РЖД: взаимодействие и партнерство


Агунда Алборова

В начале ноября в Москве прошла III Международная конференция «ОАО “РЖД” на рынке транспортных услуг: взаимодействие и парт­нерство», организованная ОАО «Российские железные дороги» и редакцией журнала «РЖД-Партнер» при под­-дер­ж­ке Министерства транс­порта РФ.

В конференции приняли участие более 700 делегатов из 20 стран мира, из которых около 400 представляли крупнейшие российские транспортные и промышленные компании. В течение двух дней работы форума они обсуждали наиболее актуальные проблемы транспортной отрасли. Особое внимание привлекли вопросы, связанные с применением нормативной базы, регулирующей отношения между участниками перевозочного процесса (выступавшие активно обменивались собственным опытом), а также ход выполнения второго этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В рамках пленарных заседаний и работы круглых столов с докладами выступили президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов, руководитель Федеральной службы по тарифам РФ Виталий Евдокименко, председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников, заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли РФ Евгений Михайлов, директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ, глава правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО Максим Медведков, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев, президент Ассоциации экспедиторов России Валерий Алисейчик, президент VR-Group Ltd. (Железные дороги Финляндии) Хенри Куйтунен, заместитель генерального секретаря Ассоциации по управлению международными перевозками на железнодорожной инфраструктуре «RailNetEurope» Халед Эль-Хуссейн, представитель Антимонопольного управления Департамента юстиции США Расселл Питтман, а также руководители ведущих транспортных и промышленных предприятий России, СНГ и стран Балтии.

Во время круглых столов прошли дискуссии по темам: «Повышение качества обслуживания грузовладельцев в условиях структурной реформы железнодорожного транспорта», «Развитие единой инфокоммуникационной инфраструктуры транспортной системы России: современные подходы», «Перспективы образования института частных перевозчиков и развитие конкуренции на железнодорожном транспорте: правовой, экономический и технологический аспекты», «Присоединение России к ВТО и перспективы развития внешнеторговых перевозок», «Транспортное машиностроение: новые вызовы», «Тарифное регулирование на железнодорожном транспорте и проблема баланса интересов участников перевозочного процесса», «Страхование на транспорте: аспекты практической деятельности и перспективы развития», «Частные инвестиции на транспорте: условия, критерии, эффективность», «Контейнерные перевозки. Основные направления и инновации», «Совершенствование и развитие нормативной базы регулирования железнодорожного транспорта».

По итогам конференции была принята резолюция. В ней участники форума в числе прочего рекомендовали Министерству транспорта РФ ускорить принятие нормативной базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчиков, поддержали предложения ОАО «РЖД» по развитию государственно-частного партнерства и участию федерального бюджета в финансировании крупнейших инфраструктурных проектов ввиду их значения для развития экономических связей государства. Кроме того, было решено рекомендовать Федеральной службе по тарифам активизировать рассмотрение вопросов по принятию постановления Правительства РФ «О ценообразовании на железнодорожном транспорте» и обеспечить возможность оперативного отражения в тарифах рыночной конъюнктуры путем передачи ОАО «РЖД» права изменения тарифов в рамках определенного ФСТ РФ их предельного уровня.

В связи с предстоящим присоединением России к ВТО делегаты форума подчеркнули актуальность повышения конкуренто­способности российских портов, развития технологии электронного декларирования экспортно-импортных и транзитных грузов, создания единого информационного ресурса транспортной системы России.

Рекомендации резолюции коснулись и сектора пассажирских перевозок. Участники конференции констатировали необходимость использования прямого бюджетного субсидирования деятельности учреждаемой в процессе реорганизации ОАО «РЖД» Федеральной пассажирской компании, рекомендовали ФСТ ускорить согласование проекта прейскуранта № 10?02-16 «Тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании во внутрироссийском сообщении» и реализацию необходимых мероприятий с целью сокращения убыточности пассажирских перевозок.

В ходе конференции состоялось вручение ежегодной премии ОАО «РЖД» «Партнер ОАО “Российские железные дороги”». Премия была учреждена с целью совершенствования взаимодействия с промышленными и транспортными компаниями, имеющими партнерские отношения с ОАО «РЖД», дальнейшего сотрудничества с другими участниками перевозок, улучшения имиджа железнодорожного транспорта. В номинации «За вклад в развитие взаимодействия и партнерства на рынке транспортных услуг» ее лауреатами стали заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Давыденко, Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта. В номинации «Лучшая компания-грузоотправитель» премию получили ОАО «Уралкалий», ОАО «Северсталь», ОАО «ТНК-ВР». Лучшими компаниями-экспедиторами были названы ООО «Фирма “Рейл-Сервис”», ЗАО «Русская Тройка», ОАО «СОВФРАХТ». Звания лауреата премии в номинации «Лучшая компания — оператор железнодорожного подвижного состава» удостоены ООО «БалтТрансСервис», ЗАО «Северстальтранс», ООО «ММК-Транс». В номинации «Лучшая компания в смежном виде транспорта» победили ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Восточный порт», ФГУП «Мурманский морской торговый порт». Лучшими международными партнерами были признаны Немецкие и Финские железные дороги.

Генеральными партнерами конференции выступили ЗАО «Северстальтранс» и ОАО «ЖАСО», генеральным IT-партнером — ЗАО «Компания “ТрансТелеКом”». Генеральный банк конференции — ОАО «Внешторгбанк»; генеральный страховщик — ОАО «Согаз»; генеральные спонсоры — ОАО «Новая перевозочная компания», «Системы Транспортной Безопасности — ИНТЕРСИТИ», ЗАО «Транс­машхолдинг», ОАО «Транс­КредитБанк»; международные партнеры — компании «Рижский вагоно­строительный завод», ООО «Мечел-Транс»; официальный страховой партнер — ОАО «Росгосстрах»; спонсоры — ООО «БалтТрансСервис», ООО «Брансвик Рейл Лизинг», ОАО «Трансмаш-Групп», ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы», ООО «Инпромлизинг» и НТЦ «Транссистемотехника».