Виктор ТАРАНИН: эксперимент удался!


Беседу вела Анастасия Саломеева

ЗАО «Красная Пресня» — крупнейшая столичная плодоовощная база, обеспечивающая львиную долю городского продуктового заказа. ЗАО «Дашковка» — одно из лучших сельскохозяйственных предприятий Московской области, где выращиваются традиционные российские овощные культуры, успешно развивается молочное и мясное производство. Сегодня два этих старейших предприятия, каждому из которых недавно исполнилось 75 лет, неотделимы друг от друга. Это современный холдинг, объединяющий производителя и реализатора сельхозпродукции, его эффективная работа радует москвичей вот уже восемь лет. Наш корреспондент беседует с генеральным директором ЗАО «Красная Пресня» и ЗАО «Дашковка» заслуженным работником торговли РФ, заслуженным работником сельского хозяйства Московской области Виктором Тараниным.

Виктор Иванович, слияние ЗАО «Дашковка» и ЗАО «Красная Пресня» произошло в 1998 году, после того как Правительство Москвы разработало программу интеграции плодоовощных баз и сельхоз­производителей. Как проходил этот процесс? С какими проблемами вы столкнулись на первом этапе?

— Вообще-то, идея слияния сельхозпроизводителей и плодоовощных баз появилась задолго до 1998 года. Она принадлежит Юрию Михайловичу Лужкову, еще в свою бытность председателем Мосгорагропрома неоднократно говорившему о необходимости объединения производителей, хранителей и реализаторов. Я знал об этом и перед тем, как взять на себя заботу о совхозе, пошел к Юрию Михайловичу за советом, мэр меня поддержал.

В самом начале интеграции перед нами стояло две основные проблемы. Первая — материальная. ЗАО «Дашковка», которое ранее называлось совхозом «Большевик», находилось в сложном финансовом положении, его долги превышали 18 млн руб. Вторая проблема была чисто психологической, связанной с настроениями людей в коллективах обоих предприятий. С одной стороны, сотрудники ЗАО «Красная Пресня» беспокоились, что долги «Дашковки» скажутся на финансовом благополучии нашего предприятия, возникнут проблемы с зарплатой.

С другой — коллектив «Дашковки» боялся, что новый московский хозяин заберет землю, распродаст ее и окончательно развалит совхоз. «Большевик» — это ведь предприятие с крепкими традициями, крупнейшее хозяйство СССР, производившее до
70 тыс. т овощей в год, совхоз-орденоносец, где трудились прославленные Герои Социалистического Труда В.М. Резник, Д.И. Ротастиков, В.В. Агеева, А.Л. Карпутцева. В советские годы попасть в «Большевик» было непросто, право работать там надо было заслужить. Совхоз гремел на всю стра ну, его опыт изучался в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Здесь работали толковые и серьезные специалисты, которые душой болели за свое предприятие.

Нам удалось успокоить оба коллектива. Мы подошли к делу очень ответ­ственно, фактически сразу же вывели землю из акций, сделали так, чтобы она осталась у работников хозяйства. Люди поняли, что мы пришли сюда надолго и заинтересованы в том, чтобы «Дашковка» продолжала работать. В результате сотрудники ЗАО «Дашковка» получили крупные инвестиции и возможность работать и развиваться, а сотрудники ЗАО «Красная Пресня» получили гарантированного поставщика и сохранили рабочие места.

— Какие шаги были предприняты вами, чтобы поднять «Дашковку» и сделать ее прибыльной?

— Первое и основное, что мы сделали, — это настроили людей на работу. Даже материальный фактор сыграл вторичную роль в развитии этого хозяйства. Я очень много работал с людьми. Нам повезло, что к нашему приходу в «Дашковке» еще остались грамотные и опытные специалисты, мне пришлось поддерживать их инициативу и направлять ее. Мы разработали производственную программу, новую систему оплаты труда, сделали так, чтобы она была открытой для всех. Сегодня каждый работник «Дашковки» заинтересован в результатах своего труда, люди знают, за что они получают деньги и за что они могут их не получить.

Когда мы только начали заниматься совхозом, на дворе стоял март, время начала посевной. А денег ни на семена, ни на горючее у хозяй­ства не было. Правительство Москвы выделило нам на возвратной основе беспроцентный кредит в 10 млн руб., которые мы немедленно вложили в дело. В течение года мы этот кредит вернули. Нам пришлось менять всю технологию сельскохозяйственного производства, закупать новые трактора, сеялки, семена. Была проблема со скотом. В 1997 году в хозяйстве одна корова давала в год около 2 тыс. литров молока. За счет собственных средств мы сделали ремонт в коровнике, обновили стадо и теперь от одной буренки получаем уже 6 тыс. литров. Недавно продали нескольких своих коров в Мордовию, там они тоже дают хорошие надои.

Естественно, на все это нужны были деньги. На сегодняшний день в «Дашковку» нами вложено порядка 180 млн руб. И это не предел, мы намерены инвестировать в предприятие и дальше.

— Так ли сложно сейчас устроиться на работу в «Дашковку», как раньше в совхоз «Большевик»?

— Да, во всяком случае, сложнее, чем лет десять назад. У нас новая современная импортная техника, вся на электронике, и управляться с ней могут только квалифицированные специалисты. Здесь другая идеология. Люди с восьмилетним образованием нас уже не устраивают. Наши специалисты должны иметь профессиональное образование, уметь мыслить и самостоятельно принимать ответственные решения.

За последние восемь лет в «Дашковке» уменьшилось число работающих, но за счет приобретения новой техники возросла производительность труда. Условно говоря, если раньше, чтобы вспахать несколько гектаров, нам требовалось три тракториста, то сегодня нужен один. Но при этом культура труда и его условия совершенно иные, более высокие, да и зарплата, конечно, достойная. Люди держатся за свою работу.
И в ЗАО «Красная Пресня» берут только хороших специалистов. В совет­­ские времена работать на овощную базу отправляли, как правило, провинившихся, были постоянные проблемы с текучкой кадров, их недостаточной подготовленностью. Сейчас ничего этого у нас нет. Все объясняется условиями труда и отношением. Если человек чувствует уважительное отношение к себе, он и работу свою воспринимает по-другому, более ответственно, и трудится с удовольствием.

— Можно ли сказать, что программа интеграции, предложенная правительством столицы, себя оправдала?

— Да. И нам очень приятно, что мы стали первыми в ее реализации. Это был самый сложный период для отечественного производителя. Естественно, за нашими действиями следили многие, все гадали — получится у нас или нет. Эксперимент удался. Мы доказали его жизнеспособность и необходимость. А затем нашему примеру последовали другие. Результат, которого мы достигли, — плод труда всего коллектива нашего предприятия.

— Возрождение сельского хозяй­ства провозглашено одним из на­циональных проектов. Вы, как человек, тесно связанный с сельским хозяйством, заметили какие-нибудь позитивные сдвиги в этом направлении?

— Да. В этом году администрация Московской области впервые выделила деньги на субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям за объемы реализованного молока из расчета 80 руб. за центнер молока. Это примерно 80 коп. за литр проданного молока. Выделены солидные компенсации при закупке племенного стада. Впервые будут представляться компенсации за дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ при выращивании овощей и картофеля. Они составят 186 руб. на гектар, или около 70 коп за литр в год. Сегодня сельскохозяйственные предприятия закупают солярку по цене от
14—16 руб. за литр, а литр молока большинство из них продает по 6—7 руб. То есть, чтобы купить литр солярки, нужно продать два с лишним литра молока. А чтобы вырастить одну корову, требуется в среднем 27 месяцев. Ситуация остается непростой, но отрадно то, что государство начало заниматься сельским хозяйством.

— И в ЗАО «Красная Пресня» и в ЗАО «Дашковка» очень хорошо развита социальная сфера. Я знаю, что, сотрудники совхоза обеспечиваются жильем, оплачивается обучение их детей в высших учебных заведениях, на обоих предприятиях практикуются надбавки к пенсии и еще многое другое. За счет чего реализуется такая социальная политика?

— Кто-то откладывает прибыль предприятия для себя, накапливает собственный капитал. Возможно, в чем-то такие бизнесмены и правы, но у меня другая позиция. Я считаю, что работа должна приносить людям радость, они должны быть уверены в завтрашнем дне, получать достойное материальное вознаграждение за свой труд и дорожить своим производством.

Действительно, в прошлом году мы на безвозмездной основе выделили сотрудникам «Дашковки» 24 квартиры. Причем дали жилье людям, которые на самом деле его заслужили: восемь лет, не щадя себя, они работали и продолжают работать на благо хозяйства. Тем, у кого была двухкомнатная квартира, мы дали трехкомнатную, тем, у кого однокомнатная, — двухкомнатную, а однушки — тем, кто жил в бараках. Планируем продолжать так и дальше.

И в «Дашковке», и в «Красной Пресне» персонал имеет хорошие социальные гарантии. У нас сохранился социальный пакет, который был в советские годы. Более того, мы даже расширили круг специалистов, которым он положен. Сотрудникам предоставляется спецодежда, доплачивается за питание, если человек работает на вредном производстве, мы выделяем ему молоко, есть еще много других льгот.

Безвозмездно выделяем своим сотрудникам овощные заказы, по льготным ценам продаем молочные и мясные продукты. Делаем это для того, чтобы люди не нуждались в тех товарах, которые они производят. Таким образом, кстати, мы искоренили воровство. На базе такая практика была введена еще в советские годы. У людей просто пропало желание что-то украсть. Лучше дать человеку то, в чем он нуждается, тогда вопрос снимется сам собой. Ну а с теми, кто продолжал воровать даже при этой системе, мы расставались.

И профсоюзы в «Красной Пресне» и «Дашковке» сохранились. Как вы знаете, многие в 90-х от них отказались. Мы — нет. Профсоюзы очень нужны, они помогают предотвратить возникновение напряженности между трудовым коллективом и руководством, всегда помогают дельным советом.

— При «Красной Пресне» дей­ствует рынок, где предприятие продает свою продукцию. Цены там на традиционные российские овощи несколько ниже, чем у конкурентов. Не остаетесь ли вы в накладе из-за такой ценовой политики?

— Нет. Мы не ставим своей целью максимальное извлечение прибыли любыми средствами. У нас другая политика. Мы хотим, чтобы наши покупатели были довольны и качеством продукции, и ценами, по которым она продается, и сервисом.

Ценовую политику мы формируем следующим образом. Изучаем близлежащие рынки, не крупные и дорогие, а средние, куда ходит основная часть населения, анализируем их цены и продаем свою продукцию на 10% дешевле. Делается это для того, чтобы привлечь на рынок пенсионеров. Если вы зайдете на нашу ярмарку, то не увидите припаркованных у ее входа дорогих автомобилей. Наши покупатели в основном люди пожилого возраста, те, кому сейчас особенно материально тяжело.

— Каким холодильным оборудованием располагает сегодня ЗАО «Красная Пресня»?

— Самым современным. С оборудованием у нас одно время были проблемы. «Красная Пресня» — лакомый кусочек для многих, здесь 23 га земли. Место хорошее, недалеко от центра Москвы. И у многих есть желание захватить эту территорию, ликвидировать базу, а здесь по­строить коммерческую недвижимость. Это прибыльно, но городу не выгодно, и это хорошо понимает руководство Москвы.

И здесь придумывались разные варианты. Сначала пошли разговоры о том, что от базы слишком много шума, что мы мешаем жителям окружающих домов. Но кто-кто, а местные жители к нам претензий не имеют. Потом предприятие решили вывести за черту города под предлогом того, что ЗАО «Красная Пресня» — опасный химический объект. Дело в том, что в течение 60 лет в своем холодильном оборудовании мы использовали аммиак. Как только я узнал об этом, сразу же обратился к Юрию Михайловичу Лужкову. Он это дело остановил, но поставил условие: предприятие должно перейти на фреон. Что мы и сделали, причем в рекордные сроки. Обычно эта процедура занимает два года, нам же удалось поменять оборудование за год. За такую оперативность мы даже получили медаль от начальника управления МЧС г. Москвы Александра Михайловича Елисеева.
Сегодня это современное предприятие, с отлаженной производственной, организационной и корпоративной структурой. Ежедневно мы отправляем примерно 500 т продовольствия в Москву. Здесь трудится около 3 тыс. человек.

— У ЗАО «Красная Пресня» сложились давние партнерские отношения с Правительством Москвы. По каким направлениям ведется сотрудничество?

— Да, со столичным правительством мы взаимодействуем очень тесно. Надеюсь, что так же будем работать и дальше. Мы выполняем государственный заказ города. Всегда выигрываем конкурсы на него, никогда не спорим по ценам. Готовы даже выставлять минимальные цены на свою продукцию. При этом я гарантирую, что качество ее останется таким же высоким.

Нам выгодно иметь городской заказ, и отнюдь не из корыстных соображений. Этими продуктами город обеспечивает социальную сферу: больницы, детские сады, школьные столовые
и т. д. Правительство Москвы уделяет им огромное внимание, поэтому мы стараемся выдвигать на конкурс адекватные цены. Мы не хотим наживаться на социальной сфере. Для нас обеспечивать ее нужды — большая честь.