Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: специальные преференции для развития туризма должно создавать государство


Беседу вела Агунда Алборова

Несмотря на то что Россия считается безусловно интересной страной для туристического отдыха, ее доля в мировых турпотоках весьма незначительна. Тем не менее отдельные сегменты внутреннего туристического рынка развиваются довольно интенсивно. О проблемах и перспективах отечественной туриндустрии рассказывает руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.

Владимир Игоре­вич, расскажите, пожалуйста, как в нашей стране развивается въездной туризм. Из каких стран в Россию едут чаще всего?

— Потенциальные возможности России огромные. При соответствующем уровне развития инфраструктуры мы можем принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Правда, в силу ряда причин пока доля нашей страны в мировых турпотоках составляет не более 3%. Приведу еще несколько цифр: за девять месяцев 2005 года из стран дальнего зарубежья к нам приехало 6,8 млн человек. Из них 1,9 млн — с целью отдыха, что на 17% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. По числу прибывших в РФ туристов лидируют Польша, Германия, США, Великобритания, Финляндия.

Существует несколько факторов, негативно влияющих на въездной туризм. Это, в частности, резкое удорожание стоимости турпакета за счет роста цен на авиабилеты, гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, входные билеты в музеи и на другие услуги. Кроме того, в отличие от ряда предыдущих лет в 2004 году государственная рекламная кампания российского туристского продукта за рубежом не проводилась. Надо сказать, что отдельные зарубежные и отечественные средства массовой информации преуспели в распространении негативной информации о России, из-за чего создается неблагоприятный имидж страны. Много нареканий вызывает действующий порядок выдачи российских виз иностранным гражданам. Свою роль играют неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ материальной базы, а также малое количе­ство гостиничных средств размещения туркласса (двух- и трехзвездочных) с современным уровнем комфорта. Но мы работаем над решением этих и других проблем, и я уверен, что со временем нам удастся с ними справиться.

— Какие сегменты внутреннего туристического рынка и в каких регионах являются наиболее перспективными на сегодняшний день?

— Активно развивается гостиничный бизнес. Не отстает от него и строительство объектов туристической инфраструктуры — аквапарков, ресторанов, улучшается ситуация с транспортом. Лучше всего эти изменения прослеживаются в Краснодарском крае. Наверное, вы заметили, что, когда губернатором Краснодарского края был Кондратенко, главной темой там была посевная, хотя край туристический — у нас ведь нет больше теплого моря. Сейчас ситуация изменилась, нынешний губернатор Ткачев очень много внимания уделяет этой теме, ведет политику, способствующую привлечению туристов: строятся гостиницы, расширяется индустрия отдыха. Также повышается качество обслуживания в ресторанах, развивается дополнительная инфраструктура. Достаточно сказать, что Краснодарский край принял в прошлом году в два раза больше туристов, чем выехало за границу.

У нас по-прежнему пользуется популярностью экстремальный туризм — сплав по крупным российским рекам и путешествия на Байкал, ­— рыболовный, охотничий туризм, в Калининграде — приграничный туризм. Развиваются некоторые города Золотого кольца, Ленинградская и Псковская области. В общем, в разных регионах у нас развиваются разные виды туризма.

— Насколько все это привлекательно для инвестиций?

— Если речь идет о сооружении гостиниц, то в эти проекты хотят инвестировать и россияне, и иностранцы. Но в российских туристических регионах чрезвычайно сложно получить участок земли под строительство. Я уж не говорю о Москве и Санкт-Петербурге, здесь добиться этого равносильно подвигу. Возможно, следует упростить схему предоставления площадок под строительство гостиниц и сделать систему кредитования более привлекательной и эффективной. Пока же ставка рефинансирования в России очень высока, что ограничивает возможности, в том что числе и в области турбизнеса.

Инвестиции в гостиницы эконом-класса, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, окупаются медленнее, чем инвестиции в гостиницы более высокого класса. К тому же, как я только что сказал, получить хорошее место под застройку в центре города непросто, а строительство гостиниц туристического класса на окраинах, далеко от исторического центра, менее привлекательно. И все же процесс идет, больше это заметно в наших южных черноморских городах: Сочи, Геленджике, Анапе и некоторых других.
Большой интерес к строительству гостиниц существует и у иностранных инвесторов. Например, на Байкале в сентябре 2005 года был проведен ряд встреч и переговоров с австрийскими инвесторами, реально заинтересованными в совместной работе по развитию туризма в этом регионе.

Я считаю, чтобы инвестору было выгодно вкладывать деньги в строительство ресторана, гостиницы, любой сопутствующей инфраструктуры, региональные власти должны подготовить соответствующие площадки для строительства в интересных для инвесторов местах, за счет государства подвести необходимые коммуникации, в том числе газ и электричество. В новых местах для отдыха — если это горно-лыжные курорты или новые пляжные направления — нужно проложить автомобильные дороги, чтобы можно было легко добираться до аэропорта. На мой взгляд, все это — задача государства. Оно же должно создавать специальные преференции для развития туризма и туристической инфраструктуры в тех районах, которые являются наиболее перспективными в данном плане.

Приведу пример. Я был в Казани перед юбилеем. Там очень активно развивается строительство новых комплексов на частные средства. Но дороги и коммуникации прокладываются за счет государства, которое создает все условия для того, чтобы стимулировать инвестора развивать частный туристический бизнес. Или возьмите Красную Поляну в Сочи: дорога там проложена, электричество протянуто, газ есть, водозаборники сделаны. Многие такие проекты реализуются и в других регионах.

— Ваше агентство — участник многих международных конференций и круглых столов по актуальным темам туриндустрии. А в 2005 году какие из них были наиболее интересны, с вашей точки зрения?

— Недавно прошла 16-я сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в Сенегале. Работа была очень насыщенной. Кстати, ее участники имели возможность ознакомиться с Сенегалом — страной, которая предлагает новые туристиче­ские маршруты. В конце ноября состоялись российско-японские переговоры на высшем уровне в Токио, в рамках которых были подписаны очень важные для развития туризма документы. Хочу отметить заседание Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Чехией, проводившееся в Праге. С Чехией у нас давно хорошие деловые связи. В октябре была поездка в Дагестан, очень важная для развития внутреннего туризма, ведь у Дагестана прекрасные возможности для продвижения своего турпродукта. В сентябре в Геленджике состоялась международная конференция стран — членов Черноморского экономического сотрудничества, на которой была представлена разработанная Ростуризмом Система классификации гостиниц и других средств размещения. Встреч и конференций много, каждая рассматривает свои вопросы, решает свои проблемы, и каждая важна по-своему.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отечественной туриндустрии? Какие проблемы придется решать в ближайшее время?

— В туризме, как и в любой отрасли, есть свои, подчас копившиеся годами, проблемы, требующие серьезного подхода к их решению. К наиболее характерным относятся: значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, недостаток средств размещения, несоответствие ценовой политики невысокому качеству обслуживания, сложности с оформлением виз. Я уже говорил, что со всеми этими проблемами мы пытаемся бороться, и многое уже удалось сделать. Мы отстояли введение 72-часовой визы для круизного туризма, высокими темпами идет строительство гостиниц разных категорий на всей территории страны. А тем подъемом, который вот уже несколько лет наблюдается в сфере туризма в Краснодарском крае, мы можем по праву гордиться.
Но не все происходит так быстро, как хотелось бы. По прогнозам аналитиков, падение турпотока или его стагнация будут продолжаться еще четыре-пять лет, после чего рост прибытий начнет неуклонно увеличиваться. Чтобы выровнять ситуацию и повлиять на дальнейшее развитие индустрии туризма в России, Ростуризм разрабатывает целевые программы по развитию регионов, малых городов, участвует в международных выставках, выпускает рекламные материалы — видео-, аудио — и печатную продукцию, — патронирует различные мероприятия, связанные с туризмом. Достигнута договоренность о выделении нам определенного количества времени на канале Russia Today.

В России есть все необходимые ресурсы для успешного развития внутреннего туризма. Мы обладаем высоким потенциалом и уникальными возможностями для создания туристической индустрии, которая бы соответствовала современным требованиям.