Дмитрий РЫЖКОВ: мы с уважением относимся к покупателю


Беседу вел Леонид Бурганов

Сеть магазинов «Страна Геркулесия» уже хорошо известна в Москве и Подмосковье. Обслуживание покупателей здесь ведется на высоком, можно сказать, европейском уровне. Принадлежат магазины компании «Рубин ТК», которая входит в группу компаний «РусПродХолдинг». О том, как строит свою работу эта фирма, наш корреспондент беседует с генеральным директором компании «Рубин ТК» Дмитрием Рыжковым.

Дмитрий Олегович, ритейл в Москве, области и стране в целом развивается довольно бурно. Но, как правило, в этом сегменте лидируют дискаунтеры. Когда-то и «Страна Геркулесия» была дискаунтером. Что побудило вас изменить формат?

— Да, мы были дискаунтером, но недолго, и в дальнейшем не собираемся развиваться в этом формате. Считаю, что игроков в этом сегменте более чем достаточно.

— Ваш покупатель — гражданин с достатком средним и ниже среднего. Есть специфика работы с таким контингентом?

— Это интересный вопрос. Так уж сложилось исторически, что сперва сеть позиционировалась как «магазин у дома», потом сменилась команда менеджеров, и «Страну Геркулесию» стали переводить в формат дискаунтера, а затем пришла новая команда, наша. Мы приняли решение вернуть сеть обратно в формат «магазина у дома», но немного расширить ассортимент. У нас есть что предложить и людям с невысоким достатком (мы участвуем в социальных программах Москвы и Московской области), и людям со средним и с высоким доходом. В наших магазинах можно приобрести весь ассортимент продукции, необходимый человеку каждый день. Причем на социально значимый ассортимент мы поддерживаем цены очень близкие к ценам ведущих дискаунтеров Москвы и области.
Кстати, возвращение к прежнему формату было правильным решением и сказалось на росте выручки — на 20% за год при том же количестве магазинов. Кроме того, с приходом нашей команды в магазинах стало чище, многие покупатели это заметили и оценили, среди них были и те, кто ушел из магазинов сети, когда они начали позиционироваться как дискаунтеры. Многие покупатели к нам вернулись и очень тепло отзываются о сегодняшнем состоянии магазинов «Страны Геркулесии».

— Какие производственные предприятия входят в структуру «РусПродХолдинга»? Какую продукцию они выпускают?

— Наш холдинг — очень разветвленная структура. Первоначально акционерами не ставилась задача развивать ритейл, и наша сеть формировалась как структура, специализирующаяся на сбыте. В составе холдинга есть также производство: фабрика кондитерских изделий, мясокомбинат, производство по выпуску рыбных изделий.

— Какая смысловая нагрузка у брэнда «Страна Геркулесия»? Задумывались ли вы когда-либо о ребрэндинге?

— Смысловая нагрузка достаточно интересная. Здесь и древнегреческая мифология (герой Геркулес как символ силы и победы), и ассоциации с детством, особенно у людей среднего и старшего поколения. Сейчас очень модно заниматься ребрэндингом. Считается, что обновление брэнда привлекает клиентов. Не могу с этим не согласиться, однако мы пока не решили, будем ли и дальше развивать данный брэнд, или же займемся созданием нового.

— Как строятся взаимоотношения сети с отечественными и зарубежными производителями?

— Отношения строятся так же, как и у всех. Для нас основополагающим фактором в продвижении товара через сеть является качество продукции, соответ­ствие ее нашему формату и выполнение поставщиками условий договоров. Конечно, при прочих равных мы отдаем предпочтение продукции отечественного производителя. Хотя на сегодняшний день определиться с понятием «отечественный производитель» довольно трудно. Я имею в виду иностранный капитал, который владеет российскими брэндами. И если покопаться, то таких производителей очень много.

— Торговля — это одно, сервис — несколько иное. Какой сервис предлагает своим покупателям и клиентам ваша сеть?

— Что касается сервиса, то, как я уже сказал, сегодня сеть работает в формате «магазин у дома». Мы с уважением относимся к своему покупателю. Например, нашим клиентам не приходится копаться в грязных сетках в поисках нужных им овощей и фруктов, а потом с ужасом оглядываться, ища место, где можно вытереть или помыть руки. За ту же цену все необходимые вам овощи или фрукты любезный продавец сам наберет, взвесит, наклеит штрих код, улыбнется и скажет вам большое спасибо за покупку. Мы всегда готовы решить проблемы покупателя, если, конечно, таковые возникнут, к общему удовлетворению. У нас вы всегда можете получить консультации по интересующим вас видам товаров. Кроме того, в нашей сети имеется сопутствующий набор услуг, которые предоставляют наши субарендаторы. Здесь, например, есть банкоматы, химчистки, принимаются платежи за сотовую связь.

— Как сформировалась ваша команда? Каковы ее отличительные черты?

— В основном это команда единомышленников и профессионалов. Она формировалась долго и тяжело. Конечно, у нас в компании во главу угла ставятся профессиональные качества работающих в ней людей. Однако только этого недостаточно. Необходим еще и спаянный коллектив, чтобы команда не оказалась в положении лебедя, рака и щуки.
Моя команда — это те люди, с которыми я делил радость побед, и которые были рядом со мной в тяжелые времена поражений, а последнее, как я считаю, самое главное. Ведь известно, что короля «делает» свита, и, каким бы король ни был талантливым руководителем, без команды у него ничего не получится. Тот бизнес, которым занимаемся мы, — исключительно командная игра. И на страницах вашего журнала я хотел бы помянуть добрым словом всех, кто помогает нам идти вперед.

— Каковы планы на следующую «шестилетку»? Будете наращивать экспансию в регионы?

— Мы собираемся достаточно активно развиваться. Сегодня рынок ритейла еще ненасыщен. Спрос превышает предложение. У нас площадь розничной торговли продовольственными товарами на 1 тыс. человек в четыре — шесть раз меньше, чем в Восточной Европе. Рынок демонстрирует очень бурный рост, и этим имеет смысл воспользоваться. Как считают эксперты, такой рост продлится до 2010 года. Далее наступит период насыщения.

— Пожалуйста, скажите несколько слов о себе…

— Я родился в 1970 году. Получил высшее образование в Московском институте железнодорожного транспорта на факультете «Бухгалтерский учет и аудит». Чуть больше года служил в Советской армии. Как вы знаете, во времена Горбачева сначала всех студентов вынудили идти в армию, а потом вернули обратно. Уже на четвертом курсе института я устроился бухгалтером в одну фирму. Работа была очень интересная. Я свою должность в шутку называл «грузчик-бухгалтер». Дело в том, что у нас было издательство с очень небольшим оборотом средств, поэтому чаще приходилось выполнять обязанности грузчика, нежели бухгалтера. Но вскоре я понял, что мне надо профессионально развиваться. Получил сертификат профессионального бухгалтера, всячески повышал свою квалификацию на различных курсах. Взял на бухгалтерское обслуживание четыре фирмы и с успехом вел учет во всех.

В 2000 году меня пригласили в компанию «Старик Хоттабыч», где я за два года прошел путь от начальника отдела бухгалтерского учета до финансового директора торговой компании. В 2002 году я стал финансовым директором сети «Страна Геркулесия», а чуть позже у нас началась реструктуризация, формат магазинов был переделан на дискаунтер. Так случилось, что я не нашел общего языка с новым руководством компании и покинул ее. Однако мне было очень приятно доверие акционеров: в 2004 году они оценили мои предыдущие успехи на посту финансового директора и предложили мне стать финансовым директором холдинга. Столь же удивлен и польщен я был, когда еще через некоторое время мне предложили возглавить сеть магазинов «Страна Геркулесия». Такое доверие дорогого стоит. Это очень повышает самооценку, но вместе с тем и накладывает на тебя серьезную ответственность.

— Вы все о работе и о работе, а чему посвящаете свободное от трудовых обязанностей время?

— В свободное время люблю заниматься экстремальными видами спорта: прыжками с парашютом, дайвингом, горными лыжами, стендовой стрельбой. Люблю и плавание. Кстати, прыжками с парашютом, дайвингом и лыжами со мной занимаются моя любимая жена и мой девятилетний сын.