Единство усиливается



Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Несмотря на сопротивление местных элит, регионы неизбежно будут объединяться.

На сегодняшний день в России произошло объединение четырех субъектов Федерации, существовавших отдельно: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край), а также Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатскую область в новых границах. По мнению многих, на очереди Алтайский край и Республика Алтай, тем более что в них уже создаются совместные органы управления.
Кроме того, прекратились споры о подчиненности в Красноярском крае: оба автономных округа, входящих в состав края, — Таймырский и Эвенкийский — признали приоритет краевого законодательства над своим окружным. То же самое произошло в Тюменской области, хотя понятно, что ХМАО и ЯНАО готовы отдать в Тюмень только самые общие вопросы, львиную же долю своих проблем они будут по-прежнему решать даже не с Екатеринбургом — центром УрФО, а с Москвой.

Таким образом, пока объединение касается восстановления старых совет­ских «матрешечных» региональных образований — когда автономная область или автономный округ входили в состав края, области, союзной или автономной республики. В постсоветский период большинство автономных областей и округов обрело самостоятельность, а некоторые и повысили свой статус до республики (Адыгея, упоминавшаяся Республика Алтай). Как правило, автономные образования не смогли унести столько суверенитета, сколько взяли, и сейчас восстанавливается старая советская ситуация.
Образование федеральных округов, на которых возложена функция развития соответствующих регионов, породило разговоры об объединении другого рода — соединении областей. Во многих случаях в этом есть объективная необходимость. Современная нарезка россий­ских регионов была сделана Сталиным в период борьбы за установление личной власти с ленинской партийной аристократией и никакого смысла, кроме чисто политического, не несет.

Во многих регионах возникают идеи объединения в отношении экономически и культурно тесно связанных обла­стей. Так, существуют идеи объединения центрально-черноземных областей — Белгородской и Курской, которые в 60-х годах представляли собой единую область РСФСР, или даже Белгородской, Курской и Тамбовской областей. По мнению некоторых экономистов, такое объединение улучшит управляемость центрально-черноземной зоной, создаст синергический эффект из соединения потенциалов этих областей.

Другие же объединения в ЦФО вряд ли целесообразны, так как все субъекты Федерации этого федерального округа, за исключением Москвы и Московской области, обладают примерно равными экономическими потенциалами. Объединение имеет смысл, считают они, когда слабые регионы присоединяются к сильным.

Очень важно, считают специалисты, начать слияние в единый субъект Федерации Москвы и Московской области, которые представляют собой единую московскую агломерацию и нуждаются в единой стратегии развития. Также целесообразно провести объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Еще один обсуждаемый в прессе и политико-экономических кругах вариант объединения — соединение в единый субъект Федерации Бурятии, Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского автономных округов.

Замена избрания губернаторов их назначением создает более благоприятный «интерфейс» для решения вопроса об объединениях, однако всех политических проблем, конечно, не снимает, так как региональные элиты частично сохранили влияние через законодательные собрания субъектов Федерации. Так что федеральной власти все равно придется договариваться в процессе объединения с политическими элитами объединяемых регионов.

Объединение в зеркале социологии

В России только недавно начался процесс сокращения числа регионов за счет объединения некоторых из них. В 2002 году, когда такого опыта еще не было, 31% опрошенных полагали, что для России в целом будет лучше, если число регионов сократится. Теперь доля уверенных в пользе такой реорганизации несколько уменьшилась и составляет 26%. Доля тех, кто считает, что укрупнение регионов ничего не принесет стране, что «ничего не изменится», осталась на прежнем уровне (в 2002 году так думали 36%, сейчас — 34%), неизменной осталась и доля полагающих, что оно чревато негативными переменами (17% и 14% соответственно). Однако заметно увеличилась доля россиян, затрудняющихся оценить его последствия (с 16% в 2002 году до 26% в 2005-м).

Россияне, считающие объединение регионов позитивным для страны процессом, объясняя свою позицию, говорят о том, что в результате сократится «бюрократический аппарат», «меньше будет начальства, меньше расход на управленческий персонал», соответственно «меньше будут воровать». С меньшим количеством регионов, полагают респонденты, будет легче управляться федеральному центру, а сами регионы, объединив свои ресурсы, станут сильнее, особенно «если богатые и бедные регионы объединятся, то более крепкие экономические регионы подтянут экономику слабых». Соответственно повысится уровень жизни населения, больше будет порядка и стабильности.

Респонденты, полагающие, что для России в целом укрупнение регионов принесет вред, в подкрепление своего мнения приводят следующие аргументы: крупными территориальными образованиями сложнее управлять, уровень жизни населения богатых регионов, объединяющихся с бедными, снизится, меньше внимания будет уделяться дотационным регионам, заботу о них федеральный центр переложит на плечи богатых соседей, с которыми их объединят. Отмечается, что любая реорганизация требует новых финансовых затрат. Внутри новых административных образований, полагают некоторые, будет «больше беспорядка», так как нарушатся устои, сложившиеся в каждом субъекте РФ, и все, что уже «устаканилось», вновь «взбаламутится».

При оценке гипотетических результатов слияния регионов преобладает, как уже отмечено, точка зрения, что для России в целом это скорее полезно (26%), чем вредно (14%). Однако перспектива объединения своей области (края, республики) с соседними областями не вдохновляет россиян: почти половина опрошенных не хотели бы этого (48%). Причем за последние три года доля противников объединения своего региона с соседними не изменилась (47% в 2002 году).
Анна Петрова, фонд «Общественное мнение»

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте