Дурнушка, но с приданым


Еще год назад никто не предполагал, что нищее самоуправление станет завидной политической «невестой». Однако в феврале вокруг МСУ разгорелись нешуточные баталии. Сразу несколько политических групп разглядели в 24 тыс. муниципальных образований площадку для политической карьеры. И похоже, что в этой битве пощады не будет.

Страсти закипели вокруг объединения муниципалитетов в единую общероссийскую организацию. Такой «муниципальный профсоюз» должен быть создан по новому закону о МСУ. Но сначала в каждом субъекте Федерации будут сформированы региональные советы муниципальных образований. Они на своем съезде и создадут общероссийский совет. Однако этот съезд собирались проводить не раньше 2007 года.

Джокер

Джокером, спутавшим карты, стала группа депутатов Госдумы во главе с Валерием Гальченко. Когда полгода назад семеро единороссов заявили, что начинают подготовку к проведению всероссийского съезда муниципалов, эксперты их всерьез не восприняли. Почти никто из так называемой группы Гальченко до сих пор не то что не работал на благо местного самоуправления, но даже не интересовался им. А то, что к этой группе примкнул член Комитета Госдумы по вопросам МСУ Гергий Леонтьев, наблюдатели сочли шагом отчаяния. Леонтьев, бывший мэр уральского ЗАТО «Заречный», с самого начала муниципальной реформы безуспешно оппонировал разработчикам 131-го закона, предупреждая о его провале из-за отсутствия средств в местных бюджетах.

Сегодня, спустя полгода, бывшие члены комиссии Козака судорожно изучают досье на группу Гальченко, пытаясь понять, в какой момент они упустили инициативу. В январе семеро депутатов от имени всей «Единой России» заявили, что партия берет под контроль реформу местной власти. Члены стихийной группы поделили между собой семь федеральных округов и провели в каждом из них по совещанию. Анатолий Семенченко?—
в Краснодаре, Раиса Кармазина?—
в Красноярске, Владимир Климов?—
в Пензе, Валерий Гальченко?— в Рязани. Как говорится, далее везде… На встречах в регионах «семеро смелых» говорили, что объединительный съезд должен пройти уже в июне.

Черный юмор

Черный юмор ситуации в том, что до сих пор за реформу отвечали другие уважаемые люди. Явление группы Гальченко стало полной неожиданно-
стью для постоянной рабочей группы Игоря Шувалова, пришедшей на смену комиссии Козака, для Минрегиона РФ, для комитетов по МСУ Госдумы и Совета Федерации, а также для существующего Конгресса муниципальных образований.

Минрегион РФ спешно собрал всероссийское совещание представителей субъектов Федерации. Два замминистра, Виталий Шипов и Михаил Пономарев, поставили региональное начальство перед суровым фактом. Через два месяца каждый субъект Федерации должен отчитаться о создании регионального совета муниципальных образований. А в мае должна пройти расширенная сессия Конгресса муниципальных образований с возможным преобразованием его в новое всероссийское объединение. То есть на месяц раньше, чем запланировали конкуренты из группы Гальченко.

До сих пор на муниципальной сцене роли были четко расписаны: Минрегион курировал реформу МСУ, а существующий с 1998 года Конгресс муниципальных образований готовился к превращению во всероссийский «профсоюз». Как водится на наших политических просторах, все были уверены, что и министер-ство, и конгресс заручились поддержкой «свыше» для того, чтобы взять под свое крыло новые региональные советы муниципальных образований.

Раскол

Однако, судя по всему, в схватке за будущее всероссийское объединение в очередной раз проявился раскол внутри кремлевской элиты по поводу местного самоуправления вообще. Мы уже не раз писали о противостоянии силовиков, считающих, что МСУ надо встраивать во властную вертикаль, и либералов, готовых дать муниципалам как можно больше свободы и денег.

Зигзагообразная реализация 131-го закона четко отражает это противостояние. Либералы написали вполне западный закон?— их противники пробили изменения в Бюджетный и Налоговый кодекс, которые свели на нет его первоначальную концепцию. Только начали подготовку к выборам в новых муниципалитетах?— силовики внесли по-правки, позволившие выбирать мэров не всенародно, а из числа депутатов горсоветов, отдав реальную власть назначаемым при помощи губернаторов сити-менеджерам. Несколько лет либералы ратовали за четкое разграничение функций органов власти?— а в конце 2005?года под нажимом региональных элит принимается 199-й закон с размытыми совместными полномочиями.

Нынешние страсти вокруг всероссийского объединения, похоже, очередная попытка взять под государево крыло всю систему МСУ. Валерий Гальченко?— из кадровых офицеров, что позволяет предположить существование некоего политического заказа сверху. Все-таки 24 тыс. муниципальных образований власть не может не учитывать в политической игре. Тем более что 80% городов и сел?— дотационные. Тем более что за ЖКХ, где 60% объектов в аварийном состоянии, отвечают муниципалитеты. Эта бомба народного недовольства может рвануть в любой момент. Вполне логично, что серьезные политические игроки стараются оказаться поближе к кнопке управления взрывом.

Группа Гальченко возникла, когда структуры, курирующие МСУ, проявили свою организационную слабость. После перевода на Кавказ автора муниципальной реформы Дмитрия Козака в Москве не осталось равных ему по силе игроков, готовых фанатично бороться за самоуправление. Минрегион и Минэкономразвития весь прошлый год делили функции и сферы влияния. Комитеты Госдумы и Совета Федерации, вполне в духе нынешнего парламента, где, по выражению одного из его лидеров, «нет места для политических дискуссий», принимали нужные Кремлю поправки.

По идее рычагом для управления 24?тысячной муниципальной армией должен был стать Конгресс муниципальных образований. Однако его члены потратили прошлый год на выяснение того, кто будет определять консолидированное мнение?— областные столицы или небогатые малые города и сельские поселения.

И снова каждый из участников борьбы за власть уверял, что заручился поддержкой Администрации президента. Борьба закончилась избранием нового президента конгресса?— бывшего мэра Тюмени Степана Киричука. Однако часть «партии малых городов» отпочковалась от конгресса и создала Координационный совет по подготовке создания региональных межмуниципальных ассоциаций. Причем председателем его почему-то выбрали орловского губернатора Егора Строева. Совет провел несколько совещаний, пока участвовавшим в них мэрам не намекнули, что Кремль ставит на других игроков.

В результате к концу прошлого года из «кремлевского окна» открывался следующий вид: неравномерная реализация 131-го закона в регионах, повальная дотационность местных бюджетов, неуверенность федеральных политиков, отвечающих за реформу, в правильно-сти выбранного пути, раздрай в муниципальном сообществе.

Новые войска

Неудивительно, что внутри президентской администрации нашлись люди, решившие ввести в бой новые войска, не испорченные ошибками прошлых лет. «Свежей кровью» оказались депутаты во главе с Валерием Гальченко, которые вряд ли пойдут поперек Кремля, но у которых по-явилась возможность «засветить» свои имена на новом проекте.

Парадоксально, но именно потому, что эти парламентарии, явно направляемые силовиками, раньше активно не участвовали в политических играх, они могут вывести реформу на новый уровень. Новичкам, чтобы к ним относились всерьез, нужны новые идеи. Поскольку усиление государственного давления содержанием стать не может из-за неприличности оного перед Европой, опираться придется на идеи, до сих пор считавшиеся крайне оппозиционными. Все остальное, менее радикальное, в реформе уже использовано.

В итоге идеологом группы становится Георгий Леонтьев, с самого начала протестовавший против финансовой части 131-го закона. И его поддержат многие муниципалы. Раиса Кармазина, которая несколько лет курировала межбюджетные отношения в Красноярском крае, встретившем реформу отнюдь не на ура, также может превратиться в рупор муниципального мнения снизу.

Другими словами, взращенный силовым крылом джокер, сойдясь с другой крайностью?— критически настроенными муниципалами, может реально перехватить инициативу у тех, кто до сих пор занимался реформой. Кремль уже понял, что реализация 131-го закона будет тяжелой. Но об этом президентскую администрацию предупреждали не те, кто пошел на компромиссы в процессе разработки реформы, а аутсайдеры, дождавшиеся звездного часа. Но даже если группа Гальченко не справится с ролью куратора МСУ, она в любом случае заставит старых игроков более активно защищать интересы муниципалов. б
Автор?— главный редактор
научно-методического журнала «Муниципальная власть»

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте