Всей компанией — за парту


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Одни считают, что корпоративные программы МВА — нонсенс, имеющий мало общего с классической программой подготовки мастера делового администрирования. Другие — что это очень перспективная форма бизнес-образования, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве крупных компаний и бизнес-школ. Между тем популярность корпоративных МВА в России растет.

Корпоративная МВА — явление особое, его не стоит путать с тем случаем, когда фирма просто оплачивает обучение своих сотрудников по программе МВА. Ее слушатели — менеджеры конкретной компании. Весь процесс обучения по такой программе адаптирован к потребностям этой организации: ее продолжительность, место и время проведения, учебный план и список курсов согласовываются бизнес-школой с компанией-клиентом. Как правило, корпоративная МВА включает в себя несколько общих курсов из программы классической МВА и изучение специфических предметов, позволяющих решать задачи, актуальные для деятельности той или иной фирмы. Двух одинаковых корпоративных МВА-программ не может быть в принципе, каждая из них эксклюзивна, так же как эксклюзивна любая компания.

В этом и кроется одно из главных отличий корпоративной МВА (закрытой) от классической МВА (открытой).Последняя — это обязательно стандарт, любое отклонение от которого уже вызывает много споров. Справедливости ради стоит сказать, что российские МВА вообще «вещь в себе» и их несоответ­ствие классическим западным программам с более регламентированными стандартами критикуется то и дело.

Кстати, отход от стандартов для корпоративных программ нередко оказывается большим плюсом. Часто классическую МВА, вроде бы изначально ориентированную на бизнесменов-практиков, ругают за излишнюю академичность и оторванность от реальных проблем бизнеса. В случае же с корпоративной МВА вероятность несоответ­ствия теории и практики становится минимальной, поскольку компания-заказчик, как правило, сама отсекает ненужную ее сотрудникам академизацию и ориентирует преподавателей на помощь слушателям в решении индивидуальных задач компании. Большая часть кейсов программы также строится на материалах и опыте фирмы-заказчика.

Аудитория отечественных корпоративных МВА-программ неоднородна, здесь все зависит от конкретной фирмы, заказавшей обучение своих сотрудников. Среди слушателей могут быть как менеджеры среднего звена, например начальники подразделений и их заместители, так и топ-менеджеры, имеющие большой опыт практической работы, но еще не получившие формального бизнес-образования. Бывают случаи, когда за парту вместе с соб­ственными подчиненными садится и генеральный директор фирмы. Но это скорее исключение.

Для компании корпоративная МВА чрезвычайно выгодна. Она позволяет ей одним выстрелом убить нескольких зайцев. Во-первых, повысить уровень бизнес-образования своих сотрудников и вывести их на новый этап профес­сионального развития, что, естественно, не замедлит сказаться на результатах их работы на благо фирмы. Во-вторых, минимизировать риск того, что, получив бизнес-образование за счет фирмы, менеджер найдет более высокооплачиваемую работу (ситуация нередкая в российской практике, от которой не спасают даже специальные контракты между работником и работодателем), поскольку диплом, выдаваемый слушателям корпоративной МВА, имеет вес только в рамках конкретной компании. В-третьих, возможность обучения по программе корпоративной МВА — прекрасное средство мотивации.

Привлекательность данной программы для сотрудников также очевидна: это прямой путь к тому, чтобы сделать в компании блестящую карьеру, а заодно и устранить пробелы в знаниях. Для бизнес-школы иметь в своем арсенале корпоративные МВА-программы — вопрос имиджа. Как правило, на данном рынке не бывает бизнес-школ с сомнительной репутацией. В нашей стране подобную услугу предоставляют только хорошо зарекомендовавшие себя бизнес-школы, и это несложно объяснить: чтобы «созреть» для корпоративной МВА, школа должна накопить приличный опыт работы, прославиться блестящим преподавательским составом (не только теоретиками бизнеса, но и практиками) и иметь среди своих выпускников людей, уже известных в управленческих кругах. В противном случае программа не будет востребована у целевой аудитории — в основном крупных компаний с «громкими» именами, привыкших выбирать «лучших из лучших».

МВА «для своих» нарушает еще один принцип МВА «для всех», одной из основополагающих черт которой является активное общение слушателей-менеджеров между собой. В процессе такого общения, соприкасаясь с разными сферами бизнеса, они приобретают бесценный опыт и обзаводятся деловыми связями, которые наверняка пригодятся им в дальнейшем. Корпоративная программа МВА в силу своей природы не может похвастать разнообразием слушателей. Однако это ограничение имеет ряд преимуществ: менеджеры одного предприятия получают возможность лучше узнать друг друга, освоить навыки командной работы, а также «без чужих ушей» обсудить в процессе обучения проблемы своей компании, выработать вместе с преподавателями пути их решения и сформировать общее видение перспектив стратегического развития фирмы. Кроме того, некоторые бизнес-школы по согласованию с компаниями-клиентами иногда объединяют занятия по общим курсам для слушателей нескольких корпоративных программ, что позволяет им познакомиться друг с другом и обменяться опытом.