«МЕТАЛЛ- ТЭК-2005»: обращение к правительству



Агунда Алборова

В ноябре 2005 года в Торгово-промышленной палате Рос­сий­ской Федерации состоялось III Всероссийское совещание руководителей металлургического и нефтегазового комплексов «МЕТАЛЛ-ТЭК-2005». На нем был принят проект рекомендаций Правительству РФ.

Совещание «МЕТАЛЛ-ТЭК-2005» проводилось Союзом нефтегазопромышленников России, Международным союзом металлургов и Союзом производителей нефтегазового оборудования при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по энергетике, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На совещании были рассмотрены проблемы конкурентоспособности российской металлургической продукции, технического регулирования в металлургии и нефтегазовом комплексе, обсуждалась система материально-технического обеспечения естественных монополий и нефтяных компаний.

С докладами выступили вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев, заместитель генерального директора Трубной металлургической компании Сергей Билан, заместитель начальника управления ОАО «НК “Роснефть”» Галина Кашлева, заместитель технического директора ОАО «Северсталь» Александр Немтинов и многие другие.

Сергей Катырин в своем выступлении подчеркнул тот факт, что нефтегазовый комплекс является крупнейшим потребителем продукции металлургического сектора промышленности и существует целый ряд проблем, которые сегодня волнуют не только руководителей металлургических и нефтегазовых предприятий, но и тех, кто стремится содействовать им в решении сложных производственных вопросов, а это различные общественные структуры, Торгово-промышленная палата РФ, Комитет по металлургии и Комитет по топливно-энергетическому комплексу ТПП РФ. Среди вопросов, требующих скорейшего решения, — изношенность основных фондов в нефтегазовом комплексе, приводящая к тому, что динамика разведывательных работ не соответствует современным потребностям рынка. «По мнению многих наших коллег, модернизация в нефтегазовом комплексе происходит очень медленно из-за поставок по импорту, из-за использования в основном зарубежного оборудования и компонентов, — отметил Сергей Катырин. — Естественно, это волнует наших производителей, которые готовы решать данную проблему сами». Он также призвал всех участников совещания принять активное участие в разработке проекта рекомендаций Правительству РФ.

Большой интерес присутствующих вызвал доклад заместителя начальника Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Анатолия Шаталова. Он, в частности, сказал: «Анализ результатов работы нефтегазового комплекса за 2000—2005 годы говорит о том, что ситуация с обеспечением безопасности функционирования большинства объектов нефтегазового комплекса, к сожалению, в лучшую сторону пока не меняется. В течение пяти лет количество аварий каждый год колеблется от 64 до 68. В 2003 году был скачок до 73. Некоторое снижение аварийности в 2005 году не успокаивает, так как большинство из зарегистрированных аварий представляют собой аварии с тяжелыми последствиями…

…Открытое фонтанирование нефтяных скважин в Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми, Краснодарском крае за последние годы стало регулярным событием. Последствия ряда аварий на объектах нефтегазового комплекса нанесли серьезный ущерб экономике регионов, в том числе и за счет синергетического эффекта, сокращения или прекращения подачи углеводородного сырья потребителям.

Участились случаи смертельного и тяжелого травматизма среди производственного персонала буровых установок и других нефтегазопромысловых производственных объектов, объектов магистрального трубопроводного транспорта. Но объяснение или оправдание сложившегося уровня аварийности и травматизма ссылками на рост объемов добычи и транспортировки углеводородного сырья в современных условиях хозяйствования нельзя, я думаю, признать состоятельными. Для специалистов очевидна необходимость принятия дополнительных мер по всем направлениям деятельности по предупреждению аварийности».

Анатолий Шаталов также привел результаты анализа управлением причин аварийности: «10–15% от общего количества аварий, так говорит наша статистика, происходит из-за брака, допущенного при изготовлении, или износа оборудования в результате длительной и неправильной его эксплуатации. На объектах магистральных трубопроводов до 12% аварий с серьезными последствиями возникает в результате развития дефектов, допущенных при изготовлении труб и комплектующих изделий». Среди причин, вызывающих разрывы нефтепроводов, он назвал несовершенство технологий производства изделий, недостаточный заводской контроль качества при их изготовлении, отсутствие или низкое качество технического надзора заказчика за соблюдением требований по обеспечению качества и несовершенство нормативной базы. По мнению Анатолия Шаталова, для расширения участия российских производителей в инвестиционных проектах, связанных с выпуском металлургической продукции и оборудования и осуществляемых иностранными компаниями, необходимо ускорить приведение отечественных норм и стандартов в соответствие с международно признанными, прошедшими успешную апробацию при реализации в крупных нефтегазовых проектах нормами. Российские производители нефтегазового оборудования, которые в свое время перешли на выпуск продукции, соответствующей международным стандартам, как показывает практика, успешно ведут поставки такой продукции, например для сахалинских проектов и даже за рубеж.

По итогам совещания был принят проект рекомендаций Правительству РФ.

Рекомендации
III Всероссийского совещания
руководителей металлургического
и нефтегазового комплексов «МЕТАЛЛ-ТЭК-2005»
Москва, ТПП РФ

23 ноября 2005 года Участники III Всерос­сийского совещания руководителей металлургического и нефтегазового комплексов «МЕТАЛЛ-ТЭК-2005», обсудив широкий круг вопросов по обеспечению технического перевооружения россий­ского нефтегазового комплекса на основе отечественной металлургической продукции, считают необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации со следующими предложениями:

получение и продление лицензий на разработку месторождений углеводородного сырья должно быть обусловлено приоритетным использованием оборудования и услуг отечественных компаний; 

включить в новую редакцию федерального закона «О недрах» нормы, обеспечивающие приоритет использования национальной промышленной продукции и услуг;

законодательно обеспечить стимулы к разработке низкодебитных месторождений углеводородного сырья;  

восстановить обязательные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы для увеличения объемов геолого-разведочных работ и расширения на этой основе производства соответствующего оборудования;

при подготовке соглашений о разделе продукции на шельфовых нефтегазовых месторождениях (Штокмановское, Приразломное и др.) предусматривать программы производства на территории Российской Федерации промышленной продукции для работы в условиях Арктики;  

при согласовании инвестиционных программ естественных монополий и нефтегазовых компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, проводить экспертный анализ намечаемых закупок по импорту;

поручить cоветам директоров ОАО «Газ­пром», ОАО «АК “Транснефть”», ОАО «АК “Транс­нефтепродукт”» ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов по закупкам материально-технических ресурсов;

способствовать созданию на территории Российской Федерации крупных и конкурентоспособных на рынках холдинговых компаний в сфере производства промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Участники совещания «МЕТАЛЛ-ТЭК-2005» считают необходимым рекомендовать компаниям нефтегазового и металлургического комплексов:

принять участие в создании Совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса;

содействовать разработке и внедрению единой информационной базы российских поставщиков промышленной продукции, прошедших предварительную квалификацию;

внедрить опыт компаний «ТНК-BP» и «ТМК» по подписанию долгосрочных соглашений на поставку промышленной продукции;

ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы своих тендерных комитетов по закупкам материально-технических ресурсов;

в целях повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках активизировать создание на территории Российской Федерации холдинговых компаний в сфере разработки, производства и поставок промышленной продукции для нефтегазового комплекса;

принимать участие в работе профильных комитетов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации для обсуждения вопросов обеспечения нефтегазового комплекса промышленной продукцией отечественного производства.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте