Сенат работал над бюджетом


Елизавета Милютина

14 декабря 2005 года на 164-м пленарном заседании Совета Федерации верхняя палата парламента одобрила Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». Это решение по­ставило точку в работе над бюджетом, которая длилась почти весь год.

За две недели до этого, 30 ноября, председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин провел встречу с журналистами, где дал развернутое объяснение видения сенаторами бюджета 2006 года и основных его направлений, по которым сенаторами проводилась работа.

На дороги добавили

В начале своего выступления перед журналистами Евгений Бушмин подчеркнул активное участие Совета Федерации в бюджетном процессе: «Бюджетный процесс мы начинаем в феврале. В феврале 2005 года Советом Федерации была собрана рабочая группа, которая занялась подготовкой предложений правительству о том, что, с нашей точки зрения, необходимо включить в федеральный бюджет 2006 года». В конце апреля Советом Федерации было принято специальное постановление, в которое и вошли предложения представителей верхней палаты парламента.

Далее последовал процесс согласований позиции Совета Федерации с исполнительной властью и Государственной думой, который привел к определенным корректировкам в проекте бюджета. В Государственной думе сенаторы особенно тесно сотрудничали с фракцией «Единая Россия», члены которой проявили большой интерес к формированию бюджета 2006 года. В основном эта работа касалась предложений изменить показатели доходов и расходов бюджета. В проекте бюджета были учтены поправки, внесенные сообща депутатами и сенаторами. Среди этих поправок ряд принципиальных для Совета Федерации позиций, в частности: увеличение расходов на финансирование дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации (добавлено 3 млрд руб.); направление дополнительных средств на строительство метрополитена (добавлен 1 млрд руб.); выделение финансовой помощи на вознаграждение учителей за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных школах; проведение сезонных сельскохозяйственных работ; увеличение оплаты труда фельд­шерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи»; централизованная закупка автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов; оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием; повышение уровня надбавок за ученую степень преподавателям высшей школы (кандидатам наук, докторам наук).

Стоит отметить, что в это время Совет Федерации принимал активное участие в корректировке бюджета 2005 года. «Те изменения, которые мы сделали в бюджете 2005 года, оказали серьезное влияние на формирование проекта бюджета 2006 года, — прокомментировал Евгений Бушмин. — Например, нам, по согласованию с Минфином, удалось сделать так, чтобы федеральный бюджет рассчитался перед регионами за принятое жилье еще в 2005 году. Несмотря на то, что это планировалось сделать только в следующем году, под эту статью в проекте бюджета следующего года была отдельная строка». В итоге в бюджете 2006 года освободилось 12,7 млрд руб., которые, по словам Евгения Бушмина, будут направлены на реализацию национальных социальных проектов — помощь селу и зарплату бюджетникам.

На четыре стороны

Многих присутствовавших на встрече журналистов интересовала тема финансирования из федерального бюджета четырех национальных проектов, выдвинутых президентом России в качестве приоритетных. Это «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование» и «Развитие АПК». По мнению Евгения Бушмина, все национальные проекты являются региональными, так как большинство средств из федерального бюджета, направленных на эти проекты, пойдет в регионы. Председатель комитета СФ сказал, что заложенных в бюджете средств на эти проекты вполне достаточно, но выразил предположение, что целенаправленное выделение средств, так называемый точечный сброс, может сопровождаться трудностями. «Я не думаю, что мы легко пройдем проблему, связанную с выплатами врачам общей практики, так как вскоре после этого возникнет необходимость решать ту же проблему с медицинскими работниками других специализаций», — уточнил он в частности. Также, по его предположению, возможны некоторые частные трудности, связанные с неточными расчетами.

В качестве примера Евгений Бушмин привел недавнюю ситуацию. «В этом году мы выделяли регионам средства из федерального бюджета на компенсацию льгот по федеральным льготникам. Но в результате профинансировали лишь 60% от того, что необходимо. Почему? Потому что недосчитали. Например, в этом году тарифы на ЖКХ поднялись на 30%. Мы исправили эту ошибку, но учли ее уже в бюджете 2006 года. Сумма, предусмотренная в нем, позволит рассчитаться за 2005 год и полностью заплатить за 2006-й».

Также пока довольно сложно выделить и определить конкретную сумму финансовых средств, необходимых для реализации каждого из национальных проектов. Это происходит из-за того, что пока не существует никаких официальных документов, в которых содержались бы финансовое обоснование и конкретные расчеты по каждому из национальных проектов.

Особое внимание Евгений Бушмин уделил программе «Доступное жилье» и ипотечному кредитованию. Он подчеркнул, что его позиция во многом не сходится с точкой зрения представителей Министерства финансов. В частности, председатель бюджетного комитета СФ советует не спешить с увеличением количества кредитов: «С ипотекой надо быть очень осторожными. Надо сосредоточиться на развитии инфраструктуры и наращивании строительных мощностей для возведения недорого жилья. Если сейчас мы “выкинем” на рынок покупки жилья большое количество денег, в том числе в виде ипотечных кредитов под компенсируемую процентную ставку, то произойдет резкое повышение цен на квартиры. Это невыгодно ни гражданам, ни государству».

Также Евгений Бушмин поделился своей точкой зрения о бюджетном процессе в России. В частности, он высказался за принятие бюджета на три года. И хотя Россия к этому идет, такой процедуры у нас пока нет. Проект федерального бюджета на 2006 год в условиях перехода к среднесрочному планированию был составлен в рамках перспективного финансового плана на 2006—2008 годы, что должно позволить увязать поставленные цели и приоритеты проводимой экономической политики с четким определением расходов на их реализацию. «Мы предполагаем, что в будущем будем принимать бюджет на три года и в течение каждого года вносить в него некоторые изменения. Пока же мы имеем только перспективный финансовый план», — отметил Евгений Бушмин. Также глава комитета выразил уверенность в том, что бюджет необходимо принимать лишь в одном чтении, а не в трех или четырех: «Есть смысл лишь один раз заслушать правительство и либо оказать ему доверие, либо нет. Вряд ли есть смысл пытаться постатейно вносить какие-то незначительные правки и перекраивать документ».

Последняя битва

Обсуждение ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на 164-м пленарном заседании Совета Федерации длилось около двух часов. Участники заслушали точку зрения Правительства РФ, которую изложил министр финансов Алексей Кудрин, позицию профильного Комитета СФ по бюджету и ее председателя Евгения Бушмина, а также замечания других сенаторов.

В своем выступлении Алексей Кудрин затронул тему инвестиций. По его мнению, приоритетными станут инвестиционные проекты, способствующие экономическому росту в России: развивающие транспортную инфраструктуру, авиа- и судостроение. К инвестиционной составляющей имеют отношение и национальные проекты, поскольку это вклад в будущее страны, в подготовку высококвалифицированных кадров. Министр отметил, что общий объем расходов субъектов Федерации в 2006 году возрастет на 420—440 млрд руб., зарплата бюджетникам федерального уровня будет увеличена на 26%, что в полтора раза превышает темпы инфляции (при этом все субъекты Федерации будут в состоянии обеспечить повышение заработной платы своим бюджетникам пропорционально федеральному уровню).

Алексей Кудрин много говорил о необходимости наряду с реализацией социальных проектов сдерживать инфляцию, уровень которой в следующем году не должен превышать 8,5%, об укреплении рубля и целях формирования Стабилизационного фонда. Министр признал, что при благоприятной конъюнктуре цен на нефть объем фонда может превысить запланированную цифру в 776 млрд руб. Однако Алексей Кудрин уверен в том, что направлять средства из фонда нужно на досрочное погашение внешних долгов России, а не на увеличение объема финансирования социальных проектов в стране.

Евгений Бушмин отметил расхождения в прогнозах Совета Федерации и правительства по поводу социально-экономического развития страны, а также цен на нефть. Так, по мнению сенаторов, на конец 2006 года в бюджете должно образоваться сверх запланированных доходов более 1 трлн руб., в бюджете же заложен профицит в 776 млрд рублей. Инвестиционный фонд и необходимость финансирования четырех приоритетных национальных проектов, по мнению председателя бюджетного комитета, являются главной особенностью бюджета будущего года. В рамках бюджета создан инвестиционный фонд в объеме 69,7 млрд руб., средства из которого будут направлены на реализацию крупных инвестиционных и инновационных проектов. Однако, как предполагает Евгений Бушмин, судя по возможностям бюджета, объем данного фонда мог быть больше.

В целом ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» был одобрен сенаторами («за» проголосовало 150 членов СФ).