Сергей БАЙДАКОВ: наш курс – создание комфортных условий для жителей нашего округа



Беседу вел Александр Полянский

Префектуре Центрального административного округа Москвы в этом году исполняется 15 лет. Нынешний префект, Сергей Байдаков, работает в должности всего три последних года. Но за «его» период в хозяйственном и социальном развитии округа сделано уже очень многое.

Сергей Львович, недавно в ЦАО была снесена последняя хрущевка. Означает ли это, что проблема ветхого фонда в Центральном округе отходит на второй план?

— Да, действительно, программу по сносу пятиэтажек так называемой сносимой серии, реализуемую в городе, ЦАО выполнил первым. В рамках этой программы было снесено 45 домов, это более 130 тыс. кв. м жилья.
Вообще с 1998 года по 2005-й в центре было ликвидировано 432 дома ветхой и аварийной застройки. И за это время улучшили свои жилищные условия более 13 тыс. человек. Результаты для ЦАО достаточно серьезные.
Вы спрашиваете, снизилась ли актуальность проблемы ветхого жилого фонда. Увы, пока не снизилась.

В ЦАО 1132 дома с деревянными перекрытиями, это практически четверть жилого фонда округа. Есть даже дома, построенные в XIX веке. Недавно Координационный совет по рекон­струкции центра одобрил окружную программу реконструкции и реновации ветхого жилья на 2006—2010 годы. Прежде всего эта программа предусматривает техническое обследование 245 домов, износ деревянных конструкций которых превышает
60 процентов.

Институт «МосжилНИИпроект» за два года должен провести обследование, дать техническое заключение об их состоянии. В зависимости от результатов обследования будет приниматься решение о судьбе этих домов: что идет под разуплотнение территорий, под благоустройство, под нежилой фонд, под объекты социальной инфраструктуры, а где можно строить жилье.

Что касается переселения жителей, то могу сказать, что в прошлом году мы выполнили свое обещание: 85% москвичей, переселяемых из ветхого и аварийного фонда, получили жилье в центре. В этом году мы обещали практически всех жителей оставлять в пределах центра. И сегодня мы свое слово держим, хотя программа эта, честно скажу, очень напряженная и сложная. Но, подчеркиваю, это касается только переселяемых жителей — очередникам жилье предоставляется по всей Москве.

— То есть население округа останется в пределах 700 тыс., как сейчас?

— Население, я думаю, будет увеличиваться. По данным Мосгорстата на
1 января 2006 года, в ЦАО проживает 697 тыс. человек. Это только постоянно проживающие, не считая временно зарегистрированных, зарегистрированных на длительное время, военнослужащих, студентов… Численность населения из года в год растет, так что в следующем году она, скорее всего, будет больше 700 тыс. Во-первых, потому что в результате переселения большинство жителей теперь остаются в Центральном округе. А во-вторых, потому что за счет приобретения квартир в секторе коммерческого жилья получается дополнительный приток жителей в Центральный округ.
Мы относимся к этому спокойно: центр всегда был и будет жилым, никакой программы «выдавливания» жителей из центра нет. Программа социально-экономического развития города, соответствующая программа Центрального округа делают акцент на создании объектов социальной инфраструктуры для наших жителей. Мы работаем на то, чтобы центр оставался жилым.

— И не был местом проживания только для элиты?

— Безусловно. ЦАО должен оставаться местом проживания всех слоев населения. В нем должны быть созданы условия и для тех, кто приезжает в центр, — а это ежедневно порядка 2—3 млн человек — и для тех, кто здесь живет. Кроме того, должны быть созданы все условия для государственных органов власти — федеральных и городских, а также условия для развития бизнеса, науки, культуры…

Наша политика, в соответствии с программой социально-экономического развития, которую мы ежегодно принимаем, направлена на то, чтобы создать условия комфортного проживания на территории округа. Для этого реализуются программа «Мой двор, мой подъезд», программа ремонта жилья, строится муниципальное жилье. Сейчас муниципальное жилье в основном будет строиться в Замоскворечье, Красносельском и Таганском районах — там, где будет проводиться квартальная реконструкция и есть возможность волнового переселения. В ходе реконструкции этих кварталов обязательно планируется строительство всей необходимой социальной инфраструктуры: магазинов, центров бытового обслуживания, школ, детсадов, аптек.

Кроме того, мы продолжаем развивать социальную инфраструктуру для малообеспеченных граждан, строим центры социального обслуживания и управления социальной защиты. В этом году построим центр комплексного социального обслуживания Мещанского района, управление социальной защиты района Арбат. Наш курс все 15 лет существования префектуры один — создание комфортных условий для жителей нашего округа.

— Параллельно происходит процесс вывода предприятий и организаций из Центрального округа?

— Да. Программа реабилитации пром­зон работает в течение нескольких лет. Всего в центре было около 650 предприятий. На сегодняшний день более 400 из них реорганизовано. Какие-то предприятия целиком выведены из центра, какие-то пошли на вывод вредного производства, сохранив научные и офисные площади. В ряде случаев произошло объединение предприятий.
Нет однообразного подхода ко всем предприятиям: только вывод, и больше ничего. Мы сегодня говорим о выводе тех предприятий, у которых вредный производственный цикл, так как для центра экология — одна из главных проблем. Мы говорим о выводе предприятий, уже фактически прекративших свое существование и просто сдающих в аренду помещения. Наконец, мы выводим предприятия, владельцы которых сами предлагают их вывести за пределы центра или вообще за пределы города, потому что там ниже плата за землю и у них соответственно меньше накладные расходы.

Скажу особо, что в комиссию по обследованию предприятий входят представители профсоюзов и Департамента промышленности и науки города. На заседаниях комиссии отдельно рассматриваются вопросы трудоустрой­ства людей с выводимых предприятий. После обсуждения всех аспектов перебазирования принимается окончательное решение, которое оформляется постановлением Правительства Москвы.

В год мы освобождаем от производственных объектов порядка 40 га территории. И это, во-первых, имеет огромное экологическое значение, а во-вторых, представляет собой мощнейший градостроительный ресурс. Тем более что других градостроительных ресурсов у Центрального округа с его сложившейся застройкой просто не существует.

— Одна из наиболее острых проб­лем в центре столицы — транспорт­ная. Какие существуют направления решения этой проблемы?

— Я бы разделил эту проблему на две части: первая — собственно движение транспорта, а вторая — вопросы организованного паркирования машин. Причем как машин жителей округа, так и приезжающих.
Для выхода из этой сложной ситуации существуют планы строительства крупных транспортных развязок. Прежде всего это крупнейшая транспортная развязка на площади Белорусского вокзала с бессветофорным движением — вместе с ней строится многоярусный паркинг. После завершения основного этапа ее строительства возьмемся за развитие Грузинского вала, Бутырского вала, Грузинской улицы. Вопросы будут решаться комплексно. Работы выполняются за счет инвестора, а не за счет городского бюджета.
Другие проекты — развязка на Серебрянической набережной, подземный паркинг на Триумфальной площади, подземный туннель на пересечении Тверского и Страстного бульваров с Тверской улицей. Это градостроительные меры, которые могут дать максимальный эффект.

Теперь о паркировании. В 2004 году была принята программа гаражного строительства на территории ЦАО.

К началу 2008 года мы должны достичь 60—70-процентного уровня обеспеченности машино-местами, для чего за четыре года необходимо построить около 80 тыс. машино-мест. Для сравнения: в 2004 году введено всего 2—3 тыс. машино-мест и обеспеченность в ЦАО составляла около 20%, это был самый худший показатель в городе.

Но, безусловно, есть еще ряд мер, способных улучшить транспортную ситуацию в городе. Например, это ограничение въезда в дневное время транспорта грузоподъемностью свыше 1 т в район Третьего транспортного кольца, ограничение движения по Садовому кольцу транспорта с прицепами, введение одностороннего движения на ряде улиц и переулков. Должны применяться меры и административного воздействия — увеличение штрафов за неправильную парковку. Потому что неправильно припаркованный автомобиль — это сегодня основная причина возникновения пробок.
И надо понимать, что какое-то одно из названных мной направлений не сможет стать панацеей: транспортную проблему решит только комплекс мер — градостроительных, экономических, организационных, административных…

— ЦАО — особая зона с точки зрения безопасности. Какие меры предпринимает префектура для обеспечения безопасности граждан?

— Безопасность — тема очень актуальная и важная. Совместно с милицией мы ежеквартально анализируем работу по обеспечению безопасности в округе, и должен сказать, что ситуация довольно сложная. Но не безнадежная.

Центр города, огромного мегаполиса — скопление крупных банков, офисов, магазинов, ресторанов, казино, клубов. Эти объекты концентрируют вокруг себя криминальные элементы всех мастей. Мы понимаем, что борьба с преступностью — это не только проблема милиции и органов ФСБ, но и одна из ключевых задач префектуры. Правоохранительные органы без участия всей системы государственных органов с этой задачей не справятся.
Мы приняли ряд программ по созданию систем безопасности на территории округа. В частности, это программа по созданию системы видеонаблюдения. В этом году все жилые дома и дворы ЦАО оснастят видеокамерами, сигналы с которых будут поступать на централизованные диспетчерские пункты.
В прошлом году в ЦАО завершен комплекс работ по обеспечению безопасности учреждений образования. Во всех без исключения школах, училищах, детских садах установлены системы видеонаблюдения, обеспечена охрана. Все объекты образования окружены заборами, везде исключен доступ постороннего автотранспорта, установлены более совершенные запоры и инженерные системы защиты.

Мы активно занимаемся также созданием общественных советов и опорных пунктов охраны порядка. Я считаю, опорные пункты, существовавшие в советское время, — это положительный опыт, который нужно использовать сейчас. Очень важно, что люди сами, на территории своего микрорайона помогают милиции в охране порядка и осуществляют общественный контроль за правопорядком.

Жители ведь кровно заинтересованы в стабильности и безопасности, и система безопасности, включающая такие «народные» элементы, наиболее эффективна. Сейчас на территории округа уже более 70 опорных пунктов охраны порядка. И в каждом сформирован общественный совет — обычно из бывших сотрудников правоохранительных органов, а также из людей с активной гражданской позицией.

— Кроме этого, наверное, округ активно использует частные охранные предприятия?

— Да, они очень часто привлекаются милицией для патрулирования, для обеспечения безопасности на каких-то крупных мероприятиях, городских праздниках.

Очень тесно мы сотрудничаем с ГИБДД. Во-первых, по выделению площадок для эвакуации неправильно припаркованного или брошенного транспорта. Во-вторых, по созданию комплекса по централизованному проведению экзаменов, техническому обследованию и регистрации автомобилей. Подобная система была впервые создана на территории Северо-Западного округа Москвы, теперь этот опыт распространяется по всей столице.

В округе действует комиссия по общес­твенной безопасности. В ее состав входят руководители структурных подразделений МВД, ФСБ, различных силовых структур. Мы в рамках этой комиссии рассматриваем все вопросы взаимодействия и основные направления расходования финансовых средств и иных ресурсов для обеспечения безопасности.

— Как в округе проводится муниципальная реформа?

— В Москве действует Программа государственной поддержки органов местного самоуправления, рассчитанная на 2005—2007 годы. Она предусматривает прежде всего гарантии деятельности органов местного самоуправления на территории г. Москвы. В первую очередь, это, конечно, обеспечение муниципалитетов финансовыми средствами. Бюджет муниципального образования — это отдельный уровень бюджетной системы Москвы, он входит в единый консолидированный бюджет столицы. Муниципальный бюджет формируется прежде всего за счет налогов с физических лиц по дифференцированным нормативам.
Основные направления работы с муниципалитетами — информационная поддержка и помощь в решении вопросов местного значения: в благоустройстве дворов, ремонте подъездов, обустройстве детских площадок. Мы сегодня активно взаимодействуем со всеми десятью муниципалитетами наших районов. Границы муниципалитетов, как вы знаете, совпадают с границами районов. Такая территориальная система очень удобна для депутатов муниципальных собраний, которые строят отношения с единой районной управой. Совместная работа прекрасно налажена, мы сотрудничаем с Ассоциацией муниципальных образований города, руководитель одного из наших муниципалитетов входит в руководство этой ассоциации.

Кроме того, созданы окружной и районные советы по взаимодействию с органами местного самоуправления. Ежемесячно либо я, либо мой заместитель проводим заседание окружного совета, на котором рассматриваются самые разные вопросы городской жизни, прежде всего вопросы, непосредственно затрагивающие интересы горожан и способные повлиять на условия их проживания.

— А как делятся полномочия между районной управой — структурой субъекта Федерации — и муниципалитетом?

— Законодательством четко определено, чем должны заниматься муниципалитеты, а чем — государственная власть. Орган государственной власти районного звена реализует государ­ственные полномочия. Органы местного самоуправления реализуют свои полномочия, предусмотренные 131-м законом. Муниципалитеты в первую очередь занимаются вопросами опеки и попечительства, организации общественного контроля, благоустройства.
Депутаты муниципальных собраний представляют прежде всего интересы жителей, отражают их мнение, и именно оно, как правило, берется за основу при принятии тех или иных решений. В частности, при принятии решения о застройке территории согласно закону г. Москвы обязательно должно проводиться информирование жителей, оценка их мнения. Этот процесс осуществляется через депутатов муниципального собрания.

— Как строится взаимодействие с федеральными органами власти? Закончились ли разговоры о переподчинении ЦАО напрямую федеральной власти?

— Разговоры закончились, по крайней мере в публичном пространстве. Не могу гарантировать, что где-то у кого-то не зреют такие идеи, но серьезной поддержки они не получат, потому что город показал: его система административно-территориального деления, развитие его как единого хозяйственного и управленческого комплекса наиболее эффективны.
Для осуществления полномочий федеральных органов исполнительной и законодательной власти созданы все условия, налажен нормальный контакт со всеми руководителями федеральных органов на территории центра. И никаких вопросов за последние годы не возникало. б

Справка «БОС­Са»

Сергей Львович Байдаков родился в 1965 году в г. Балашиха Московской области. Окончил Московский энергетический институт, Московскую государственную юридическую академию. Кандидат юридических наук.

С 1986 по 1992 год работал на руководящих должностях в профсоюзных организациях Московского энергетического института, затем заместителем проректора института. С 1992 по 1993 год — директор студенческого городка Московского энергетического института. С 1993 по 1998 год — первый заместитель супрефекта муниципального округа «Лефортово». С 1998 по 2000 год — глава управы района Лефортово.

С 2000 по 2003 год работал первым заместителем префекта Центрального административного округа г. Москвы.

В декабре 2003 года назначен префектом Центрального административного округа г. Москвы.

Награжден двумя медалями.

Воспитывает сына и дочь.

Хобби – спорт.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте