Лекарство от риска



Текст | Агунда АЛБОРОВА, Владимир КРАСНИКОВ

Ситуация на российском фармацевтическом рынке меняется весьма динамично. Если сразу после кризиса 1998 года объем продаж отечественных лекарственных препаратов был приблизительно равен объему продаж импортных, то сейчас эксперты отмечают его очевидное снижение. В чем причина происходящего? С какими сложностями сталкиваются на собственном рынке российские фармацевтические компании, производящие и реализующие свою продукцию?

Негативное воздействие на развитие бизнеса отечественных фармацевтических производителей оказывает целый ряд внешних факторов. Один из главных?— агрессивная стратегия и активная деятельность на нашем рынке зарубежных фармкомпаний.

Финансовые мускулы

Прежде всего, финансовые возможности многих зарубежных компаний, давно работающих у нас, несопоставимы с возможностями отечественных предприятий: их обороты в России исчисляются сотнями миллионов долларов. Уже в 2002 году на нашем рынке присут-
ствовало более 50 крупнейших мировых производителей лекарственных препаратов, причем объемы их розничных продаж и по тем временам были впечатляющи (в первую десятку лидеров тогда входили такие компании, как Aventis, Gedeon Richter, KRKA, Berlin Chemie AG/Menarini Group, Sanofi-Synthelabo, Novartis, Pliva, Nycomed, они остаются лидерами и сейчас).

Большинство зарубежных производителей имеют длительную историю существования в условиях рыночных отношений, огромную капитализацию и получают серьезные прибыли на внутренних рынках своих стран.
К примеру, объем внутреннего лекар­ственного рынка США составляет около 40% от мирового рынка.

Финансовое благополучие позволяет им весьма успешно вести бизнес на территории нашей страны. Некоторые уже начинают вкладывать средства в создание собственной производственной базы в российских регионах.

Так, например, фармацевтическая компания KRKA (Словения) в 2003 году в г.Истра Московской области построила и запустила свое первое в России дочернее предприятие?— завод «КРКА-РУС», затратив на проект порядка $30 млн. Индийская компания JB Chemicals & Pharmaceuticals, наиболее известными препаратами которой являются «Доктор МОМ» и «Метрогил», намерена приобрести в России завод для фасовки своих препаратов за 80—85 млн евро. В настоящее время она работает в
45 городах стран СНГ. По официальным данным генерального менеджера компании, уже составлен список российских фирм, которые могут быть приобретены в дальнейшем.

Ряд европейских компаний повышают свои прибыли за счет того, что продвигают на российском рынке препараты других производителей. В качестве иллюстрации можно привести изве­стную венгерскую компанию Gedeon Richter, занимающуюся реализацией и продвижением в России препарата для лечения рассеянного склероза американской фирмы Biogen.

Еще одно серьезное преимущество состоит в том, что большинство зарубежных фармацевтических компаний представляют собой акционерные общества, торгующие своими акциями на местных и международных биржах. Кроме того, часть крупных инвестиционных проектов финансируется за счет выхода компаний на рынки публичных заимствований путем выпуска облигаций. Это эффективные методы привлечения дополнительных средств, так называемых длинных денег, для развития бизнеса, которые давно практикуются во всем мире.

Напор выдержали единицы

Среди российских же предприятий лишь единицы могут себе позволить идти таким путем (ОАО «Отечественные лекарства» относительно недавно стало первой фармацевтической компанией, которая провела публичное размещение облигаций на российской фондовой бирже под гарантии крупнейшего холдинга ОАО «Красфарм»). Этому есть свое объяснение.

Во времена Советского Союза отечественная фармацевтическая отрасль была интегрирована в производственные цепочки, созданные в рамках СЭВ. При этом основные центры прикладных научных исследований находились в Венгрии, Югославии и Восточной Германии, а наша страна, ведя часть научных исследований, в основном занималась производством дешевого сырья и недорогих лекарств. После распада социалистического лагеря фармацевтический рынок России нуждался в серьезном реформировании, оно было начато и продолжается до сих пор.

В результате отечественные фармпредприятия стали своего рода заложниками идущих преобразований.
Поскольку сейчас очень немногие из них могут разместить акции на биржах, им приходится вкладывать в развитие либо свои собственные незначительные средства, либо брать кредиты в банках. Причем чаще всего последние небольшие и выдаются на срок, недостаточный для развития собственной научной базы.

Это, кстати, еще один серьезный внеш­ний фактор, негативно влияющий на перспективы развития российских поизводителей: наиболее успешные зарубежные игроки на нашем рынке относятся к категории так называемых R&D компаний (research&development company), ориентированных в первую очередь на разработку и выпуск новых лекарственных препаратов и имеющих мощные, встроенные в структуру предприятия научно-исследовательские базы. Ни одна из существующих наших фармкомпаний не в состоянии вкладывать $400 млн и более в разработку, создание и вывод на рынок оригинального нового препарата?— именно столько тратят в среднем международные корпорации.
Из-за отсутствия отлаженных механизмов привлечения дополнительных финансов российским предприятиям сложно организовать производство оригинальных препаратов. Немногочисленным успешным компаниям средств хватает лишь на то, чтобы выпускать дженерики?— воспроизведенные копии оригинальных лекарств, обладающие доказанной терапевтической взаимозаменяемостью с ними. Для их производства нет необходимости тратить колоссальные средства на НИОКР, перед дженериковой компанией не стоит проблема серьезных затрат на проведение дорого-стоящих клинических испытаний.

Объединяться или продаваться?

Возможно, какие-то факторы и остались, что называется, за кадром, но все перечисленные вполне могут служить основанием для прогноза, который высказывают ряд экспертов, занимающихся маркетинговыми и аналитическими исследованиями фармацевтического рынка.

По их мнению, для того чтобы преодолеть сложности рыночных преобразований и избежать рисков самостоятельно, без участия иностранных компаний, отечественным фармкомпаниям в ближайшей перспективе придется делать выбор: либо идти по пути объединения, либо искать стороннего отечественного инвестора. Вопрос же о том, надо ли привлекать в свой бизнес зарубежных партнеров и какая форма взаимодействия с ними наиболее оптимальна для наших предприятий, — тема отдельного разговора.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте