Мэры, на построение!


Текст | Сергей АВАКЯН-РЖЕВСКИЙ

В начале апреля стало понятно, что мэрам административных центров субъектов Российской Федерации не удалось избежать попадания в стройную, отшлифованную вертикаль власти, выстраиваемую Кремлем.

4 апреля Совет Госдумы рассмотрел поправки в два федеральных законопроекта: «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно этим поправкам губернаторы получают возможность персонального управления крупными городами путем лишения мэров части их полномочий. Как говорится в пояснительной записке к поправкам, законопроект «направлен на сохранение единства системы жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры в административных центрах субъектов России».

Желание подчинить неугодных мэров появилось у Кремля с тех пор, как мэры стали избираться всенародным голосованием. Но было непонятно, как это можно осуществить, не нарушая положения Конституции РФ о независимости местного самоуправления от органов госвласти.

Однако трем единороссам в лице Владимира Мокрого, Владимира Жидких и Алексея Огонькова это удалось. Они предлагают не полностью лишать всенародно избранных мэров их полномочий, а лишь «временно». И подготовили список из 12 пунктов, где указано, за какие нарушения мэр отвечает непосредственно перед губернатором, а не перед народом (см. справку).

Судя по этому списку, фактически вся власть местных органов самоуправления переходит в руки губернаторов, потому что столь размытые формулировки практически не оставляют мэрам сфер деятельности, за которые они бы отвечали лично. Сроки «временного» лишения мэров их полномочий и основания для этого будут определять на местах уже сами регионы своими законами.

По мнению разработчиков по­пра­вок, новый законопроект должен «обеспечить взаимную ответственность органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления за предоставление наиболее качественных услуг населению».

Куда ведет дорога
из благих намерений

На первый взгляд может показаться, что цели, которые преследуют разработчики поправок, благородны. Теперь не нужно будет искать крайнего в ухудшении качества предоставления населению услуг: за это будут отвечать и мэры, и губернаторы. Суть же поправок один из соавторов законопроекта Владимир Мокрый видит в том, чтобы «напомнить всем об ответственности перед гражданами».

Но у этих поправок есть также несколько подводных камней. Во-первых, у губернаторов появилась возможность распоряжаться деньгами крупных городов, то есть чужими деньгами. Кто же откажется от такого? Вызывает большие сомнения, что деньги останутся в этих же городах, нередко выступающих в роли доноров.

Во-вторых, новые поправки спровоцируют волну выяснений отношений между губернаторами и их конкурентами на прошедших выборах глав регионов. Ведь кто как не мэры крупных городов чаще всего претендуют на губернаторское кресло.

В-третьих, новые поправки в значительной степени упростят борьбу с политически не лояльными мэрами. Если учитывать строящуюся вертикаль власти, то данный пункт можно было бы поставить на первое место.
И, в-четвертых, теперь мэрам обеспечена еще одна головная боль: с принятием поправок им придется больше думать о своих личных взаимоотношениях с главой региона, чем о народе. А как мэры будут заботиться об этих отношениях, наверное, предположить нетрудно.
Напомним, что до принятия новых поправок на территории России дей­ствует статья 75 закона о местном самоуправлении, в которой перечислены три случая, когда в регионе можно ввести временное управление. Это стихийное бедствие, просроченная задолженность муниципалитета, превышающая 30% его собственных доходов, и нецелевое расходование государственных субвенций.

Чисто политический вопрос

Но мэры не собираются сидеть сложа руки. Они намерены просить президента не принимать предложенных поправок. И главным организатором протестного обращения выступил мэр Томска Александр Макаров, он же вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. По его мнению, принятие данного законопроекта в первую очередь самым худшим образом скажется на жизни горожан.

Он уверен, что в этом его поддер­жат все мэры и потому готов обратиться к президенту России лично во время российско-германского саммита, который состоится в конце апреля в Томске. «То, что это политический маразм на государственном уровне, согласны все мэры. Все говорят однозначно, что это попытка просто политически подавить мэров, дискредитировать местное самоуправление, в конце концов добить его. Сначала его добивали финансово, потом — организационно с помощью закона, а теперь пытаются добить вот такими политическими методами», — считает
г-н Макаров.
Похоже, что нервы у мэров и правда сдали. Ограничиваться одним лишь обращением к президенту они не собираются, будут написаны письма в Государственную думу и даже к международному сообществу. По словам Александра Макарова, подготовленный законопроект является попыткой «опорочить ту самую власть, которая стоит наиболее близко к людям, то есть попыткой опорочить людей». «Я считаю, — заявил он, — что никому это не принесет добра, что это, безусловно, развалит саму систему, самым негативным образом скажется на жителях муниципальных образований».

Раскритиковал новый законопроект и президент Союза российских городов, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий: «Законопроект имеет вид документа, который должен подстраховать муниципальные образования в трудную минуту. Но оказывается, что органы госвласти готовы поддержать только областные центры, а не остальные города, чье положение более плачевное. Вместо помощи слабому создается механизм наезда на сильного. Госдума не должна принимать закон в таком виде».

«Чисто политическим вопросом» назвал новый законопроект мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин. Градоначальник полагает, что поправки призваны дискредитировать мэров, а затем и все местное самоуправление. Тем самым региональным властям «развяжут руки», и они будут пользоваться своими полномочиями, как им надо, не считаясь с мэрами.
По мнению главы Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонида Ракецкого, этим законопроектом «нас возвращают в советское прошлое». «Было же местное самоуправление, которое входило в вертикаль власти, подчинялось райкомам и горкомам. И опять к этому возвращаемся. Это антикон­ституционно, недемократично. Шли к демократии, чтобы каждый почувствовал себя гражданином, и вновь нас загоняют в стойло».

Справка «БОС­Са»

За что у мэра могут отобрать власть:

1. Перебои в электро-, тепло-, газо- и водоснабжении, а также снабжении города топливом.

2. Непорядок в содержании и строительстве дорог, мостов и других транспортных сооружений местного значения.

3. Нарушение работы общественного транспорта.

4. Проблемы со связью, почтой, общественным питанием, торговлей и бытовым обслуживанием.

5. Нарушение порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки мусора.

6. Неудовлетворительная работа местной милиции и дружинников.

7. Низкий уровень пожарной безопасности.

8. «Темная» ситуация в правилах и практике операций с землеотводами, застройкой, контролем за использованием земли.

9. Плохая организация ритуальных услуг и неудовлетворительное содержание мест захоронений.

10. Отсутствие заботы об окружающей среде в границах округа.

11. Неудовлетворительная профилактика и ликвидация последствий ЧП.

12. Проблемы в благоустройстве и озеленении территории, использовании и охране лесов.