Наградной сектор



Текст | Агунда АЛБОРОВА, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Продолжаем серию аналитических статей о механизмах общего и финансового менеджмента, маркетинга и логи­стики, используемых в отдельных отраслях бизнеса (начало см. в №№ 2, 5, 7 / 2005). На этот раз речь пойдет о «наградном» бизнесе — структурах, занимающихся награждением различными общественными премиями. Сами по себе награждения — некоммерческие проекты, но в их реализации есть коммерческая составляющая, которая вызывает различные кривотолки. И в большинстве случаев напрасно.

В советской экономике суще­ствовали самые разные государственные формы морального поощрения руководителей и работников предприятий: переходящие Красные знамена, награды победителям социалистиче­ского соревнования, грамоты министерств и пр. Однако в последние 15 лет государство практически полностью прекратило заниматься моральным стимулированием в социально-экономической сфере: лишь единицы представителей директорского корпуса и видных производственников получают государственные награды и звания. Но положение постепенно улучшается.

Нишу морального поощрения уже к середине 90-х годов заняли различные общественные организации и фонды, а также средства массовой информации. Первым (в 1997 году) был фонд «Общественное признание» (его глава, кстати, стал членом Общественной палаты), затем (в 1999 году) фонд «Менеджеры новой эпохи», в том же году возникла премия «Российский национальный олимп», позднее появились «Лица года», «Персона года», благотворительная премия «Балов-ассамблей третьего тысячелетия» и широкий круг других общественных наград, в том числе отраслевых. Сейчас на федеральном уровне действует не один десяток структур, которые проводят награждения с разной степенью регулярности.

Наш эксперт, руководитель одной из организаций, присуждающих общественные награды, после долгих раздумий пожелавший остаться неназванным, замечает, что у человека существует потребность в публичном признании его заслуг. «Многие руководители трудятся на своих постах долгие десятилетия и в последние 20 лет обделены наградами», — замечает наш визави. «Почему в последнее время возникло так много фондов, учредивших самые разные награды? — продолжает он. — Да потому что существует общественная необходимость в институте наград, в институте признания заслуг человека перед обществом».

Наш эксперт решил остаться инкогнито, а другие вообще отказались говорить о сути «наградного» бизнеса, прежде всего потому, что благодаря некоторым не вполне добросовестным СМИ он воспринимается как коррупционный, то есть награды якобы продаются за деньги.
«Давайте отделим мух от котлет, — говорит наш визави. — Проекты, лидирующие на рынке, для присуждения наград создают солидную комиссию, состоящую из известных в обществе людей, дорожащих своей репутацией. Она просто не позволит давать их всем, у кого есть деньги. Награды вручаются действительно выдающимся соотечественникам, которые не захотят оказаться на одной сцене с кем попало. При этом мы, безусловно, собираем спонсорские взносы. Но они представляют собой оплату права быть номинированным, а также рекламных и PR-услуг, получаемых участниками мероприятий». Раньше спонсорские взносы оформлялись как организационные взносы на проведение мероприятия, а с 2003 года, поскольку оргвзносы стали облагаться налогом на прибыль, как членские взносы в рамках неких специально создаваемых общественных организаций или спонсорская помощь.

Спонсорские взносы, заметим от себя, существуют не только в практике фондов, присуждающих общественные награды, но и в практике рейтинговых агентств. Они обязательны для номинантов, но не гарантируют результат.
Комплекс имиджевых и рекламных услуг, которую получает спонсор, обходится ему в несколько раз дешевле, чем если бы он работал с рекламным или PR-агентством.

Что же до комиссий по присуждению наград, то он рассказал нам следующее: «У нас это обычно свыше 50 человек, среди которых губернаторы, депутаты Госдумы, сенаторы, руководители общественных организаций и средств массовой информации. Причем все члены этой комиссии получают материалы на каждого соискателя, и идут споры, достоин ли он награды».

Помимо всего прочего награжденного ждет PR-приз: «После заседания комиссии, во время которого становятся известны лауреаты, мы рассылаем главам администраций во все регионы письма, в которых извещаем о том, что соискатель стал лауреатом, и просим их провести прием в его честь, предоставить эфирное время на телевидении, рекомендуем повторить вручение этой премии в его трудовом коллективе. Таким образом создается серьезный общественный резонанс».

Не зависеть от спонсорских денег солидным наградным структурам помогают членские взносы их участников. Именно эта часть бюджетов дает возможность наградным проектам функционировать стабильно и не плясать под дудку номинированных на награждение. Ведь сами награды стоят обычно несколько тысяч долларов, десятки тысяч долларов стоят концертная программа и ресторанное обслуживание.

Другой вариант — базовое финансирование со стороны информационной компании или солидного средства массовой информации. Наш собеседник считает, что в таком случае «наградной» проект, будучи непрофильным, финансируется прежде всего за счет спонсорских доходов. Но с этой точкой зрения можно поспорить: большинство рейтинговых агентств существует в форме коммерческих организаций, при этом они не зависят от давления рейтингуемых, продавая им только упоминание в списке оцениваемых (кандидатов на награждение).

Именно такая модель постепенно завоевывает и сферу общественных наград, в которой, наш эксперт это признал, довольно много профанации. С профанацией, по его мнению, можно бороться двумя способами — путем определения статуса организаций и формирования отраслевой общественной организации. «На мой взгляд, одной из функций Общественной палаты, — замечает наш эксперт, — должно стать в том числе урегулирование вопроса со статусом всех тех организаций, которые занимаются награждением».
Подводя черту под нашим разговором, он сказал: «Надо прекратить профанацию вокруг всего этого. Нужно создать ассоциацию, саморегулируемую структуру, которая бы издала положение об общественных наградах, определила бы их статус и провела их дифференциацию. Необходимо также создать реестр общественных наград. Тогда все инсинуации в этой сфере исчезнут».

Кто и чем награждает

Журнал «Лица» — премия «Лица года»
Группа «РосБизнесКонсалтинг» — премии «Персона года», «Компания года»
Фонд «Общественное признание» — премия «Общественное признание»
Ассоциация менеджеров России — награды лучшим топ-менеджерам по сферам их деятельности: генеральный менеджмент, финансы, управление персоналом и т. п.
Содружество «Менеджеры новой эпохи» — орден имени Петра Великого и другие Петровские награды
Благотворительный фонд «Балы-ассамблеи третьего тысячелетия» — гранты
Фонд социального развития «Третье тысячелетие» — премия «Российский национальный Олимп»
Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» — золотой и серебряный ордена «Меценат», орден «Рубиновый крест»
Фонд «Ассамблея Здоровья» — премия «Профессия жизнь»
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» — премия «Российский финансовый Олимп»
ЗАО «PR-технологии» — премия «Российский торговый Олимп»

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте