Кавалеры, наденьте ордена!


Евгений Мохначев

Невероятные человеческие судьбы, удивительные и неординарные личности… Их имена широко известны как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Но сегодня их объединяет не только это: они принадлежат к той когорте прославленных людей, которые носят почетное звание кавалера ордена Петра Великого — высшей общественной награды России.

В этом году вся театральная общественность отмечает большой юбилей: 250 лет назад императрица Елизавета Петровна своим указом основала Государственный императорский театр. Так начиналась история русского театра. Праздник стартует в петербургской Александринке. Первопрестольная же примет эстафету торжеств в самом начале осени. И три кавалера ордена Петра Великого имеют к этому событию самое непосредственное отношение.

Великому адъютанту
от великого Петра

С его именем связана целая эпоха в истории отечественного театра и кинематографа. Ученик Царева и Пашенной, ведущий актер и художественный руководитель Малого театра, Юрий Соломин вот уже почти 20 лет возглавляет этот храм искусства. Мало кому удавалось сохранить славные традиции русского национального театра, его академичность, актерскую школу, сберечь коллектив и при этом фактически заново создать репертуар.

Юрий Мефодьевич — человек яркой творческой судьбы. Свидетельством его индивидуальности, многогранного таланта и виртуозного владения профессией являются более полусотни блистательно сыгранных ролей в кино и столько же — в театре. Диапазон их поистине уникален — от Хлестакова и Тригорина до царя Федора Иоанновича и Сирано де Бержерака. Лирические и драматические, острохарактерные и комедийные — в каждую он вложил оттенки, присущие только ему. Среди режиссерских работ Соломина такие талантливые спектакли, как «Ревизор», «Чайка», «Коварство и любовь», «Лес».

В историю национального кинематографа вошли незабываемые образы майора Звягинцева в «Блокаде» и Телегина в «Хождении по мукам». Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» принесла ему мировую известность, а капитан Кольцов из «Адъютанта его превосходительства» навсегда стал его второй тенью. Не менее яркие, запоминающиеся роли в картинах «ТАСС уполномочен заявить», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», но своими самыми любимыми Юрий Соломин называет работы в фильмах «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом».

Лауреат Государственной премии России, народный артист СССР Юрий Соломин — обаятельный и невероятно скромный человек. Он твердо отстаивает русские театральные традиции, глубоко переживает о ветеранах театра и считает Высоцкого великим поэтом, по песням которого потомки еще «будут изучать историю Советского Союза».

Летом прошлого года президент России наградил Юрия Соломина орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. А на последней Петровской ассамблее «лучший адъютант всех времен и народов» был удостоен высшей общественной награды — ордена Петра Великого I степени. «Каждая награда остается в памяти навсегда, тем более если она носит имя человека, который является для нас символом возрождения России, — сказал тогда Соломин. — Самое дорогое, что может быть для актера, это когда тебя уважает и чтит зритель. И потому эта награда мне дороже, чем любая другая».

Дело Румянцева,
Гоши и профессора

При упоминании имени Алексея Баталова первое, пожалуй, что приходит в голову, — Гоша из фильма «Москва слезам не верит». Трудно представить человека, который бы остался равнодушен к этому удивительно обаятельному герою. Правда, сначала он отказался от этой роли, мотивируя свое решение занятостью на преподавательской работе. Действительно, работа во ВГИКе, где профессор Баталов заведует кафедрой актерского мастерства, занимает много времени. Главная его забота сегодня — ученики, которым он терпеливо и с любовью передает секреты актерской профессии.
Более полувека Алексей Влади­мирович отдал кинематографу. На экране актер создал образ героя, о котором мечтают женщины и которому по-доброму завидует сильная половина человечества: молодой рабочий Алексей Журбин в «Большой семье», шофер Саша Румянцев в «Деле Румянцева», физик-ядерщик Дмитрий Гусев в «Девяти днях одного года» — это уже киноистория страны. Гуров из «Дамы с собачкой», петербургский интеллигент Голубков из «Бега», Бороздин из фильма «Летят журавли» — среди его ролей не было проходных. А кто не помнит такие киноленты, как «Дорогой мой человек», «Звезда пленительного счастья», «Зонтик для новобрачных»… Им восхищается не одно поколение зрителей. Картины с его участием смотрят снова и снова, понимая, что это и есть настоящее кино. Но мы знаем не только Баталова-актера. Как режиссер он экранизировал три классических произведения: «Игрока», «Шинель» и сказку «Три толстяка», в которой сам сыграл канатоходца-революционера Тибула.

Выдающийся актер современности, Алексей Баталов — интеллигентный, добрый, спокойный, мудрый человек. И в то же время сильный — без демонстрации силы — и немного строгий, каким, впрочем, и должен быть профессор. А еще о нем говорят: особенный, таинственный, благородный, притягательный, преданный, непостижимый… Да, он демократичен. Да, честен. Крайне редко дает интервью, не любит так называемых тусовок, существует вне сплетен и скандалов, зато много наблюдает и размышляет. Считается, что чем человек талантливее и значительнее, тем он проще. И это тоже о нем.

Лауреат государственных премий, народный артист СССР Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, орденом Кирилла и Мефодия, многими театральными премиями и призами. В знак особой признательности всенародно любимый актер получил еще один неожиданный, но приятный подарок от французских поклонников — путешествие в Париж. А в год своего 75-летнего юбилея за выдающиеся заслуги перед Отечеством Алексей Баталов был удостоен ордена Петра Великого.

Первый офицер России

Под звуки фанфар на сверкающую в золоте прожекторов сцену не взошел — буквально взлетел высокий красивый мужчина. Строгий темный костюм подчеркивал его стройную спортивную фигуру, а блеск глаз и гордо поднятая голова отражали всю торжественность момента. Словно священный Грааль, он держал в руках врученную ему шпагу. Этим человеком был народный артист СССР Василий Лановой.

Школу он окончил с золотой медалью. Полгода проучился на факультете журналистики Московского университета, а в 1957 году — в неполные 18 лет — уже снялся в «Аттестате зрелости».

На сцене Вахтанговского театра, с которым у него связано полвека в профессии, еще со Щукинского училища, он сыграл множество запоминающихся ролей — от Огнева («Фронт») и юного политрука Бакланова («Вечная слава») до обаятельного принца Калафа в «Принцессе Турандот», одной из наиболее удачных его театральных работ. Несмотря на тягу к романтическому образу, Василий Лановой — актер разноплановый, любит играть характерные роли, обладая незаурядной способностью придавать своим персонажам черты привлекательности — таковы мечтатель Протасов («Дети солнца») и влюбленный в жизнь Дон Гуан («Каменный гость»). Среди наиболее значительных его работ — Бернард Шоу в «Милом лжеце» и король Генрих II в спектакле «Лев зимой». А недавно «классик театра и кино» вышел на сцену в премьерной роли актера Леметра в трагикомедии французского драматурга Эрика Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений». Он не сыграл Гамлета и Чацкого, о чем так мечтал, но его творческой биографии может позавидовать любой, даже самый удачливый актер: не каждому выпадает счастье создать столько замечательных образов в театре и кино.
И все-таки Лановой более известен по кинематографу. Один из самых романтичных литературных образов актер воплотил в фильме «Алые паруса», сыграв непревзойденного капитана Грея. Но мужественная внешность, волевые качества и горячий темперамент всегда отличали этого человека. Отсюда и ведущая тема в его творчестве — тема героизма, жизни на пределе возможного. Роль Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» закрепила за ним амплуа героя. Кстати, как говорит сам актер, сегодня он уважает Павку даже в тысячу раз больше, чем тогда.
В чем, скажем, феномен успеха фильма «Офицеры»? В первую очередь это великолепно сыгранная Лановым роль Ивана Вараввы. После выхода картины на широкий экран его сразу же стали величать не иначе как «первый офицер России». Фильм глубоко волнует зрителя и сейчас. Каждое поколение находит в нем что-то свое: мы вспоминаем своих дедов, отцов, крутые повороты нашей истории. Между прочим, эту роль Лановой не считает самой большой удачей. Были ведь и Вронский в «Анне Карениной», и Курагин в «Войне и мире». А блистательный эпизод в «Полосатом рейсе»?.. Зрителям запомнились драматическая лента «Иду на грозу», детектив «Петровка, 38», фильмы «Крестоносец-2» и «Барышня-крестьянка». В числе лучших его работ «Семнадцать мгновений весны» и «Великая Отечественная», за которую Лановой был удостоен Ленинской премии.
«Человек-легенда» отечественного кинематографа не любит вопросов о личной жизни, нетерпим к штампу, американизации России и равнодушию — как в жизни, так и в искусстве. Василий Семенович — человек не религиозный, но глубоко верующий в духовность. Он абсолютно убежден, что общество не может существовать без романтики и возвышенных идеалов. Считает, что наша национальная идея —
это Пушкин. Даже своим сыновьям он дал имена в честь великих русских поэтов — Александр и Сергей.

Василий Лановой сегодня заведует кафедрой художественного слова в Щукинском училище, много работает в театре, снимается в кино, любит и знает поэзию — он великолепный чтец. Обладатель многих престижных премий, как и его коллеги по профессии, Лановой с гордостью носит звание кавалера ордена Петра Великого. Интересно, что бы ответил Василий Семенович на вопрос: «Кем бы вы были, если бы жили во времена Петра I?».
Дарить собственный талант людям — удел личностей неординарных. Герои современных Петровских ассамблей — Юрий Соломин, Алексей Баталов и Василий Лановой — радуют своих поклонников уже долгие годы. Орден Петра Великого, который им был вручен за исключительные заслуги и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России, свидетельствует о признании их неоспоримого авторитета всем гражданским обществом. И легендарные актеры по праву заслужили эту высокую награду.
Достойные сыны Отечества, наша гордость и национальное достояние! Не стесняйтесь своих наград. Тем более если они носят имя великого реформатора земли русской Петра I.

Честь вам, слава и народная любовь!