Сергей КАЗАНЦЕВ: поддерживаем в столице оптимальный уровень интенсивности дорожного движения


Беседу вел Юрий Кузьмин

Проблемы дорожного движения в Москве с ее огромным количеством автомашин уже стали притчей во языцех. Еще большей проблемой является безопасность дорожного движения, недостаточно высокая дисциплина водителей и пешеходов. О том, что делает столичная милиция для улучшения ситуации, нашему корреспонденту рассказывает начальник Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы генерал-майор милиции Сергей Казанцев.

Сергей Алексан­дро­­вич, статистика происшествий на дорогах столицы удручает. Конечно, это следствие огромной интенсивности движения, в сочетании со всеобщей гонкой к месту назначения. Пожалуйста, уточните количественные показатели этого соревнования всех со всеми на дорогах.

— Начну с общих показателей 2005 года. Количество дорожно-транспортных происшествий на территории Москвы увеличилось более чем наполовину. Несколько утешает тот факт, что число погибших в них снизилось на 7,5%. И все равно цифра в 1103 человека — это не повод для успокоения. Резко возросло число раненых, на 65,6%, оно составило более 16 тыс. человек. В милицейской статистике есть и такой показатель, как тяжесть последствий, исчисляемый количеством погибших на 100 пострадавших. Здесь наблюдается существенное улучшение: этот показатель составил чуть более шести человек, что на 41% меньше, чем в 2004 году.

А вот детская смертность и травматизм для всех нас большая душевная боль: на 40% возросло число погибших детей и на 53% — раненых в ДТП. С участием детей у нас произошло 1319 ДТП, в них пострадало 1373 ребенка, при этом 28 из них погибли, 1345 получили различные, в том числе тяжелые, травмы. Думаю, надо упомянуть о наиболее травмо­опасных «детских» месяцах: в прошлом году это были апрель — май — июнь и сентябрь — октябрь — ноябрь. Первая тройка — это выход на дороги в теплое время года и начало каникул, вторая — резкий рост числа несовершеннолетних пешеходов на улицах города после летнего отдыха и осенняя непогода. Родителям в эти периоды нужно быть особенно осторожными и внимательными, они должны разъяснять детям, что в эти месяцы дороги для них — особо опасная зона.

Есть у нас и «черные дни» детского травматизма: воскресенье и четверг. Не буду гадать на кофейной гуще о причинах, подчеркну еще раз для родителей: будьте в эти дни начеку, берегите своих малышей. Сводки Госавтоинспекции позволяют также утверждать, что происходит рост дорожного травматизма детей школьного возраста. Значит, и школам нужно активнее подключаться к совместной работе с нашими структурами.
Анализ итогов 2005 года показал, что основные виды ДТП в столице — это наезд на пешеходов, столкновение транспортных средств, наезд транспортных средств на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство, опрокидывание. Печальное лидерство здесь удерживают наезды на пешеходов. В минувшем году их было 6673, 47,6% от общего количества ДТП. Столкновений транспортных средств было 5379, и они заняли в сводках 38,4%. Наезд на препятствие стал причиной 948 происшествий, это 6,8%. Наезд на стоящее транспортное средство случился 567 раз, опрокидывание — 84. Если заглянуть в наши отчетные таблицы, то обнаружится, что резко возросло участие в транспортных происшествиях физических лиц: если в 2004 году они попали в аварии 8141 раз, то в 2005 году поставили печальный рекорд, будучи 12 384 раза зарегистрированными как участники дорожных аварий. При этом количе­ство транспортных средств в частном владении увеличилось за год на 109 632 единицы.

Если же переложить общее количе­ство ДТП на 10 тыс. автотранспортных единиц частного сектора, то увидим рост происшествий с 31 до 45, что составляет более 45%. Юридические лица, похоже, больше заботились и о соблюдении ПДД, и о сохранности автомобилей: их водители в 2005 году попадали в аварии «всего» на 653 случая больше, чем в 2004-м, а количество ДТП на 10 тыс. единиц выросло «лишь» на 38,5%.
Все приведенные цифры даже нас, профессионалов, просто ужасают. Впечатление такое, что мы находимся в каком-то каменном веке с точки зрения грамотности и цивилизованности водителей. Видимо, большинство из них считают, что ДТП могут произойти с кем угодно, только не с ними.

— Вечная и, можно сказать, кровавая для Москвы тема — водители и пешеходы. К сожалению, как ездили автомобилисты на красный буквально по ногам пешеходов, так и ездят. Конечно, не все так себя ведут. Не все, но многие. Недавно мне довелось наблюдать в одной из европейских стран поведение водителей у пешеходных переходов: человек еще в 2—3 м от бордюра и размеченной желтой «зебры», а машины уже встали. Или едет инвалид в моторизованной коляске по тротуару в направлении маркированного перехода через трассу и даже ухом не ведет в сторону машин: он уверен, что, увидев его, водители остановятся как вкопанные. У нас такие сцены большая редкость.

— Увы. Почти половину всех дорожно-транспортных происшествий про­ш­лого года (47,6%, или 6673) в Москве составили наезды на пешеходов. Для этого вида ДТП характерна самая высокая тяжесть последствий: из 100 по­страдавших 12 получили смертельные травмы. Более трети всех происшествий (38,4%, или 5379) составили столкновения транспортных средств.

Но московская Госавтоинспекция предпринимает значительные усилия, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Летом 2005 года мы, например, совместно с «Комсомольской правдой» и «Авторадио» при спонсорском участии компаний «ТНК-ВР» и GOODYEAR провели довольно длительную акцию, выявляя самого вежливого водителя столицы. Конечно, и у нас, и у журналистов она отняла немало сил и ресурсов:
40 рейдов за два месяца — это огромная работа. Но все понимали, что тема актуальна и ее нужно вынести на всеобщее обозрение. Водителям, пропускавшим пешеходов без дополнительных напоминаний, наши сотрудники и представители редакций вручали подарки, призы, стикеры с надписями «Эх, пропущу!». Видели бы вы лица водителей в те минуты! Может быть, именно для них такое поведение на дороге — норма, но ведь для тысяч и тысяч других вести себя за рулем по-человечески — задача невыполнимая, требующая почти героических усилий. По подсчетам организаторов акции, в ней приняли участие около 5 тыс. человек, и это обнадеживает: значит, можем перевести на цивилизованные рельсы не единицы или десятки, а сотни водителей.

Победителем конкурса, проведенного «Комсомольской правдой», «Авторадио», ТНК-ВР, GOODYEAR и Союзом автостраховщиков в рамках акции, стал 23-летний Илья Нестеров, водительский стаж которого два года. Лично меня это наводит на мысль, что новое поколение водителей, возможно, будет ездить по новым этическим нормам. Мы, как говорится, не кровожадны, но штраф в 50 руб. за то, что водитель мчался, невзирая на наличие пешеходов на переходе, нам кажется смехотворным. Вспомните, сколько людей гибнет на дорогах, спокойно идя по размеченному переходу. В то же время не следует забывать и о таком факте, что 60% ДТП у нас случается по вине пешеходов.

Есть вопросы и по состоянию дорог. «Горячая линия» по выявлению недостатков в содержании улично-дорожной сети, работавшая с 13 июля по 8 августа, была весьма насыщенной, звонков по-ступило очень много. Водители и пешеходы информировали нас и городские власти о массе недочетов на дорогах Москвы. Хотя по сравнению с дорогами других городов страны столичные находятся в гораздо более ухоженном состоянии, но и они вызывают нарекания горожан и транзитных водителей.

— А что с так называемыми частниками? Их у нас развелось немерено…

— Это наша большая головная боль. Да и президент страны говорил об этом. Те, кого вы назвали частниками, оказывают определяющее влияние на аварийность. Из-за нарушения ими правил дорожного движения в столице происходит порядка трех четвертей ДТП. Причем практически каждый восьмой водитель находится в состоянии алкогольного опьянения.

— Пьянка за рулем — давний убийственный и самоубийственный спорт россиян. Но как только речь заходит о наказании, так сразу же законодатель становится робким и сердобольным. А кого жалеем? Того, кто может и себя, и пассажиров, и пешеходов, и других участников движения в мгновение ока сделать инвалидами или отправить на тот свет. Лишение прав на полтора-два года? Но большинство таких «лишенцев» и без прав опять садится за руль.

— Здесь нужно признать: проблема интернациональная. В ряде стран меры воздействия довольно жесткие, вплоть до насильственной продажи машины пьющего водителя, запрета на профессию пьющему шоферу, прикрепления к бамперу автомобиля позорящей наклейки, лишения свободы на срок до одного года и т. д. В Германии крепко выпившего водителя могут осудить на три года и навсегда лишить водительских прав.

В США декабрь 2005 года объявлен президентом месяцем борьбы с нетрезвыми водителями, а администрации штатов вводят свои собственные строгие и необычные меры наказания для тех, кто попался на пьянке неоднократно. Так что, увы, мы не одиноки. Но от этого не легче.

В декабре 2005 года одну из ночей мы посвятили рейду на данную тему. Было задействовано 820 сотрудников ГИБДД, 284 патрульные автомашины. Общее число задержанных пьяных за рулем — 282 человека. Я сам вышел с патрульными в дозор. Мало того что насмотрелись и наслушались всякого (чего стоит только задержание совершенно пьяной женщины с двумя маленькими детьми в машине), так под утро нам попалась машина, буквально усеянная шприцами и ампулами.

— Как работает дорожно-патрульная служба города?

— Напряженно. В Москве тысячи километров улиц, переулков, проспектов и шоссе, десятки тысяч перекрестков. Как говорится, к каждому столбу постового не определишь. Тем не менее наш личный состав работает и днем и ночью, в любую погоду, в будни и тем более в праздники. По непонятной традиции многие водители считают, что постовые выходят на дежурство только для того, чтобы испортить кому-то праздник. Но что же делать, если этот «кто-то» превышает скорость или едет крепко под хмельком? А вычислять таких «гонщиков» наши парни умеют с первого взгляда на стиль вождения. В то же время мы ведем большую разъяснительную и профилактическую работу, поддерживаем в столице оптимальный уровень интенсивности дорожного движения.

При этом не нужно забывать, что Москва — федеральный центр и, выполняя свои функции, принимает большое количество официальных делегаций из разных стран мира. Вот тут уж дорожные происшествия должны быть исключены по определению. В 2005 году сотрудниками подразделений ГИБДД Москвы было проведено более 12 тыс. специальных мероприятий по обеспечению безопасности передвижения по городу рядовых граждан и водителей во время следования официальных делегаций.

— Вы упомянули о профилактике нарушений. Может быть, это предпочтительнее, чем фиксировать уже совершенное? Как велась такая работа?

— Очень активно. Мы организовали и провели в прошлом году более 1 тыс. целевых профилактических мероприятий. Это рейды «Встречная полоса», «Нетрезвый водитель», «Скорость», «Пешеход», «Перекресток», «Парковка». Вот некоторые результаты. В ходе операции «Скорость» было выявлено и привлечено к административной ответственности почти 9 тыс. водителей, нарушавших скоростной режим. Во время операции «Пешеход» почти 15 тыс. граждан оштрафованы за некорректное поведение на дороге. Более 2 тыс. водителей, находившихся в состоянии опьянения, задержаны в ходе операции «Нетрезвый водитель». Почти 4 тыс. водителей неправильно парковались, о чем им было сообщено в ходе операции «Парковка». По встречной полосе неслись 8,5 тыс. водителей — это данные рейда «Встречная полоса».

А теперь давайте задумаемся, сколько же нарушений происходит на самом деле, ведь в поле зрения наших инспекторов попадает ничтожно малая их часть. Именно поэтому в целях стабилизации дорожно-транспортной обстановки в городе Управлением ГИБДД в 2005 году было организовано восемь массированных профилактических мероприятий по предупреждению грубых нарушений ПДД. Для этого привлекались и смежные подразделения.

— Нарушения ПДД — это зло. Но еще большая проблема — угоны и кражи автотранспорта. Что показывает статистика?

— Она говорит нам, что тут тоже ситуация непростая. В городе все больше машин, а среди них все больше новых и современных. Они-то в первую очередь и интересуют воров и угонщиков. Цифры просто обескураживают: краж и угонов в прошлом году зарегистрировано свыше 13 тыс. Конечно, техника не стоит на месте, появляются все более серьезные противоугонные системы с использованием спутников. Этим, а также нашими профилактическими мероприятиями можно объяснить некоторое сокращение эффективно-сти «деятельности» угонщиков и воров. И?все же в 2005 году зафиксировано более 500 попыток завладеть автотранспортными средствами, оборудованными радиопоисковыми и спутниковыми системами слежения. К чести этих систем нужно сказать, что в подавляющем большинстве случаев угоны не удались, автомобили были обнаружены и возвращены владельцам. Более 40 профессиональных угонщиков задержано. В ряде случаев неудачные попытки обнаружить и вернуть владельцам их автомашины связаны с несвоевременной передачей нашим инспекторам информации о срабатывании системы. В этом повинны коммерческие структуры, взявшиеся за обязанности операторов по обслуживанию современных противоугонных систем. Всем им направлены соответствующие предписания, в случае невыполнения которых мы будем ставить вопрос об изъятии их лицензий на данную деятельность.

— При просмотре телевизионной хроники происшествий нередко ловишь себя на мысли, что водитель просто не понимал, какой знак перед ним и куда нужно выруливать…

— Увы, незнание правил дорожного движения часто видно невооруженным глазом. Уже и президент страны заговорил на эту тему. Я уверен: проведи мы сейчас экзамены водителей со стажем один — три года, картина была бы очень интересной. Масштабы изготовления и сбыта поддельных документов, в том числе водительских прав, приобрели угрожающие размеры. Тем более это опасно в Москве, которая по интенсивности движения резко отличается не только от городов России, но и от многих зарубежных столиц.

— А теперь о том, что, как говорится, не имеет предела совершен­ствования, — об организации дорожного движения, реконструировании сети дорог. Есть здесь подвижки?

— Безусловно есть. Над этой проблемой работает и Правительство Москвы, и профильные институты и организации. Мы в том числе. В ноябре 2004 года принято постановление Правительства Москвы № 795-ПП «О подпрограмме “Безопасность на наземном городском общественном транспорте и в метрополитене на 2004—2005 годы”». Согласно этому документу в целях повышения пропускной способности наиболее загруженных транспортных узлов и участков улично-дорожной сети города было предусмотрено спроектировать и выполнить реконструкционные работы на 176 участках. Что, несомненно, способствовало повышению безопасно-сти и совершенствованию организации дорожного движения, обеспечению его бесперебойности. Плюс строительство 316 светофорных объектов, пользу которых понимает каждый.

Наши службы постоянно готовят свои предложения по локальным дорожно-планировочным мероприятиям, в 2005 году таких предложений в городские службы было направлено более 800. Они касались и корректировки режимов работы светофорной сигнализации, и изменения организации дорожного движения, и установки более 500?дорожных знаков приоритета и свыше 800 знаков «Пешеходный переход». Эти работы мы контролируем, их завершение оформляем соответствующими актами. В прошлом году проведено более 200 экспертиз проектов строительства и реконструкции городских магистралей, внесено около 100 замечаний, направленных на повышение пропускной способности и безопасности дорожного движения.

— Есть в Москве такая хрониче­ская «болячка», как брошенные, старые, разукомплектованные автомобили. Они ржавеют и во дворах, и на дорогах. Летом мешают проезду, а зимой еще и уборке города от снега.

— Говорено об этом много, но и сделано немало. Мы участвуем в этой работе, собирая информацию о владельцах брошенных машин. Но представьте себе ее объем, если всего в Москве, по разным подсчетам, находится от 3 млн до 3,5 млн единиц транспортных средств.

Мы ставим в известность нерадивых владельцев о том, что для металлолома есть специально отведенные места. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства Москвы наши подразделения постоянно ведут работу по выявлению таких транспортных средств, их удалению с проезжей части, из дворов и территорий при жилых домах. Поэтому неудивительно, что за 2005 год выявлено более 11 тыс. таких объектов и свыше 10 тыс. из них убрано с территории города.

Кроме того, бич городских дорог — это стихийные парковки. В соответ­ствии с поручением мэра Москвы о?проверке парковок наши службы сов­местно со столичным Департаментом транспорта и связи, Государственной земельной инспекцией и другими организациями изучали положение дел с выездом на места. Таких мест в Москве немало: было проверено 96 парковок. Треть из них оказались несанкционированными, обнаружилось немало случаев незаконного взимания платежей. По результатам проведенной работы изъято множество нагрудных знаков, бланков квитанций об оплате, поддельных ордеров на парковку. Были демонтированы несанкционированные ограждения, а самозваные парковщики попали в местные отделы внутренних дел на «разбор полетов».

— Какими перспективными планами на будущее руководствуется ГИБДД столицы?

— Естественно, в первую очередь это задачи, поставленные руководством Департамента ОБДД МВД РФ. В мае 2005 года коллегия ГУВД Москвы после детального анализа ситуации определила приоритетные направления работы. В их числе проведение мероприятий антитеррористического характера; здесь же — комплекс мер по пресечению грубых нарушений ПДД, особенно это касается управления транспортом в нетрезвом виде. По-прежнему, значительное внимание уделено профилактике таких нарушений, как наезд на пешеходов. Для этого будем проводить ставшие традиционными акции «Пешеход», «Пешеходный переход», «Зебра», а также тщательно следить за состоянием дорожной разметки, дорожного покрытия магистралей.

Как всегда, будет обеспечен прием населения по самым разнообразным вопросам. Продолжим внедрять со­временные аппаратно-программные комплексы «Водитель», «Технадзор», «Пикет». Планируем завершить создание единой базы данных зарегистрированного автотранспорта ГИБДД ГУВД г. Москвы и Московской области с ежедневной ее актуализацией. И, конечно, важнейшей для нас работой остается повышение профессионализма, выучки и дисциплинированности личного состава ГИБДД. Это важно именно потому, что основная наша задача — бесперебойное дорожное движение в столице, сохранение здоровья и жизни каждого его участника.