Леонид ХЕГАЙ: мы ответственны за город, в котором работаем


Беседу вела Мария Карпенко

МУП «РУМА» (г. Комсомольск-на-Амуре) — современное многопрофильное предприятие, известное в своем регионе не только высоким качеством предоставляемых услуг, но и масштабными социальными проектами. На вопросы нашего корреспондента отвечает генеральный директор МУП «РУМА» Леонид Хегай.

Леонид Дои­ро­вич, вы инженер по образованию, долгое время работали в промышленности. Пригодилось ли вам все это, когда вы стали руководителем МУП «РУМА»?

— Да, именно мое базовое инженерное образование и опыт предыдущей работы помогли мне, особенно в первые годы становления предприятия, когда не хватало специалистов, а восстановление полуразрушенных торговых объектов требовало профессиональных знаний систем инженерных коммуникаций, энергоснабжения. В роли главного инженера мне это было хорошо знакомо. Применял накопленный опыт, знания, учил других. По-моему, получилось неплохо.

— Расскажите, пожалуйста, об?основных вехах развития МУП «РУМА».

— В январе 1998 года для организации и совершенствования рыночной торговли Комсомольска-на-Амуре на базе управления рынками было создано муниципальное унитарное предприятие «РУМА», в состав которого входило четыре рынка. За семь лет оно значительно выросло. Рост происходил постепенно. В апреле 1998 года в связи с большим спросом на торговые места был организован специализированный авторынок. Если вспомнить экономическую ситуацию тех лет, то можно сказать, что тогда многие муниципальные объекты приходили в убыточное состояние и, для того чтобы возродить эти объекты, МУП «РУМА» принимало их на свой баланс и начинало их реконструкцию и реорганизацию. Так в составе нашего предприятия появились рынок «Океан» (в июне 1998 года), магазин «Колобок» (в марте 1999-го), оптовая база «Новый рынок» (в июне того же года), осенью 1999 года — магазин «Юбилейный» и магазин «Товары для дома», который был переоборудован под рынок промышленных товаров. Через год на баланс компании передали санаторий-профилакторий «Металлург», и вновь пришлось восстанавливать и оснащать объект современным оборудованием. В течение 2002 года у нас появилось шесть новых объектов, и все они требовали возрождения. Предприятие за год восстановило гостиницу «Амур», кафе-бар, продуктовый магазин и два рынка (продуктовый и автозапчастей). На базе производственного участка лесообработки был создан свой мебельный участок и производство по переработке вторичных отходов. А в феврале 2003 года на площадях пришедших в упадок магазинов созданы и открыты торговый центр промышленных товаров и продуктовый рынок. Все объекты совершенствовались с учетом запросов жителей Комсомольска-на-Амуре.

— Деятельность МУП «РУМА» охватывает множество направлений. Какое из них является для компании наиболее приоритетным?

— Несмотря на многопрофильность, основным направлением предприятия все-таки остаются организация цивилизованной рыночной торговли и сфера обслуживания. Одно из новых направлений — переработка отходов, а именно полимеров и макулатуры. В настоящее время закупается оборудование (термопластавтомат) для переработки вторичного продукта (дробленки и гранул) в готовые изделия.

В планах компании — более тесное сотрудничество с предприятиями-по­с­та­в­щиками стран СНГ и Азиатско-Тихо­океанского региона, заключение внешнеторговых контрактов на оптовые пос­тавки товаров, создание международного терминала и оптового склада в Комсомольске-на-Амуре. Для налаживания взаимодействия с азиатскими партнерами в апреле и августе 2005 года были организованы деловые поездки и проведены предварительные переговоры: МУП «РУМА» приняло участие в выставке, по­священной инвестиционному потенциалу Хабаровского края, и в международных выставках-ярмарках в Китае.

— Ваше предприятие ведет активную благотворительную деятельность в Комсомольске-на-Амуре. Каковы основные ее направления?

— Действительно, МУП «РУМА» уделяет большое внимание благотворительности. В частности, в Комсомольске-на-Амуре мы осуществляем спонсорскую поддержку спортивных школ и творческих коллективов, учреждений здравоохранения и образования.

С 2003 года по первое полугодие 2005?го наши затраты на проведение программ, мероприятий и акций поддержки социально незащищенных слоев населения составили более 3,5 млн руб. За счет средств предприятия сделаны ремонты в Государственном техническом университете, Государственном педагогическом университете, средних образовательных школах, оплачиваются расходы по участию в соревнованиях и питанию спортивных классов в школах № 1, 2, 4, 15, 22, 32, 36, закуплено спортивное оборудование, спортивная форма. Оказана целевая спонсорская помощь для приобретения оборудования и медтехники дому ребенка, детской городской больнице № 7, городской поликлинике № 9, врачебно-физкультурному диспансеру, станции скорой медицинской помощи.

В городской больнице № 4 нами оборудована специализированная палата для лечения ветеранов ВОВ. Выделены средства на проведение мероприятий городскому Совету ветеранов Великой Отечественной войны, Комитету солдатских матерей, Центру социальной поддержки детей-инвалидов, фонду попечительского совета по благотворительности, оказана целевая материальная помощь участникам ВОВ и труженикам тыла. Мы приняли участие в открытии средней школы в селе Нижне-Тамбовское Комсомольского района, оказав спонсорскую помощь для творческого развития детей коренных народов Приамурья.

Социальная значимость благотворительной деятельности нашего предприятия подтверждена многочисленными благодарственными письмами учреждений и организаций, которым оказывалась помощь.

— Каково вообще ваше видение социальной роли бизнеса в жизни общества?

— Считаю, что социальная роль бизнеса в жизни общества должна быть значимой, хотя это и является отвлечением капитала от целевых программ и тем самым недоинвестированием текущих проектов компании. Однако деньги, потраченные на социальные нужды, позволяют в какой-то степени повысить благосостояние населения и в перспективе могут дать приток новых клиентов, запомнивших торговую марку организатора той или иной акции.

Кроме того, социально активное предприятие дает чувство защищенности своим работникам. В частности, сотрудникам МУП «РУМА» и их детям за счет средств компании и средств социального страхования оплачиваются путевки в санатории, пансионаты, дома отдыха.

У нас планомерно осуществляются мероприятия, направленные на улучшение условий труда, выделяются беспроцентные ссуды на приобретение жилья, товаров длительного пользования, оказывается материальная помощь нуждающимся, оплачивается содержание детей работников предприятия в детских дошкольных учреждениях и обучение в вузах. Ежегодные затраты на социальную сферу составляют пятую часть всех средств на развитие предприятия.

Социально активная компания также демонстрирует собственное финансовое благополучие и заинтересованность в экономическом развитии региона, свою готовность сотрудничать с властью.

— МУП «РУМА» заботится и об обеспечении санитарно-экологической?безопасности Комсомольска-на-Амуре. Почему ваше предприятие взялось за это направление?

— Мы считаем себя ответственными за экологическое состояние города, в котором работаем, и ищем пути, как помочь ему решить хотя бы часть проблем. Наше предприятие является активным участником экологических акций, проводит постоянную работу по благоустройству и озеленению территорий своих объектов, обеспечению санитарно-экологической безопасности в городе. Так, например, мы вывозим твердые и жидкие отходы с подразделений предприятия, вывозим для захоронения или утилизации твердые бытовые отходы, автопокрышки, резиновые изделия, ртутьсодержащие лампы и приборы, отработанные масла и нефтепродукты, аккумуляторные батареи. Занимаемся благоустройством территорий, завозим землю на газоны, ведем посадку деревьев. Кроме того, участвуем в проверках автотранспорта на токсичность, осуществляем вывоз и пакетирование макулатуры на производственном участке предприятия, сбор и переработку полиэтиленовых бутылок с наших объектов и от сторонних организаций.

Как я уже говорил, мы целенаправленно развиваем производство по переработке отходов — полимеров и макулатуры. Продукцией этого производст­ва являются макулатура, прессованная в кипы, и дробленая полимерная крошка, которые поставляются на предприятия Хабаровска и Амурска для дальнейшего вторичного использования. Организованы пункты по приему картонной тары на переработку от город­ских организаций и предприятий.

В 2005 году МУП «РУМА» стало участ­ником международной экологической программы «США — Дальний Восток РФ — активное партнерство».

— Вы депутат Хабаровской краевой думы. Что подтолкнуло вас заняться политикой?

— Радикальные перемены в обществе, отсутствие механизмов взаимодействия государственных структур и органов местного самоуправления, незащищенность предприятий от внешних воздейст­вий в тот период подтолкнули меня к этому. Как генеральный директор, я часто сталкивался с подобными вещами. Хотелось быть причастным к конструктивным, цивилизованным действиям, принятым в мировой практике.

— Возглавляемое вами предприятие и лично вы отмечены множеством региональных, общероссийских и международных наград. Какие из них вам особенно дороги?

— Каждая из наград, полученная предприятием, дорога по-своему. За каждой из них — труд коллектива, который по праву заслужил эти награды. Но все же хочу отметить самые последние, которые говорят о том, что предприятие не останавливается на достигнутом, а развивается и совершенствуется. Это диплом лауреата всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» (2004 год), диплом лауреата международной премии «Европейский стандарт» (2005 год) и самая последняя награда — всероссий­ская?премия «Росс­ийский национальный Олимп» в номинации «Торговля. Сервис». Ее нам вручили 18 ноября 2005 года.

Эти награды являются стимулом для еще лучшей работы коллектива. Ведь звание обязывает соответствовать ему.