Полку контролеров прибыло


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

С этого номера по многочисленным просьбам читателей мы возобновляем ежемесячный мониторинг изданного и готовящегося социально-экономического законодательства для боссов. Сейчас предметом нашего рассмотрения стало постановление правительства, утверждающее Положение о порядке координации федеральных органов исполнительной власти.

Постановление Пра­ви­тельства РФ № 725 от 5 декабря 2005 года «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти» издано в развитие указа президента от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти”. Оно предписывает утвердить Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральным ведомствам в трехмесячный срок привести в соответствие с этим положением свою нормативную базу, а Минрегиону дать необходимые разъяснения по выполнению положения.

Положение касается только взаимодействия региональных органов исполнительной власти и территориальных органов министерств и ведомств. Взаимодействие с полпредствами президента оно не регулирует.
Координация подразумевает согласование как принимаемых решений, так и практических действий по вопросам, предусмотренным федеральными законами, актами президента России и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Интересно, что взаимодействие в практической работе положением не предусмотрено.

Этот же принцип — в пункте о формах взаимодействия, среди которых совмест­ное планирование мероприятий, подготовка предложений по совершенствованию законодательства (федерального и регионального), обмен информацией, создание консультативно-совещательных органов и «иные формы, преду­смотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». То есть во всех субъектах Федерации придется заключать хотя бы рамочные соглашения о взаимодействии с федеральными структурами.

Территориальные органы федеральных структур выполняют задачи, возложенные на их федеральные «материнские» ведомства; запрашивают от органов ис­полнительной власти субъектов Федерации информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях; направляют им соответствующие материалы и информацию; «осуществляют в порядке и формах, определенных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также за со­блюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями»; направляют губернаторам предложения и рассматривают их обращения.

Полномочия территориальных структур федеральных ведомств определяются их положениями, которые должны соответствовать рассматриваемому постановлению.

Особенно интересен следующий пункт положения: «При ненадлежащей реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области осуществления государственного контроля и надзора, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области осуществления государственного контроля и надзора территориальные органы направляют предложения об устранении нарушений высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а если указанные нарушения не устранены, информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, передавший реализацию части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Согласно документу разногласия между территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится территориальный орган, «либо путем проведения согласительных процедур». То есть фактически спор разрешается заведомо в пользу федерального органа: процедура согласования между федеральным ведомством и главой исполнительной власти субъекта Федерации в обязательном порядке не предусматривается. Это полномочие, очевидно, ставит федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории того или иного субъекта Федерации, в более выигрышное положение, чем органы власти субъекта Федерации.

Правительство определило, что вышеизложенные нормы не относятся к территориальным органам, действующим на территории нескольких субъектов Федерации, – порядок их взаимодей­ствия должен определяться положениями об этих органах.

Резюмируем: постановление направлено на усиление контроля за субъектами Федерации, ставит в явно неравноправное положение исполнительную власть субъектов Федерации и территориальные органы федеральных ведомств, что, на наш взгляд, негативно скажется на качестве взаимодействия федеральных и региональных структур.

Наиболее важные законопроекты

Правительство РФ внесло в парламент проект закона № 227090-4 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», который определяет единую общероссийскую потребительскую корзину для основного трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Вот параметры корзин, предлагаемые правительством (см. таблицы).

Правительством предложен проект закона № 146680-4 «О внесении изменений в федеральный закон “Об аудиторской деятельности”».

Предлагается переформулировать понятие предпринимательской деятельности следующим образом: «Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг». Аудит (аудиторская проверка) интерпретируется как независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, то есть отчетности, предусмотренной законом о бухучете, и аналогичной ей по составу отчетности. Под сопутствующими аудиту услугами, помимо перечня, приводимого в ст. 1 Закона об аудиторской деятельности, предлагается понимать «отличные от аудита услуги, связанные с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций».

Депутаты Борис Грызлов, Вячеслав Володин и другие внесли на рассмотрение Думы проект закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», касающийся местного налога на недвижимость. Законопроект вводит в раздел X Налогового кодекса главу 31 «Местный налог на недвижимость». Согласно проекту этот налог вводится нормативными актами представительных органов местного самоуправления, ставки и порядок взимания определяются ими же. Плательщиками налога являются физические лица и организации — собственники недвижимости.

Объектом налогообложения признаются следующие объекты недвижимости:
1) недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда;
2) гаражи, принадлежащие физическим лицам, а также гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья;
3) дачные и садовые земельные участки;
4) земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, указанные в пунктах 1 и 2;
5) земельные участки, выделенные под строительство объектов, указанных в пунктах 1 и 2.

Авторы законопроекта предлагают освободить от налогообложения имущество, входящее в состав государственного и муниципального жилищного фонда, а также земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда. Муниципальные представительные органы получат право выводить из-под налогообложения и дополнительные объекты.