Развивайся или проиграешь


Текст | Екатерина ЖИЛЯКОВА
главный редактор журнала «Муниципальная власть»

Развитие или смерть. У российских городов и сел нет иного пути.

Действующие с 1 января новые правила наполнения местных бюджетов предполагают, что качество жизни в любом населенном пункте напрямую зависит от оборотистости местной власти.

Налоги на недвижимость, землю, на вмененный доход, подоходный налог — вот из чего складываются основные доходы муниципальной казны по 131-му закону. Чем больше в городе «частных лавочек» — магазинов, парикмахерских, прачечных и тому подобных заведений, — тем больше сборы от налога на вмененный доход. Растет количество рабочих мест, открываются новые предприятия — сильнее журчит ручеек подоходного налога. Чем более привлекательна в поселении жизнь, тем дороже земля, а значит, тем больше с нее «навара» в казну. Чем больше строится домов, тем больше объем налога на недвижимость.

Эта налоговая конструкция не оставляет местной власти иного выбора, кроме как создавать условия для развития экономики. Чтобы появлялись новые рабочие места, открывались мастерские, торговые точки, нужны условия для развития малого и среднего бизнеса, нужна система привлечения инвестиций, ясные правила игры. Чтобы капитализировать землю, поднять ее стоимость, надо увеличить привлекательность жизни на данной территории.

Другими словами, хочешь иметь приличный бюджет — ломай голову над тем, как привлечь бизнес и деньги.

Списали с ошибками

Такая система работает во всем мире. Авторы муниципальной реформы фактически списали ее у западных стран. Списали, правда, с ошибками, не заметив важных составляющих. Земля, приносящая львиную долю доходов на Западе, в России не только не оценена, но и не разграничена. С недвижимостью похожая ситуация. Попутно в законе появились сугубо российские перекосы, сводящие на нет многие благие начинания реформы. В результате более 80% муниципальных образований пока дотационны и зависят от дополнительных отчислений из региональных бюджетов.
Однако спешно принятые в прошлом году, накануне реформы, поправки, ставящие муниципалитеты в такую зависимость, в любом случае будут действовать лишь до конца переходного периода, то есть до 2009 года. А дальше… спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Вот почему новым органам самоуправления важно как можно быстрее разобраться с собственностью на землю, продать МУПы, в большинстве своем убыточные. Чтобы по окончании переходного периода, в 2009 году, оказаться в «новом дивном мире», где уровень жизни напрямую зависит от того, насколько изобретательными будут местные власти.

Это обстоятельство настолько серьезно, что некоторые депутаты Госдумы требуют законодательно обязать муниципалов принимать программы социально-экономического развития поселения. Их более спокойные товарищи понимают, что нельзя нищего насильно сделать бизнесменом. Но даже если большинству экспертов ясно, что эти благие намерения вряд ли реализуются через три года, по большому счету другого пути нет. Ставка на развитие неизбежна.

Проблема в том, что умение увидеть возможности для развития и реализовать их — наука, в которой сильны немногие. Во-первых, зачастую вновь избранные главы просто не видят новых вызовов. Их взгляд замылен сиюминутными, хотя и очень серьезными проблемами, когда — особенно в небольших поселениях — нет денег даже на компьютер для местной администрации. Во-вторых, мало кто умеет мыслить креативно. То, что мэр или глава сельского поселения должен привлечь деньги и бизнес, — это на недавних выборах глав и депутатов понимали далеко не все. Некоторые местные депутаты не то что о развитии не думают — закон о самоуправлении не читали.

В результате, например, попытка запустить земельный налог в наших условиях вылилась в то, что местные главы сплошь и рядом устанавливают на него минимальную ставку, стремясь сохранить любовь избирателей сегодня. Вместо того чтобы привлечь в местный бюджет деньги завтра — на благо все тех же избирателей. Или отказываются бороться с незарегистрированной недвижимостью: чуть ли не половина новых строений по России числится в незавершенном строительстве, потому что так их хозяева платят меньше налогов.

Однако заложенная в муниципальной реформе идея — как потопаешь, так и полопаешь — рано или поздно заставит перестроиться глав действующих либо на следующих выборах приведет к власти новых управленцев. Следовательно, муниципалам неизбежно придется осваивать науку капитализации имеющихся ресурсов.

Четыре правила эффективности

Несмотря на то что большинство существующих программ развития территорий до сих пор представляют собой набор цифр, переписываемых из года в год, в России есть немало администраций, которые сумели увидеть новые возможности. Их уроки могут пригодиться коллегам.

Правило первое: с потенциальными инвесторами нужно просто уметь разговаривать. Хотя это правило годится в основном для экономически привлекательных территорий. Поэтому его можно назвать «правилом Подмосковья».

Немало западных компаний готовы открыть — и открывают — свои производства поближе к богатой Москве. Но по прошествии нескольких лет выяснилось, что карта распределения по Московской области филиалов заморских фирм крайне неравномерна. Корпорации «кучкуются» в нескольких районах. Ответ на вопрос «Чем эти территории отличаются от соседних?» поражает воображение. В одном из удачливых с точки зрения привлечения инвесторов районов просто… создали свой сайт, на котором вывесили описание местных условий. Потом выпустили буклет. Администрация всего лишь структурировала информацию о районе, а инвесторам не пришлось перерывать гору лишних сведений, чтобы найти вменяемого партнера.

Второй урок — имени Свердловской и Новгородской областей. Он гласит: максимально эффективное развитие невозможно на отдельно взятой территории муниципального образования, необходима поддержка региональной власти. Это не самое приятное для местной власти правило, потому что в наших условиях предполагает авторитарную составляющую со стороны губернатора.

Показатели высокой инвестиционной привлекательности Великого Новгорода, куда западные компании пришли лет десять назад, известны многим. В Свердловской же области комплексную программу развития приняли пять лет назад. Заставили мыслить по-новому и муниципалов, разработав для них сложную систему оценки деятельности в зависимости от показателей экономического развития. И за это время в полтора раза увеличили объем выпускаемой в регионе продукции.

Правило третье касается небогатых поселений: если не можешь найти необходимые инвестиции — подумай, может ты слишком завысил требования? Этот урок сформулировал автору статьи один из экспертов, занимающихся муниципальным консалтингом. Консультанты приехали в так называемое умирающее северное село. Собрали жителей. Кроме всего прочего, на собрании выяснилось, что для нормальной жизни селу нужна водонапорная башня. Но сельчане долгие годы пребывали в уверенности, что строительство башни обойдется в 1 млн руб., каковых у них не имелось. Понадобился приезд консультантов со стороны, чтобы понять: если нет денег, башню можно соорудить из «запчастей», купленных по дешевке. В результате башню построили за 200 тыс., в пять раз дешевле расчетов. Просто приглашенные специалисты, в отличие от местных жителей, не знали, что у них «не получится».

Еще один урок знаком каждому бизнесмену: деньги приносит идея. Это правило г. Мышкина Ярославской области. В мало кому известный город несколько лет назад хлынули туристы, вместе с которыми потекли деньги. А всего-то местная администрация сыграла на названии: открыла Музей мыши и вызвала на соревнование деревню Кошкино (как только нашли такую!). Конечно, этот прикол заинтересовал туристов. А ведь можно было еще лет десять «плакать», что бизнес предпочитает более привлекательные территории.

Эти примеры, возможно, и не поражают воображение, зато показывают тенденцию: в наших условиях будущее за творчески мыслящими муниципальными управленцами. Игра российского ума преодолеет все, даже перекосы бесконечных реформ. А тот, кто не сумеет мыслить креативно, будет вынужден уступить место другим.