставкой в 2012—2013 годах. Те, кто живет краткосрочными перспективами, не могут осуществлять такие высокозатратные, но и высокодоходные программы. А не консолидируя ресурсы для долгосрочных программ, нельзя быть конкурентоспособными. В соответствии с этим правилом и работает компания «Сухой».